АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Митрополит Феогност

Читайте также:
  1. T МИТРОПОЛИТ ІЛАРІОН
  2. вул. Митрополита Василя Липківського, 36, м. Київ, 03035, тел./факс: (044) 248-25-14
  3. ИЗ БАНДИТОВ - В МИТРОПОЛИТЫ
  4. КИЇВСЬКИЙ МИТРОПОЛИТ ПЕТРО МОГИЛА
  5. Митрополит Исидор и Флорентийская уния.
  6. Митрополиты Петр, Феогност, Алексий. Их роль в укреплении власти московских князей.
  7. Поставление в митрополиты епископа Ионы. Переход русской церкви к автокефалии.
  8. Реставраційна праця митрополита Петра Могили
  9. Русская церковь в условиях обострения отношений с вкл в 15 веке ( борьба за того кто будет в Литве митрополитом и тд )
  10. СВЯТИЙ ІОАН, МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСЬКИЙ
  11. Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. Митрополит Киприан и его заслуги

Преемник святителя Петра, грек Феогност, посвященный в 1328 г., уже прямо отправился на жительство в Москву, к московскому князю, который в том же году сделался великим князем. Именно Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в столицу Московского княжества

Александр Михайлович Тверской, произведя в Твери восстание против ханского посла Щелкана и избиение его свиты, навлек на себя опалу Узбека и бежал в Псков.

Иван Калита должен был взять его у псковичей и представить в Орду. При этом вполне обнаружилось, какого важного союзника имела Москва в митрополите.

Феогност за прием опального князя объявил Псковичам интердикт (запретил там богослужение и отлучил весь Псков от церкви). Отлучил и Александра Михайловича от церкви, после чего тот уехал в Литву.

В Пскове и Новгороде были епископами поставлены ставленники Москвы.

Помощь церкви укрепила положение Ивана Калиты.

Во время святительства Феогноста на юго-западе Руси образовалось Великое княжество Литовское, вступившее в борьбу за лидерство с московским князем. Избрав политику поддержки Москвы, Феогност всячески содействовал тому, чтобы во всех епархиях русской митрополии сохранить единство веры и древний церковный порядок.

В 1330–1340-е годы в Византии происходила смута, вызванная богословскими спорами о природе фаворского света. Епископ Галицкий не преминул воспользоваться подобной ситуацией и сумел добиться основания митрополии в Галиче с подчинением ей всех епархий Волыни. В 1347, когда на патриаршую кафедру Константинополя взошел новый патриарх, он по просьбе Феогноста и князя Симеона снова подчинил Волынь митрополиту Киевскому и всея Руси.

По проискам с литовской стороны и честолюбию разных духовных лиц юго-западной Руси, здесь один за другим являлись митрополиты, добывавшие себе сан у греков, - в Галиче Гавриил еще при митрополите Петре и Феодор при митрополите Феогносте, в Киеве лжемитрополит Феодорит, посвященный в 1352 г. тырновским патриархом.


В принципиальных вопросах Феогност соглашался с Иваном Калитой.

Но были и несовпадения взглядов с князьями:
Так, в 1339 г убит князь Тверской Александр Михайлович. Его погребение было на Руси, и Феогност совершил пение над гробом, хотя Калита был против

 

В 1347 г Симеон гордый решил жениться в 3 раз. Митрополит это узнал и повелел закрыть все Московские церкви за нарушение церковных правил, конфликт кончился через полгода с посольством Симеона в Константинополь. Ему было разрешено жениться в виде исключения.

Вторая четверть XIV в. была временем дальнейшего укрепления русской церкви, связавшей свою судьбу с наиболее сильными из русских князей — московскими князьями. Феогносту удалось вновь добиться ликвидации возникшей было галичской митрополии. Немалое внимание было им уделено отношениям с Золотой Ордой. В 1343 г. он вместе с великим князем отправился в Орду к новому хану — Джанибеку, который потребовал от митрополита уплаты ежегодной дани. Феогност сумел откупиться, и это требование было снято.

Весной 1353 г. во время «морового поветрия» Феогност и князь Семен Иванович умерли

При Феогносте московское княжество получило больше могущества.
Феогност даже сам назначил себе приемника.
Алексий Бяконт должен был стать его ставленником.

Алексий (1354–1378)

Происходил из боярского рода Бяконтов. Послушник Московского Богоявленского монастыря.

Ставленник митрополита Феогноста, стал епископом владимирским. По смерти Феогноста святой Алексий поехал в Грецию и был посвящен в митрополиты (1354).

Уступив просьбе московского князя, патриарх Константинополя подчеркнул, что избрание русского епископа является исключением из правила ввиду его благочестия и личных достоинств, но что впредь митрополиты должны посылаться на Русь непременно из греков.

Определено не разделять Русской митрополии на части хотя митрополит и живет не в Киеве, но Киев все-таки остается его престольным местом.

Узнав о поставлении Алексия, вновь активизировалось Великое княжество Литовское. Князь Ольгерд, желая освоодиться от московского влияния, прислал патриарху богатые дары и своего кандидата в митрополиты Киевские – епископа Романа, через которого намеревался распространить свое влияние на русские земли. Патриарх благосклонно отнесся к просьбе литовского князя. Литва получила своего митрополита, назначив ему в управление Литву и Волынь с кафедрой в Новгородке Литовском. Киев все-таки оставлен был за святым Алексием. Однако, соперничество митрополитов продолжалось вплоть до смерти Романа в 1368 г.

. Оба митрополита явились на Русь, и "сотворился, по рассказу летописца, мятеж во святительстве." Алексий покорился определению патриарха и его собора и довольствовался своею областью, но Роман не был доволен, домогался получить под свою власть и Киев с Брянской епархией, тоже уступленной Алексию, делал властные распоряжения в Твери, пользуясь тем, что Михаил Александрович Тверской был родственник и союзник Ольгерда.

Святой Алексий был вовсе не такой просветитель, которым могли бы быть довольны в княжествах, не ладивших с Москвой.

В правление Ивана II, а затем его сына –Дмитрия Ивановича (буд.Донского) Алексий был главным советником великого князя и во всем ему содействовал.

Ввиду малолетства князя Дмитрия Ивановича правительство в Москве фактически возглавлял митрополит Алексей. Св. Алексий употреблял свою духовную силу для того, чтобы заставить смириться тех князей, которые выступали против Москвы. При малолетнем Димитрие Ив. Донском (сыне Ив. Красного) государством управлял 10 лет митр. Алексий. Он помог Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, (Когда великокняжеский титул перешел к суздальскому князю, Москва, казалось, утратила свое прежнее значение) несмотря на то, что было несколько претендентов на великокняжеский престол. В Нижнем Новгороде восстал Борис Суздальский. Алексий послал туда для умиротворения Сергия Радонежского с повелением закрыть все храмы, чем и заставил Бориса смириться

Содействие было важно и вследствие особенного благоволения к святителю ордынских ханов. В 1357 году, по случаю глазной болезни ханши Тайдулы, которую никак не могли вылечить волхвы. Святитель поехал и исцелил Тайдулу. После этого его еще более стали уважать в Орде. В том же году Джанибек умер; его сын, свирепый Бердибек, потребовал от русских князей новой дани. Алексий снова поехал в Орду ходатайствовать за Русскую землю. При содействии Тайдулы он укротил хана и воротился с новым ярлыком.

При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры; он употреблял свою духовную силу и для того, чтобы заставлять князей соблюдать эти договоры, предавал отлучению тех из них, которые вступали против Москвы в союз с Литвой.

В 1371 году к патриарху Конст. пришло послание Ольгерда литовского, который жаловался, что никогда не бывало такого тяжелого митрополита на Руси, как святой Алексий, что Киева и Литвы он вовсе не посещает и любит одного только князя московского, с благословения его Москва обидела его, Ольгердова, шурина, Михаила Тверского, и зятя, Бориса Нижегородского, с перебежчиков на московскую сторону митрополит снимает крестное целование и проч., и в заключение просил поставить тоже особого митрополита в Киев, Малую Россию, Литву, Смоленск, Тверь и Нижний, т.е. во все местности, враждовавшие с Москвой. Филофей уступил и этой просьбе и в 1376 году поставил митрополитом киевским серба Киприана. П атриарх определил только, чтобы Киприан снова соединил Русь под одной своей властью после смерти Алексия.

Польский король Казимир тоже потребовал от патриарха поставить митрополита для Галича, грозя, что в случае отказа он всех православных крестит в латинство. В 1371 г. патриарх поставил для Галича особого митрополита Антония. Таким образом, на Руси явилось три митрополита.

Митрополит Алексий понимал, что объединить все русские земли (в пределах Древнерусского государства) — задача нереальная в тех конкретно-исторических условиях. Поэтому он собирал тот кулак, который мог стать основой и для освобождения от ордынского ига, и для будущего нового возрождения Руси. Этим кулаком стали Северорусские земли, для которых смягчение ордынского ига или даже полное освобождение от него и было первостепенной задачей. Если бы Алексий придавал первенствующее значение задачам объединения митрополии "всея Руси" под своей властью, то он бы не смог решить главную проблему — объединения Северорусских земель для борьбы с Ордой. Поэтому митрополит Алексий и не противился самому факту разделения митрополии.

Митрополит Алексий также во многом подготовил победу на Куликовском поле (хотя не дожил до этого момента).

В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению сил Северной Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г.

В церковной жизни святитель заботился о построении церквей и монастырей, занимался исправлением церковных книг, поднятием нравственности русского духовенства и т.п.

Значительную роль сыграл митрополит Алексий в установлении духовного единства Руси. В этом отношении он особую роль придавал учреждению и распространению общежительских монастырей. Еще в 1353—1354 гг., при поддержке константинопольского патриарха Филофея Алексий предложил инокам подмосковного Троицкого монастыря, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский, принять общежительский устав.

Таким образом, за время деятельности трех митрополитов – Петра,Феогноста и Алексия, роль Московского княжества значительно поднимается. Поддержка княжеской власти митрополитами способствовала возвышению Москвы и становлению нового центра Русских земель. С переноса кафедры митрополита в Москву она становится идеологическим центром.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)