|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Английская Реформация глазами католических историков XVI векаДоклад на семинаре Центра интеллектуальной истории ИВИ РАН. Сайт http://www.igh.ru. Одним из последствий Реформации в культурной сфере был возросший интерес к истории, национальной и церковной. Протестанты стремились найти свое место в истории церкви, показать (вернее, сконструировать) связи с апостольской церковью и провести от нее линию к собственной церкви, минуя церковь Римскую, или вписывая ее в историю «истинной церкви» иным образом. События XVI века заставили католиков размышлять о состоянии церкви и путях ее реформирования, а также осмыслять причины возникновения и распространения новой «ереси». Первые католические истории Реформации показывают, каким образом католики-англичане XVI в. осмысляли свое недавнее прошлое – от разрыва Генриха VIII с Римом до царствования Марии Тюдор, и в чем они видели причины столь легкого отказа страны от католицизма во второй половине века. Историки позднейших столетий начинают историю английской Реформации с правления короля Генриха VIII и с акта о королевской супрематии 1534 г., который оформил разрыв с Римской церковью. Однако для современников это событие не знаменовало собой чего-то радикально нового. Оно стало «схизмой», конфликтом с Римом, который в принципе вполне мог иметь «нормальное» средневековое разрешение – т.е. примирение. Сам король отнюдь не был радикалом и не разделял мнений своих протестантских советников, поэтому немногие из католических авторов не усматривал в супрематии окончательного разрыва с католической традицией. Среди исключений был Томас Мор, а также кузен Генриха VIII Реджинальд Пол. Пол покинул Англию с разрешения Генриха VIII в 1532 г. (причиной его отъезда было резко негативное отношение к разводу короля, который, по мнению Пола, ставил страну на грань династического кризиса). Находясь в эмиграции в Италии, в 1536 г. Пол направил своему кузену трактат «О защите единства церкви». В нем Пол четко противопоставляет предшествующую католическую традицию страны и узурпацию духовной власти (как он именует королевскую супрематию). Во-вторых, на страницах его трактата впервые появляется та интерпретация причин английской Реформации, которая станет обязательной для католических авторов второй половины столетия (хотя здесь она только намечена). Для Пола, католика–реформатора, сыгравшего впоследствии важную роль в проведении Тридентского собора, решающим оказывался моральный аспект. Очищение церкви напрямую зависело от очищения жизни верующих и прежде всего, клириков и правителей. И наоборот, их грехи вели к грехам более тяжким, грозящим гибелью всему государству и церкви. Применительно к Англии, речь шла о грехах Генриха – похоти, толкнувшей его к Анне Болейн, а затем – к желанию получить развод. Именно этот грех вкупе с жадностью (стремлением наложить руку на имущество церкви) и стали, по мнению Пола, причиной разрыва с Римом, за которым неминуемо последовала ересь – распространение учения протестантов. Трактат Пола, изданный в 1555 г., оказал воздействие уже на авторов второй половины столетия, в особенности тех, чья карьера началась при королеве-католичке Марии Тюдор и была прервана позднее приходом к власти Елизаветы. Для них (первого поколения католической эмиграции) осмысление причин поражения католиков было животрепещущей темой. Авторы, писавшие в 1560–70-е гг. не склонны были искать причины прихода к власти протестантов в недавнем прошлом (за которое они отчасти и сами несли ответственность). Они обращались к правлению Генриха в поисках ответов. Впрочем, и события эпохи Марии не пропадали из поля зрения: с выходом в свет «Книги мучеников» Джона Фокса вопрос об истории английских протестантов надолго привлек к себе внимание полемистов. Труд Фокса был обращен к широкой аудитории образованных читателей и был призван распространять как новую версию церковной истории, так, отчасти и стоящее за ней новое учение. Естественно, он не мог остаться без ответа с католической стороны. Первым ответил Фоксу Николас Харпсфилд, католический богослов–полемист. В 1566 г. в Лувене увидели свет его «Шесть диалогов». Это полемический труд; каждый диалог направлен против какого-либо положения англиканского вероучения. Шестой, самый пространный диалог, «Против псевдомучеников», был обращен против Джона Фокса и его сочинения. В своем диалоге Харпсфилд сформулировал основные пункты католической критики протестантской мартирологии. Обвинение в ереси, согласно мнению всех полемистов, лишало протестантов статуса мученика. Харпсфилд разделял это мнение. Но, в отличие от прочих полемистов, он не удовлетворился его констатацией, а подробно рассмотрел сообщения Фокса о протестантских мучениках, особенно подчеркивая случаи, когда «герои» Фокса обвинялись в государственной измене, или же были просто преступниками. Особенно подробно Харпсфилд останавливался на «мятежниках»: Кранмере, или лоллардах Кобхеме или Эктоне. Здесь построения Фокса были наиболее уязвимы: протестантский автор, зная о резком неприятии королевой Елизаветой всего, что связано с неповиновением монарху, не позволил себе ни одного резкого или осуждающего высказывания в адрес королевы Марии, в правление которой было сожжено более 200 протестантов. А в случаях, когда речь шла об обвинении в государственной измене (как, например, смерть Кранмера), Фокс был весьма осторожен, предпочитая не использовать термин «мученик». Именно по этим «болевым точкам» и бил католический полемист, показывая протестантов как еретиков и мятежников. Метод работы Харпсфилда напоминал самого Фокса: протестантский автор прославился своими разысканиями в архивах и скрупулезным сбором сведений о первых протестантах. Харпсфилд пошел тем же путем, правда, архивными изысканиями и работой с официальными документами занимались его друзья, находившиеся на свободе. Сведения Харпсфилда относительно деталей тех или иных процессов были настолько точными, что вынудили Фокса впоследствии внести изменения в собственный текст, выкинув оттуда некоторых сомнительных «протестантов». Труд Харпсфилда задал тон католическим опровержениям версии Фокса. Но поскольку сочинение Фокса не сводится только к календарю, а представляет собой церковную историю Англии, то и ответ на него должен был быть адекватным. Католическая сторона ответила, во-первых, обращением к авторитетным авторам, в частности, к Беде и его «Церковной истории». Чтобы лишить протестантов возможности апеллировать к этому тексту, искажая его, католические эмигранты издали (впервые) английский перевод сочинения Беды. Впрочем, издание Беды было только первым шагом. Уже знакомый нам Харпсфилд провел последние годы жизни в работе над «Английской церковной историей», которая была опубликована в 1622 г. Этот труд охватывает огромный период от становления христианства и до XVI в. По замыслу Харпсфилда его сочинение представляло собой историю реальной английской церкви, а не мифическое преемство членов «истинной церкви» Фокса – еретиков. Отдельный раздел посвящен подробному экскурсу в историю лоллардов (представленных, в полемике с Фоксом, как мятежники). Сочинения Харпсфилда, написанные на латыни, предназначались для относительно узкого круга образованных читателей (в основном, за пределами Англии), и не были широко известны (особенно это относится к его «Церковной истории»). Тем не менее, его рукописи, переправленные на континент английскими католиками-эмигрантами, а также материалы по истории правления Генриха и Марии, сыграли большую роль, послужив основой и источником для труда, фактически задавшего тон католической историографии и определившего ее толкование событий XVI в. Речь идет о сочинении тезки и младшего современника Харпсфилда, иезуита Николаса Сандера «Происхождение и распространение английской схизмы» (написан в 1570-х гг., издан после смерти автора в 1585 г.). Труд Сандера – это подробная история политических событий в Англии, начиная с середины правления Генриха VIII. В качестве введения ей предпослано краткое описание состояния страны (т.е. всеобщего благоденствия) в начале XVI столетия, на момент заключения союза с объединившейся Испанией и брака короля с Екатериной Арагонской. Главный герой сочинения, как нетрудно догадаться – Генрих VIII. Рисуя его образ, Сандер акцентирует внимание на способностях Генриха: он – ученый человек, поощрявший ученость и способствовавший ее распространению (через финансирование профессорских кафедр в университетах). Речь здесь, конечно же, идет не об учености вообще, а о знании Св. Писания и богословия. Кроме того, Генрих в описании Сандера обладает здравостью суждений и умением подбирать людей (речь опять же идет не о придворных, но о епископах). Таким образом, король Генрих имел все задатки христианского государя – реформатора (в том смысле, какой придавали этому слову католики пост-Тридентской эпохи). Однако выполнению долга правителя и христианина воспрепятствовала неспособность/нежелание Генриха справляться со своими страстями, что использовали в своих интересах его приближенные. Страсти Генриха – похоть (страсть к Анне Болейн) и алчность (стремление получить имущество церкви, и именно они приводят к разрыву с Римом (схизме), а в конечном счете дают возможность распространиться ереси. Такой образ Генриха вполне созвучен контрреформационным (и в частности, иезуитским) идеям: склонности усматривать причину распространения ереси в греховности общества и его правителей. Для большей убедительности Сандер создает ряд мифов, которым была суждена долгая жизнь в католической историографии XVI–XVII вв. Во-первых, это миф о якобы совершенном Генрихом VIII инцесте. Брак Генриха VIII с Анной Болейн был нарушением канонического права в любом случае, т.к. король ранее состоял в связи со старшей сестрой Анны Марией: это обстоятельство являлось препятствием к браку. Но этого Сандеру показалось недостаточным: для того, чтобы не просто сообщить читателю о греховной страсти короля, но заставить его ужаснуться глубине грехопадения, автор рассказывает о том, что король был любовником не только сестры Анны Марии Болейн, но и ее матери Элизабет (эта сплетня, по всей видимости, основана на совпадении инициалов Элизабет Болейн и настоящей любовницы короля Элизабет Блаунт). От этой связи, по версии Сандера, родилась дочь Анна. Таким образом, король совершает инцест, вступая в брак с собственной дочерью. История введена в текст не только для характеристики самого Генриха: ведь труд Сандера был написан в правление Елизаветы, дочери Анны и Генриха. Читатель сам должен был сделать вывод о том, могло ли от такого кровосмесительного союза родиться что-то хорошее. Вторым мифом, активно эксплуатировавшимся католическими авторами было сообщение Сандера о том, что Генрих в последние годы жизни якобы стремился к примирению с Римом, но не смог этого сделать по собственной слабости и из-за противодействия своего протестантского окружения. Грехи и преступления Генриха предопределили судьбу его потомков – раннюю смерть Эдуарда VI, а также и краткость правления католички Марии. Марии Сандер посвящает заключительную книгу своего труда. В ней он живописует триумфальное возрождение католической веры в стране. Здесь Сандер, предельно упрощает политическую ситуацию, изображая Марию идеальной католичкой, ведь примирение с Римом происходило отнюдь не так гладко. Он также полностью игнорирует законы против ереси и казни протестантов – они в его тексте вообще не упоминаются (за исключением Кранмера, которого казнят за государственную измену). Далее следует рассказ о призвании в Англию кардинала Пола в качестве папского легата и подробный рассказ о том, как легата встречают, и как проходит церемония примирения – покаянные речи от имени обеих палат парламента и т.п. При этом Сандер полностью опускает все детали нелегких переговоров с Римом относительно судьбы бывших монастырских земель. Да и все остальное правление Марии тоже остается за кадром – повествование о ней завершается примирением с Римом. Это и понятно – ведь Сандер писал историю английской схизмы, и примирение с Римом было логическим ее завершением. Королева Мария, «святая женщина», выполнила свой долг правительницы. Казалось бы, непонятно, как из этого триумфа истинной веры вытекают последующие события, возвращение к протестантизму. Но Сандер дает свое объяснение – Мария и ее действия для англичан слишком хороши, они их просто не заслужили из-за грехов короля Генриха VIII и их собственных предков, которые еще предстояло искупить. Таким искуплением стало мученичество католиков. «История» Сандера очень быстро стала своего рода стандартной версией английской Реформации в католическом мире. Ее популяризации, помимо переводов, немало способствовали и адаптации. Самыми известными и влиятельными из них стали «Церковная история схизмы в Английском королевстве, опубликованная в 1588г. испанским иезуитом Педро де Рибаденейрой, и вышедшая в 1599г. «История английских гонений», написанная епископом Тарасоны и духовником Филиппа II Диего де Хепесом. Сандер и его предшественник Харпсфилд, принадлежавшие к старшему поколению елизаветинских католиков, рассматривали недавнее прошлое – правление Марии Тюдор – как идеальное состояние (вернее, возвращение к идеалу), оказавшееся непрочным из-за грехов англичан и их правителей (но не самой Марии). Кроме того, оба они исходили из того, что вплоть до 1530-х гг. в Англии и английской церкви все было в порядке и не требовало исправления, реформирования. Они вообще не оперируют термином «реформация» или «реформа». Это не означает, впрочем, что Сандер и Харпсфилд были чужды дух Католической Реформы. Дело, скорее, в том, что они понимали реформу несколько иначе, подобно тому, как это делал кардинал Пол (несомненный сторонник реформы Католической церкви). Пол в свое время полагал, что распространение ереси (связанное с грехами правителей) среди англичан – не столь уж серьезная проблема, и одного примирения с Римом и возобновления «нормальной» церковной жизни окажется достаточным для того, чтобы с ней справиться. Поэтому его усилия были сосредоточены на реформе клира и в гораздо меньшей степени на полемике с протестантами или проповеди. Главным приоритетом становилось очищение элиты (церковной прежде всего) и подчинение ей остальных (объект наставлений элиты). Для Сандера и Харпсфилда именно это и имело место при Марии. Соответственно, ее правление почти приобретает статус идеального прошлого. Это верно и для континентальных адаптаций Сандера. Однако не следует считать, что все английские католики однозначно были склонны идеализировать правление Марии Тюдор. Уже следующее поколение католических полемистов гораздо более скептически относилось к этому периоду. Наиболее показательным (и значимым) автором второго поколения эмигрантов, несомненно, был иезуит Роберт Парсонс, глава Английской миссии своего ордена, блестящий полемист и историк. Его труды производят несколько обманчивое впечатление. На первый взгляд, Парсонс в своих интерпретациях следовал модели, предложенной Сандером. Это прежде всего относится к его «Трактату о трех обращениях Англии из язычества в истинную веру» (1603–1604 гг.). Трактат представляет собой развернутый католический ответ Джону Фоксу. Этот трехтомный труд состоит из детальной истории распространения христианства в Англии, за которым следует краткий обзор состояния церкви в последующие столетия, вплоть до XVII в. Два других тома посвящены календарю Фокса. На первый взгляд, раздел, посвященный событиям XVI в., представляет собой сокращенный пересказ Сандера. Отличия состоят лишь в том, что Парсонс постоянно подчеркивает, что король Генрих, несмотря на разрыв с Римом, по своим взглядам оставался католиком, не допускал никаких нововведений в области вероучения и продолжал преследовать еретиков-протестантов. Но вот Парсонс обращается к правлению Марии, и начинаются неожиданности. Правлению католической королевы посвящены полторы страницы из шестисот, причем на первой из них речь идет о конфликте вокруг Джейн Грей, а завершается рассказ перечислением назначенных королевой епископов и других духовных лиц, которые впоследствии претерпели гонения при Елизавете. Самой Марии посвящена лишь одна фраза. Такая неожиданная сухость резко контрастирует с высказываниями Сандера. В чем же причина? В поисках объяснений следует обратиться к другим сочинениям Парсонса, написанным на несколько лет раньше. Одно из этих сочинений – «История внутренних трудностей в деле английских католиков» (1600 г.) Этот памфлет посвящен конфликтам мирян и клира, а также монахов и секулярного духовенства; век за веком Парсонс прослеживает их пагубную роль в истории английской церкви. Говоря об эпохе Марии, Парсонс упоминает конфликты и соперничество среди придворных, связанные с проектом испанского брака, и др., которые, во-первых, задержали прибытие в Англию Пола как папского легата на два года, а во-вторых, помешали правительству наказать многих влиятельных протестантов, которые впоследствии привели к власти принцессу Елизавету и низвергли католическую церковь в Англии. Однако политическим конфликтами дело не исчерпывалось. Претензии Парсонса к правлению Марии были не столь поверхностными, о чем свидетельствует другое его сочинение – «Записка о реформации Англии» (1596г.). Исходной посылкой, с которой начинаются рассуждения Парсонса, становится его обоснование необходимости реформации в Англии. Правление Марии и его несовершенства выступают здесь в качестве одной из побудительных причин, ведь по мнению Парсонса, именно реформации тогда и не произошло. Что Парсонс имеет в виду под «реформацией»? Сам он определяет ее не столько как исправление церковной дисциплины, сколько как исправление образа жизни и обычаев людей. Идеалом для Парсонса остается апостольская церковь. Что же касается католической реставрации времен Марии, то она была далека от совершенства: примирение с Римом было поверхностным, без должного покаяния, а ряды английского духовенства не подверглись очищению. Ошибкой было и сохранение в руках мирян бывших монастырских земель. Вместе они способствовали падению престижа духовенства и не устранили конфликтов между ними (причины дальнейших событий). Кроме того, Парсонс полагал ошибкой и то, что при Марии не пытались обратить в истинную веру протестантов. Таким образом, в отличие от своих предшественников, Парсонс не был склонен к тому, чтобы рассматривать правление Марии как идеал, погибший из-за грехов предков. Скорее он видел его как шанс, данный англичанам; шанс, которым не смогли воспользоваться. Различие в подходах не может объясняться исключительно сменой поколений. Сандер и Рибаденейра (будучи, как и Парсонс, иезуитами), в большей степени ориентировались на Тридентскую модель реформирования церкви (связанную с приходами и диоцезами, т.е. существующей церковной иерархией). Парсонс, глава английских иезуитов, работавших вне системы приходов, понимал реформирование как «обновление духа» мирян и клириков. Поэтому для него эпоха Марии стала лишь первой, и весьма несовершенной попыткой реформы. Обрисованные в докладе подходы к истории английской реформации стали определяющими для развития католической историографии XVII–XVIII вв., и даже более поздних периодов. В течение долгого времени она оставалась исключительно в рамках политической истории, начиная отсчет событий с развода Генриха VIII, и фактически была историей католических мучеников (альтернативой принятой у протестантов версии Фокса). И даже двойственная интерпретация правления Марии Тюдор (с одной стороны, триумф католицизма, с другой – несовершенство реформ) воспроизводилась из книги в книгу, пережив даже конфессиональный этап развития историографии и дожив до последних десятилетий ХХ в.
Йозеф Лортц См. общий указатель к исследованиям по истории Церкви Joseph Lortz, немецкий иезуит, специалист по Реформации, оч. авторитетный в середине 20 в. ("лорцевская" школа католических специалистов по лютеранству). Впервые осмелился назвать Лютера "глубоко религиозным человеком" (за ним повторил Войтыла). Увы, идейно оказался близок нацизму - хотя авторитета в светских кругах большого не имел. Уп. в: Betrayal: German Churches and the Holocaust, edited by Robert P. Ericksen and Susannah Heschel. Minneapolis: Fortress Press, 1999. 223 pp. как пример слабости католиков перед Гитлером - слишком много совпадений.Он открыто поддержал режим - вместе с Карлом Адамом из Тюбингена, которому нравился антисемитизм Гитлера и его государственничество. Лорц жил в Мюнстере, не любил левых. Протрезвел лишь после папской энциклики 1937 г. После войны в Майнце. (еще были Михаэль Шмаус, которому нравилось народничество нацистов, фольк, и иезуит Антон Штумм). Lortz, Joseph, History of the Church, tr. Edwin G. Kaiser, Milwaukee: Bruce Pub. Co., 1939, 578p. Lortz, Joseph. The Reformation in Germany. 2 vol. trans. Ronald Walls. London, 1968. О нем: LAUTENSCHLДGER, Gabriele. Joseph Lortz (1887-1975). Weg, Umwelt und Werk eines katholischen Kirchenhistorikers, Wurzburg 1987. Michael B. Lukens, "Joseph Lortz and a Catholic Accommodation with National Socialism" in Betrayal: German Churches and the Holocaust, 1999, pp. 149-168 Verst?ndnisses von Joseph Lortz f?r die Lutherforschung in Finnland. - R. Decot und R. Vinke (hrsg.) Zum Gedenken an Joseph Lortz (1887-1975). Beitr?ge zur Reformationsgeschichte und?kumene. Ver?ffentlichungen des Institut f?r europ?ische Geschichte Mainz. Beiheft 30. Stuttgart. Joseph LORTZ, Historia de la Iglesia. En la perspectiva de la Historia del pensamiento, I, Madrid 1982 Йозеф Лортц История Церкви рассмотренная в связи с историей идей Том I Древность и средние века «Христианская Россия» Москва памяти Клеменса Августа, кардинала Галенского Примечания в конце каждого из томов. Содержание Предисловие к 21-му изданию ВВЕДЕНИЕ § 1. Возможность и ценность истории Церкви I. Историчность Церкви II. Углубление представлений о Церкви § 2. Периодизация истории Церкви I. Функциональное деление II. Хронологическое деление III. Отдельные эпохи Первая эпоха § 3. Раннее христианство: границы и периодизация Первый период Первый этап § 4. Мир, окружающий молодое христианство § 5. Духовные миры: Израиль, Эллада, Рим, Восток I. Основные положения II. Мир иудаизма III. Греческий мир IV. Римский мир V. Влияние Востока VI. Заключение § 6. Иисус из Назарета, основатель Церкви § 7. Иерусалимская праобщина § 8. Христианство у язычников I. Павел II. Антиохия. Спор о «законе» § 9. Начало римской общины. Апостол Петр Второй этап § 10. Расширение Церкви § 11. Причины конфликта Церкви с государством § 12. Ход гонений на христиан I. Гонения до Деция II. Массовые гонения на христиан § 13. Религиозное почитание мучеников § 14. Литературная борьба: языческая полемика и христианская апология § 15. Богословие и лжеучения I. Основные силы богословия II. Проблема лжеучений § 16. Лжеучения во II и III веках: монархиане, гнозис, Маркион, манихеи § 17. Борьба в области религиозно-нравственной жизни во II и III веках. Личная и объективная святость § 18. Иерархические служения § 19. Исповедание веры, крещение, богослужение и покаяние в ранней Церкви Второй период § 20. Общая характери стика периода Первая глава — Новое государство и Церковь § 21. Константин, первый христианский император § 22. Император Юлиан и контрнаступление язычества § 23. Христианство как религия империи § 24. Совершенствование церковного устройства Вторая глава — Вероучительные споры на Востоке и на Западе § 25. Вера и формулирование догматов § 26. Тринитарный вопрос § 27. Христологический вопрос I. Несторианство II. Монофизитство III. Монофелитство § 28. Обоснование и проблематика формулирования догматов § 29. Святость Церкви. Благодать и воля § 30. Великие латинские отцы Церкви I. Амвросий II. Августин III. Иероним Третья глава — Религиозно-нравственная жизнь § 31. Благотворительность, нравственность, богослужение, почитание святых § 32. Монашество § 33. Завершение и переход. От древности через переселение народов к средневековью Вторая эпоха ЦЕРКОВНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ § 34. Общая характеристика I. Историческая арена II. Основные положения III. Задачи и возможности IV. Частные церкви V. Периодизация Первый период § 35. Две основные силы будущего: франки и папство. Григорий Великий I. Церковь франков II. Папство § 36. Христианство у островных кельтов. Вестготы, англосаксы и другие германцы. Начало их объединения с Римской Церковью I. Принципы германской миссии II. Обращение отдельных народов. Ирландия и Англия § 37. Жизнь и общественная деятельность Церкви в эпоху Меровингов § 38. Англосаксонское миссионерство среди германцев. Собирание христианизированных народов вокруг папского престола I. Виллиброрд II. Бонифаций § 39. Союз папства и франков. Церковное государство. Разрыв с Византией Второй период Первый этап Обзор § 40. Карл Великий. Универсальная западная империя. Каролингская культура I. Обращение саксов II. Церковная, религиозная и общественная деятельность Карла III. Карл как император § 41. Последующий расцвет и упадок раннесредневековой культуры. Папство в IХ веке I. Духовная жизнь II. Николай I III. Преемники Николая I § 42. Христианизация северных, восточных и юго-восточных окраин Запада § 43. Религиозность раннего средневековья Второй этап § 44. Политическая ситуация в «Немецкой» империи. Новая императорская власть § 45. Оттон I, Генрих III. Немецкие папы до Льва IХ § 46. Христианское искусство. Романский архитектурный стиль Третий период Первый этап Обзор § 47. Клюни § 48. Григорий VII. Борьба за инвеституру § 49. Крестовые походы § 50. Внутренний рост христианства. Св. Бернард Клервоский. Цистерцианцы I. Церковно-политический обзор II. Новое благочестие III. Цистерцианцы IV. Бернард Клервоский V. Хильдегарда Бингенская § 51. Начало новой науки. Богословие — схоластика — ересь Второй этап Обзор § 52. Первое вооруженное столкновение папства и империи. Эпоха Фридриха Барбароссы. Александр III. Генрих VI § 53. Иннокентий III — глава христианского Запада § 54. Фридрих II. Конец Гогенштауфенов I. Культурные и политические предпосылки II. Борьба III. Национальные течения в коллегии кардиналов IV. Развитие событий на Востоке в тот же период § 55. Каноническое право. Полновластие пап § 56. Катары и вальденсы I. Новые манихейские движения II. Движения за бедность III. Организация борьбы с ересью § 57. Жизнь орденов. Нищенствующие ордена I. Франциск Ассизский II. Орден доминиканцев § 58. Народное благочестие § 59. Высокая схоластика § 60. Готика Четвертый период § 61. Общая характеристика § 62. Предвестие и начало распада Первая глава — Церковно-политическая жизнь. Борьба за внутреннее устройство § 63. Конец средневековой светской власти папства.Бонифаций VIII и Филипп IV Французский § 64. Авиньонское пленение пап (от Климента V до Григория XI, 1305_1378) § 65. Последняя битва между папством и империей.Новая идея самостоятельного государства § 66. Западная схизма § 67. Национальные лжеучения. Уиклиф. Гус Вторая глава — Научная и религиозная жизнь § 68. Богословие: номинализм. Оккам. Поздняя схоластика § 69. «Немецкая» мистика § 70. Монашество и благочестие мирян § 71. Формирование основ Нового времени: элементы гуманизма и Ренессанса ПРИЛОЖЕНИЕ § 72. Церковь и синагога I. Богословские основы II. От античности к высокому средневековью III. Позднее средневековье IV. Миссионерская деятельность V. Заключение Третья эпоха НОВОЕ ВРЕМЯ Церковь в полемике со светской культурой ВВЕДЕНИЕ §73. Общая характеристика Нового времени I. Место действия II. Всеобщие духовные основы III. Основные направления работы по истории Церкви IV. Отдельные достижения Церкви V. Хронологические границы и периодизация Первый период Нового времени Время веры в Откровение (от 1450 г. до Просвещения) Первый этап (1450-1517) Формирование основ §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации I. Папство II. Епископы, соборные капитулы, клир III. Народное благочестие §76. Ренессанс и гуманизм I. Понятие II. Характерные черты Ренессанса III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви IV. Гуманизм в Испании §77. Религиозные нестроения §78. Церковно-политические силы: национальная церковность Второй этап Эпоха раскола веры Обзор Первая глава — Протестантская Реформация §79. Причины Реформации I. Предварительные замечания II. К вопросу о причинах Реформации §80. Основные принципы понимания истории Реформации §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации I. От рождения до поездки в Рим II. Внутреннее становление реформатора III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви IV. Реформация немецких князей §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение I. Общие замечания II. Ход событий §83. Распространение и раскол протестантского движения I. В Германии II. Вне Германии §84. Плоды и оценка Реформации I. Стремления Лютера II. Результаты Вторая глава — Католическая реформа §85. Общая характеристика I. Католическая реформа в XVIвеке II. Папство и реформа §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев §87. Осуществление реформы. Папство первой половины XVIвеке I. Пролог II. Поворот при Павле III §88. Орден иезуитов §89. Тридентский собор I. Созыв и работа Собора II. Результаты Третья глава — Контрреформация Обзор §90. Литературные противники Реформации §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность I. Работа пап II. Католические государи Четвертая глава — Венец трудов §92. Столетие святых I. Тереза Иисусова II. Филипп Нери III. Другие ордена § 93. Барокко §94. Миссионерство за пределами Европы Третий этап Расцвет и упадок §95. Обзор I. Папство II. Империя и политические силы III. Прочие европейские государства §96. Государственная церковность I. В Испании и Франции II. Культурные и религиозные силы III. Ситуация в Германии Первая глава — Расцвет §97. Второе столетие святых I. Положение Церкви во Франции II. Франциск Сальский III. Винсент де Поль IV. Французская классика; новые ордена V. Научные достижения Вторая глава — Конфликтные ситуации в XVIIвеке Первая часть: Богословские споры §98. Янсенизм §99. Квиетизм Вторая часть: Церковно-политическая оппозиция §100. Галликанизм § 101. Внекатолическое христианство в XVIIвеке Второй период Нового времени ЭПОХА, ВРАЖДЕБНАЯ ОТКРОВЕНИЮ От Просвещения до наших дней Первый этап XVIII век: Просвещение Общий обзор I. Политический и церковно-политический II. Богословско-исторический Первая глава — Возникновение и сущность нового мировоззрения §102. Причины возникновения I. Протестантизм II. Гуманизм III. Новая философия IV. Просвещение в Германии §103. Терпимость Вторая глава — Влияние Просвещения на Церковь §104. Всемогущее государство и права Церкви I. Автономное национальное государство II. Роспуск ордена иезуитов III. Йозефинизм §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь Третья глава — Катастрофа и кризис §106. Французская революция I. Хронология событий II. Принципиальные замечания III. Описание §107. Секуляризация в Германии (1803г.). Второй этап Централизованная Церковь в борьбе §108. Политический и церковно-политический обзор I. Страны II. Папы §109. Состояние и деятельность Церкви в XIX_XXвеках I. Духовное и социальное развитие II. Положение Церкви III. Общие выводы Первая глава — Реорганизация и восстановление §110. Церковно-политическая реставрация во Франции §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе §112. Классика, романтизм и Реставрация I. Духовный и религиозный переворот II. Искусство и поэзия Вторая глава — Принятие церковной конституции §113. Закат Церковного государства §114. I Ватиканский собор § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии I. Основные положения II. Кёльнские волнения III. Культуркампф IV. Значение Третья глава — Церковь в условиях современной индустриальной культуры §116. Церковь и цивилизация I. Индустриализация II. Церковь и социальный вопрос III. Лев XIII (1878_1903) §117. Вера и знание в XIXвеке I. Новое богословие. Тюбингенская школа II. Модернизм и борьба с ним §118. Католическое благочестие в XIXвеке I. Литургия и пастырская деятельность II. Другие формы благочестия III. Религиозные деятели § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах Четвертая глава — Реформатские и восточные Церкви §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с XIXвека I. Германия и Дания II. Англия и Америка §121. Многообразие и единство христианского Востока I. Введение II. Церковь или Церкви? §122. Отдельные восточные Церкви I. Вселенский патриархат в Константинополе II. Православие в России III. Прочие автокефальные Церкви §123. Уния между православием и Римом I. Введение II. Попытки заключить унию III. Общая оценка положения §124. Своеобразие и внутренние ценности православия I. Основы II. Церковь III. Благочестие IV. Клир и монашество V. Богословие VI. Выводы Изменение ситуации и перспективы §125. Новейшее время I. Обнадеживающее завершение II. Новые импульсы III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta §126. Перспектива I. Церковь во времени II. Где находится Церковь сегодня? III. Иоанн XXIII и вселенский собор IV. Павел VI
Йозеф Лортц ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ К оглавлению Второй этап Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.08 сек.) |