АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ассоциации и коннотации

Читайте также:
  1. II. О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ
  2. Ассоциации (группировки) для запоминания информации
  3. Ассоциации защиты (Security Association ,SA)
  4. Ассоциации и их физиологическая основа
  5. Ассоциации и союзы
  6. Ассоциации и сравнения, как наиболее быстрый способ обучения.
  7. Ассоциации по сходству.
  8. Ассоциации представлений
  9. Ассоциации, образование и исследования
  10. Внемузыкальные ассоциации
  11. Еврейка, живущая в Израиле. Прочие участники ассоциации пред-

Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникновение соответствующих ассо­циаций, иногда не только неадекватных, но и прямо противо

1 Неоднозначность воздействия связана и с драматургическими особенностями ноктюрна: смысл трагической коды (заключения) оп­ределяется лишь в самые последние моменты его звучания, что под­держивает у многих слушателей динамику положительных эмоций на очень высоком уровне (по данным нашей дипломантки, ныне канд. искусств Л. С. Черкашиной).

2 В специальной серии испытуемые слушали четыре миниатюры (без перерывов для оценки), затем сообщалось, что в предъявленных пьесах отражены два состояния. Необходимо было выбрать пары одинаковых по содержанию миниатюр.

Музыкально-сл уховая деятельность__________________147

положных музыке. С другой стороны, музыка, вызывающая конкретные ассоциации, связанные с прошлым опытом чело­века, может изменить в определенную сторону психическое состояние человека. Так, самая прекрасная мелодия, сопровождавшая человека в минуты скорби, горя, страдания, может вызвать впоследст­вии яркие отрицательные эмоции, которые в ней не воплоще­ны в той степени, в какой их переживает слушатель. У чело­века, слышавшего в концентрационном лагере музыку Р. Ваг­нера, любимую Гитлером, она на протяжении всей жизни мо­жет вызывать мучительно-тягостные ассоциации и воспомина­ния, чувство ненависти к войне, фашизму1. Ассоциации являются, по мнению психологов, пусковым механизмом эмоций, выражая «личностный смысл», сущность искусства для человека. Закрепленные в коллективном опыте общественных отно­шений ассоциации обусловливают социальную зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Искусство выражает обобщенный, концентрированный опыт человечества: оно «никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяс­нения из большого круга жизни социальной» [93, с. 113]. Вот почему несмотря на огромные различия в индивидуаль­ном опыте людей их ассоциации во многом схожи и питаются единым социальным источником — опытом человеческих от­ношений. Общие для многих людей ассоциации, связанные с восприя­тием музыки, музыковед Л. Мейер [400] предлагает назвать коннотациями. Коннотация — это такая ассоциация, которая объединяет группу слушателей в определенном содержательном направле­нии в рамках данной культуры. Наиболее ярким примером коннотации является изображение смерти и передача соответствующих ей эмоций в музыке. Так, смерть у европейских народов выражается в музыке с помощью медленного темпа, в низком регистре, у некоторых же африканс­ких племен, напротив — в быстром темпе и в высоком регистре.

1 Примеры влияния экстраординарных состояний на адекват­ность восприятия приводятся далее [см. с. 150].

2 Эту зависимость содержания и направленности восприятия от особенностей прошлого опыта человека называют апперцепцией.

148______________________________Бочкарев Л. А.

Орган у европейского слушателя связан часто с представ­лением о религии, гонг ассоциируется с экзотикой Востока. Однако у жителей Востока гонг не только не возбуждает экзо­тики, но вызывает целую гамму самых разнообразных эмоций. Как справедливо отмечает Маргарет Картоми [385], музыка экстаза не является самостоятельной эстетической категорией не только для европейского слушателя, но даже и для слуша­теля Явы: периодически повторяющиеся тональные модели в музыке экстаза Центральной Явы для местных жителей пол­ностью сливаются с ритуалом благодаря действию ассоциативно­го механизма. Многочисленные примеры подобных коннотаций и ассо­циаций приводит Е. В. Назайкинский [204]. Например, для европейского слушателя увеличенная секунда, орнаментиро­ванная мелизмами, выражает обобщенный восточный колорит, для жителей же Востока эта интонация в контексте привыч­ных, родных восточных мелодий несет гораздо больший смысл. Точно так же человек, владеющий несколькими языками, бога­че воспринимает оттенки диалекта родного языка, музыкант-исполнитель легче распознает и тоньше воспринимает нюансировку собственного инструмента. Основу сходства ассоциаций, вызываемых музыкой, Г. С. Та­расов совершенно справедливо видит прежде всего в близости чувств людей разных времен и народностей: ведь музыкаль­ный язык — это прежде всего язык человеческих эмоций. В книге Зыбковца В. Ф. «Дорелигиозная эпоха» содержит­ся интересный материал, свидетельствующий об общности эмо­ционального отношения к музыке представителей разных на­родностей. «Тасманийские песни во время «корробори» могли быть выслушаны европейцами с наслаждением и...голоса пев­цов были приятными, а мелодии выразительными», «возгласы бурного одобрения тасманийцев не оставляли никакого сомне­ния в том, что тасманийцам очень понравилась мелодия «Мар­сельезы». Один из них — юноша — свой восторг выражал тем, что обеими руками схватился за свою голову и, раскачи­ваясь всем телом в такт, напевал заключительные ноты фран­цузского национального гимна» [133, с. 185—186].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)