АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ограды: выработка здорового чувства личной свободы и чётких личностных границ 2 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

В физиологическом отношении эстроген и прогестерон действуют безошибочно. Биология толкает девочек и женщин определённому природой поведению. Мы делим его типы на пять категорий: круги, сосуд, большая картина, слово, отношения.

Круги

Женская физиология испокон веку помещала женщину и девочку в какие-нибудь круги. Очаг — центр общины, дома владения женщины — всегда был круглым. Женщины и девочки любого племени всегда работали вместе, садясь кружком круговыми движениями размалывали зерно, плели круглы корзины, баюкали ребёнка, обняв его руками. Они строила круглые жилища, располагая их по кругу, поклонялись дискам Солнца и Луны, кольцевой смене времён года, они жил в лад с биологическими ритмами своего собственного тела.

Сегодня мы иногда говорим, что современные женщины; «бегают вокруг и по кругу». Если мы отвлечемся от язвительности этого замечания, то заметим, что оно верно в бук­вальном смысле. В сущности своей вся жизнь женщины — это круг, Хотя наши дочери выработают свой собственный неповторимый способ самовыражения, эстроген и прогесте­рон по-прежнему, как и испокон веков, будут толкать жен­щин к творчеству, целостному восприятию, общению и уста­новлению отношений.

Сосуд

С глубокой древности женщину называют «Сосудом Жизни», «Источником Жизни», «Великой Матерью», «Космическим яйцом». В какой-то момент своей жизни любая женщина, независимо от расы, классовой принадлежности, образования, религиозных убеждений, социального положения, профес­сии, успехов на службе, политических взглядов и тому подоб­ного, встаёт перед вопросом, иметь или не иметь детей. Быть женщиной — значит последовать этому биологическому призыву, зову своей природы.

Вынашивание ребёнка оказывает на жизнь женщины столь огромное влияние, что она меняется навсегда. Как сказала по этому поводу поэтесса Адриенна Рич: «Независимо от реше­ния, принятого женщиной, в её теле происходят необратимые изменения, у неё никогда уже не будет прежних мыслей, вся её будущая женская жизнь будет нести на себе отпечаток этого события». Женщина уже никогда не будет думать о себе в единственном числе «я», ибо она теперь связана невидимой нитью с другим существом, неважно, на каком расстоянии оно находится в данный момент, и связь эта прочнее какой-либо другой силы во всей Вселенной.

Я знала, что не смогу быть достойной матерью своему сыну, ведь я ещё сама была ребёнком, по­этому и отдала его на усыновление сразу, как толь­ко он родился. Я никогда больше его не видела, но и сейчас ещё, восемнадцать лет спустя, в день его рождения я думаю о том, где он и каким он стал.

Мэгги, тридцати четырех лет

Способность выносить новую жизнь в своём собственном теле давала женщинам огромную власть на протяжении всей истории сексуальных отношений. В древних племенах охот­ники почитали и побаивались женщин за их животворную силу. В древности материнство давало возможность женщи­не играть роль, равную по значимости роли мужчины. Без охотничей доблести мужчин, без их силы и способности за­щищать, без умения женщин собирать дары природы, органи­зовывать жизнь сообщества и вынашивать детей племенное общество погибло бы, исчезло бы с лица Земли.

Полоролевые функции начали изменяться с развитием земледельчества. Теперь уже на мужчин возлагалась ответствен­ность за организацию общины и за ее духовную жизнь, но самые решительные изменения во взаимоотношениях мужчин и женщин произошли с началом промышленной революции. Впервые за всю историю в обязанность женщины входило только вынашивание детей, и ее заточили дома. Материнство превратилось в институт, который «ограничил женские права ч привёл к деградации способностей женщины».

В конце двадцатого столетия различные институты, такие как Женское движение, экономическая реальность жизнеобес­печения семьи и, вероятно, душа самой Женщины подвигли её выйти из дому, вернуться в школу и в деловой мир. Сегод­ня большинство наших дочерей почти не задумываются над дилеммой «материнство или работа». Однако, несмотря на сдвиг полоролевых отношений мужчин и женщин в нашем o6ществе, по оценкам некоторых источников, около 90% американских женщин в какой-то момент жизни решаются завес ребёнка. Биологически женщина остаётся сосудом жизни.

Большая картина

Джош и Сара, двое из троих друзей, отправились на вечеринку, тогда как третья подруга — Молли — решила пойти кино. На следующий день Молли позвонила Джошу, и беседа проходила таким образом:

Молли: Джош, как прошёл вечер?

Джош: Здорово! Там был этот горячий басист. Бац, бац, бац...

Молли: А кто ещё там был? Было что-нибудь инте­ресное?

Джош: Да нет, ничего. Потом Молли позвонила Саре:

Молли: Тебе понравился вечер?

Сара: Ты даже не можешь себе представить. Анна увешала весь дом маленькими мигающими фонариками; Диана надела своё чёрное платье в обтяжку; Джеми выкрасила волосы фиолетовым, под цвет туфель; Ка­рина опоздала: отец не разрешил взять машину, и ей пришлось звонить на работу брату, а потом ждать, пока он в перерыв сможет её отвезти. Джон и Лаура не разговаривают друг с другом. Стол былпросто чудо! Мамаша Энн старалась держаться незаметно, но уж очень она переживала из-за своих новых полов,. А Мэтту пришлось притащить с собой свою млад­шую сестру; у Лори новый синяк — её папаша опять напился. А да, там был ещё этот толстяк-басист!

Девочки более чувствительны, чем мальчики, и воспринимают окружающее всем своим существом. Женский мозг на­строен так, чтобы принять и обработать огромное количество сенсорной информации. Каждая девочка потенциально обла­дает сверхтонким чутьем к запахам, касаниям, к увиденному и звукам, что позволяет ей улавливать невысказанные словам подбирать коммуникативные ключи и угадывать скрытый смысл на который другие не обращают внимания. Девочка замечает многое в мельчайших деталях и помнит о них долго. Этим объясняется способность многих женщин интуитивно пони­мать других людей; женщины знают более того, что происхо­дит на самом деле, потому что они многое «ощущают и при­дают больше значения личностным и межличностным граням жизни. Зная, что дочка-подросток очень чувствительна ко всякой мелочи, потому что получает о ней слишком много информации, родители смогут скорее понять, «почему она так угрюма» или «почему она ведёт себя так театрально». А она и в действительности театральна: легко может расплакаться, всегда на эмоциональном пределе, потому что видит картину собы­тий более широко и ярко, чем родители, особенно чем отец.

В исследованиях, посвященных сравнительному изучению сенсорной чувствительности, было обнаружено, что девочки и женщины более восприимчивы к звукам и чаще могут точно напеть мелодию. Они особенно тонко подмечают изменения тона в голосе, что позволяет им улавливать малозаметные оттенки эмоционального состояния друзей и домочадцев.

Исследования визуальных возможностей показали, что жен­щины лучше, чем мужчины, видят в темноте и обладают бо­лее точной и прочной зрительной памятью. Они видят в буквальном смысле слова «картину больших размеров»: у девочек и женщин шире периферическое зрение, потому что у них больше рецепторов (палочек и колбочек) в сетчатке глаза.

Мы уже говорили о том, что у женщин и девочек выше чувствительность кожи. Они гораздо тоньше, чем мужчины, ощущают надавливание на кожу в любой части своего тела. У них ниже болевой порог, но более высокий, чем у мальчиков и мужчин, уровень толерантности к долговременной боли.

Женщины и мужчины различаются вкусовыми пристра­стиями. Женщины более чувствительны к горькому и любят сладкое, мужчины предпочитают соленое. И все вкусовые со­сочки у женщин и девочек обладают большей чувствительно­стью.

Что касается запахов, то и к ним, как свидетельствуют исследования, женщины более восприимчивы, особенно в пе­риод непосредственно перед овуляцией. До того как дезодо­ранты и ароматизированное мыло получили широкое рас­пространение, мужчину привлекал к женщине именно запах в тот период, когда она была наиболее способна к оплодо­творению. Исследования показали, что женщины находят наиболее привлекательным запах экзальтолида, синтетиче­ский мускусный аромат, похожий на естественный мужской запах, почти незаметный для самих мужчин. Нос знает свое дело!

Во все времена одобрялось такое поведение девочек и женщин, которое развивало и усиливало остроту ощущений. Неся ответственность за очаг и жизнь племени, женщины дол­жны были тонко чувствовать всю картину межличностных взаимоотношений. К этому подталкивала их и собственная природа.

Слово

Моя дочка заговорила довольно рано

и с тех пор не может остановиться!

Бесс, мать девочки-подростка

Вовсе не обязательно, что женщины и девочки общаются бо­льше, чем мальчики и мужчины. Исследования показывают, что в беседе мужчины гораздо чаще склонны перебивать со­беседника и говорят обычно дольше, чем женщины. Однако женщинам свойственно уделять речевому общению особое вни­мание. Женская физиология толкает наших дочерей к тому, чтобы сначала сказать, а потом действовать. Речевое общение они ставят на первое место, потому что их мозг устроен так, что они быстрее овладевают искусством слова. Речевые цент­ры у женщин сконцентрированы на левой стороне мозга, тог­да как у мужчин они распределены между передней и задней долями. Это привело многих специалистов, занимающихся про­блемами мозга, к выводу, что девочки и женщины получают от беседы больше удовольствия, чем мальчики и мужчины, поскольку специфическое устройство их мозга облегчает дос­туп к речевым зонам.

Когда я хочу объяснить своему другу, из-за чего я злюсь, мне хватает десятка слов и даже меньше. Если я буду говорить дольше, он так начнет волно­ваться, что перестанет слышать мои слова. Со­всем по-другому обстоит дело с подругой. Если моя речь будет содержать менее трёх абзацев (один должен подтвердить нашу дружбу, второй сооб­щить о моих чувствах, а третийубедить её в том, что я хочу с этим как-то справиться), она чувствует себя обиженной и оскорблённой и начи­нает думать, что мне до неё нет дела.

Кэйт, шестнадцати лет

Женщины любого возраста проявляют склонность к обще­нию. Было проведено исследование по определению того, ка­кие игрушки предпочитают малыши в зависимости от своего пола; это исследование показало, что девочки трёх-четырёх лет гораздо чаще, чем мальчики их возраста, называют в качестве любимой игрушки телефон. Проблемой номер один многие женщины, участвовавшие в 1987 году в опросе по поводу сексуальных отношений, назвали недостаток речевого общения со своим партнёром. И лишь очень немногие в качест ве основной проблемы указали на собственно сексуальные отношения. Доктор философии лингвист Дебора Таннен в своей, блистательной книге «Вы просто не поняли» указывает на различия в поведении мальчиков и девочек, когда стоит вопрос «Чем бы заняться?» Мальчики предпочитают «пойти поиграть», а девочки лучше будут сидеть и разговаривать. Доктор Таннен поясняет, что женщины используют беседу для сближения, для того, чтобы оказать поддержку или полу­чить её и для того, чтобы прийти к согласию. И в этом тоже МЫ видим разницу между полами. Если женщины вступают в разговор, чтобы наладить связь, то мужчины используют беседу, когда нужно решить проблему, дать совет, продемонстрировать своё превосходство. Отсюда становятся понятными те коммуникативные трудности, которые возникают при общении мужчин и женщин. Женщины делятся с партнёром своими чувствами, чтобы услышать слова поддержки и понимания. И нередко потом они жалуются на то, что вместо того слышат совет, как решить проблему. Такая реакция для женщины равносильна отвержению, ведь она жаждет общения языке сердца, а её возлюбленный обращается к ней с позиций своего интеллекта.

Проблема дополнительно усложняется и тем, что женщины предпочитают общаться лицом к лицу, тогда как мужчин вполне устраивает положение бок о бок, как соседей на спортивном зрелище или рыбаков на рыбалке, или даже спина к спине, как в древние времена, когда мужчины защищали от нападения спину друг друга. Мужчина в положении лицом к лицу инстинктивно чувствует себя противостоящим противнику.

Такова ирония судьбы, но наиболее приемлемая для женщины позиция в разговоре мужчине кажется несущей в себе угрозу.

 

Отношения

 

Женский мозг настроен так, чтобы следить не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, состав­ляющих её круг общения (это семья, друзья, сотрудники, самое большое — община). Исследования показывают, что девочки более доброжелательно, чем мальчики, относятся к новичкам на игровой площадке. Девочки знают и помнят име­на своих друзей. Они чаще играют в такие игры, где требует­ся соблюдение очереди и где соревновательность проявляется лишь косвенно (классики, часики). Если девочки спорят или ссорятся, игра останавливается; нередко, чтобы сгладить кон­фликт, они начинают играть во что-нибудь другое, тогда как мальчики считают споры и взаимные обвинения частью игро­вого процесса. Девочки менее склонны к противостоянию, которое могло бы оттолкнуть от группы часть её членов. Вместо этого они либо пытаются вовлечь в игру того, кто создаёт сложности, либо находят мягкие способы выказать своё неодобрение такому поведению. Многих из нас такая уклончивая позиция может раздражать, но с точки зрения сохранения целостности группы, что всегда лежало на плечах женщины, она может быть вполне эффективна.

Привычка к ответственности за сохранность группы имеет и свою тёмную сторону. Если нет возможности прямо сказать о своих отрицательных чувствах, женский инстинкт соедине­ния может переродиться в склонность к злословию за спиной, интригам и хитрости.

Я слушаю о проблемах дочери с её многочисленны­ми подругами. Что меня больше всего расстраива­ет, так это то, что она тайком встречается с парнем своей лучшей подруги. Она постоянно гово­рит мне, что не хочет причинять боль своей луч­шей подруге. Но потом звонит телефон, и она часа­ми разговаривает с этим мальчиком. Если я после этого скажу что-нибудь вроде: «Наверно, тяжело, когда тебе нравится парень твоей лучшей подру­ги?»она злобно отвечает: «Так на чьей же ты стороне?» Тамара даже не хочет подумать о том, чтобы поговорить с подругой об этой дилемме. Порой она опутывает своих друзей буквально паутиной и ловит их туда снова и снова. Она старается сохранить отношения, даже рискуя нанести тем самым вред и себе и другим

Фрэн, мать шестнадцатилетней Тамары

Вращение в кругу взаимоотношений и связей — главный источник женской самооценки, как считает доктор философии Целияелия Халас, автор книги «Почему женщина не может быть похожей на мужчину?» Она говорит, что «...степень того, насколько женщина ощущает себя счастливой, больше зависит от ее удовлетворённости взаимоотношениями с возлюбленным, чем от других успехов и достижений в жизни». Доктор философии Джанет Л. Сёррей в сборнике статей, который выпускает Стоун-центр помощи и исследования проблем развития в Веллслей-колледже, пишет, что «,..мы все, вероятно, испытываем потребность чувствовать себя понятыми или „признанными" другими. Но не менее важно, хотя это никогда не подчеркивают особо, и то, что женщины на протяжении всей жизни испытывают потребность „понимать" других, по-настоящему стремясь к этому, ибо это является существен ным компонентом их собственного роста и развития, а также очень важной составляющей их уважения к себе и способности действовать». Фактически, исследователь и педагог доктор философии Кэрол Джиллигэн в своих исследованиях пришла к выводу, что когда добившиеся немалых успехов в жизни Шины описывают самих себя, они никогда не говорят о ЕЙ профессиональной карьере. Они, скорее, уделяют внимание своим связям с другими людьми, рассказывая о себе, как о жене, как о матери, о сотруднице, об усыновлённом ребенке, как о бывшей возлюбленной, начальнице и тому подобное.

Психологическое влияние

С тех пор как доктор Фрейд начал свои исследования по психологическому развитию человеческих существ, в общепринятые модели психологического роста и созревания включаются такие понятия, как отделение и индивидуализация. Фрейд, а вслед за ним и другие, рассматривает психологическое те как непрерывное движение от привязанности к матери ко всё большему и большему отделению от неё и превраще­нию в автономного индивидуума, который больше не нуждается в зависимости и взаимоотношениях.

Эта модель в некоторой степени отражает развитие маль­чика с первоначальной сосредоточенности на матери ко всё более широкому кругу исследований в доме и в школе и к последующему повороту в сторону отца и других мужчин, от которых он может узнать, что значит быть мужчиной в боль­шом мире. Тем не менее современные исследователи и теоре­тики высказывают всё больше сомнений относительно адек­ватности отображения в этой модели деталей психологическо­го развития мужчин. И уж совершенно точно можно сказать, что эта модель никоим образом не отражает те абсолютно особые факторы, которые оказывают влияние на психологи­ческое развитие женщины.

Предположение, что женщины идут по тому же пути пси­хологического развития, что и мужчины, нанесло им и так немалый ущерб. Вместо того чтобы прислушиваться к жен­ским переживаниям и опыту, наблюдать за их развитием, ис­следователи и теоретики искали в поведении женщин и девочек отклонения от принятой концепции развития. В результате этого стандартная теория о психологии женщины рисует их как неспособных достичь той степени индивидуализации, ка­кой достигают мужчины, и поэтому уступающих им по уров­ню развития. Это положение о «недоразвитости» может быть напрямую связано с раздражительностью женщин, их низкой самооценкой, ощущением собственного бессилия и нарушени­ем полоролевой ориентации сегодня.

Предположение, что каждый из нас должен стать самосто­ятельным взрослым, подразумевает, что мы должны научить­ся самостоятельно принимать решения, строить свою жизнь отдельно от' других, не нуждаться во взаимоотношениях и, если потребуется, уметь жить в полной изоляции, — другими словами, это то, что некоторые называют моделью психологи­ческого развития по типу «одинокого бродяги». Такой тип человеческого развития рисует мрачную картину будущего наших дочерей и ставит перед ними такие цели, которые против­ны самой природе большинства женщин, их психологической и биологической программе. В действительности же наши доче­ри растут и развиваются в среде отношений.

Гобелен с героиней в центре

В средние века красочные и сложные по исполнению гобелены ткали вручную и мужчины и женщины, чтобы эти «карти­на довешенные на холодные стены замка, создавали ощуще­ния тепла, напоминали о великих деяниях феодалов, живших там. Отдельные нити, переплетаясь друг с другом, передавали исторические события, эмоционально связывая зрителя с под к приключениями героев. Сначала довольно трудно связь между отдельными нитями и шаблоном. Затем начинают прорисовываться всё более и более сложные рисунки,:появляются детали: дубовый листок здесь, копыто испуганного оленя там.

Так и растущая девочка с младенчества создаёт свой гобелен, постоянно углубляя и расширяя связи, но при этом оставаясь в центре. Независимость не является главной задачей логического развития женщины. Женская личность формируется и осознаёт себя в отношениях и связях, и ее развитие направлено по пути всё большего усложнения взаимоотношений.

Представьте себе, как вы воркуете со своей лепечущей малышкой, когда меняете ей пелёнки. Она лежит, двигая ручками и ножками, глазки её сияют. Она впитывает в себя каждое изменение вашей интонации, каж­дую модуляцию голоса. Вы улыбаетесь её милому напряжению. Она отвечает вам, пуская крохотные пузыри своими пухлыми губками. Вы громко смеётесь и гово­рите: «Я вижу, что ты хочешь сделать!» Она отвечает нежными звуками и энергичным движением ног. Вы обе довольны сложившимися между вами взаимоотношениями.

Доктор медицины Джин Бэйкер Миллер и исследователи из Стоун-центра колледжа Веллслей уверены, что с самого начала своей жизни девочка обращает внимание на то, что происходит между ней и окружающими, именно это вызывает интерес. Даже в раннем младенчестве она живо реагирует на чувства матери, отца и других близких ей людей и вступает с ними в отношения, отвечая им и наблюдая, какое впечатление производит на них её реакция. Это и есть основа сложного рисунка на гобелене ее взаимоотношений и связей, который она будет ткать всю свою жизнь.

В поисках собственного голоса: развитие своего Я

Среди всего многоцветья отношений девочка сильнее всего идентифицирует себя с матерью. Она происходит от Матери; она похожа на Мать; и чаще всего за ней заботится именно Мать. Привязанность малышки к матери — это тот станок, на котором девочка будет ткать свой гобелен связей.

В рамках самых первых отношений с матерью девочка дол­жна сформировать основу образа своего Я. Она должна по­нять, кто она, где она начинается и где кончается для других, что ей нужно и чего она хочет, о чём она думает и что чувствует. Девочка должна обрести свой голос и набраться храбрости говорить правду о своих убеждениях и пережива­ниях.

Как было сказано выше, во многих моделях личностного развития упор делается на отделение от матери как на важ­ный компонент формирования здорового образа Я. Из разго­воров с девочками и женщинами исследователи из Стоун-цен­тра в Веллслей-колледже, а также доктор Кэрол Джиллигэн и её коллеги по Гарвардскому университету пришли к иному мнению: взаимоотношения между матерью и дочерью способ­ствуют развитию у девочки самосознания и помогают осозна­нию себя, а не ограничивают ее.

...чувствовать себя «более тесно связанной с дру­гим человеком» значит чувствовать, как ты рас­тёшь, а не бояться уничтожения. Это вовсе не оз­начает потерять какую-то часть себя; нет, это шаг к радости и пониманию собственной значимости, потому что, по мнению девочек и женщин, именно так всё и «должно быть», и им хочется, чтобы так всё и было.

Джин Бэйкер Миллер, доктор медицины

Первый мужчина в жизни женщины

Чтобы достичь подлинной женственности, девочка не должна терять связь со своей женской природой, олицетворённой и воплощённой в матери. Когда мы говорим о женской природе, женской сущности девочки, нельзя забывать, что мы вовсе не имеем в виду стереотипы, которые навязывает нам наше общество; указывая, какими должны быть маленькие девочки, — миленькими, спокойными, хорошенькими, покладистыми, сго­ворчивыми, нелогичными, одетыми в розовые оборочки, не успевающими по математике и интересующимися только куклами и мальчиками. Женственность в каждой из нас — это то, что ценит заботу, привязанность, отношения, естествен­ность и все в этой жизни. Именно эти грани и персонифици­рованы в Деметре, богине посевов и плодородия, которую доктор медицины Жан Шинода Болен, автор бестселлера «В каждой женщине — богиня», называет «ранимой богиней, благосклонной к окружающим». Деметра олицетворяет женскую потребность в признании и привязанности.

Влияние среды, окружающей девочку, о котором более подробно пойдёт речь в главе 4, часто служит препятствием ее стремлению сохранять здоровую связь со своей матерью. Традиционная роль матери, связанная с воспитанием детей, хозяйства и частично зарабатыванием средств, в нашем обществе обесценена, поэтому девочка и обращается к Отцу, чей мир кажется ей более могущественным, привлека­тельным, интересным и весёлым. Отец и его мир не способны полностью понять женщину и пренебрегают ею, вследствие чего девочка разрывает не только свою связь с Матерью, но и отказывается от своего подлинного Я.

Я всегда больше любила отца. С ним было гораздо интереснее. Он говорил мне, что я смогу добиться всего, что задумаю, и так оно и было. Теперь я чувствую, как много потеряно в погоне за карьерой. Где-то на этом пути мне захотелось понять, что же для меня важно. Работа приносит мне громадное удовлетворение, и отец гордится мной, но когда я одна, я ощущаю душевную пустоту.

' Джанелл, пятидесяти пяти лет, исполнительный директор собственной компании

Критический период психологического развития девочки — это период формирования отношений с Отцом или значимой отцовской фигурой при сохранении связи с Матерью. В отношениях дочери с отцом, когда отец может оценить глубинную сущность Женщины и поддерживает её женские устремления, девочка сохраняет свой истинный голос и расцветает, становясь по-настоящему женственной. Близкие отношения с отцом позволяют маленькой девочке развить в себе те поло­жительные мужские качества, которые ей нужны, чтобы обрести в этом мире свое Я: уверенность в себе, умение преодо­левать трудности и принимать решения, умение ставить цели и добиваться их осуществления, ощущение своей внутренней силы и значимости.

Здоровое психологическое развитие девочки, следователь­но, предполагает создание всё более усложняющейся сети от­ношений, сохранение связи с матерью, которая воплощает в себе глубинную женственность, и поддержку со стороны от­ца, связь с которым закладывает в девочку зёрна мужествен­ности. Если две основные силы — отцовская и материнская — уравновешены, то девочка, не потеряв контакт со своим жен­ским началом, может стать достаточно мощной силой в этом мире: она будет сильной и заботливой, решительной и самоот­верженной, целеустремлённой и понимающей нужды других людей. У неё хватит отваги громко сказать о том, что она думает и чувствует, и хватит силы последовать своему истин­ному предназначению.

Жизнь души

Рильке сказал о психотерапии: «Я не хочу, чтобы у меня забрали моих демоновведь, уходя, они могут прихватить с собой и моих ангелов».

Джеймс Хиллмэн

Мы все сжились с парадоксами нашей жизни. Америка, изве­стная как «плавильный котел», в котором растворяются люди со всего мира, прилагает массу усилий, чтобы сделать нас всех одинаковыми. Дети иммигрантов, чтобы чувствовать себя нормально в наших школах, вынуждены отказываться от сво­его родного языка и изучать английский. В любом обществе пришельцы вынуждены усваивать местные обычаи, иначе к ним будут относиться предвзято. Наши дочери должны вести себя в школах «так, как принято», носить установленную там одежду и быть хорошими девочками, иначе им поставят диаг­ноз «педагогическая запущенность», назовут старомодными, «задирами» или того хуже.

Наше стремление «соответствовать» вынуждает нас игно­рировать именно ту часть своей натуры, которая ведёт к исцелению и целостности, то есть свои побуждения, расстройства или болезни, а порой мы и вообще стараемся избавиться от этой части своего Я. А ведь именно эти наши «страшные грехи, которые мы всеми силами стараемся заглушить, и явля­ются зовом наших страждущих сердец, жизнью нашей души. Необходимо понять, что, когда наши дочери «не вписывают­ся», они, возможно, просто самым здоровым образом отверга­ют бессмысленные устремления, неоправданные ожидания и всеобщее непонимание.

Когда Дори училась в начальной школе, учительница постоянно вызывала меня по поводу поведения дочки. Нередко я говорила сама себе: «Если бы она только перестала болтать и сидела в классе ти­хенько!» Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, Что сидеть тихо в течение довольно долгого времени очень трудная задача для второклассницы. И вот Дори уже в колледже, здесь она чемпионка по легкой атлетике и организатор диспутов и ди­скуссий. Её неуёмная энергия и интерес к жизни поражают меня. То, что доставляло ей наиболь­шие неприятности в школе, стало теперь её коньkqm, её сильной стороной. Кажется, мы рассматриваем проблемы поведения не в том свете, в котором нужно.

Анжелика, мать двадцатилетней Дори

Когда мы пытаемся сгладить «неудобность» своих дочерей, отшлифовать острые углы и игнорировать упрямство, мы загоняем в подполье их истинную сущность, то, в чём сокрыт их подлинный «золотой запас».

Моя сестра к своим двадцати восьми годам начала и с успехом ведёт два собственных дела. И после этого она всё ещё продолжает считать себя дурочкой. Недавно я напомнила ей, что мама всегда называла её «миленькой, но глупенькой». Я надеюсь, она, наконец, осознает, как мать ошибалась на ee счётведь она сама добилась всего, чего достигла в жизни, потому что она организованна, умна и обладает потрясающим деловым чутьём.

Гина, тридцати лет

Мы должны посмотреть на себя и своих дочерей иными глазами и мы увидим связь души и духа. Всё, из чего мы состоим - наши приятные стороны и те наши свойства, с которыми нелегко жить на свете, - всё это грани наше неповторимой души. Наша страсть, наши глубокие чувств наши ощущения и устремления нашего сердца вместе путь к нашему предназначению.

 

Предназначение

 

Предназначение девочки – это ее судьба, ее участь, ее предрасположенность к достижению жизненных целей. Некото рые девочки осознают своё предназначение с очень раннего возраста. В пять лет Жаклин дю Пре, одна из величайших виолончелисток мира, услышала по радио виолончель и, как говорят, ее осенило: «Я хочу то, что так звучит». Другие же девочки лишь в более старшем возрасте начинают смутно ощущать своё предназначение. Они движутся к нему на ощупь, экспериментируют, ошибаются, и проходят годы, прежде чем они, наконец, отыщут своё место в жизни. Нам не дано знать судьбу своих дочерей, пока они сами не проживут её, но мы можем заметить какие-то намёки на предназначение, как бы уловить лёгкий аромат, придающий смысл их жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)