|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опыт собственной интроспекцииПРЕДИСЛОВИЕ В детях отражается целый мир, во всей своей изменчивости и постоянном развитии. Поэтому ни одна теория так и не смогла дать исчерпывающий ответ на вопрос: как лучше воспитывать и обучать. Я, как и двадцать моих соратников, населяющих «Китеж», просто живу и развиваюсь вместе с детьми, не пытаясь построить теорию - просто стремлюсь понять их и измениться таким образом, чтобы стать понятным для них. Это совпадает с основным принципом гуманно-личностной педагогики, выдвинутым российским академиком Ш. А. Амонашвили: ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет, поэтому развивать и воспитывать ребенка необходимо, прежде всего, на реальном жизненном опыте. Ребенок есть Явление в нашей земной жизни, а не случайность. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, и это есть закон природы. Ш. Амонашвили исходит, может быть, из сомнительного для официальной науки, но очевидного для всех духовно-философских учений принципа: «душа человека есть реальная субстанция». А это значит, что ребенок несёт в себе жизненную задачу, миссию. Если это так, а весь мой личный жизненный опыт заставляет меня воспринимать это утверждение как отражающее реальность, то строить систему воспитания ребенка необходимо, исходя из его внутренних потребностей, а не желаний учителей и родителей. Я могу подкрепить это утверждение ссылкой на авторитет такого выдающегося ученого как Д. Н. Узнадзе, который утверждал, что «природа создает уже потенциально определенные лица, в сущности которых изначально посеяны семена их будущей личности». У меня и моих соратников, работающих с детьми в терапевтическом сообществе «Община Китеж», было много возможностей за тринадцать лет существования нашей организации убедиться в справедливости Подобного взгляда. У меня ненаучный склад ума. Я воспринимаю мир целостными образами, а не абстрактными конструкциями. Поэтому книга построена из цепочек этих образов, сменяющих друг друга, и коротких, не всегда научных, выводов из жизненных коллизий, которые помогут вам справиться с проблемами ваших детей. Мне не хотелось придерживаться какой-то одной системы изложения. Я сознательно по нескольку раз возвращаюсь к тем проблемам, которые мне кажутся сложными или особенно важными, описываю их с разных точек зрения. Мне не хотелось создавать собственную терминологию, поэтому я заимствую термины из других систем, описывая с их помощью свою картину мира. За 13 лет существования «Китежа» мы, решая практические повседневные задачи воспитания и реабилитации, построили модель сообщества, наиболее полно отвечающую этим задачам. Мы не пытались, подогнать свой социум под абстрактные теории и программы, а наоборот - фиксировали проявление естественных закономерностей и по ним строили нашу систему. Такой подход позволил нам сделать ряд открытий и создать новую социальную модель, пригодную для тиражирования. В 1993 году в Барятинский район Калужской области из Москвы приехало несколько человек, которые сами построили себе дома и взяли в семьи приемных детей из детских домов. Семьи объединились в организацию «Некоммерческое партнерство приемных семей «Община Китеж», которая соединила достоинства приёмной семьи с коллективными формами воспитания детей-сирот на основе специально созданной! развивающей среды. Внешне созданная нами система выглядит достаточно просто: приёмные семьи живут в собственных домах; родители формируют коллектив преподавателей в школе и группу хозяйственного обеспечения посёлка. Каждый взрослый совмещает несколько профессий, многий работы производятся сообща. Управляется эта организация тоже сообща - Собранием всех членов «общины» и Педагогическим советом. Дети оформляются в приёмные семьи через муниципальные органы социальной защиты. Терапевтическое сообщество «Китеж» - целостная модель мира, предназначенная для развития детей, потерявших родителей или попавших в кризисную ситуацию. Всё население поселка - 50 человек. Взрослых -16, из них 12 - родители, имеющие приёмных детей; 4 - молодые специалисты - преподаватели и психологи. 12 взрослых с высшим образованием работают преподавателями МОУ «Китежская средняя школа», четверо взрослых со средним - обеспечивают хозяйственную деятельность посёлка. Помимо этого в «Китеже» постоянно сменяют друг друга русские и иностранные волонтёры. Когда я пытался найти название для такой организации (творческий коллектив? научная лаборатория? деревня для детей?), то каждый раз убеждался в том, что в нашем языке нет адекватного названия. По какой-то глубинной сути такой социум, объединенный и общим взглядом на мир, и единой культурой, и экономическими и юридическими связями, соответствует термину «община». Но я не учёл, что в нашем современном сознании это слово имеет коннотацию суровой неподвижности быта, идейной ограниченности, связанную с историческим употреблением этого слова. В таком случае обобщённое название оказывается явно недостаточным, так как всё решают именно нюансы значений. Но выдумывать новый термин мне просто не хочется. Надеюсь, что со временем само слово «Китеж» превратится в понятие, которое обозначит новое явление: целостный социум, созданный специально для развития детей. Когда я познакомился с аналогичными организациями в Великобритании, то обнаружил, что рубежные коллеги активно используют термин «терапевтическое сообщество». Ну, с сообществом все понятно, а слово «терапевтическое» ассоциируется с больничными койками и капельницами. О «терапии» души у нас пока говорить не принято. Между тем, мы никогда не поймём, как возвращать проблемных детей к нормальной жизни, пока не научимся видеть, что они просто больны и требуют именно терапии, терапии в социуме, то есть в сообществе людей. Для лечения специфической «болезни», которая поразила души наших детей, нужны специфические условия. Модель таких условий мы создаем сейчас в «Китеже» и называем то миром сказки, то развивающей средой, то терапевтическим сообществом. Последнее словосочетание для русского языка звучит несколько непривычно. Но сказать: сообщество психотерапевтов, значит исказить реальность. Мы - живущие в «Китеже» - не психотерапевты. С другой стороны, пребывание в нашем сообществе действует благотворно именно на психологическое состояние ребенка. В этом аспекте можно говорить о терапии, как об излечении того, что в Древней Греции называли «психе», подразумевая душу. Борьбу с «болезнью» мы называем терапией. Все мы признаём, что болезни тела следует лечить, как правило, в больнице, да ещё с помощью врачей-профессионалов. Отклонения развития ребенка от нормального пути (в сторону тюрьмы, ненависти к окружающим, неприятия себя самого) вследствие потери родителей или душевной травмы - тоже болезнь, и её также должны лечить профессионалы. Да ещё в особых условиях. Но не в больницах, разумеется, а в специальных оазисах, позволяющих травмированному ребёнку снова обрести веру в любовь, в собственные силы, в разумность и добро окружающего мира. Ребёнок, столкнувшийся с предательством родителей, насилием, физической или душевной болью, делает неизбежный вывод об ОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Трагедия «растождествления», о которой так поэтично писали философы-экзистенциалисты, на самом деле является широко распространенной болезнью, которой заболевают в раннем детском возрасте. Если не вылечить её на первой стадии, то она становится хронической и изменяет всю траекторию жизненного пути человека. Помочь ребенку измениться - означает на первой стадии просто обратить его внимание на самого себя, открыть потаённые двери, где, как в сказке, хранятся сокровища - его собственные сила и любовь. На самом деле, никто никого не в силах трансформировать. Человек может измениться только сам, так как метаморфоза заложена изначально в саму суть человеческого существа, в его внутреннюю программу. Только как войти в эту программу? Где она находится в человеческом существе? Здесь мы вступаем в пространство, пока ещё не освоенное наукой. Это пространство нашего сознания, где сосуществуют миф и реальность, воспоминание о боли и полёт детской мечты, где в силу этого возможны волшебные превращения и трансформация. Русский народ всегда интуитивно осознавал существование этого иного измерения, пытаясь выразить невыразимое теми способами, которые были доступны народной культуре. Так родился трансмиф о граде Китеже, скрывшемся от врагов в глубинах земли. Легенда гласит, что люди с чистой душой могут увидеть Китеж в глубинах озера Светлояр, потому что наши предки не сомневались: два мира сосуществуют, соприкасаются, следует только научиться правильно смотреть… Человек, по крайней мере, русский человек, говорит о процессах, происходящих в сознании, используя термины, в которых раньше описывалось физическое пространство и время: «погрузился мыслями в свое прошлое», «потерял мысль», «захлестнули чувства». Мир сознания может восприниматься нами как обладающий пространственными характеристиками. Там действуют свои законы, позволяющие вам не отрываясь от книги дотянуться до конца галактики, почувствовать себя единым со всем человечеством, улететь с облаками… Мы не можем увидеть пространства сознания, но мы не можем ни увидеть, ни вообразить фотон, проявляющий свойства то частицы, то волны. Но свет мы видим и вполне грамотно используем. Мы ничего никогда не сможем правильно понять в своих отношениях с детьми, если не признаем, что между нами существует система связи, которую можно описывать по аналогии с физическими полями, обладающими огромным количеством еще неизученных, но уже активно применяемых свойств. И даже лёжа в пелёнках, подобно мумии, в колыбели, «неразумное существо» сканирует окружающую реальность своим сознанием, отслеживая, например, температуру и влажность Мира-Природы. В этом сознании ещё нет адекватного восприятия своего «Я», нет оценок, нет границ между телом и миром. Но есть «сверхсознательное» чувство единства с МИРОМ. Когда моя супруга уже обеспечила нашему сыну Святославу успешный выход на свет, но ещё лежала с ним в роддоме, санитарка поделилась с ней эмпирическим опытом многолетних наблюдений: «Вот, как спокойная мама, так и дитё - спокойное, а у нервных орут всё время». Вывод? Ребенок включён своим сознанием в сферу сознания родителей, прежде всего, матери (хотя, конечно, мамино душевное состояние часто зависит от состояния папы, если таковой имеется). Процесс развития человеческой личности от эмбриона до взрослой особи строится на взаимодействии огромного количества условных траекторий возможных жизненных выборов. Так складывается судьба. Для построения этих траекторий и учета всех факторов пришлось бы использовать бесконечное число показателей. Попытаюсь объяснить на самых примитивных примерах: для одного ребёнка драка во дворе - путь к комплексу неполноценности, для другого - мотив стать сильным. Но на психологический исход этой драки влияют такие факторы, как её причины и цель; последующая поддержка или наказание со стороны родителей; оценка любимой девушкой; соотнесение произошедшего с опытом, почерпнутым из любимой книги или телесериала; а еще следует учесть темперамент, настроение, общий эмоциональный фон, вероятность последующего реванша - и так до бесконечности. Чтобы учесть все факторы, влияющие на выбор жизненного пути, наверное, не хватит мощности никакой ЭВМ. Но не значит ли это, что тогда мы вообще не в состоянии предсказать результат наших педагогических воздействий. Можем! Ведь говорят же про некоторых: «У него есть талант педагога, скольких в люди вывел». Только вот другие, работающие рядом по тем же методикам, таких результатов не получают. Неизбежный и вполне научный вывод - успешные педагоги полагаются не на расчет, а на интуитивное схватывание ситуации в целом. ЭФФЕКТ БАБОЧКИ «Цепочка случайностей привела к неожиданному результату» - как часто мы слышим такую фразу. Обыденное человеческое сознание и не пытается проникнуть в глубь жизненных потоков и разглядеть действие универсальных законов под пеной случайных событий. На самом деле, мы просто не привыкли смотреть и замечать, то есть видеть. Я склонен считать, что в жизни человека, в узоре его личной судьбы, всё построено на жёстких закономерностях и программах, некоторые из которых мы уже можем даже почувствовать. Помните, как в рассказе Рея Бредбери нечаянно раздавили бабочку в юрском периоде, а демократические реформы рухнули в веке XX. Так писатель-фантаст обратил внимание на закон, который позже сформулировал ученый-метеоролог Э. Лоренс: «Движение крыла бабочки в Перу через серию непредсказуемых и взаимосвязанных событий может усилить движение воздуха и, в итоге, привести к урагану в Техасе». Эта тема получила образное отражение в фильме «Эффект бабочки». Самое ценное в этом фильме - это попытка зримо, образно объяснить обывателю, что жизнь хоть и состоит из случайностей, но и они укладываются в цепочки закономерностей. Но нет, не цепочки. Образ цепи подразумевает непрерывность, а в человеческой реальности господствует дискретность, скачки, непредсказуемые изменения траектории. В реальности никакой компьютер не способен учесть все факторы, влияющие на развитие ребенка во взрослого человека. Более того, самый ничтожный факт биографии может изменить весь вектор развития. Можно ли предсказать последствия этих ничтожных влияний, можно ли рассчитать жизненную траекторию? Описание явлений турбулентности, фрактальности, квантовых полей словно подталкивает нас к новому способу мышления, в том числе, умению по-новому увидеть развитие человека. Нелинейное мышление более точно постигает явления в области биологии, сил природы, человеческой психологии и социологии. Разумеется, на коротких отрезках взаимодействия взрослых с детьми результат предсказуем и вполне соответствует обыденной логике: пообещаешь ребёнку конфету - он пойдёт мыть посуду. Следовательно, ближайшая цель достигнута. Но уже более отдалённые последствия такого практического решения проблемы относят нас в мир непредсказуемости. Например, на следующий день ребёнок не будет мыть посуду без конфетки. А это вредно для зубов. Или через неделю он наестся конфет и вообще перестанет помогать по дому. Что вы будете делать тогда? Стирать неудачную программу поркой? А что если в результате неё вы получите не трудолюбие и послушание, а затаённую на всю жизнь обиду и ненависть к труду? В ответ люди, привыкшие видеть мир с позиций логики Аристотеля, начинают приводить примеры удачного прогнозирования с помощью компьютеров. Так в своё время пытались прогнозировать погоду. Иногда, даже удачно. Если бы не «эффект бабочки». Заметьте, взмах крыла может привести, но может и не привести к урагану в другом конце мира. Тут необходимо совпадение большого числа факторов, многие из которых вообще пока не поддаются учёту. Вторая часть, вытекающая из нашего рассуждения, заключается в том, что система «бабочка — атмосфера земли», в самом общем виде, является взаимосвязанной, соответственно компоненты способны взаимодействовать: бабочка воздействует на атмосферу, атмосфера на бабочку. Но как бы бабочку не трепало ураганом, она всё равно остаётся бабочкой. У человека же есть удивительная особенность - творчески воспринимать информацию, поступающую из окружающей среды, то есть менять программу своего поведения и меняться самому. Чаще всего, такие изменения происходят фактически совершено бессознательно, это природная особенность, заложенная в человеческое существо, как условие его существования и развития. Для одного пережить ураган, означает приобрести опыт и уверенность в своих силах, для другого - навсегда испугаться. В наших детях словно реализуется недавно открытый закон физики «о нелинейной зависимости развития систем от начальных условий их существования», что в переводе с языка науки означает: «как родители ни хлопотали над своим дитем, сколько денег ни «вбухивали» в его учителей, как ни баловали, а вырос тот ещё…» Поэтому в отношении прогнозов развития личности и попыток сделать это развитие вполне управляемым человечество терпит неудачу. И, слава Богу, в противном случае неизвестно, сколько нашлось бы желающих ввести нашим детям универсальную программу. Например, «если вы такие умные, что же строем не ходите?» И как объяснить, что именно потому и не ходим, что умные? Воспитывает хаос - произвольный набор информации и постоянная перепроверка. Посадите ученого думать восемь часов с перерывом на обед, и он точно перестанет думать. Значит, чем жёстче система, чем больше уроков и чем точнее выверен процесс, тем хуже будет результат усвоения. Не случайно студенческая вольница оказывается обязательным дополнением к структурированной до совершенства системе самых престижных университетов и колледжей. Жёсткой средой можно воспитывать ремесленников, но не компьютерных гениев, адвокатов или бизнесменов. Современная жизнь требует творческих личностей, способных к действиям в нестандартных ситуациях, с широким кругозором и внутренней мотивацией к деятельности. В существующей государственной системе социальной защиты и образования уже выработаны методики, обучены сотрудники, установлены логические связи. Более того, люди, работающие в ней, уже привыкли мыслить определенными категориями, от которых они просто не захотят отказаться. Система устойчива и несклонна к изменениям. Разумеется, не надо её расшатывать, раз работает. Но в этой ситуации нельзя рассчитывать и на принципиальное улучшение качества воспитания и образования детей. Даже когда государство увеличивает финансирование или проводит те или иные реформы в рамках существующей модели, улучшения оказываются весьма незначительными. Бесполезно «закачивать» деньги в старую систему - «не наливайте молодое вино в старые меха». Ничто не мешает дать возможность параллельно с существующим механизмом, развиваться новым экспериментальным формам устройства, воспитания и образования детей. Для того чтобы они работали по-новому, нужен качественно иной подход, допускающий, что любящие родители и «эмпатичные» педагоги способны чувствовать поле сознания ребенка и взаимодействовать с ним, помогая в развитии, укрепляя, мотивируя, настраивая на победу и счастье. Это роднит работу педагога с интуитивным прозрением поэта или творчеством художника. Педагог должен развивать в себе способность чувствовать траекторию развития ученика, его силы и место в мироздании и интуитивно нащупывать пути для наилучшего развития. Именно интуиция позволяет учителю и воспитателю находить правильные способы выхода из трудных ситуаций. Для этого необходимо нелинейное мышление, способность воспринимать личность ученика в движении, постоянном изменении, как целостную систему, включенную в единую систему «Человечество - природа - космос». Для того чтобы мыслить таким образом, требуется просто иной уровень сознания, более тонкая связь воспитателя с «субъектом воспитания», родителя со своим ребёнком. Когда же мы разберёмся в сущности той связи, которая устанавливается между матерью и ребёнком с момента его рождения, тогда мы, может быть, и научимся восстанавливать её. А пока, я могу предложить только названия, которые всё равно ничего не объясняют: «тонкоматериальное поле сознания», «информационная голограмма» или просто любовь. В любом случае, написанные мною слова не приближают нас к пониманию явления, которое мы не можем определить научно, но явно ощущаем его жизненность. Известный американский психолог, основоположник гуманистической психологии А. Маслоу называл этот вид связи «бытийной любовью». «Такая любовь свободна от собственнических чувств и несёт в себе, скорее, уважение, чем претензии… Бытийная любовь оказывает очень глубокое терапевтическое и психологическое воздействие на всю личность. Сходное характерологическое воздействие оказывает относительно чистая от всяческих «примесей» любовь любой здоровой матери к своему ребёнку или совершенная божественная любовь, описываемая некоторыми мистиками» (А. Маслоу «Психология бытия»). Поэтому так часто любящие родители могут предчувствовать моменты, когда что-то случается с их ребёнком. Я не строю теорию, я просто привожу наблюдения, которые никакая наука пока не объяснила и не опровергла. Уверен, вы тоже можете вспомнить случаи из жизни, указывающие на некоторые качества сознания, еще не описанные и не понятые наукой. Когда я серьезно заболел, а мама находилась за две тысячи километров на курорте в Сочи, она позвонила мне в пять утра и спросила: «Сынок, что с тобой случилось? Я не спала всю ночь?». А ещё через несколько лет, уже в студенческие годы, я проснулся ночью в своей кровати от дикой всеохватывающей боли и лишь утром узнал, что в больнице, за десять километров от меня, в тот час умер мой дядя Витя. Как правило, мы не всегда доверяем таким вспышкам интуиции, нас не приучили обращать на них внимание. Но без них, без явных и неявных тончайших связей, каналов информации, полей любви и поддержки маленькое человеческое существо оказывается неспособным развиваться как полноценная личность. И никакой формальной заботой о его социальных гарантиях, местом за школьной партой и гарантированным трёхразовым питанием не восполнить вакуума положительных эмоций, любви, ощущения своей нужности, то есть взаимосвязи с внешним миром. Я не знаю, как объяснить этот механизм, но вынужден, как практик, считаться с его проявлениями и работать в этом направлении… Американский исследователь Джон Смитис, в прошлом - нейролог и психиатр, писал в 2003 году о новой теории, предлагающей рассматривать человеческое существо как некое единство физического тела, сделанного из обычной материи, и «модуля сознания», сделанного из материи другого рода, протяженной в ином пространстве. Эти слова, на мой взгляд, мало что объясняют, наверняка, с научной точки зрения вызовут массу возражений, но это не моя теория, просто она позволяет сделать следующий шаг в рассуждении: сознание - особый мир. Некоторые физики рискуют предположить, что мир состоит из трёх фундаментальных составляющих: пространства-времени, материи и сознания. С материальным воплощением «идеальной» развивающей среды всё понятно: «Китеж» расположен в очень красивом природном месте, среди лесов и полей Калужской области; архитектура вызывает ассоциации с древнерусскими сказками, картинами Васнецова; меж домами - английские газоны, дорожки, клумбы. Вся окружающая среда — Мир природы, и организована так, чтобы удивлять, выводить из состояния обыденности, учить замечать красоту вокруг. Природа обладает способностью успокаивать нервы, вносить гармонию в сознание. Но основа нашей терапии - новая система человеческих отношений, мечты о высоком, вера в добро, а все эти понятия относятся к иной составляющей мира - сознанию. Детское сознание (или душа), столкнувшись с непереносимой жизненной трагедией, теряет что-то очень важное, без чего человеческая личность не может нормально развиваться, становясь полноправной частью человеческого общества. Мы привыкли полагаться на внешние формы. Если мы видим, что у человека нет ноги или руки, для нас очевидно, что он болен, но мы ещё не научились видеть изъяны души. Представьте себе на мгновение, что сознание обрело бы способность принимать внешне зримую форму - сколько бы увечных, «усечённых» существ ходило бы по улицам наших городов. Но с другой стороны, мы бы получили возможность сказать человеку: «Прости, дорогой, по состоянию здоровья твоего сознания, ты не можешь руководить другими людьми» или «тебе противопоказано воспитание собственной дочери так же, как слепому противопоказано вождение автомобиля». Увы, когда дело касается физических увечий, всё настолько очевидно, что и говорить не о чем. А что же считать патологией, когда речь идёт о человеческом сознании, и кто у нас может диагностировать отклонения от нормы? Пока однозначных ответов на эти вопросы нет. В человеческом существе еще не сформирован какой-то важный орган, позволяющий нам заглядывать во внутренний мир друг друга. Будем надеяться, что это станет следующей ступенью эволюции. Но и сейчас можно констатировать, что общественное сознание русского, американца, индуса однозначно оценивает оторванность индивида от человеческих ценностей любви и дружбы как болезнь. Человек, не способный на любовь, презирающий или страшащийся людей, воспринимается окружающими враждебно, как инородное явление. При всём естественном эгоизме, который демонстрирует современный индивид, мы остаёмся общественными существами. Все великие религии мира и идеологические доктрины современных государств утверждают, что человек может выполнить своё предназначение, только оставаясь в поле любви к себе подобным, отождествляя себя с человечеством. Американский психолог А. Маслоу пишет: «Состояние бытия вне системы ценностей является психопатогенным. Человеческому существу, чтобы жить и постигать жизнь, необходимы системы координат, философия жизни…почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций и любовь». Дети» пережившие болезненное столкновение с внешним миром, не способны утешать себя рассуждением о том, что все люди разные или ждать компенсации своих страданий в загробном мире. На подсознательном уровне они утверждаются в позиции: именно так - на одиночестве, борьбе за выживание и бессмысленной жестокости - устроен весь мир. Когда они видят примеры, противоречащие этому негативному опыту, они отвергают их как обман или иллюзию, а значит, для них нет смысла и в создании семьи, и в хорошей учёбе в школе, и в попытке установить нормальные отношения в коллективе. На подсознательном уровне они остаются уверены в том, что всё закончится предательством и болью. И вот для того, ЧТОБЫ ПЕРЕНЕСТИ ЭТУ БОЛЬ И СНОВА ВЫЖИТЬ, ИМ И ПОНАДОБЯТСЯ ВСЕ СИЛЫ. Поэтому все дети-сироты экономят свою энергию, опасаясь растратить её на незначительные задачи. Мы заметили удивительную особенность у наших детей, особенно у тех, кто имел опыт жизни в детском доме. Их сознание имеет некое подобие гладкой защитной оболочки, позволяющей безболезненно скользить, не задевая за острые углы взрослых. Беспощадные межличностные отношения обточили и смазали их, как шарики в подшипниках. Такой «закапсулированный» ребенок может жить с вами много лет, демонстрируя своё уважение и благонадежность, при этом вы никогда не узнаете, о чём он думает на самом деле. Он может с интересом расспрашивать вас о вашей жизни, может повторять истины, услышанные от вас, понимая, что доставляет вам удовольствие. Но на самом деле он отвлекает вас от тех сомнений и страхов, которые испытывает. Так он остаётся «мягким, круглым и пушистым» снаружи и покрытым панцирем недоверия внутри. Причём я предполагаю, что время от времени он и сам не осознает причины такого поведения, просто он привык считать мир «станом врага». История Синди Ей десять лет. О том, что она пережила в детском доме и как она вообще относится к человеческому обществу, она не распространяется. Но вы бы видели, как она в столовой проливает на пол суп! Синди идёт с полной тарелкой, нарочито аккуратными мелкими шажками. Глаза широко открыты и устремлены на тарелку. На устах изумленно-виноватая улыбка. Увидев кого-нибудь из взрослых на своем пути, она поднимает на него преданные глаза, широко улыбается и медленно, очень зрелищно проливает суп себе под ноги. Теперь её лицо меняется. Рот открывается как бы в изумлении, глаза начинают бегать по сторонам, с виноватым видом, но на самом деле Синди просто внимательно отслеживает общую реакцию. После этого её лицо становится ещё более виноватым, а душа еще более удовлетворённой. Она поставила эксперимент и получила запланированные последствия - всё внимание приковано теперь к ней. Кто-то возмущается, кто-то сочувствует, словом, обыденность обеда нарушена. Неплохое развлечение. Опять же не упущена возможность убедиться в управляемости мира и доказать самому себе, преимущество перед взрослыми и сверстниками, которые так не умеют. Помните анекдот про обезьяну: я сейчас нажму на ту белую кнопку, и те двое в белых халатах принесут мне бананы. То, что потом придётся пойти за тряпкой и вытереть пол, её не волнует, так как результаты приносят куда больше удовлетворения. Я наблюдал за поведением Синди не менее трёх лет. Это не мешает ей быть одной из лучших учениц в классе, много читать и пользоваться всеобщей любовью и уважением. Просто до того, как попасть к нам, она испытала слишком много насмешек и насилия, убедившись в изначальной жестокости мира. Теперь она боится поверить в то, что мир вокруг полон любви и надежды. Любая вера грозит болью разочарования. А что такое боль этот ребёнок помнит очень хорошо и поэтому вновь и вновь проверяет наш мир на истинность. Я знаю, что когда она нам поверит, то первым знаком метаморфозы будет непролитая тарелка с супом. Исчезнет и виновато-удивленная улыбка. Появится чёткое: «Я хочу» и «Я могу». Тогда ей станет доступным простое человеческое счастье - счастье быть самой собой, развиваясь, самореализуясь, без страха и оглядки на окружающих. Любая работа по возвращению ребенка на путь гармоничного развития может начинаться только с возвращения ему веры в изначальную ДОБРОТУ, РАЗУМНОСТЬ и ПОЗНАВАЕМОСТЬ мира. Для того чтобы добиться этой цели, мы построили «Китеж». Дети - порождение хаоса! Так думают взрослые, мечтающие приучить их к порядку. На самом деле, кажущаяся хаотичность детского поведения подчинена чётким нелинейным закономерностям. Познавательный интерес пробудившейся личности, еще не умеющей проводить сознательный анализ и отбор поступающей информации, направлен сразу во все стороны. Энергия рвётся во все стороны, словно ребенок пытается накрыть своей активностью весь окружающий мир. Попутно идет проверка и перепроверка полученной информации, и только после этого она заносится в виде образов действия и поведения в файлы памяти, становясь жизненным опытом. Здоровый, гармонично развивающийся в нормальных условиях ребенок, несёт в себе всю необходимую мотивацию к развитию, так же как гусеница, переживающая метаморфозу через куколку в бабочку, уже имеет внутри себя достаточно сил, чтобы научиться взлетать. Задача взрослого - быть достаточно чутким и терпеливым, чтобы улавливать постоянно меняющиеся нужды ребенка, удовлетворять его любопытство и ставить реальные препятствия, чтобы в развивающейся личности не угасла страсть к поиску и преодолению. Если что-то мешает этому изливающемуся потоку, то ребенок начинает бороться, причем, совершенно инстинктивно, за право на свободное развитие. Наибольшее количество препятствий на этом пути ребенку ставят родители, привыкшие оберегать своё чадо от опасностей внешнего мира. Ребенок самой природой помещён в поле сознания родителей, и чтобы вырасти, ему приходится, как птенцу скорлупу, долбить эту защитную оболочку. Так постепенно рождается конфликт «отцов и детей». Для взрослых этот конфликт - источник разочарования, мол, «для того ль мы тебя растили». Но для ребёнка или подростка единственный способ научиться взаимодействовать с чужими «полями» - ощутить границы своих возможностей в самой безопасной обстановке. Инстинктивное стремление обучаться на собственном, пусть болезненном, опыте заложено в младенце с рождения. Я сам видел, как мой сын впервые дополз до стены и начал пробовать её плотность своей головой. После первого удара, который явился для него неожиданностью, он подумал, а потом осознанно повторил попытку - то есть провёл эксперимент. Итоги проанализировал и головой в стену никогда больше не бился. А если бы мы не подпустили его к стене, то лишили бы уникального опыта! Ничего хорошего не вышло бы и из нашей попытки ускорить развитие ребенка. У растущей личности свои внутренние планы на взросление и обретение опыта, и вмешиваться весьма опасно. К чему может привести попытка ускорить приобретение опыта? Представьте, что родители ударяют ребенка головой о стену тогда, когда сочли необходимым объяснить ему идею о плотностях мира. Главный вывод после такого насильственного эксперимента будет отнюдь не о стене, а об опасности, исходящей со стороны родителей. Родители, ждите, когда ребенок сам налетит на стену, и тогда воспользуйтесь возможностью помочь ему с осознанием происшедшего! Какой же это мучительный процесс - создавать среду и подставлять «вызовы», ожидая, пока развивающаяся личность сама наткнётся на нужные ответы, сделает осознания, обретет опыт. Но зато этот опыт станет его личным достижением! «Хирурги» и их «пациенты» Хирург использует скальпель и другие инструменты, чтобы помочь больному. Учитель, психолог и приёмный родитель сами, по сути, являются инструментом, поскольку только в общении с ними ребёнок начинает получать новый опыт и информацию. Мы уже отмечали способность ребёнка воспринимать скрытые мотивы поступков и мысли окружающих его взрослых. Дети постоянно проверяют окружающий мир на прочность и истинность, ловят малейшую фальшь, которая возникает в отношениях между взрослыми. Некоторые наши воспитанники буквально говорили нам следующее: «Какое вы имеете право делать замечания, если у вас самих много недостатков». Разумеется, взрослые, живущие в нашем терапевтическом сообществе, неидеальны. Но сами обстоятельства нашей жизни и необходимость воздействовать на детей личным примером, заставляют нас стремиться к чистоте сознания и искренности. Забота и любовь в отношениях с детьми важны не менее, чем профессионализм. Поэтому основой «Китежа» стала семья. Для того чтобы убедить детей сменить существующую программу страха и боли на образ доброго и справедливого мира, им необходимо этот мир показать. Не рассказать о Добре, а погрузить в реальность Добра. Но даже любящий и опытный приёмный родитель не может решить всех проблем воспитания в одиночку. Как хирургу нужны стол и скальпель, так и воспитателю нужна окружающая среда, в которой ребёнок отрабатывает навыки общения, проверяет истины на прочность, закаляет волю. Однако не каждая окружающая среда подойдёт для этого. Жизненный опыт может усилить педагогическое воздействие, а может посеять сомнения, разочарования и вообще сломать любой воспитательный процесс. Нас не перестаёт удивлять превращение гусеницы в куколку, а потом в бабочку. Но ведь не менее серьезные, хоть и более растянутые во времени, изменения происходят и внутри ребенка, развивающегося в процессе взаимодействия с внешней средой. Если у вас развито образное мышление, то постарайтесь представить не растущее тело человека, а изменяющееся содержание его сознания на каждой стадии роста личности. Не сомневаюсь, вы увидите, что Образы Миров трёхлетнего ребенка и десятилетнего школьника разнятся куда больше, чем куколка и бабочка. Просто эта разница не так очевидна, то есть мы её не замечаем глазами. Эта метаморфоза происходит за счёт внутренних сил организма, по его законам. Но основа этих законов - реакция на внешнюю среду. Под выражением «внешняя среда» я понимаю единство взаимоотношений ребёнка с родителями, сверстниками, вернее, тот психологический климат, что существует между ними. Увы, большинство детей-сирот не доверяют взрослым. Во многом это подсознательная обида на то, что самые дорогие взрослые-родители уже обманули, бросили или погибли. Значит, эти «новые взрослые» (читай, приёмные родители) тем более обманут. Эти дети боятся довериться новым родителям потому, что для них непереносимо предположение, что их надежды снова потерпят крах. Как результат — дети могут прожить пару лет в приёмной семье и при этом не установить искренних отношений с родителями. Мы в «Китеже» давно заметили, что будь то пятилетний ребенок или шестнадцатилетняя девушка, они с одинаковой силой сопротивляются любой попытке взрослого развеять их иллюзии, отождествляя свои детские заблуждения с собственным «Я». Соответственно человек, пытающийся таким образом вмешаться в их внутренний мир, становится врагом, хотя самого себя он считает заботливым родителем. Именно поэтому необходимо комплексное воздействие семьи и окружающего социума, особенно нового круга сверстников, которому, как правило, дети доверяют куда больше, чем взрослым. С реальностью никто не спорит. И этот создаваемый нами мир «Китежа» должен быть таким же материальным и надёжным, как реальный, а отношения внутри него должны складываться так же пластично, непредсказуемо, свободно, нелинейно, как и в мире за воротами терапевтического сообщества. Ребёнок - с диалектической точки зрения - дискретная частичка человечества. Её главные характеристики - непредсказуемость, состояние постоянных изменений, связанность невидимыми нитями с великим, противоречивым и вечно развивающимся миром. В нашем понимании идеальная среда для развития этой «частички» - это упорядоченный хаос, или сказка, то есть мир, где постоянно происходят волшебные превращения, удивительные трансформации, где законы текучи. Мир сказки парадоксален, и соблюдать его законы ничуть не легче, чем решать коаны дзен-буддизма. Сказка помогает человеку вырваться из лабиринта готовых реакций, возникших в сознании в ответ на ЗЛО и БОЛЬ. Именно умение нестандартно реагировать позволит детям преодолевать внутренние и внешние препятствия. Нелинейность системы позволяет полнее отразить вариативность вызовов, приблизить условия к реальной жизни, где непредсказуемость опасности порождает способность искать нестандартные выходы. Но в процессе этого превращения он так же уязвим, как гадкий утенок, вышвырнутый курами и козлами со скотного двора. Поэтому, наше терапевтическое сообщество выполняет сразу две функции: заставляет личность развиваться, трансформироваться и охраняет её в особо уязвимый момент смены иерархии ценностей от полного разочарования, уныния или сомнений. Когда организм ослаблен, окружающая среда должна быть по возможности лишена «болезнетворных микробов». Для того чтобы вернуть детей к полноценной жизни, в обычную социальную среду, необходимо поместить их в особые условия, позволяющие прорабатывать слабые стороны в специально-созданных жизненных ситуациях. Таким образом, ещё один основополагающий принцип работы терапевтического сообщества — непротиворечивость внешней среды. В школе, на улице и дома ребенок слышит одни и те же истины, привыкает к одной и той же манере поведения, приучается доверять, раскрывается, пробует свои собственные силы в этой безопасной обстановке. «КИТЕЖ» И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В идеале для воспитания нужна целостная система, позволяющая не только моделировать всю гамму вызовов внешней среды, но и регулировать, дозировать их силу. К этому выводу нас привел тринадцатилетний опыт. Первые лет пять мы были заняты постройками домов и устройством быта, поэтому нам казалось, что дети, живущие в наших семьях и помогающие нам, самостоятельно воспримут наши идеалы и опыт. Это была иллюзия. Если по-честному, то большинство взрослых, съехавшихся строить счастливое будущее, сами не очень-то верили в эти идеалы. Люди были трудолюбивые, но «реальные». Общинность они воспринимали, как возможность жить без начальства в «хорошо отформатированном социуме». Тонкости воспитания их не очень интересовали. А когда они поняли, что спокойной жизни не предвидится, что нужно менять собственную систему ценностей, изучать основы психологии, выполнять распоряжения педсовета, то сочли за лучшее разъехаться. На следующем этапе «Китеж» пополнился молодыми педагогами, ориентированными именно на воспитание детей и разного рода социальные эксперименты. Педагогическая сторона жизни резко активизировалась. К нам приезжали друзья, среди которых была профессура из Москвы; мы ставили спектакли, мы увеличивали нагрузки в школе, мы возили детей в горы Крыма. На каждого ребёнка была заведена психологическая карта, наши молодые учителя ездили на конференции, участвовали в научных дискуссиях. Я опубликовал книгу «Поколение Китеж». А потом мы проанализировали результаты двух лет работы и с изумлением отметили, что жёсткие планы и чёткое выполнение сотрудниками методических предписаний не приводят к желаемым результатам. А вот в тех случаях, когда нам удалось увлечь детей общим делом (театр, картины, ролевые игры), разорвать течение обыденности в школе несколькими днями погружения в предмет, учебными поездками в Москву или Калугу, дети делали шаг в своём внутреннем развитии. Почти научный вывод - перерывы постепенности, попытки выйти из обыденности, резкое увеличение объёма нагрузок, неожиданная смена ритма и последовательности вызовов ведут к расширению детского сознания, накоплению новых знаний или обретению новых качеств. Противоречия между хаосом и дисциплиной, то есть непредсказуемостью и порядком, существует только в уме человека. Среди природных процессов и форм одно незаметно перетекает в другое. А вот на границе противоположных сил происходит спонтанное возникновение новых форм - самоорганизация. Таким образом, чем больше ситуаций выбора, преодоления, борьбы противоположностей в нашей развивающей среде, тем более сложной окажется и организация личности. Табурет или стол просты и неоспоримы в своей простоте, в отличие от живого дерева, рост которого возможно описать только с позиции фрактала и квантовой физики. Личность любого ребенка по своей сути пластична, как и геометрия растущего дерева. Мы можем предсказать общее направление роста, но не количество ветвей. Мы можем поливать и не загораживать солнце, но мы не можем из клёна вырастить яблоню. Потом оказалось, что к тем же выводам пришли и некоторые наши коллеги из Великобритании. Консультант нашего терапевтического сообщества Д. Дин, обладающий тридцатилетним опытом работы с трудными детьми, сказал, что лучшая среда для развития ребенка -«регулируемый хаос». Всё живое непредсказуемо, но, может быть, поэтому оно и имеет уникальную способность развиваться естественно. Развитие есть последовательность переходов из одного состояния в другое. Каждый момент перехода - самый тонкий, самый непредсказуемый, обладающий наибольшей потенциальной энергией. Поэтому деятельность взрослых в терапевтическом сообществе «Китеж» регулируется, прежде всего, не должностными инструкциями, а сводом нравственных требований. Повседневная жизнь строится не по формальному расписанию, а течёт в русле естественного хода событий, которые формируют характер и интеллект наших подопечных. У нас есть и расписание школьных занятий, и распорядок дня, но это только берега, позволяющие формировать поток «вызовов», что помогает детям извлекать уроки и приобретать опыт. Воспитательная работа становится эффективной только тогда, когда имеет дело с явлениями и событиями, актуальными для детей. Тогда дети перестают быть объектами воспитания, а становятся его активными участниками. Взрослые помогают с трактовкой, осознанием, но опыт дети должны почерпнуть сами в конкретной разнообразной деятельности. Такой подход требует от сотрудников - учителей и приемных родителей - стопроцентной эмоциональной включённости в ситуацию, что увеличивает психологические нагрузки на всех взрослых. Ежедневным условием эффективной работы сотрудников становится состояние внутреннего покоя, оптимизма, умение быстро восстанавливать внутренние ресурсы. А для этого требуется постоянная поддержка окружающими, умение объективно оценить собственную деятельность, при готовности обратиться за помощью. Во взрослых коллективах терапевтических сообществ необходимо поддерживать особое психологическое поле межличностных контактов. Для этого используются следующие психологические методы коллективной и индивидуальной работы: взаимный горизонтальный контроль, консультации специалистов извне и совместный анализ психологической атмосферы. Их цель - выявить личные проблемы сотрудников и способы их преодоления. В «Китеже» нет педагогики и психотерапии в классическом понимании этих слов. Сама развивающая среда поселения, повседневная активность взрослых и детей и есть главный ИНСТРУМЕНТ терапевтического воздействия. Человек, живущий в терапевтическом сообществе, добровольно и сознательно становится частью развивающей среды. Важно отметить, что приёмные родители в «Китеже» по большей части непрофессионалы. Это обычные люди со своими ограничениями, проблемами. Они тоже устают, «эмоционируют», вступают в противоречия между собой и с системой воспитания в целом. Однако каждый взрослый, находящийся в нашем терапевтическом сообществе, независимо от членства в Некоммерческом партнерстве и диплома учителя, является частью развивающей среды, следовательно, он должен стараться соответствовать требованиям, которые предъявляются к профессиональному члену терапевтического сообщества, что означает:
Наш приёмный родитель или воспитатель также динамически развивается в процессе терапии, как и ребенок. По сути дела, у нас нет технологий, которые принято использовать, или описания должностных обязанностей, как совокупности приёмов в чёткой последовательности. Мы относимся к воспитанию как к индивидуальному творческому процессу, поэтому наши методики построены на личностном развитии педагога. Что такое эмпатия, как не способность входить в состояние другого человека как в некое физическое пространство? То есть быть в сознании другого человека, чувствовать его переживания, воздействовать на образы, которые населяют это сознание? То, чем учитель привлекает внимание ребенка, зависит от его собственных сильных сторон, то есть интеллектуальных и духовных инструментов. У нас был учитель физкультуры, которого дети просто боготворили. Он умел связать гимнастические упражнения с такими понятиями, как дружба, сила, самоуважение. Тот, кто умеет играть на гитаре, может идти к душе ребенка через обучение авторской песне. Талантливый программист сможет общаться и в процессе познания основ компьютера. НАШЕ КРЕДО Мы признаем уникальность развития каждого ребенка, его потребность в индивидуальном подходе для развития только ему присущих талантов, склонностей, черт личности. Мы не переделываем личность ребенка и не подстраиваем её под социум, а помогаем в индивидуальном развитии и самореализации через освобождение заложенных в нём сил и способностей. В основе нашей морали приоритет потребностей детского развития. Мы стремимся обеспечить нашим детям наилучшие условия для интеллектуального, эмоционального, физического, духовного и социального развития, чтобы они стали полноправными гражданами обновленной России, уважающими национальные ценности и открытыми мировой культуре. Мы поощряем в детях любые проявления воображения, любознательности и интеллектуальности. Независимо от выполняемых функций в жизни сообщества, каждый взрослый член «Китежа» является воспитателем. От гармоничной работы всего коллектива сотрудников зависит полноценность развивающей среды, то есть эффективность терапевтического воздействия общины на каждого ребенка. Распределяя взрослые роли среди членов команды, мы моделируем соответствующие «вызовы» окружающей среды, которые помогают поощрять практику разделения ответственности между взрослыми и детьми. В развитии проекта «Китеж» мы видим создание полноценного сообщества, признающего приоритет проблем детского развития над взрослыми проблемами. Мы создаем предприятия и службы, формируем должностные обязанности и распорядок дня так, чтобы удовлетворить потребности детей, для которых «Китеж» стал родным домом и миром. Стремление к развитию и адекватная самооценка создается в условиях реальной жизни в терапевтическом сообществе, а не в искусственной атмосфере детского учреждения. В процессе общения с детьми, а именно на этом и строится воспитание, не может быть лжи и игры; дети это сразу замечают, и воспитательный эффект таких действий равен нулю. Таким образом, для комплектации наших терапевтических сообществ необходимо искать людей с особым складом характера, предрасположенных к открытому общению, к самореализации в профессии педагога и воспитателя. Мы ищем соратников, готовых создавать сообщества, основанные на нашей модели. Терапевтические сообщества не строят, их выращивают! Что такое «Орион»? По модели «Китежа» группа его выпускников начала «выращивать» новый проект для детей-сирот «Орион». Глава Некоммерческого партнёрства «Орион» сейчас - Маша Пичугина, которая выросла и получила образование в «Китеже». «Орион», как и «Китеж», оставаясь ещё одной гуманной альтернативой детскому дому, в то же время превратится в учебно-исследовательский центр, ориентированный на подготовку специалистов и создание развивающей учебной среды для будущих социальных работников и приёмных родителей. В Москве, Калуге и многих других городах есть институты, которые готовят социальных работников, но они познают тонкости своей профессии «заочно», в то время как китежские дети (многие из них в прошлом сами сироты!) хорошо знакомы с практикой психолого-терапевтической и социальной работы. Мы видим преимущества работы «Ориона» в следующем:
На протяжении тринадцати лет к нам приезжали сотни добровольцев, желающие посвятить свою жизнь работе с детьми, и лишь немногие обладали необходимыми качествами характера и способностями для реализации своей мечты. Тем не менее, такие люди есть: я встречал их и во время поездок по России на лекциях и семинарах. Как правило, их немного, и они находятся на периферии современной общественной жизни. Люди, которые хорошо понимают детей, как правило, делают это в силу того, что и их личности сохранили детские черты: непосредственность поведения, наивность, веру в идеалы, часто, склонность к поэтическому или философскому осмыслению мира. Всё это не способствует успешной карьере в современных секторах производства или бюрократическом аппарате. Но эти люди, оказавшиеся «выброшенными» из основного жизненного потока, могут реализоваться с успехом для себя и огромной пользой для дела в рамках детских поселений. Работа приёмного родителя требует такой полной отдачи себя служению детям, такого неформального подхода, что материальное благополучие, как результат этой работы, занимает второстепенное место. Зарплата необходима, чтобы сознание родителя и учителя не было занято поиском средств к существованию. Но деньги не могут быть стимулом для подлинного творческого взаимодействия педагога и ребёнка. Для организации деятельности сообщества, работы с бухгалтерией, координации взаимодействия с государственными органами и корпорациями необходимо несколько личностей, идейно близких, но при этом обладающих навыками руководства, организаторскими способностями и специальными знаниями. Разумеется, в этой ситуации существует соблазн обратиться к наёмным специалистам, что невозможно, поскольку только знание внутренней специфики творческой работы специалистов поможет принимать максимально объективные и верные решения. Изначально мы набираем в наше сообщество людей, движимых мечтой сделать мир лучше; эта мечта может принимать разные, подчас наивные формы, но она всегда становится стимулом для действия, для изменения своей личности (в рамках внутренней работы) и жизни в необычных условиях. Что ж, в этой главе я познакомил Вас, уважаемый читатель, критик или ищущий помощи и поддержки родитель, с основными принципами работы и системой мышления педагогов «Китежа» и теперь уже и «Ориона». Дальнейшее изложение есть расширение и иллюстрация отдельных тезисов и предположений. Те, кто не нашли в прочитанном никаких совпадений с образом мира, царящим в их сознании, могут закончить чтение именно в этом месте. Практиков же я прошу продолжить нелёгкое путешествие в мир детских сомнений, страхов и радостей преодоления; в мир педагогического поиска, который происходит в пространстве «здесь и сейчас», в каждой новой ситуации столкновения ребёнка с незнакомой, а потому пугающей реальностью. Время Ни логики, ни боли - ничего. Рассыпались песочные часы, Трофеи не мои, и странный звук Когда, скрываясь за стеною штор, Этюд Горячий кофе поутру, За дверью, там, где тишина, Застыл у края грозный ком, Эти строки написала наша выпускница Валентина Канухина. Не Китеж сделал ее одаренной, но наша среда помогла ее душе стать сильной и свободной. Так что мы все-таки питаем? Интеллект? Чувства? Душу? Чаще всего выбор зависит от родителей, которые принимают решения за своих детей, на том основании, что последние еще не способны мыслить. Некоторые пытаются развивать интеллект, считая, что так делают ребенка более разумным, облегчают ему задачу выживания в нашем мире. Но по большому счету, даже это спорно. Одностороннее развитие интеллекта может помочь вашему сыну обыгрывать компьютер, но никак не повлияет на способность быть по-человечески счастливым. И далеко не всегда большой набор знаний является синонимом разумности. Иногда к нам обращаются родители из нормальных семей с просьбой помочь. Обычные проблемы: девочка грубит и таскает маму за волосы. Мальчик берет из кармана родителей деньги, молчит, а когда не молчит, то хамит. Просьба родителей - убрать эти проблемы и сделать ребенка снова послушным и любящим. Начинаешь беседовать с родителями и понимаешь, что просьбу они по стеснительности четко не сформулировали. На самом деле они просили сделать ребенка управляемым, а если речь и шла о его способности к любви и сочувствию, то подразумевалось, что эти качества должны быть направлены исключительно на семью. Тут мы сталкиваемся с вечной нравственной проблемой - обучать ребенка жить ради себя или учитывать интересы общества и государства. Казалось бы, с точки зрения выживания в современном обществе «победившего индивидуализма» самым разумным с точки зрения родителей был бы следующий заказ воспитателям: «Сделайте моего ребенка, хитрым, равнодушным к чужим страданиям и способным манипулировать другими людьми себе на пользу». Но, во-первых, это может обернуться и против вас, а во-вторых, нанесет ущерб психологическому здоровью растущей личности. Обучая детей решать задачи, необходимые для выживания в обществе, с позиции эгоизма, взрослые часто разрушают какой-то более тонкий слой личности ребенка, в котором находятся потребности более высокого порядка. Ограничив свое представление о счастье только личными интересами, человек волей-неволей ограничивает и свою способность действовать и чувствовать в окружающей реальности. Его развитие будет сдерживаться привычкой не выходить за рамки собственной личности. Внешний мир остается как бы за скобками. Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Что делать - так устроен наш мир. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя, так сказать, «любви по вектору». Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать. Если вы воспитаете ребенка правильно, то его любви хватит и на вас. И интеллектуальная, и чувственная стороны личности развиваются в полную меру в движении вовне, в стремлении установить все более разнообразные многоуровневые связи внутреннего «Я» с окружающим миром. Это стремление определяется на человеческом языке как интерес к нуждам окружающих, сочувствие, эмпатия, любовь. В итоге, личность соединяет себя с окружающим миром миллионами нитей, становясь частицей этого мира, тем самым, увеличивая количество каналов получения позитивных впечатлений, укрепляясь в ощущении своей неслучайности, внутренней полноты и ощущения связи со всем миром. Ребенок, смотрящий на окружающий мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым, и возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную почву, способствующую его росту. Но я без преувеличения могу сказать, что за всю жизнь не встретил ни одного человека, способного жить в состоянии счастья, опираясь только на собственные внутренние резервы. Я ничего не имею против разумного эгоизма. Именно исходя из интересов собственного ребенка, я рекомендую родителям стремиться заложить в своих детей интерес к окружающим людям, любовь к природе, умение ощущать радость от соприкосновения с величием мира. Такая личность будет легче переносить и восполнять потери, которые неизбежны на жизненном пути, ей всегда будет проще найти повод для радости в любой ситуации, так как ее внутренний мир будет неизменно богаче заключенного в узкую сферу мирка эгоиста. Человек как общественное животное просто не может быть счастлив в одиночку. Но ощущение счастья рождается у человека только тогда, когда он реализует исключительно свой собственный жизненный план, пусть даже это план умереть за человечество. Чужое счастье просто не подойдет ему по определению. Вот сытость, равно как тупое безразличие, лишены черт индивидуальности. Но они преходящи. Зато счастье - это состояние, а не реакция на раздражитель, поэтому никогда не лежит на поверхности нашего сознания. Жить сильно, чувствовать глубоко. Где этому учат, какая профессия это обеспечивает? Жить и чувствовать нас обучает реальная жизнь, борьба за свои ценности или ценности того общества, которое вы считаете своим, погоня за идеалом, душевные муки, короче, все то, что делает жизнь сложнее и заставляет нас развивать свои лучшие человеческие качества. Любая остановка на этом пути означает равнодушие, угасание чувств, потерю мотива для сверхусилия и, в конце концов, ощущение бесцельности собственного существования. Исходя из вышесказанного, вы и сами можете сделать вывод, как вашему ребенку лучше выстраивать траекторию накопления жизненного опыта, в каких условиях он скорее почувствует радость бытия, научится опираться на свои внутренние силы, станет независимой личностью, способной чувствовать глубоко и жить ярко. Пусть не каждый день, но все-таки достаточно часто иметь желание сказать: «Я счастлив». А у того, кто от страха и боли, пережитых в детстве, выбрал покой и сытость, в конце жизненного пути - ноющая тоска под сердцем от того, что не использовал возможности, не реализовал величайший дар, не пошел по заложенному от рождения пути к высшим духовным переживаниям, к высшим состояниям человеческого сознания. Но этими проблемами у нас занимается религия, а психология почему-то робеет, или психологи уже все состоялись как личности и решили проблему, по крайней мере, собственной самореализации. Воспитание, как и политика,- это искусство возможного. Невозможным занимается война, но разве кто-нибудь из нормальных родителей хочет воевать с детьми? Тогда не ставьте недостижимых целей. Помните, что хоть вы и помогли маленькому существу явиться на свет, но это еще не делает вас Творцом или Хозяином. Существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. Бесполезно переделывать тип психики, присущий ребенку от рождения. Его надо распознать и принять, затем разумными воспитательными действиями сглаживать проявление тех черт, которые могут повредить ребенку в будущем. А еще в глубинах личности заложены специфические, только ей присущие комбинации талантов, целей, слабостей, в конце концов. И не будет покоя взрослому, если что-то не отыграно в детстве, если не опробованы предначертанные роли, не совершенны ошибки и не найдена дорога к собственной судьбе. Это путь к счастью и самореализации вашего ребенка. Вы можете сбить его с пути, можете заставить реализовывать ваши собственные мечты, только не ждите потом, что он скажет вам спасибо. Такой подход к воспитанию ничего общего не имеет с обычным послушанием, которого требуют доминантные родители. Конечно, при определенном упорстве, ребенка можно вогнать в узкие рамки ваших ожиданий и сделать управляемым. Но тогда откуда же в нем возьмется способность находить выход из нестандартных ситуаций. Впрочем, ребенку с большим запасом внутренних сил необходимость строить отношения с умными и сильными родителями может пойти и на пользу, как дополнительная тренировка. «У меня была подруга с очень «продвинутыми» родителями. Они прочили ей хорошую карьеру, и поэтому с детства отдали ее в спецшколу и вообще требовали хорошо учиться и заниматься дополнительно. Они считали, что все делают так, как надо. А их дочь уже в одиннадцатом классе втайне жаловалась мне, что ее тошнит от необходимости поступать в экономический институт. Но они умели настоять на своем. В институт она все-таки поступила, потому что была неглупа и образование ей дали хорошее. Вот только это шло вразрез с ее внутренним стремлением! Кончилось дело тем, что она ушла из института. В ответ ее отец заявил, что она неблагодарная и дальше пусть рассчитывает только на себя. Но это ее не смутило! Она нашла работу и поступила в институт иностранных языков. Сейчас она учится на переводчика и вполне счастлива. Спустя некоторое время она помирилась с родителями. Видимо, они поняли, что она бросила экономику не потому, что обленилась…» (Рассказ одного из китежских преподавателей). Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Строить отношения можно только с теми детьми, которые доверяют вам настолько, что готовы обсуждать проблемы ваших отношений, даже возражать вам. Вы же все равно в более выгодной позиции, поскольку обладаете жизненным опытом, значит, в дискуссии, скорее всего, победите. А выйти на уровень заинтересованного обсуждения можно только тогда, когда вместо личины «послушного ребенка» вам, родителям, предъявляется реальный образ с обидами, болью, ожиданиями, только тогда, как говорим мы в Китеже, шестеренки зацепятся. Ваш образ мира начинает воздействовать на образ мира вашего ребенка благодаря трению, которое существует между вами. Теперь просто подумайте об этом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.) |