АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская церковь в условиях обострения отношений с вкл в 15 веке ( борьба за того кто будет в Литве митрополитом и тд )

Читайте также:
  1. B) Единство производительных сил и производственных отношений.
  2. D. гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек
  3. I.6.1.Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
  4. III. Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин
  5. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. VII. Концепция отношений личности
  7. Агрегатный индекс физического объема при исчислении по одним и тем же данным будет... среднему(го) арифметическому(го) индексу (а) физического объема.
  8. Академические филологические школы и русская фольклористика.
  9. Активизация политических партий и первая русская революция 1905-1907 гг.
  10. Актуальность логистики в условиях экономики России
  11. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
  12. Анализ взаимосвязи коэффициентов на основе методики факторного анализа прибыли Дюпон и прогноз роста с помощью соотношений

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.), грек. Он отправился в Москву и должен был начать деятельность с упорядочения хозяйства митрополичьей кафедры. B 1408 г. жестоко опустошил московскую область хан Едигей и самую Москву держал в осаде. B столице, при отсутствии князя, наступила анархия. Фотий начал восстановлять порядок крутыми мерами, не щадил даже великого князя, когда и тот оказывался повинным в нарушении финансовых прав митрополии. Враги настроили против Фотия Витовта, который, собрав литовских епископов, предложил им войти с ходатайством пред патриархом ο поставлении для Литвы особого митрополита. Фотий был митрополитом всероссийским в полном смысле этого слова, т.е. простирал свою власть и на Литву и на Галичину, которые он посещал. Фотий безуспешно продолжал вести унаследованную им от предшественника борьбу с новгородцами из-за месячного суда. Во время спора Галича с Москвой

Фотий лишил Галич с князем своего благословения. Тут в Галиче открылся страшный мор. Князь Юрий принужден был воротить митрополита с дороги и просить его ο прекращении Божьей кары, обещая покорность Москве. По молитве Фотия мор прекратился, и мир был заключен.

Исидор (1436-1441 гг.). Β акте Флорентийской унии русскому митр. Исидору принадлежит первостепенная роль инициатора и главного его устроителя. В марте 1941 Исидор приехал в Москву. Однако тут уже знали об унии и определили свое отрицательное отношение к ней. В итоге из Москвы Исидор бежал к литовскому великому князю Казимиру, а оттуда вскоре в Рим.

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.

После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были униатами. Отвергнув Исидора за унию, русские последовательно должны были разорвать союз с униатской церковью Константинопольской. Но на это у них не хватало мужества. Решили поставить митрополита самостоятельно, но сохранить видимость формального единения с Константинополем. Просьба великого князя состояла в том, чтобы дозволено было русским совершенно независимо от патриарха поставить митрополита домашним собором епископов. Из Константинополя не было получено никакого ответа. Самостоятельное поставление митрополита состоялось в 1448 г. Возникла опасность, что на Русь снова может вернуться изгнанный Исидор. Боясь такой перспективы, в Москве собором русских епископов поставили 15 декабря 1448 года митрополитом давно нареченного на этот пост рязанского епископа Иону.

Митрополит Иона (1448-1461 гг.). Иона принимал участие в борьбе московского князя Василия Васильевича из-за великого княжения с Дмитрием, писал Шемяке от лица всего русского духовенства смирительную грамоту с угрозой церковного отлучения, такие же грамоты разослал к сторонникам Шемяки. Его стараниями произошло торжественное причтение к лику святых митр. Алексия, нетленные мощи которого были найдены по случаю постройки церкви в Чудовом монастыре. Хотя Иона и был в полном смысле ставленником Москвы, но продолжал некоторое время быть фактическим митрополитом всея Руси.

Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.). Десять лет Иона управлял митрополией "всея Руси." Но в 1458 г. литовская половина отторгнута из-под его власти.

Митрополит Феодосий (1461 - 1464 гг.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что, применяя строгие церковные наказания к недостойным пастырям, зараз лишил многие церкви их священнослужителей. Предметом общецерковной и вместе государственной заботы для Феодосия являлся факт существования в Литве униатского митрополита Григория-Болгарина. При самом поставлении Феодосия все епископы московской митрополии должны были повторить обет, данный еще св. Ионе, - не вступать ни в какие сношения с литовским митр. Григорием.

Филипп (I) (1464 - 1473 гг.).При митр. Филиппе сепаратистские попытки новгородцев в церковной и политической сферах обнаружились с особенной силой. В 1470 году литовский митрополит Григорий, убедившись из десятилетней практики в невозможности привить новой литовско-русской церкви унию, обратился в православие и чрез то стал вдвойне опасным для политики Москвы. Патриарх Дионисий I присоединил Григория к православию и за богатые дары не только признал его митрополитом литовским, но и всероссийским, потому что не считал законными московских преемников святителя Ионы, поставляемых без его ведома. Вместе с тем патриарх отправил своего посла не только в Литву, но и в Москву, и в Новгород, требуя принятия Григория, как законного митрополита и отвержения митрополита московского. Имя митр. Филиппа I связано в истории московской митрополии с одним фактом внешнего характера, тем не менее в своем роде знаменитым, именно - с построением нового московского Успенского собора - этой всероссийской святыни. Митрополит Филипп скончался 5 апреля 1473 г., когда собор был складен приблизительно до половины своих стен. Окончание постройки совершилось при его преемнике, Геронтие.

Геронтий (1473 - 1489 гг.).Он был поставлен в митрополиты в Петров день 1473 г. из епископов коломенских. В следующем году приехал из Венеции архитектор Аристотель Фиоравенти (или, как советует произносить его фамилию о. Пирлинг - Фиораванти) и признал нужным уничтожить всю старую работу до фундамента включительно. Раки святых были унесены в церковь Иоанна Листвичника, что под колоколами, и началась сверху до низу новая строительная работа, оконченная к августу 1479 г. Этот, стоящий и доныне Успенский Собор, был торжественно освящен летом 12 августа 1479 г.После торжества освящения нового собора, недоброжелатели митрополита Геронтия - ростовский архиепископ Вассиан и чудовский архимандрит Геннадий, внушили князю, будто бы митрополит нарушил церковное предание, совершил крестный ход вокруг храма "не по солнечному всходу." Убежденный наушниками, князь заспорил с митрополитом. Спор, затихший в 1480 г. по случаю нашествия на Москву золотоордынского хана Ахмата, в 1481 г. снова возобновился. Князь прямо нападал на митрополита. Тогда последний удалился в Симонов монастырь и объявил, что оставит свой сан, если князь "не побьет ему челом" и не дозволит ему невозбранно продолжать совершать церковные хождения против солнца. За князя стояли только два вышеуказанных единомышленника, а на стороне митрополита Геронтия - большинство духовенства. B виду такого положения, великий князь нашел себя вынужденным, наконец, смириться перед митрополитом. Он отправил к последнему своего сына с приглашением - вернуться на покинутый святительский престол. Митрополит нашел этот шаг недостаточным для извинения великого князя и не принял высокого посла. Князь уступил до конца. Он отправился к митрополиту сам, извинился во всем и обещал в будущем полнейшее сыновнее послушание митрополиту. Митрополит Геронтий после этого вернулся на свой стол. В этом столкновении бросается в глаза, как смелое желание московского князя - быть хозяином даже в чисто духовных делах своей церкви, так, с другой стороны, и превосходящее в этом отношении значение авторитета митрополитов, еще не покоренного окончательно под власть своего государя.

Правда, в другом столкновении Геронтия с Иваном III Васильевичем еще в 1478 г. сторона, на которой стоял великий князь, осталась победителем. О подчинении кирилловского монастыря. Собор высказался против митрополита. Князь изодрал митрополичью грамоту и вместе с собором указал находиться Кириллову монастырю во власти ростовского архиепископа.

Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем по вопросам церковного характера, митрополит оставался усердным и благим советником князя в делах политических. Так, во время нашествия Ахмата в 1480 г. митрополит Геронтий вместе с архиеп. Вассианом и всем духовенством, как доблестные патриоты, воодушевляли осторожного князя на решительную борьбу с врагом христианской веры

Замечательным событием в истории русской церкви за время митрополитства Геронтия было открытие и разбирательство ереси жидовствующих, о которой будет речь ниже при обзоре внутренних сторон церковной жизни. «Жидовствующие», отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею.

Зосима (1490 - 1494 гг.).Он бал тайным последователем ереси жидовствующих. По иронии судьбы он должен был, тотчас же по своем вступлении на митрополичий престол, произнести соборное осуждение на своих единомышленников-еретиков. Когда было обнаружено его еретичество, защитники православия повели против него настойчивую борьбу. На место Зосимы, опять после значительного промежутка времени, поставлен был в митрополиты 20 сентября 1495 г. игумен Троицкого Сергиева монастыря Симон.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)