АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ

Читайте также:
  1. A) Прямая зависимость между ценой и объемом предложения.
  2. II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость
  3. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  4. Serjio Многомерность пространства восприятия
  5. А. Усиление боли (облегчение восприятия).
  6. Автономность—зависимость учащихся в учебной деятельности
  7. Адекватность восприятия музыки
  8. Активность слушателей
  9. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
  10. Анализ особенностей типов привода
  11. Анализ процесса восприятия
  12. Анализ урока музыки в 1 «В» классе школа №33.

Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. Между тем палитра психических со­стояний человека чрезвычайно многообразна. Человек может находиться в отрицательных состояниях (подавленности, тревоги, фрустрации — см. об этом подробнее в IV главе), которые не только не благоприятствуют формиро­ванию установки, но и препятствуют этому. Более того, благодаря личностно-эмоциональной предрас­положенности у некоторых людей такие состояния являются доминирующими в течение определенного периода времени. Как совершенно справедливо отмечает А. Г. Костюк, мно­гие авторы, игнорируя личностный аспект проблемы музы­кального восприятия, «совершенно не занимаются психологи-

Музыкально-слуховая деятельность_________________145

Оческой диагностикой эмоциональных качеств слушателей, не дифференцируют испытуемых по степени их эмоциональной возбудимости, преобладанию тех или иных эмоциональных со­стояний» [159, с. 340]. Одной из задач нашего исследования было выявление ха­рактера взаимосвязи между степенью адекватности музыкаль­ного восприятия и психическими состояниями слушателей. Для диагностики психических состояний слушателей были использованы фрагменты методики А. Уэссмана и Д. Рикса [247, с. 197]. Испытуемые оценивали свое психическое состоя­ние до и после прослушивания музыки; пользуясь шкалами «спокойствие-тревожность», «энергичность-усталость», «припод­нятость-подавленность», они отмечали в нем те изменения, которые произошли под воздействием музыки. Учитывались и личностные особенности, которые выявлялись с помощью ме­тодик Г. Айзенка, Дж. Тейлор и др. Анализ полученных данных свидетельствует, что психи­ческие состояния испытуемых, предшествующие слушанию музыки, оказали существенное влияние на степень адекват­ности восприятия музыкальных эмоций и их динамики. По­казатели состояний «тревожности-спокойствия», «подавлен­ности-приподнятости» оказались статистически значимо свя­заны с адекватностью восприятия эмоций в музыке. Испы­туемые, находившиеся в подавленном, тревожном состоянии до эксперимента, слышали тревогу в миниатюрах «Размыш­ление», «Юмор», отчаяние — «Меланхолии», «Умилении», скорбь — в I ч. до-минорного ноктюрна Шопена. Напротив, слушатели, находящиеся в оптимальном психическом со­стоянии, адекватно воспринимали музыкальные эмоции в миниатюрах, оценивали I ч. ноктюрна как «размышление», «успокоенность», «умиление». Тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью, как свойством личности и находится в обратной зависимости от показателей экстра­версии. Можно предположить, что лица с повышенной тре­вожностью и склонные с самоанализу более чувствительны к восприятию отрицательных эмоций в музыке. Данные эксперимента свидетельствуют также о неодно­значном влиянии, которое оказывает музыка на психические состояния слушателей. У 53,8% испытуемых после прослуши­вания ноктюрна Ф. Шопена психическое состояние измени­лось в положительную сторону, у 46,2% — в отрицательную. И в этом случае также выявилась связь качества воздействия

146______________________________Бочкарев А. Л.

музыки на психические состояния слушателей с их личност­ными особенностями (см. выше). Наблюдавшийся в эксперименте эффект воздействия музы­ки на психические состояния, а также влияние этих состояний на степень адекватности последующего восприятия «музы­кальных эмоций» можно объяснить явлениями ретроактивно­го и проактивного последствия. Ретроактивное (обратно на­правленное) последствие выражается в том, что эмоции, выз­ванные интонацией, звучащей в настоящий момент, влияют на состояния слушателей, связанные с предшествующими фраг­ментами произведения. Эти состояния усиливаются, если но­вая (доминирующая) эмоция одного знака с предшествующей и ослабляются в противоположном случае. Проактивное (вперед направленное) последствие — влияние эмоций, связанных с предшествующим фрагментом, на динамику последующего переживания слушателей. Ретроактивное и Проактивное по­следствие сказываются на степени адекватности восприятия и оценки музыкального материала. Так, «Размышление» в паре2 с «Умилением» адекватно оценило лишь 38,9% испытуемых, на фоне «Отчаяния» все испы­туемые неадекватно восприняли «Размышление» [61]. Анало­гичные явления, связанные с восприятием стиля, Н. Д. Тавхе-лидзе объясняет, используя концептуальный аппарат теории установки [285].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)