|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие по теме «Дикие и домашние животные»
Логопедические цели: · неречевые — воспитание подражательности, произвольного поведения (тормозных установок), коррекция моторных функций средствами релаксации; развитие вербального мышления; обучение элементам творческой игры; · речевые — воспитание отраженного произношения, плавного выдоха, мягкого голосоначала, выразительности голоса, паузации; уточнение словаря по теме занятия грамматической функции словообразования. Педагогические цели: дифференцировать понятия о диких и домашних животных. Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, чуткого отношения друг к другу, доброго отношения к животным. Оборудование: на одном столе — макет избы, игрушки и шапочки-маски домашних животных (коровы, свиньи, овцы, собаки, кота); на втором — игрушки и шапочки-маски диких животных (зайца, медведя, белки); на третьем столе — игрушки и шапочки-маски животных Африки (слона, обезьяны, бегемота, зебры); картонные термометры, бинты, ложечки, бутылка с надписью «Лекарство»; бананы, кокосовый орех; бинокль и фуражка для капитана; фуражка и сумка для почтальона; магнитофон. Ход занятия 1. Организационный момент занятия начинается с усвоения основного правила, предлагаемого логопедом: «Сначала слушай и смотри, запомни все и повтори». Логопед произносит правило на пониженных тонах голоса, слегка замедленно. Дети повторяют Логопед. Какой у вас красивый дом! Кто там живет? (Дети надевают шапочки домашних животных.) Хозяйке пора кормить животных. Логопед (за ним — хозяйка). Я буду сейчас всех кормить. Свинка, белая щетинка, иди есть. Логопед (за ним — свинка). Я, свинка, белая щетинка, хрю-хрю, иду, иду. Логопед дает образец диалогов хозяюшки с собакой Дружком, с барашком, котом, коровушкой. Логопед (за ним — хозяюшка). Ты коровушка-Буренушка, умница, молоко деткам даешь, сейчас мы тебе ласковые слова скажем. Логопед ведет с детьми хоровод, дети по фразе повторяют за ним и выполняют движения. Дети. Уж как я ль мою коровушку люблю (плавные, поглаживающие движения кистью правой руки), сытно пойло я Буренушке налью (наклоняются, имитируют движение), чтоб сыта была коровушка моя (поворачиваются вокруг себя), чтобы сливочек Буренушка дала (выполняют низкий поклон с движением руки перед собой). Логопед. Умница, хозяюшка, хорошо за животными ухаживаешь, чистишь их, кормишь. И они тебе за твою работу добром платят. Корова молоко дает. Ребенок в шапочке-маске коровы повторяет, и далее за логопедом говорит о себе каждый персонаж: барашек, свинка, собака, кот. 6. Формирование функции словообразования. Логопед. Хорошо вам жить у людей, домашние животные? Скажите о себе. Дети. Хорошо нам жить у людей. Логопед. Кормят вас люди? Скажите о себе. Дети. Кормят нас люди. Логопед. Поят вас люди? Скажите о себе. Дети. Поят нас люди. Логопед. Чистят вас люди? Скажите о себе. Дети. Чистят нас люди. Логопед. Хорошо вам жить у людей? Дети. Хорошо нам жить у людей. 7. Воспитание мягкой атаки голоса. Логопед. А где же мои дети? (Дети снимают шапочки-маски.) Вот они! Пока мы смотрели домашних животных, хозяюшка мне сказала: «Идите через тот далекий лес». Хозяюшка. Идите через тот далекий лес. Логопед. И пошли дети к лесу. Держитесь ко мне ближе, дети. Эти елочки не простые, а волшебные. Кто за них спрячется, в зверька превратится. Трое детей прячутся, остальные трое идут за логопедом. Логопед. Мы, наверное, с пути сбились. Кто бы нам помог? Послушайте, как я позову: «Ау-ау-ау! Лесные жители-и!» (Дети повторяют 2—3 раза.) 8. Воспитание выразительности движений. Логопед. Смотрите, нам на помощь спешат лесные звери: медведь косолапый, зайчик-попрыгайчик и белочка-умелочка. (Дети движениями передают повадки изображаемых животных.) 9. Развитие функции словообразования. Логопед (за ним повторяют «лесные звери»). Здравствуйте, дети. Мы вам поможем. Только загадку отгадайте. Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? Это... (с продолжающейся интонацией). Дети. Это волк. Логопед. Надо быть осторожнее, чтобы его не встретить. А вы звери добрые. Только тяжело вам живется. Скажите о себе. Звери. Тяжело нам живется. Логопед. Никто за вами не ухаживает. Звери. Никто за нами не ухаживает. Логопед. Бывает вам и холодно и голодно. Звери. Бывает нам и холодно и голодно. Логопед. Вы в лесу живете. Звери. Мы в лесу живем. Дети проходят по кабинету и выходят из заколдованного леса. Снимают шапочки-маски. 10. Обучение элементам творческой игры. Логопед. Смотрите-ка, море! Синее-синее! (Дети повторяют.) Теплое-теплое! (Дети повторяют.) А за морем Африка. (Дети повторяют.) Там нас ждут больные животные. Как нам туда попасть? Давайте-ка, ребята, сядем на бережок, подумаем, отдохнем. (Дети садятся на коврики, голову опускают на грудь, руки — вдоль туловища, кисти рук свободно лежат на коленях.) Дети, смотрите: ветер по морю гуляет (дети повторяют) и кораблик подгоняет (дети повторяют.) Это звери о нас позаботились (дети повторяют). Логопед (за ним — один ребенок). Выберем капитана. Один, два, три, четыре, пять, море нам переплывать. Один, два, три, капитаном будешь ты. Капитан отдает приказ: «Убрать якорь!» Капитан. Убрать якорь! (Дети имитируют в движениях выбирание якорной цепи.) Логопед (за ним — капитан). Полный вперед! В море подул ветер. Сначала слабый, а потом сильнее и сильнее: «У-у-у!» (Все дети повторяют.) Логопед. Помог нам ветер. Вот и Африка. Капитан отдал команду: «Отдать якорь!» Капитан. Отдать якорь! (Дети имитируют движение.) В следующей игровой ситуации, развивающейся по сюжету, логопед тренирует плавность выдоха. 11. Развитие плавного длительного выдоха. Логопед (за ним — дети). Солнце какое жаркое! В Африке никогда не бывает зимы. Давайте подуем. Подуем на плечо. Подуем на другое. Нам солнце горячо пекло дневной порой. Вот мы охладились немного, теперь поспешим: нас ждут больные животные. Назначаются дети на роли животных и на роль врача. Играющие надевают шапочки-маски. 12. Воспитание интонационной выразительности, паузации. Логопед. Бедные звери горько плачут: «А-а-а!» (Дети повторяют) «О-о-о». (Дети повторяют.) У бегемотика болит животик (ребенок повторяет) и далее все по очереди: у обезьянки зубы болят. У слоника ангина, горлышко болит. У зебры болит нога. Логопед (за ним — доктора). Сначала всем ставим градусники. (Дети выполняют.) Подождите, пока нагреется. (Дети — врачи обходят зверей.) Ой, какая высокая температура! Мы дадим вам лекарство и ласково скажем: «Ты микстуру ложечкой пей понемножку». Наташа, слонику шею завяжи. Скажи о себе. 13. Развитие функции словоизменения. Ребенок. Слонику шею завяжу. Логопед. Коля, зебре ножку забинтуй. Скажи о себе. Ребенок. Зебре ножку забинтую. Логопед. Наташа, бегемотику животик погладь. Скажи о себе. Ребенок. Бегемотику животик поглажу. Логопед (за ним — доктора). Лечили мы зверей хорошо, они и поправились. Логопед (за ним — обезьянка). Спасибо вам, дети. Я орех кокосовый вам с пальмы достала. Я бананов вам принесла. Угощайтесь. 14. Воспитание выразительных движений. Логопед. И пошло здесь веселье! Пляшут звери и дети вместе, радуются и солнцу, и морю, и тому, что все здоровы! Звучит музыка, дети танцуют, имитируя движения животных. 15. Организация окончания занятия. Логопед. Превратились тут звери в детей и отправились в обратный путь. Море спокойное (дети повторяют), мы быстро доплывем. (Дети повторяют.) До свидания, милая Африка. (Дети повторяют.) Дети плавно машут кистями рук, садятся в корабль, выходят, проходят по кабинету. Логопед выводит детей из мнимой игровой ситуации, подводит итог занятию, дает оценку поведения детей. Логопед. Путешествие наше подошло к концу. Вы хорошо соблюдали наше правило: «Сначала говорю я, а потом — вы». Прекрасной, заботливой хозяйкой была Нина, хорошо ухаживала за домашними животными. Скажи о себе. Ребенок. Я хорошо ухаживала за домашними животными. Логопед. Корова, овца, лошадь, свинья — домашние животные. (Дети повторяют с указанными паузами.) Веселыми дикими зверюшками были Марина, Лена, Нина. Медведь, лиса, заяц, белка, волк — дикие животные. (Дети повторяют.) Заботливыми докторами были Нина и Коля. Молодцы, дети. В память о нашем путешествии этот кокосовый орех будет лежать в уголке природы, а бананы вы съедите за обедом. Попрощайтесь со мной так: «До свидания, О. А.» (Дети повторяют.) До свидания, дети. Сюжет приведенного занятия насыщен игровыми ситуациями, элементами творческих игр. На последующих этапах логопед может использовать каждую игровую ситуацию для проведения разных творческих игр, это могут быть «Путешествие в Африку», «Приветливая хозяйка», «Лесные жители», «Храбрый капитан», «В гостях у животных Африки», «Лечим зверей» или «Доктор Айболит». Мера руководства играми заикающихся детей различна на протяжении курса и в течение одного занятия. Логопед предлагает и организует игру, распределяет роли, помогает каждому ребенку сыграть свою роль и учит правилам игры. Правила в зависимости от содержания воспринимаются и осваиваются заикающимися детьми по-разному. Вначале осваиваются правила распределения ролей. Логопед обращает внимание детей на значение каждой роли, развивает оценочное отношение у играющих. Сначала при выборе на роль дети руководствуются личными симпатиями и лишь под воздействием логопеда начинают учитывать требования, выполнение которых необходимо для получения роли. Далее осваиваются правила, непосредственно регулирующие взаимоотношения детей. Эти правила сталкивают интересы двух или нескольких детей и побуждают их вступать в те или иные взаимоотношения между собой. Правила, определяющие качество выполнения игровой задачи, осваиваются детьми достаточно гладко, так как образцом им служит оценочное отношение выполнения роли со стороны логопеда и других детей. Неодинаково выполняются детьми правила, определяющие начало действия по сигналу. Эти правила необходимы, если в группе занимаются дети с повышенной двигательной расторможенностью и возбудимостью. Для осуществления выполнения правил логопед может применить некоторые приемы воздействия на детей: дать задание одному ребенку. Выполняя его, ребенок тем самым ставит задания другим детям (игры «Загадки», «Эхо»). Логопед следит за возникшим общением; предложить детям выполнить игровое задание по очереди (игры «Чудесный мешочек», «Кто ловкий?», «Заинька, попляши» и др.). Логопед побуждает детей следить за действиями товарищей, за правильностью их выполнения; разделить детей на подгруппы по ситуации игры: от правильности выполнения действия каждым играющим зависит общий выигрыш подгруппы. Логопед обращает внимание на взаимоотношения детей, чтобы избежать конфликтов; одновременно выполнить игровое задание: «Мозаика», «Путешествие», игры со строительным материалом. Каждый ребенок занят решением своей игровой задачи и обычно не наблюдает за действиями других. Логопед сам следит за правильным выполнением, а по окончании игры дает оценку поведения каждого ребенка. Чаще других используются правила «Подумай, во что будем играть?», «С кем ты будешь играть?», «Дружно играть». Правило «Подумай, во что будем играть?» нацеливает на игру, предупреждает излишние вопросы, позволяет логопеду задать наводящие вопросы по играм предыдущего занятия, по распределению ролей в них. Правило «С кем ты будешь играть?» (быть в паре, сидеть за столом, разыгрывать диалог) дает установку на коллективность в игре. Правило «Дружно играть» позволяет играть длительно, без конфликтов, продлить нужные, с точки зрения логопеда, установившиеся в игре взаимоотношения детей. Чтобы дети усвоили указанные правила, логопед проводит игры с небольшими и несложными текстами, приучая их самих следить за выполнением этих правил. О поведении ребенка в игре Л. С. Выготский говорил, что его свобода в игре иллюзорная, поскольку мнимая ситуация всегда заключает в себе правила. Так, если ребенок исполняет роль волка, то у него есть правила поведения волка, дети-гуси соблюдают правила поведения гусей и т.д.; нет игры гам, где нет поведения ребенка с правилами, его своеобразного отношения к ним. Во время сопряженно-отраженной речи применяется совместная игра логопеда с детьми. Совместная игра логопеда с детьми позволяет ему быть в контакте с тем, что питает содержание детских игр, помнить о наиболее характерных связях между играми и экскурсиями и ролями детей-«взрослых», между художественными произведениями и играми по их мотивам. Свое участие в игре логопед планирует. Он соединяет целевую установку игры с индивидуальным влиянием на того или иного ребенка. Свою цель — научить заикающихся детей свободно выражать свои мысли — логопед преследует на протяжении всего курса занятий, но на каждом занятии он обдумывает способы непосредственного и косвенного влияния на детей. Так, помимо планирования всей игры, логопед помечает себе: «Мальчикам напомнить о вежливом обращении с пассажирами в игре «Трамвай»; взять куклу и поиграть с Наташей, прийти к ней в гости; для игры в магазин вещи и предметы подобрать разных цветов и оттенков и обратить на это внимание детей». Логопед учит детей оформлять замысел игры в речи, для этого он задает им ряд наводящих вопросов-ответов так, чтобы уже на первых занятиях дети с помощью взрослого общались посредством речи. Вопросы логопеда задерживают внимание ребенка, заставляют его сделать паузу, подумать, настроиться на спокойный темп игры. В совместных с детьми играх логопед широко использует одобрение сколько-нибудь удачных опытов ребенка. Если ребенку трудно произнести слова роли, логопед успокаивает его: «Давай скажем, как лиса выгоняла зайца из избушки. Ты правильно хочешь сказать, но, наверное, забыл, что лиса грубо отвечает зайчику: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». Ребенок повторяет за логопедом. «Хорошо. Вот теперь у тебя похоже на лису. Правда, дети?»— говорит логопед. Одобрение в играх стимулирует инициативу детей. Они начинают более активно участвовать в играх и вне логопедического кабинета, чтобы лучше запомнить игру и показать ее на занятии сверстникам и логопеду. Индивидуальный подход важен и для воспитания лидеров в играх. Назначая на роли, логопед подчеркивает то положительное, что показал ребенок в игре, за что он был назначен водящим. Дети стремятся быть похожими на него. Постепенно к одобрению поведения детей в играх логопед привлекает их самих. Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства. Дидактическими играми при воспитании облегченных форм речи руководит полностью логопед: сообщает об игре, рассказывает правила игры, помогает выбрать водящего с помощью считалок, произносимых вместе с детьми, сам участвует в игре. Дидактические настольные игры логопед заканчивает объявлением результата: «Кто выиграл». Если выявляется чемпион, игра прекращается сразу. Если победителей несколько, то игра продолжается до тех пор, пока не станет ясно, кто первый, кто второй и т.д. При организации подвижных игр в начале курса занятий водящего назначает логопед. Детям 4—5 лет в это время игра объясняется более подробно, чем старшим, но тем и другим выразительно и эмоционально. Слова, сопровождающие движения, произносятся четко и неторопливо, последнее слово или фраза — несколько громче, если они служат сигналом. При повторении игры водящим назначается ребенок, ставший в предыдущей игре победителем. Если было несколько выигравших, то водящий выбирается считалкой. Заканчиваются подвижные игры выполнением правил игры и сменой водящего. При проведении игр с пением следует вначале исполнить игровую, хороводную песню, в которой текст рассказывает о тех событиях, явлениях, действиях, которые детям предстоит выполнить. Важно, чтобы сам логопед был «настроен». Ласковое обращение, красивый показ игры, смена настроения соответственно событиям игры способствуют созданию нужного игрового тонуса у детей. Постановка вопросов также направлена на то, чтобы привлечь внимание детей к основным игровым образам, на развитие этих образов и их соответствие характеру движений. Сюжетные игры требуют от детей умения «войти в образ», проявить воображение, фантазию, подметить особенности движения людей, повадок животных. Эту основную цель логопед не должен забывать при продумывании бесед, вопросов, пояснений. Можно широко использовать наглядные примеры: на слух (прослушивание песен, музыки), зрительно (научить детей подмечать в действительности те качества, те особенности образов, которые им предстоит изобразить, например, не просто наблюдать кошку, а отметить мягкие, гибкие, вкрадчивые движения). Целесообразно рассматривание картинок в процессе разучивания игр. Наглядным пособием являются и различные атрибуты: шапочки-маски персонажей, оформление различных избушек, домиков, норок, в которых живут и действуют персонажи, использование различных мелких деталей: вожжей для лошадок, кнута для пастуха, ружья для сторожа, лукошек для ягод, грибов и т.д. Можно использовать весьма условные вещи (кубики, палочки), которые по договоренности с детьми изображают то ворота в дом, то кочки на болоте, то грибки на полянке. Все эти наглядные пособия, как и слово логопеда, служат тому, чтобы в представлении детей возникали игровые образы, чтобы дети чувствовали их выразительность и сами стремились ее воспроизвести. Руководство игрой-драматизацией начинается с подбора материала. Тематический подбор речевого материала для игр перекликается с материалом по развитию речи в детских садах, но несколько запаздывает применительно к возрасту заикающихся детей, чтобы сложность материала не усугубляла технику произношения. Одна и та же игра проводится по всем видам речи. В играх-драматизациях используются костюмы, шапочки-маски, игрушки, фигурки настольного театра, условный атрибутивный материал. При повторении игры исполнители меняются, переставляются декорации в кабинете, чтобы дети изменяли направление движений, ориентировались в пространстве. Сменой исполнителей преследуется двоякая цель: потренировать каждого ребенка в связной речи — монологе ведущего, а ведущего — в диалоге. Иначе дети привыкнут к положению или «премьеров», или исполнителей второстепенных ролей. Если ведущая роль дается слабому ребенку, которому трудно самому с ней справиться, ему помогает логопед. Это важно и для самого ребенка, который поверит в свои силы, и для других таких же детей в группе. Играм-драматизациям, как и играм с пением, заикающихся детей надо учить. Приведем несколько приемов обучения этим играм: · игровые движения, не связанные с образом, но требующие согласованных, совместных действий, ритмические движения с мячами, палками, скакалками, ленточками, флажками, перестроения, повороты при ходьбе; · игровые движения, связанные с образом: передать образ летящего самолета, едущего поезда, подкрадывающегося к мышам кота, людей, рубящих дрова, забивающих гвозди-, шьющих, умывающихся и т.д.; · отдельные движения: хлопки, подскоки, медленный бег; · игры, где есть цельное развитие действия, например «Поезд». После показа игры логопедом дети, способные к подражанию, повторяют отдельные движения, затем движения выполняются поочередно всеми детьми. Логопед наблюдает и отмечает качество исполнения каждым ребенком, поощряя и стимулируя всех детей на лучшее выполнение игрового действия. Все эти приемы приводят к тому, что у детей развивается самоконтроль, основанный на слуховых, кинестетических и зрительных ощущениях. Руководить творческими играми заикающихся детей сложно, так как, с одной стороны, творческие игры предполагают самостоятельность и творчество самих детей, а с другой — этим творчеством надо руководить в целях перевоспитания поведения и речи детей. В логопедической практике утвердилось положение, при котором творческие игры, да и то в ограниченном количестве, проводятся в конце курса занятий как итог коррекционной работы. Творческие игры, по сути, не используются для перевоспитания личности заикающегося, а служат контрольной пробой результатов коррекции. Мы считаем, что творческие игры следует вводить с самого начала занятий, поскольку это воспитывает у детей умение творчески подходить к любой игре еще в период облегченных форм общения. Участвуя в играх, предложенных логопедом, дети затем могут любую игру преобразовать в творческую. Для развития у детей творчества, самостоятельности и активности логопед использует приемы обучающего характера. Приведем некоторые из них. Логопед загадывает детям загадку: «Иду я по лесу, и вдруг на полянку выпрыгивают (показывает движения)...», а дети разгадывают ее: «Зайчики». Логопед дает характеристику какого-либо персонажа, а дети должны самостоятельно продумать и показать характерные для него движения. Логопед предлагает детям проделать упражнения с воображаемыми предметами: «Попрыгай через скакалку», «Прокати мяч», «Поиграй в снежки» и т.д. Дети, разделившись на подгруппы, соревнуются в лучшем исполнении игр с пением (хороводов) по типу русского народного перепляса с элементами драматизации. В занятие включаются игры типа «Угадай, что мы показали», «Живые картинки». Во время подвижных игр, игр с пением логопед вызывает отдельных детей, чтобы выполнить нужное движение совместно. Логопед во время игр обращается к тому или иному ребенку со словами одобрения, поощрения его действий. В начале коррекционной работы для руководства творческой игрой используется такой прием, как договоренность с детьми по поводу игры. Этот прием обеспечивает логопеду тесный контакт с детьми, помогает учесть их индивидуальные пожелания. По договоренности с детьми логопед называет нужную игру, принимает отводимую ему роль, воздействуя на детей опосредованно через исполнение роли. Постепенно участие логопеда в играх уменьшается вследствие возрастания самостоятельности детей. Но даже в самодеятельных творческих играх логопед косвенно руководит детьми. Руководить творческими играми заикающихся детей сложно, так как, с одной стороны, творческие игры предполагают самостоятельность и творчество самих детей, а с другой — этим творчеством надо руководить в целях перевоспитания поведения и речи детей. В логопедической практике утвердилось положение, при котором творческие игры, да и то в ограниченном количестве, проводятся в конце курса занятий как итог коррекционной работы. Творческие игры, по сути, не используются для перевоспитания личности заикающегося, а служат контрольной пробой результатов коррекции. Мы считаем, что творческие игры следует вводить с самого начала занятий, поскольку это воспитывает у детей умение творчески подходить к любой игре еще в период облегченных форм общения. Участвуя в играх, предложенных логопедом, дети затем могут любую игру преобразовать в творческую. Для развития у детей творчества, самостоятельности и активности логопед использует приемы обучающего характера. Приведем некоторые из них. Логопед загадывает детям загадку: «Иду я по лесу, и вдруг на полянку выпрыгивают (показывает движения)...», а дети разгадывают ее: «Зайчики». Логопед дает характеристику какого-либо персонажа, а дети должны самостоятельно продумать и показать характерные для него движения. Логопед предлагает детям проделать упражнения с воображаемыми предметами: «Попрыгай через скакалку», «Прокати мяч», «Поиграй в снежки» и т.д. Дети, разделившись на подгруппы, соревнуются в лучшем исполнении игр с пением (хороводов) по типу русского народного перепляса с элементами драматизации. В занятие включаются игры типа «Угадай, что мы показали», «Живые картинки». Во время подвижных игр, игр с пением логопед вызывает отдельных детей, чтобы выполнить нужное движение совместно. Логопед во время игр обращается к тому или иному ребенку со словами одобрения, поощрения его действий. В начале коррекционной работы для руководства творческой игрой используется такой прием, как договоренность с детьми по поводу игры. Этот прием обеспечивает логопеду тесный контакт с детьми, помогает учесть их индивидуальные пожелания. По договоренности с детьми логопед называет нужную игру, принимает отводимую ему роль, воздействуя на детей опосредованно через исполнение роли. Постепенно участие логопеда в играх уменьшается вследствие возрастания самостоятельности детей. Но даже в самодеятельных творческих играх логопед косвенно руководит детьми. Сначала подвижные игры дают тему для творческих игр и входят в нее, а затем преобразуются уже в непосредственно творческую. Так, подвижная игра «Тук, тук, кто в домике живет?» по предложению логопеда превращается в творческую игру «Лесные домишки», в которой дети строят дома соответственно выбранному животному: собирают припасы на зиму (белка — орехи, зайка — морковку, медведь — мед), ходят друг к другу в гости и пр., а игра «Кто первый?» служит для продолжительной творческой игры «Наши чемпионы» (6—7 лет). Богатый материал для развития творческих игр дают игры-драматизации прозаического текста и игры в настольный театр, с помощью которых накапливается литературно-драматический материал, число персонажей. Обучая творческой игре заикающихся детей, логопед обязательно дает короткие зачины: в словесном плане или с привлечением игрового материала. Например, играя с детьми со строительным материалом, построив дом, забор вокруг него, невдалеке — дом побольше, а в другой стороне — еще один дом, посадив деревья и пустив по улице транспорт, логопед говорит: «Жил-был мальчик Сережа с мамой и папой. Папа работал на заводе, а мама... Дети, расскажите, что же было дальше. Как мы распределим роли и какие? Как используем наши постройки?» (для детей 4—5 лет). С детьми 5—6 лет логопед строит хозяйственные постройки, вспоминает домашних животных, привлекает игровой материал, а затем начинает творческие игры «Наша ферма», или «Птичий двор». С детьми 6—7 лет логопед организует творческие игры «Мы строим» или «Наша стройка» на основе их знаний о стройках страны, данных им ранее логопедом. Темы творческих игр подбираются логопедом в соответствии с программой детского сада и с учетом речевого нарушения. Примерно до середины курса логопедических занятий сюжеты игр подбираются более простые, чем игры, рекомендуемые для данного возраста. Лишь с усвоением правил поведения, с развитием самостоятельности и активности проводятся творческие игры в соответствии с возрастом. Руководя ими, логопед постоянно помнит о положении каждого ребенка в группе играющих. Уже через несколько занятий намечается определенное различие в положении детей друг к другу. Наиболее характерны следующие: 1. пассивность, подчиняемость (ребенок соглашается участвовать в игре безвольно, не возражая против и не высказывая радости); 2. уступчивость (она характерна для детей, избегающих конфликтов, имеющих слабую общественную позицию в группе; обычно они подчиняются воле сильных детей); 3. компромиссность (ею часто пользуются активные дети, стремящиеся к укреплению своей игровой позиции); 4. отдых (ребенок спокойно отказывается участвовать в коллективной игре, играя рядом, как бы снимая свое напряжение, ослабляя внимание, необходимое при общении в коллективе); 5. захват инициативы (способ поведения детей, активных и инициативных в игре, занимающих в группе прочное положение «вожака»); 6. изоляция (редкое явление положения заикающегося ребенка в группе, возникающее чаще всего от недостаточного изучения логопедом игровой способности детей). Общение детей в играх друг с другом и логопедом должно вызывать у них радостное чувство. Поэтому важен тон логопеда — подбадривающий, показывающий заинтересованность его самого в играх. В этом случае детьми безболезненно воспринимаются и замечания, и просьба повторить что-либо в игре. Логопед руководит и играми, которые проводятся с ребенком в домашних условиях. Организация игр заикающихся детей дома идет по двум направлениям: проводится работа с родителями и отбираются игры для проведения дома. Влияние семьи, правила поведения, внушенные ребенку родителями, находят отражение во взаимоотношениях детей в играх и между собой. Поэтому важно, чтобы родители прониклись значительностью происходящего на логопедических занятиях, уважительно относились к играм своих детей, радовались их успехам. С помощью игры родители помогают детям организовать их быт, поскольку игра всегда сочетается с другими формами их жизни, в частности с самообслуживанием. Одни и те же вещи часто являются объектом и потребления, и игры. Игровые отношения переходят в неигровые и наоборот. Для проведения дома удобны все дидактические игры с куклой, разборными игрушками, строительным материалом, настольные игры (домино, лото, мозаика, бирюльки и пр.), которые можно проводить вдвоем и с большим количеством играющих. Из игр-драматизаций дома можно разыграть диалоги из сказок, небольшие сценки. Костюмы, шапочки-маски дети берут у логопеда или мастерят дома сами под руководством родителей. Дома можно проводить и игры с пением, и подвижные игры с правилами с любым количеством играющих. Творческие игры в период сопряженно-отраженной речи организовать дома сложно. Но можно задать на дом что-либо нарисовать, слепить, склеить необходимое для развития игры. Дети могут обмениваться игрушками, и на занятии у логопеда появляется возможность организовать творческую игру о том, как игрушки вели себя у нового хозяина. По совету логопеда дома организуются уголки для игр: ребенок, играя один, варит обед, лечит куклу, ремонтирует машину в гараже, летит на самолете и спокойно говорит по поводу совершаемых действий, закрепляя правильную речь. Ведущая роль при организации игр на занятиях и дома принадлежит логопеду. Можно выделить четыре этапа участия логопеда в играх: Логопед непосредственно участвует в игре: предлагает ее, объясняет правила, ее возможное развитие, окончание, назначает водящего, распределяет роли, каждому помогает сыграть роль, оформить ее и словесно, и в действиях. Логопед косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях; под его руководством дети сами выбирают водящего, устанавливают очередность игровых действий, подбирают игровой материал, оформляют результат игры в речи. Логопед осуществляет общий контроль на занятии. Дети предлагают игру, планируют, развивают и завершают, оценивают поведение товарищей. Дети рассказывают логопеду о своем досуге, о занятиях и играх в детском саду, дома, на детской площадке. Логопед оценивает навыки самостоятельного поведения детей и правильной речи для переноса их в неигровые ситуации. Следовательно, обучающее руководство логопеда играми детей заключается в создании условий для проявления их игровой активности, для углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи. Содержание занятий на разных этапах логопедической работы
Перед занятием логопед проводит обследование: оно проводится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей. Основная задача этого периода — создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, с обучения спокойным совместным играм, с создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. Заикающихся детей необходимо учить внимательно слушать взрослых и выполнять их требования. В процессе создания коллектива логопед также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход к непосредственно речевой работе будет невозможен. Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов. На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п. Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию: тетрадь № 1 — речевые карты на каждого ребенка; тетрадь № 2 — для связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3 — рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов; тетрадь № 4 — записи домашних заданий на каждого ребенка; тетрадь № 5 — дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год, а также совместно с воспитателями оформляет родительский уголок; готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. На этапе обследования осуществляется комплексный подход к заикающемуся ребенку, а именно: его обследует логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог и методист детского учреждения; тщательно обследуют заикающегося психоневролог, педиатр, отоларинголог, окулист и другие врачи. После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором дается логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность методики игровой деятельности и подготовительные мероприятия для проведения режимов молчания и шепотной речи в детском саду и в домашних условиях. Определяются следующие задачи этапа ограничения речи (режим молчания и шепотная речь): воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путем использования расслабляющих упражнений, артикуляторной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания — продолжительности, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности — через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты». Режим молчания
Режим молчания проводится в течение 4—6 дней. Логопед (а в группе — воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает проведение прогулок с детьми в период молчания. Занятия носят обучающий характер: логопед или воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т. е. учит детей слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед, а в речевом саду — воспитатели и весь обслуживающий персонал — во время режима молчания говорят шепотом. Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятие для каждого ребенка. Так, один может рисовать, другой — делать кораблик, третий — выкладывать узор из мозаики, четвертый — заниматься с куклой и т.д. Прогулка также делится на несколько моментов: рассматривание транспорта и витрины; игра в подвижную безречевую игру; сбор букета из листьев и пр. Взрослый обязательно дает целевую установку, например: «Смотрите на витрины, запоминайте транспорт, а через несколько дней мы узнаем, кто самый внимательный» или «Посмотрите букеты друг у друга, а потом мы вспомним, у кого был самый красивый букет». Во время режима молчания с детьми проводятся дидактические игры без речи, например, положить в корзинку все железное, или все деревянное, или бумажное; игры с мозаикой; строительные игры; сложить картинку из частей — сначала части крупные и в малом количестве, затем число их возрастает до шести. В этот период логопед начинает коррекцию звукопроизношения путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и память, а также пространственные ориентировки; воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику и т.д. В речевом детском саду в утренние и вечерние часы воспитатели также проводят индивидуальную логопедическую безречевую работу по заданию логопеда. Например, тактильный контроль за диафрагмальным дыханием, зрительный контроль за удлинением выдоха, артикуляторная гимнастика, обучение расслаблению мышц рук, ног, шеи и т.д. Для этого используются игры «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски тонкой бумаги, силуэты птиц, насекомых, подвешенных на нитках, сдувание пушинок с какой-то поверхности), «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку, карандаша по столу), «Проведи свой кораблик» (дутье на плавающие игрушки), «Вертит мельница крыло» (дутье на вертушки). У детей среднего дошкольного возраста важно воспитать правильный дыхательный ритм: вдох — пауза — длительный выдох. Для этого можно взять следующие игры. «Маятник». Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза. «Сбор урожая». Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза. «Сыграем на гармошке». Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение — вдох. Пауза в три секунды. Наклон в правую сторону — медленный выдох. Растягивается левый бок, как гармошка. Повторить 3—4 раза. Особое внимание нужно уделять коррекции моторики. Для развития моторики пальцев можно использовать, например, игры: «Здравствуй, пальчик», «Обезьянки», «Сделай так же», «Ловкие пальчики», имитация игры на пианино, флейте, свирели, когда дети молча перебирают пальцами воображаемые клавиши или закрывают отверстия дудочки, а также безречевые игры с мячом, лентами, обручами, в процессе которых тренируется кисть руки и упорядочиваются тонкие произвольные движения, исключаются ненужные сопутствующие. Ребенок (или дети) выполняет движения пальцами правой руки, затем левой руки и на обеих руках. Такая последовательность необходима для активизации ассоциативных полей коры головного мозга: в левом полушарии, правом и при межполушарном взаимодействии. Это, в свою очередь, способствует активизации речевых зон коры головного мозга, прежде всего постцентральной и премоторной. Игры на развитие мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата способствуют автоматизации речевого процесса, устранению синкинезии. В игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног: имитируются движения различных животных, их повадки, походка, движения-действия людей и пр. Для расслабления мышц верхних и нижних конечностей применяются следующие игры. Сильные — слабые». Дети сидят на полу или на стульчиках. Логопед рассказывает им, какие сильные кисти рук у боксеров, гребцов. Дети сильно сжимают пальцы рук. Логопед рассказывает дальше, как сильно упираются боксеры и гребцы ногами. Дети сильно сжимают пальцы ног, прижимая их к подошве. А потом спортсмены отдыхают. Дети с силой расправляют пальцы руки и ног и расслабляются, уронив руки вдоль туловища и вытянув ноги. Отдохнув, «спортсмены» снова начинают тренировку. «Лошадки». Дети-лошадки стоят долго на морозе, им надо согреться. Дети держат руки перед грудью несколько напряженно, стоят на одной ноге. Вторая нога, согнутая в колене, касается носком пола. Роняют расслабленные руки, меняют ногу. Возвращаются в исходное положение. Повторить 3—4 раза. Во время игр логопед четко дает команды: приготовились, начали, довольно.Дети усваивают также иправила игр. Лучше давать их в форме прибауток, потешек, например: «Если первый ты оделся, можешь первым взять игру» или «Если ты опоздал, игру другой взял». Логопед проговаривает детям различные считалки, которые они в дальнейших занятиях могут использовать и самостоятельно. Сейчас же дети повторяют их мысленно, запоминают и слушают объяснения логопеда о том, что считалки им будут нужны в разных играх для выбора ведущего или дежурного на занятии. Уже в период молчания логопед вводит в содержание занятия элементы творческой игры, которая готовится постепенно на всех последующих этапах и получает свое развитие в период воспитания спонтанной речи. Сейчас же логопед отрабатывает с детьми отдельные штрихи будущей творческой игры. Например, он говорит, что космонавты, готовясь к полету, проходят различные тренировки, в том числе в одиночестве, когда космонавт должен уметь молчать. Логопед предлагает детям игру. «Умеем молчать». Дети в течение трех минут занимаются любой деятельностью: фланелеграфом, мозаикой, рисованием, строительным материалом и т. п. без сопровождения речи (эту игру может провести воспитатель или родители дома). После игры в молчание логопед предлагает «космонавтам» перейти в другой зал, где они будут тренироваться в невесомости. Дети под музыку имитируют движения человека, находящегося в невесомости. Но космонавты должны быть очень внимательными. Логопед предлагает детям сесть перед зеркалом и дает задание, например: если артикулируется звук а, молча поднять руку. Логопед показывает артикуляции звуков п, у, ы, а, э, о ит.д. Затем дети должны отыскать нужный звук в слогах по, пы, па, пу, пэ, паи молча поднять руку. Логопед напоминает детям, что тренировка внимания продолжается, и предлагает им запомнить, где они сидят, и выполнить задание, например, побегать потихоньку и сесть там, где застанет их команда. По следующей команде логопеда дети должны сесть так, как сидели вначале. Игра продолжается. Дети должны внимательно посмотреть на ряд предметов, запомнить их последовательность и количество, затем один или два предмета логопед убирает, а последовательность меняет; нужно восстановить первоначальное положение. Следующее задание также выполняется молча. Логопед дает задание, например: «Встань и подойди ко мне, возьми конструктор и сделай (что-нибудь)». Логопед, оценивая действия «космонавтов», продолжает их тренировать в развитии слухового внимания. «Услышишь звук — покажи направление». Дети сидят с закрытыми глазами, логопед подает тихий сигнал погремушкой или колокольчиком. Открыв глаза, дети смотрят на логопеда, и по его команде кто-то один показывает направление услышанного звука. Воспитание тормозных реакций логопед также включает в игру «Космонавты». Он напоминает, какими выдержанными, собранными, спокойными должны быть космонавты, и предлагает детям ничего не выполнять без сигнала. Например, за сигнал взято слово «выполняйте». Логопед предлагает детям встать, они сидят. Затем он произносит: «Выполняйте» — дети встают. Или: «Поднимите руки вверх» — дети спокойно сидят. «Поднимите руки вверх, выполняйте» — дети следуют команде. Логопед должен так строить игры, чтобы у детей была заинтересованность в том, что они не просто выполняют упражнения, но тренируются, как космонавты. Переход к шепотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шепотом. Это период ответственный и трудный в организационном отношении. Если логопед или воспитатель не владеет детским коллективом, не приучил детей слушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа невозможно. Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты — смотрят на логопеда, воспитателя и т. д. У детей воспитываются зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.) |