АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей

Читайте также:
  1. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  2. А) Саморегуляция - умение взять на себя вину за негативный исход действий
  3. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В МОЗГЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
  4. Атрибуция внутренних состояний возбуждения
  5. Биосинтез РНК, его регуляция, роль РНК-полимераз. Процессинг РНК, его биологическое значение. Альтернативный сплайсинг. Регуляция экспрессии генов иммуноглобулинов.
  6. Бланк ответов методики «Саморегуляция» СР – 1
  7. Вегетативная регуляция кровообращения
  8. Генетика психических заболеваний
  9. Гиповитаминозы, причины, симптомы проявления гиповитаминозных состояний, меры профилактики.
  10. Гипоксических состояний
  11. ГЛАВА XII. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И НЕВРОЗАХ
  12. Гормональная регуляция деятельности женской половой системы

Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту — проблема пси­холого-педагогическая. В единстве с профессиональной подго­товкой и на ее основе должно быть создано состояние психиче­ской готовности музыканта-исполнителя к выступлению. Психологическим аспектом формирования состояния го­товности является организация деятельности и формирование установки в соответствии с характером, условиями конкретно­го публичного выступления. Педагогическая задача — поиск путей и средств обеспечения психической готовности музы­канта к публичному выступлению в процессе работы над му­зыкальными произведениями. Это одна из актуальных проблем музыкальной педагогики, частных методик обучения пению и игре на инструментах. Она обсуждалась в первом разделе главы. Настоящий же раздел посвящен в основном анализу возможностей специальной пси­хологической регуляции предконцертных состояний музыкан­тов-исполнителей. В психологической литературе имеются указания к клас­сификации методов и приемов преднамеренного регулирова­ния психических состояний: по времени применения, способу воздействия и их характеристике.

 

286_____________________________Бочкарев Л. Л. Так, по времени применения методы и приемы делятся на оперативные и профилактические. Оперативные применяются непосредственно перед началом деятельности или при выраженных неблагоприятных реакци­ях за несколько дней до начала деятельности. Профилактиче­ские методы преследуют цель сохранения оптимального рабо­чего самочувствия к моменту осуществления деятельности и могут применяться на всех этапах подготовки. По способу воздействия различают средства и приемы, свя­занные с воздействием извне (например, педагога, психолога) и связанные с самовнушением. В первом случае это различные методы рациональной психотерапии: убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и т. п., во втором — различные приемы саморегуляции. Последние А. Ц. Пуни [249], например, делит на три группы: 1 — приемы устранения внешних признаков эмоциональ­ной напряженности путем сознательного контроля за эмоцио­нальным состоянием и внешними признаками его проявления; 2 — приемы переключения внимания от травмирующих факторов на сам процесс деятельности; 3 — различные самовнушения (самоубеждение, самообод­рение, самоприказ, самоуспокоение). Способы самовнушения многообразны, и выбор того или иного из них определяется прежде всего характерологически­ми особенностями личности. В последнее время все большее значение в практике раз­личных видов человеческой деятельности (техника, медицина, спорт, искусство) приобретает аутогенная (психорегулирую-щая) тренировка — система упражнений, основанная на само­внушении, целью которой является регуляция психического состояния. Метод активного самовнушения (в разных модификациях) использовали и используют в собственной практике многие известные исполнители и музыканты-педагоги: А. Алексеев, А. Ведерников, О. Вондровиц, М. Гринберг, Н. Кондратюк, К. Леймер, И. Менухин, И. Назаров, Ж. Феврие, Я. Экиер и др. Л. М. Ганелин, изучавший эффективность применения ме­тода активного самовнушения при подготовке музыкантов-ис­полнителей к публичному выступлению, отмечает, что данные исследования свидетельствуют «о возможности использования самовнушения как для формирования положительного эмо­ционального фона, для уменьшения тревожной напряженности,

Музыкально-исполнительская деятельность____________287 для улучшения запоминания и последующего воспроизведения и т. п., так и для проявления (пробуждения) творческой ак­тивности вообще и конкретного формирования творческого индивидуального исполнения определенного произведения, в частности [96, с. ЗОО]. Методика суггестивной релаксации, апробированная А. А. Вос-триковым, А. А. Станко в Одесской консерватории, также спо­собствовала снижению интенсивности отрицательных пред-концертных эмоциональных реакций. В модифицированном варианте психорегулирующая трени­ровка успешно применяется в практике работы с учащимися музыкальных школ и училищ нашей ученицей доцентом А. В. Вартанян, кандидатская диссертация которой посвящена проблемам регуляции неблагоприятных психических состоя­ний музыкантов-исполнителей разных возрастных групп [77—78]. Методы психорегуляции успешно применяются в практике музыкального образования многих стран мира: Австрии, Бол­гарии, Польши, США, Японии, Канады и др. Вопросы использования средств прикладной психологии, в том числе методов психорегуляции, обсуждались на одном из заседаний международного конгресса ИСМЕ [381], ЕСКОМ [430]. Обзор новейших исследований в этой области представлен в статье А. Суини и Д. Хорана [416]. Одной из задач нашего исследования было эксперимен­тально-психологическое изучение возможности применения методов психорегуляции в процессе подготовки музыкантов-исполнителей к публичному выступлению. С этой целью мы разработали модифицированный вариант психорегулирующей тренировки на основе апробированных многими авторами методов психорегуляции в прикладных отраслях психологии. Психорегулирующая тренировка состоит из двух основных частей — успокоения и мобилизации. Успокаивающая часть ПРТ — вариант аутогенной тренировки [12], имеющий неко­торые методические особенности. Во время успокаивающего занятия осуществляется перевод в аутогенетическую фазу — состояние сниженного уровня бодрствования, на фоне которого производится внушение, за которой следует фаза мобилизации — достижение оптимального психического состояния. Существует несколько способов завершения успокаиваю­щего занятия [12] в соответствии с задачами применения ПРТ: вариант «успокоение», используемый в тех случаях, когда

^88_______________________________Бочкарев Л. А. человек находится в очень возбужденном состоянии (напри­мер, состояние сильного предконцертого возбуждения; вариант «активизация», применяемый в тех случаях, когда человек находится в оптимальном психическом состоянии до занятий ПРТ; вариант «тонизация», используемый в тех случаях, если уровень возбуждения недостаточен (например, состояние пред-концертной апатии). С помощью психорегулирующей тренировки мы решали следующие задачи: 1. обеспечивали оптимальное психическое состояние музы­кантов (реверсией, тонизацией, успокоением) на этапе непос­редственной подготовки к публичному выступлению. 2. предупреждали наступление утомления в процессе заня­тий в репетиториях, особенно в пред концертной период; сни-, мали или снижали уровень физического и психического утом­ления и восстанавливали работоспособность. 3. улучшали функциональное состояние исполнителей путем регуляции некоторых особенно важных психофизиологических функций (например, дыхания — у вокалистов и духовиков). 4. совершенствовали некоторые психические процессы, свя­занные с деятельностью в условиях публичного выступления: внимание, представления — с помощью идеомоторной трени­ровки [12, 77] в состоянии релаксации. 5. предупреждали возникновение неблагоприятных эмоцио­нальных состояний и устраняли травмирующие испытуемых психогенные и соматогенные факторы. Испытуемыми были студенты Российской Академии музы­ки им. Гнесиных (150 человек), которые занимались под на­шим руководством и самостоятельно в течение 1,5 лет. На­чальные групповые занятия проводились два раза в неделю в специальном классе АКМО лаборатории методов и техничес­ких средств обучения, затем раз в неделю — в общежитии Академии1. Психорегулирующая тренировка была включена также в ком­плекс мероприятий психологической подготовки Российских участ­ников XXV международного конкурса «Пражская весна» (см. с. 242 настоящей книги). Овладение музыкантами-исполнителями психорегулирующей тре­нировкой происходило в два этапа: этап обучения и этап совершенст­вования, продолжительность которых зависела от индивидуальных особенностей испытуемых.

Музыкально-исполнительская деятельность_____________289 Как на этапе обучения, так и на этапе совершенствования применялись специальные группы формул, связанные с осо­бенностями исполнительской деятельности, например: 1) мои пальцы прикасаются к теплой клавиатуре (для пиа­нистов — на этапе обучения); 2) мой амбушюр свободен, легок, энергичен (для духови­ков); 3) я «погружаюсь» в музыку: я и музыка — одно целое; при публике играю с большим удовольствием и др. Как известно, механизм действия формул самовнушения основан на овладении: а) умением сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (вначале на собственном теле, отдельных органах, мышцах и т. д., затем — на предме­те деятельности; б) умении ярко представлять в сознании со­держание формул; умении предельно расслаблять мускулату­ру; умении воздействовать на самого себя в момент наступле­ния сниженного уровня бодрствования (релаксации). Не имея возможности детально осветить эффекты исполь­зования методик психорегуляции под углом зрения решения всех вышеназванных задач в процессе психологической подго­товки музыкантов-исполнителей, — остановимся лишь на ме­тодических аспектах применения ПРТ в условиях публичных выступлений. Перед концертами ПРТ использовалась в целях регуля­ции неблагоприятных эмоциональных состояний и для успо­коения при нервном возбуждении. Из экспериментальной группы в 150 человек в условиях публичных выступлений ПРТ пользовались лишь 90. Для 30 «психотерапевтическое вмешательство» перед концертами было отрицательно-эмоциогенным фактором, 30 испытуемых (например, Л. Т., см. с. 306 настоящей книги) решали с помощью ПРТ другие задачи — 2, 3, 4 (см. выше). На этапе непосредственной психологической подготовки музыканты занимались ПРТ ежедневно. Перед концертами использовался сокращенный вариант ПРТ (5—10 мин — в зависимости от индивидуальных особен­ностей испытуемых). Для большинства испытуемых эффективным было примене­ние записанного на магнитофонную пленку индивидуального сок­ращенного варианта ПРТ, либо произнесение текста ПРТ руко­водителем (психологом), некоторые испытуемые тренировались

290______________________________Бочкарев Л. Л. самостоятельно. Занятия ПРТ перед концертами проходили в студии звукозаписи Академии. Научно-практический опыт свидетельствует о целесообраз­ности завершения занятия ПРТ за 30-40 мин до выступления с целью предоставления музыкантам времени для самона­стройки перед концертом. На этаце ситуативной психологической подготовки некото­рые испытуемые использовали идеомоторную тренировку в целях сосредоточения внимания на исполняемом музыкальном произведении. Из 90 человек, применявших ПРТ в условиях публичного выступления, для 80 испытуемых задачей было снять излиш­нее нервное возбуждение, для чего использовался вариант «успокоение» при завершении успокаивающего занятия, лишь для одного испытуемого — Ю. Л. цель применения ПРТ перед концертами заключалась в повышении уровня возбуждения, т. к. преобладающими предконцертными состояниями Ю. Л. были состояния апатии1. Дифференциально-психологические различия в связи с эффектами использования ПРТ содержатся в выдержках из проблемных психологических характеристик наших испытуемых. Контроль за эффективностью применения психорегулирую-щей тренировки (как на этапе обучения, так и на этапе прак­тического применения) осуществлялся с помощью комплекс­ной методики для исследования психофизиологических корре­лятов психических состояний (приборами Н. Н. Мищука, тре-мометром Ю. Н. Верхало, кроме того испытуемые вели под нашим руководством специальные дневники самоотчетов). Так, при завершении успокаивающего занятия у испытуе­мых сопротивление кожи повышается в среднем на 180,5 ком, пульс понижается в среднем на 5,6 уд/мин., что свидетельст­вует об эффективности релаксационных приемов. Данные са­моотчётов также свидетельствуют о положительном эффекте 1 Сопоставляя эффект воздействия ПРТ и гипнотических внуше­ний (см. психограмму Л. Т.), мы пришли к выводу о большей эффек­тивности использования приемов саморегуляции в целях оптимиза­ции психических состояний. Гипнотические внушения целесообразно применять лишь для экстренного улучшения психических состоя­ний, при значительной стойкости отрицательных предконцертных состояний, при наличии условнорефлекторных фобических состояний (боязнь «потерять» голос, фобия покраснения и др.).

Музыкально-исполнительская деятельность________________297 применения психорегуляции (см. психологические характери­стики испытуемых Т. В., Ю. Л., Л. Т.). Таким образом, материалы исследований, посвященных ап­робации методик психорегуляции, доказывают возможность их успешного использования как дополнительных средств оп­тимизации психических состояний музыкантов-исполнителей в условиях публичных выступлений, в том числе — на на­чальном этапе обучения, что продемонстрировала наша учени­ца А. В. Вартанян. Однако следует отметить, что данные прикладной психо­логии и психогигиены могут быть успешно использованы в практике музыкальной педагогики лишь при учете специфи­ки музыкально-исполнительской деятельности, поэтому по­пытки и призывы решить волнующую исполнителей пробле­му эстрадного волнения на основе достижений спортивной, военной психологии являются несостоятельными.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)