АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями

Читайте также:
  1. B) Заключения о связи между фактами
  2. B) целостным порядком взаимосвязи различных сторон подготовки
  3. D. Особенностями «хромосомного набора», определяющего пол человека
  4. I. Анализ состояния туристской отрасли Республики Бурятия
  5. III. Для углубленной оценки санитарного состояния почвы и способности ее к самоочищению исследуют показатели биологической активности почвы.
  6. III. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗДОРОВЬЕМ И БОЛЕЗНЬЮ
  7. III.1.5. Коммулятивные связи Президента России с федеральными органами государственной власти
  8. V. Категория состояния
  9. VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации.
  10. XV. ЛИСТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО
  11. Акты гражданского состояния.
  12. Анализ взаимосвязи коэффициентов на основе методики факторного анализа прибыли Дюпон и прогноз роста с помощью соотношений

Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «ядро» музыкально-исполнительской одаренности входят экспрессивно-коммуникативные способности, на основе кото­рых формируются умения доводить исполняемую музыку до публики, общаться со слушателями. В психографических характеристиках испытуемых Т. В. и Ю. Л. на примере анализа взаимосвязей социогенных потреб­ностей и экспрессивно-коммуникативных способностей пока­заны причины возникновения неблагоприятных психических состояний (тревоги, фрустрации) и их влияние на направлен­ность личности. Так, для испытуемого Т. В. характерны отри­цательные эмоциональные состояния в условиях публичных выступлений «камерного» типа, Т. В. испытывает также дис­комфорт при общении в малых группах, что свидетельствует о его «парциальной» необщительности как особенности лично­сти (при общении в больших группах и концертных выступле­ниях перед большой аудиторией Т. В. очень артистичен). Для испытуемого Ю. Л. одной из причин неблагоприятного эмоционального состояния на эстраде является также необщитель­ность, проявляющаяся (в отличие от Т. В.) в любой'ситуации — и в малых, и в больших группах. Если необщительность Т. В. вре­менного характера, возникнувшая вследствие фобии покраснения, 1 Характерологические особенности некоторые ученые [166] отно­сят лишь к общим психологическим условиям, обеспечивающим при­годность к деятельности. Автор неоднократно высказывал свою точку зрения в печати [55, 56 и др.].

278_____________________________Бочкарев Л. Л. то необщительность Ю. А. — показатель отсутствия некоторых компонентов общих и специальных экспрессивно-коммуникатив­ных способностей, проявление невысокого уровня культуры. Для Т. В. процесс перехода от неблагоприятных предконцерт-ных состояний к творческому эстрадному самочувствию осущест­влялся через создание особых положительных эмоциогенных ситуаций, способствующих устранению эритрофобии и восстанов­лению «заторможенных» коммуникативных способностей. Для Ю. Л. переход от необщительности как черты личности, проявляющейся в условиях публичных выступлений, к арти­стичности — бесспорно, более трудный процесс по сравнению с перестройкой психического состояния у Т. В. и требовал зна­чительных усилий педагога в воздействии на комплекс лично­стных особенностей. Динамика перехода одной черты личности в другую (как и одного психического состояния в другое) зависит прежде всего от характера данного качества (психического состояния). Показательно, что отсутствие способностей к общению у Т. В. приводит к ситуативному состоянию тревоги. Напротив, Ю. Л. воспринимает свою необщительность как «непреодоли­мую преграду», которая приводит к устойчивому эмоциональ­ному напряжению — есть все основания в данном случае гово­рить о состоянии фрустрации, которое вызывается объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудно­стями, возникающими на пути к достижению цели [172]. Отсутствие способностей к общению не всегда приводит к состояниям тревожности, фрустрации. Данные наблюдений свидетельствуют о том, что необходимым условием возникно­вения состояния фрустрации является наличие потребностей в общении, либо потребности в тех формах общения, в которых нет соответствующих коммуникативных способностей1. Так, у испытуемого Т. В. при ярко выраженной потребности в испол­нительской и сценической деятельности, при наличии многих компонентов артистической одаренности возникает состояние тревожности вследствие ситуативного ослабления реализации экспрессивно-коммуникативных способностей. 1 По такому же механизму формируется иногда аффект неадек­ватности (см. выше), необходимыми и достаточными условиями для возникновения которого являются: наличие сильной потребности в самоутверждении и завышенные притязания в каким-либо виде дея­тельности [85, с. 104].

Музыкально-исполнительская деятельность____________279 Данные психологических исследований [49, 173, 174], в том числе наших собственных, свидетельствуют об отрицательных эффектах влияния состояния тревоги, фрустрации не только на успешность осуществления деятельности, но и на динамику формирования профессиональных черт характера, мотивации. Однако характерологические особенности личности не всег­да прямо проявляются в деятельности и отражаются на особен­ностях психических состояний. С. Савшинский приводит при­меры из биографий и концертной деятельности выдающихся исполнителей, подтверждающие его предположение о том, что «артистизм» — не частное проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, могущая находиться в противоречии с его общими свойствами [269, с. 107]. Также, как и музыкальность, это специфическое образова­ние формируется в деятельности. Важную роль в структуре артистичности играют эмоционально-перцептивные, экспрес­сивно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные способ­ности. Причем, экспрессивно-коммуникативные способности не являются лишь проявлением общительности как свойства личности. Экспрессивно-коммуникативные способности музы­канта-исполнителя, актера, артиста балета качественно раз­личны. Общительность, являясь, с одной стороны, общим психологическим условием успешного выполнения названных выше видов деятельности, с другой стороны, превращается в специальную способность, связанную с искусством перевопло­щения актера в условиях сценического общения с партнером или регуляцией эмоционально-экспрессивного начала музы­канта-исполнителя, становясь столь же существенной в струк­туре исполнительской одаренности, как, например, музыкаль­ный слух, технические способности. Н. В. Рождественская [262], пользуясь шкалой «артистич­ности» из вопросника Р. Кэтелла и шкалой, «демонстративнос-ти» из вопросника К. Леонгарда, не получила корреляции ар­тистичности с успешностью обучения актерскому мастерству, что свидетельствует о своеобразии «профессиональной артис­тичности по сравнению с артистичностью жизненной» (см. с. 14 настоящей книги). Для исследования профессиональных особенностей деятель­ности музыкантов-исполнителей в условиях публичного выс­тупления был разработан специальный тест-опросник, диагно­стирующий уровень концертной тревожности, который может быть использован в музыкально-педагогической практике.

280______________________________Бочкарев А. А.

Тест-опросник для диагностики уровня концертной тревожности

Просим Вас вначале на предложенное суждение или вы­сказывание дать один из двух ответов: «да», «нет» (обведите кружком). Если Вы не можете ответить определенно, напиши­те, пожалуйста, свой вариант ответа. На вопросы, требующие развернутых описаний или указа­ния причин, просим высказать свое мнение в специально ос­тавленном для этого месте, либо на отдельном листе (с указа­нием номера вопроса).

1. Я мог бы стать солистом-исполнителем.

2. Обычно я более успешно играю в классной обстановке, чем на эстраде.

3. После успешного выступления в ответственном концерте я чувствую себя более спокойно в менее ответственной остановке. Опишите, пожалуйста, наиболее яркие примеры из Вашей практики.

4. Сейчас я в большей степени умею владеть собой (своим эстрад­ным самочувствием), чем раньше (в училище, консерватории). Если да, то укажите, пожалуйста, причину. Считаете ли Вы, что это результат работы Вашего педагога? Не могли бы Вы назвать период в Вашем исполнительском развитии, когда Вы не в достаточной степени могли владеть собой перед выступле­ниями, и были ли периоды, когда Вы не испытывали отрица­тельных предконцертных эмоций?

5. Перед концертом я обычно спокоен, уверен в себе, преобла­дающими являются положительные (творческие) эмоции. Опишите, пожалуйста. Ваше преобладающее предконцертное состояние.

6. Часто мне не хватает самообладания перед концертными выступлениями. В чем это проявляется? Прибегаете ли Вы перед концертом к успокаивающим или искусственно возбуждающим средствам (к каким?)? Является ли для Вас это правилом или исключе­нием?

7. Незначительное неприятное событие перед концертом не окажет особенного влияния на мое эмоциональное состояние в момент выступления. Если да, приведите примеры.

Музыкально-исполнительская деятельность____________281

8. Кратковременный перерыв в работе над произведением (программой) при условии его (ее) хорошей подготовки не от­разится на качестве моего концертного исполнения.

9. В последние дни перед концертом я чувствую себя неуве­ренно, поэтому занимаюсь особенно интенсивно, несмотря на то, что программа выучена.

10. Я считаю: заниматься детальной работой над произведени­ем перед выступлением не следует. Почему?

11. Перед выходом на эстраду я обычно уверен в убедительно­сти своей трактовки, в том, что исполню произведение в соот­ветствии с уровнем подготовки.

12. Я предпочитаю включать в изучаемый репертуар произве­дения, техническая трудность которых выше достигнутого мною уровня. Почему? Включаете ли Вы такие произведения в свой кон­цертный репертуар?

13. Часто я занимаюсь детальной работой над произведением и в день концерта.

14. Ожидание концерта всегда нервирует меня: в день выступ­ления я меняю привычный образ жизни, избегая обычных встреч, разговоров с друзьями. Опишите, пожалуйста. Ваш стиль работы, поведения, образ жизни в день перед концертом.

15. Почти всегда перед выходом на сцену я испытываю боязнь забыть нотный текст. Как Вы учите произведение на память? Часто ли Вы на эстра­де забываете нотный текст? В каких обычно произведениях? Какой тип памяти для Вас является доминирующим при рабо­те над произведением?

16. Перед концертом всегда испытываешь неприятные ощуще­ния в руках (артикуляционном аппарате), мешающие успешно­му выступлению (скованность, влажность, дрожание пальцев, сухость во рту и др.). Если да, в какой степени это отражается на качестве исполнения? Нет ли у Вас приемов, помогающих устранить такие нежелательные явления?

17. Часто перед концертом меня волнуют мысли о недостаточ­но отработанных деталях в произведении. Как это отражается на Вашем предконцертном самочувствии? Приведите примеры.

282___________________________Бочкарев А. Л.

18. Часто перед концертом я проверяю мысленно в памяти отдельные трудные места и ощущаю, что многое не припоми­нается. Как часто это случается? Считаете ли Вы, что перед концертом не нужно анализировать в памяти беспокоящие Вас эпизоды, а лучше довериться «мо­торной памяти»?

19. Если нужно, я могу начинать концертную программу с лю­бого произведения. Приведите примеры, когда композиция концертной програм­мы Вас не удовлетворяла (почему?) и как отражалось это на Вашем эстрадном самочувствии? Перечислите, пожалуйста, произведения, которые Вы больше всего любите. Укажите, пожалуйста, почему эти произведения близки Вам?

20. Часто в начале исполнения мое внимание устремлено на последующие тревожащие меня эпизоды. Приведите примеры. Как Вы преодолеваете такие явления?

21. Технические погрешности на эстраде — для меня явление неизбежное (обычное). Что является причиной этого: недоученность произведения, срывы в работе памяти, сильное эстрадное волнение, увлечен­ность музыкой? Оказывают ли технические погрешности травмирующее влия­ние на Ваше эстрадное самочувствие?

22. При необходимости я могу выступить на концерте, когда в произведении имеются неотшлифованные детали.

23. Часто музыкальное произведение звучит на эстраде хуже, чем я мог бы исполнить. Почему?

24. Из-за эстрадных неудач для меня подходит больше музы­кально-педагогическая деятельность, чем исполнительская.

25. Я часто задумывался о правильности решения стать музы­кантом из-за отсутствия достаточных, на мой взгляд, артисти­ческих способностей. Почему Вы выбрали профессию музыканта? Кто оказал наи­большее влияние на Ваш выбор? Какой деятельностью Вы пред­почли бы заниматься, если бы не стали музыкантом?

Музыкально-исполнительская деятельность____________283

Данные опроса 500 исполнителей, в том числе участников международных конкурсов, свидетельствуют о том, что спе­цифическая «артистическая» тревожность не является показа­телем тревожности как свойства личности: корреляции между уровнем концертной тревоги, диагностируемой по приведенно­му выше тесту и «общей» тревожностью, определяемой по известной методике Д. Тейлор, не обнаружена [67].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)