|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая характеристика методов обученияРазличают репродуктивные (традиционные) методы и методы развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному развитию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,навыков. Одна из главных задач развивающего обучения — формирование приемов познавательной деятельности. В процессе развивающегося обучения ученик не только познает, но и учится преобразовывать, переосмысливать полученные знания, применять их в новых условиях. При правильно организованном процессе музыкального обучения учебная деятельность становится творческой: ученик открывает для себя новое, неизвестное, хотя оно известно и не ново для науки. Как подчеркивалось в третьей главе, мыслительная деятельность в этом случае осуществляется так же, как и при создании нового, однако благодаря специально созданным условиям открытие нового протекает легче, с меньшими затратами, с меньшим количеством ошибок, поисков и случайностей: «... умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в III классе школы. Деятельность ученого за его письменным столом или в лаборатории, деятельность литературного критика при чтении поэмы — это деятельность того же порядка, что и деятельность любого человека, когда тот занят подобными вещами, если перед ним стоит задача достигнуть понимания определенных явлений. Различие здесь в степени, а не в роде» [70, с. 17]. Учебная деятельность не только деятельность познавательная, но и преобразующая, как убедительно доказали российские ученые [250]. Для того, чтобы организовать ее таким образом, специалисты в области педагогической психологии разработали широкий арсенал методов, интенсифицирующих процесс обучения, формирующих активное, самостоятельное творческое мышление. Широкую известность в нашей стране и за рубежом получила теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которая дает представление о механизмах и условиях перехода внешних действий во внутренние. Вначале у ученика формируется так называемая ориентировочная основа (схема) действия в виде последовательности операций, Психологические основы музыкального обучения_________325 которая затем становится автоматизированной, сокращенной, переходя в умственный план. Теория П. Я. Гальперина успешно применяется и в практике музыкального обучения [59]. Благодаря исследованиям Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова [119] изменились представления о возрастных возможностях усвоения знаний. С помощью применения теории содержательного обобщения уже у младших школьников удалось сформировать элементы теоретического мышления. Методика В. В. Давыдова также успешно применяется в практике музыкального обучения [81, 150, 221, 250]. Велики возможности алгоритмизации, программирования обучения, которые позволяют планомерно структурировать и систематизировать подачу знаний и контроль за их усвоением. Вся преподносимая информация расчленяется на небольшие дозы, порции, предъявляемые в строго фиксированной логической последовательности с помощью машины, программированного пособия. Во многих музыкальных учебных заведениях нашей страны применяются методы программирования. Пионером в этой области можно по праву считать П. В. Лобанова, создателя первого автоматизированного класса музыкального обучения (АКМО) и первой обучающей машины [238]. Наконец, огромное распространение в практике деятельности педагогов-музыкантов получил метод проблемного обучения, который в какой-то степени синтезирует все лучшее, что есть в педагогике [4]. Метод проблемного обучения развивает у ученика способность самостоятельно решать проблемы, задачи, анализировать проблемные ситуации, он основан на принципе сокращения информации, предлагаемой учителем ученику. Первые теоретические обоснования проблемного метода содержатся в работах выдающегося немецкого педагога А. Дистервега [1790—1866], который создал дидактику развивающегося обучения, содержащую более 30 законов и правил обучения в соответствии с особенностями детского восприятия. «Плохой учитель сообщает истину, хороший — учит ее находить» — этот завет А. Дистервега стал ныне девизом метода проблемного обучения. Учитель в условиях проблемного обучения подобен опытному дирижеру, управляющему познавательной деятельностью учеников, организующему их исследовательский поиск, считает В. А. Крутецкий, который выделил уровни такого управления, разработав схему последовательных ступеней проблемно-эвристического обучения. 326_____________________________Бочкарев А. Л. Если при традиционном обучении педагог сам ставит, формулирует и решает проблему (выводит формулу, доказывает теорему), а ученик лишь запоминает решение проблемы, в условиях проблемного обучения, по мере продвижения от I к III уровню удельный вес самостоятельной работы ученика возрастает: на первом уровне ученик лишь самостоятельно решает поставленную и сформулированную учителем проблему, на II — самостоятельно формулирует проблему, на III же уровне учитель даже не называет проблему, ученик должен сам найти ее и исследовать различные возможности решения. Например, ученики знакомятся с приемами разрешения уменьшенного вводного септаккорда VII ступени на уровни гармонии. При организации обучения на первом уроке учитель создает проблемную ситуацию с помощью постановки вопроса, проблемы: «Разрешите УП7ум, зная, что в его состав входят два тритона» или Разрешите вводный УП7ум в тонику, зная, что он имеет три общих звука с доминантсептаккордом». Эти же задания на втором уровне можно представить так: «Попытайтесь самостоятельно разрешить в тонику УП7ум, используя знания разрешения интервалов или аккордов, соответствующих его составу». Наконец, на самом высоком III уровне обучения можно лишь попросить учеников исследовать закономерности разрешения УП7ум в тонику. Элементы проблемного обучения успешно используются в преподавании исполнительских дисциплин: учащийся должен самостоятельно воссоздать образ произведения, найти пути его воплощения, уметь выбрать оптимальные варианты аппликатуры, педализации, дыхания и т. д. Метод проблемного обучения, как и развивающее обучение в целом, не только способствует формированию самостоятельного творческого мышления, но и облегчает, ускоряет процесс заучивания. В ходе активной мыслительной работы материал часто запоминается непроизвольно и очень надежно. Индивидуализация обучения является и следствием, и основным содержанием метода проблемного обучения. С интересными приемами специальной организации музыкального материала в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся можно познакомиться в работах Г. Богино [46], Г. Ф. Кимеклиса [145], М. И. Лермана [182], Г. П. Прокофьева [244] и др. В нашу задачу не входит детальный анализ возрастных аспектов обучения. Хочется лишь привлечь внимание читателя Психологические основы музыкального обучения_________327 к этим вопросам, хотя следует признать, что названные выше проблемы в музыкальной педагогике разработаны не в достаточной степени. Данные многолетних исследований, проведенных под руководством Б. Г. Ананьева [17], свидетельствуют о неравномерности общего развития детей в процессе обучения. Наибольшие сдвиги в развитии ребенка происходят на первом году обучения. Далее темпы роста обучаемости несколько замедляются. Повышение уровня обученности не влечет за собой соответствующего роста обучаемости. Использование индивидуально-монографического метода изучения динамики успеваемости позволило автору и его сотрудникам вскрыть противоречия между обучением и развитием, в частности, между обучением отдельному предмету и общим развитием детей. В условиях начального образования обучаемость детей характеризуется в первую очередь ростом готовности к дальнейшему обучению, что проявляется в сдвигах («приростах») успеваемости. Однако оказалось: равномерное продвижение учеников по всем предметам за время пребывания в начальной школе — не правило, а исключение. Аналогичные противоречия обнаружены и в более поздних периодах формирования личности, особенно в юношеском возрасте, когда неравномерность общего развития проявляется в форме необходимой специализации интересов. Ранняя профилизация создает подобные тенденции и в музыкальном обучении. Как справедливо отмечают методисты [236], часто слуховое воспитание в классе по сольфеджио отстает от темпов слухового развития в классе по специальности. Между тем, слуховые навыки, которые формируются на занятиях по теоретическим дисциплинам, должны быть основой совершенствования исполнительского слуха. Причина отмеченных выше явлений — отсутствие необходимых взаимосвязей в преподавании исполнительских и теоретических дисциплин. Большая работа по совершенствованию системы профессионального музыкального образования на основе использования межпредметных связей в настоящее время ведется коллективными усилиями ученых Московской консерватории, ' Обучаемость — восприимчивость ребенка к обучению, является одним из показателей общего развития. Обученность характеризует относительную самостоятельность знаний, навыков, умений, соответствующих данному году обучения. 328___________________________Бочкарев Л. Л. Российской Академии музыки им. Гнесиных, Российского Института культурологии РАН, Московского государственного Университета культуры1. Одной из ближайших задач ученых является разработка проблемы музыкального развития личности. «Какого рода психическую активность должен осуществить учащийся, чтобы его музыкальное развитие направить в соответствии с педагогическими целями?» — на этот вопрос призвана дать ответ музыкально-педагогическая психология. На основе ее рекомендаций музыкальная педагогика сможет определить: какого рода воздействия должен осуществить педагог-воспитатель в каждом конкретном случае, чтобы воспитуемый развил ту активность, которая обеспечит его целенаправленное развитие. Эти вопросы невозможно решить без опоры на возрастную психологию, изучающую природу и закономерности психической активности, которую осуществляет человек на той или иной ступени своего развития [250, 430]. Отечественная музыкальная психология накопила значительные материалы, позволяющие не только совершенствовать формы и методы музыкального обучения, но и строить целые курсы, оказывающиеся более эффективными, чем используемые в настоящее время. Для успешного решения названных выше проблем необходимо, с одной стороны, всесторонне изучить передовой педагогический опыт в нашей стране и за рубежом, с другой — организовать комплексные психолого-педагогические исследования, позволяющие заложить научный фундамент для управления процессом музыкального обучения и тем самым способствовать делу воспитания музыкантов. ' Из зарубежных центров наиболее интенсивно и плодотворно научно-исследовательская и научно-практическая работа в этой области осуществляется в Институте музыкальной педагогики Академии музыки им. Ф. Шопена (Польша), Научно-исследовательском музыкально-педагогическом институте Венской академии музыки и изобразительных искусств. Школе музыки Иллинойского университета (США), на базе которой функционирует международный Совет по координации исследований в области музыкального образования [374], в Университете Упсалы (Швеция), в Университете «Ля Сапиенза» (Италия), в Университете Кинле (Великобритания), в Академии музыки им. Я. Си-белиуса (Финляндия), в Консерватории «Карлос Лопез Бачардо» (Аргентина), в Институте по исследованию отношений человека с окружающей средой Ольденбурга (Германия, Хольгер Хоге). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических закономерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно молодая наука, однако современный уровень ее развития свидетельствует о том, что имеющиеся исследования уже составляют методологическую базу для выделения этой отрасли в качестве самостоятельной дисциплины, поисков новых закономерностей и путей их использования в практике. Представленный в книге материал свидетельствует о том, что нет, с одной стороны, ни одной проблемы в музыкознании, которая бы не интересовала психологию, с другой стороны, почти ни один современный исследователь музыки и музыкальной деятельности не обходится без применения психологических знаний. Не случайно в статье «Психология и мировая музыкальная культура» У. Хатчинсон [380], видит пути сближения, «скрещивания» различных музыкальных культур через практическое использование уже накопленных психологических знаний, отведя музыкальной психологии роль интегратора наук о музыке. Психология в контакте с музыкознанием, по его мнению, позволит расширить и границы познания человеческой личности посредством психологического анализа созданной ей музыки. Музыкальная психология, как и психология в целом, является наукой классовой. Прогрессивные исследователи в этой области подчиняют свои задачи интересам развития передовой музыкальной культуры, гуманизма в музыкальном искусстве, целям массового музыкального воспитания, развития личности. Напротив, реакционно настроенные ученые избирают психологию как орудие политической индокринации в сфере культуры. В стремлении преодолеть узость «предметного» изучения культуры нами была предпринята попытка структурно-системного изучения музыкальной деятельности. При анализе перспектив решения проблемы межкультурного понимания основные усилия были сконцентрированы на 330_____________________________Бочкарев Л. Л. рассмотрении внешних и внутренних (психологических) условий адекватности восприятия, интерпретации, музыкальной коммуникации в системе социокультурных вариаций музыкального этноса и человеческой психики. Представленный в книге материал, хотя и раскрывает значение союза искусства музыки и психологии для теории и практики музыкального воспитания, безусловно, не дает сколько-нибудь полного и окончательного ответа на поставленные вопросы. Неисследованных проблем в музыкальной психологии и культурологии гораздо больше, чем изученных. Однако гигантский скачок в развитии современного чело-векознания, культурологии, отчетливо выраженная тенденция комплексного изучения процессов музыкального творчества и восприятия позволяют надеяться, что музыкальная психология, как и психология искусства, в ближайшее время сделают новые важные шаги.)' 1 Бочкарев Л. Л. Майевтика в систем^ институционализации региональной педагогической субкультуры. 1 Его же: Сравнительно-дидактические возможности коллегиальной модульной и майевтичес-кой моделей управления // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. — М., 1994; Провинциальная менталь-ность России в прошлом и будущем. — Новгород, 1997. Плодотворный опыт использования в практике музыкального образования новейших достижений в области майевтики, когнитивного обучения, нейролингвистического программирования, гештальттера-пии, психодрамы требует новых теоретико-психологических обобщений [4, 13, 150, 234, 427, 431, 433, 450]. ЛИТЕРАТУРА 1. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1993. 2. Разлогов К. Э. Современная культура: процессы диверсификации и интеграции // Культурная деятельность и культурная политика: Матер, меж-инстит. конф. НИИ культуры. М., 1991. 3. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. Сб. науч. трудов НИИ культуры. М„ 1988. 4. Майевтика в системе психологических знаний. Сост. Бочкарев Л. Л., Акад. пед. наук Украины, Киев, 1993. 5. Филонов Л. Е. Методологические принципы исследования социокультур-ной изменчивости. М., Российский Институт культурологии РАН, 1989. 6. Орлова Э. А., Дридзе Т. М. Проблемно-ситуационный подход к проектированию // Социальное проектирование в сфере культуры. Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1986. 7. Абульханова-Славская К. А. Результаты конкурса РГНФ 1997 г. в области проблем комплексного изучения человека // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда. № 2, 1997. 8. Авдеев В. М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически-музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии. // В помощь военному дирижеру — Вып. I., М., 1981. 9. Авратинер В. И. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике. Сб. трудов Ин-та им. Гнесиных. М., 1969. 10. Агарков О. М. Об адекватности восприятия музыкального метра // Искусство и наука. — Вып. I., М., 1970. 11. Александрова М. Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия // Уч. зап. ЛГУ, № 147, 1953. 12. Алексеев А. В. Из опыта обучения спортсменов психорегулирующей тренировке // Некоторые вопросы практики спортивной психологии. М., 1969. 13. Актуальные проблемы развития службы практической психологии образования. Матер, межрегион, конф. — Орехово-Зуево: Московск. обл. отд. Российского Психол. Об-ва (Сост. Вочкарев Л. Л.), 1996. 14. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971. 15. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л., 1955. 16. Ананьев Б. Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. 17. Ананьев В. Г. Первоначальное воспитание и обучение детей. М., 1958. 18. Ананьев В. Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977. 19. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Публикация и примечания Л. Л. Бочкарева. — В сб.: Художественное творчество. Л., 1982. 20. Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии. — Психолог, журн., № 2, том. 3, 1982. 21. Апраксина О. К вопросу о диагностике музыкальных способностей. — В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 2. М., 1976. 22. Арановский М. Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования, т. 2. Тбилиси, 1978. 23. Артемьева Т. И. Методологические аспекты проблемы способностей. М., 1977. 24. Арзаманов Ф. Г. О некоторых особенностях новаторства в музыкальном творчестве. — В кн.: Скребков С. С. Статьи и воспоминания. М., 1979. 25. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 26. Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л., 1970. 27. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 28. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. 29. Асмолов А. Г. Как построить свое Я. — М., 1992. 30. Асмолов А. Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к анализу деятельности. — Вопр. психол., № 1, 1978. 31. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Л., 1929. 32. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 33. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1968. 34. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973. 35. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. 36. Басин Е. Я. Терапевтический эффект идентификации с автором // Майев-тика в системе психологических знаний. К., 1993. 37. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир. Ред. Б. Бартока. М., 1980. 38. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1973. 39. Бекеши Д. Ухо. — В кн.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974. 40. Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. — В кн.: Проблемы музыкального мышления. М., 1974. 41. Берхин Н. Б. Общие проблемы психологии искусства. М., 1981. 42. Благой Д. О музыке... вне музыки. — Советская музыка, № 4, 1972. 43. Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности.Л., 1974. 44. Богино Г. К. От инструмента зависит если не все, то очень много. — Пресс-бюлетень IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского, № 10, 1970. 45. Богино Г. К. Современная настройка фортепиано. — В кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. I. М., 1970. 46. Вогино Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. М., 1975. 47. Богоявленская Д. В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на Дону, 1983. 48. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 49. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 50. Бочкарев Л. Л. Экспериментально-психологическое исследование музыкантов-исполнителей в условиях международных конкурсов. — В кн.: Тез. докл. к XX междунар. психолог, конгрессу в Токио. М., 1972 (на рус. и англ.) 51. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей (Доклад к XVIII междун. псиколог. конгрессу прикладной психологии в Монреале) Вопр. психол. М» 1, 1975. 52. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты музыкально-исполнительской деятельности. — В кн.: Тез. научн. сообщений советских психологов в XXI межд. психол. конгрессу в Париже. М., 1976 (на фр. яз. — Pres. Univ. de France. — Paris). 53. Бочкарев Л. Л. Экспериментальное изучение эстетико-психологических закономерностей музыкального творчества. — В кн.: Материалы IX международного эстетического конгресса. Белград, 1980 (на фр. яз. — Beograd). 54. Бочкарев Л. Л. Экспериментальное изучение психологических особенностей музыкального творчества. — В кн.: Тез. научных сообщений советских психологов к XXII межд. психол. конгрессу в Лейпциге. Ч. II, М., 1981. 55. Бочкарев Л. Л., Дженков В. А. Диагностика и формирование пригодности к музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. — Клайпеда, 1985. 56. Бочкарев Л. Л. Проблема публичного выступления музыкантов-исполнителей в свете психологии личности. — В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XIX. М., 1975. 57. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. — В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XIX. М., 1975. 58. Бочкарев Л. Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 43, М., 1979. 59. Бочкарев Л. Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981. 60. Вочкарев Л. Л. Насущные задачи музыкальной психологии. — Советская музыка, № 1, 1981. 61. Бочкарев Л. Л. Адекватность восприятия музыки в зависимости от психических состояний слушателей. — Новые исследования в психологии. № 2, М., 1981. 62. Бочкарев Л. Л. О методологии изучения базовых феноменов искусства / от операционализма — к духовности // Методы психологии. — Ежегодник РПО. Том 3, вып. 2. — Ростов-на Дону, 1997. 63. Вочкарев Л. Л. Психология. Программы для музыкальных училищ и вузов. Киев, 1980, 1991; Учебно-метод. кабинет Минкультуры (в соавторстве с Ю. А. Цагарелли, А. 3. Заком). Москва, 1992. 64. Бочкарев Л. Л., Тр. Трифонов, АН. Атанасова, Ж. Гологанов. Музыкальная психология. Учебник. Благоевград (болг.), 1990. 65. Бочкарев Л. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания. Вопр. психологии, № 3, 1986. 66. Бочкарев Л. Л. Проблемы психологии музыкальных способностей. — В кн.: Художественное творчество. М., 1983. 67. Бочкарев Л. Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. В 2 т. КГУ, К., 1990. 68. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста. М., 1973. 69. Брагина О. Ф. На уроках Анны Даниловны Артоболевской. — В кн.: Методические материалы в помощь педагогам-пианистам музыкальных школ. М., 1970. 70. Брунер Д. Процесс обучения. М., 1962. 71. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 72. Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996. 73. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Институт психологии РАН, 1994. 74. Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972. 75. Бурьянек И. К историческому развитию теории музыкального мышления и восприятия. — В кн.: Проблемы музыкального мышления. М., 1974. 76. Бычков Ю. Н. Курс сольфеджио в Парижской консерватории. — В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. М., 1975. 77. Вартанян А. В. Некоторые возрастные особенности эмоционального состояния в процессе исполнительской деятельности // «Психология», № 4, Ереван, 1980. 78. Вартанян А. В., Бочкарев Л. Л., Грицишин Б. М. Сравнительно-возрастное изучение эмоциональной сферы музыкантов-исполнителей в связи с проблемами психологической подготовки к публичным выступлениям. Тезисы докл. научн-практ. конф. Харьков, 1981. 79. Васадзе А. Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси, 1978. 80. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. 81. Вахнянская И. Л. Психологический анализ ныне действующих школьных программ по музыке. — В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1977. 82. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 83. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 84. Вицинский А. В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. — Известия АПН. РСФСР, вып. 25, 1950. 85. Возрастная и педагогическая психология (под. ред. Петровского А. В.). М„ 1973. 86. Вопросы оперной драматургии. М., 1975. 87. Володин А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. —' В кн.: Музыкальное искусство и наука. М., 1970. 88. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе (психология, символ, культура). М., 1995. 89. Восприятие музыки. Сост. В. В. Максимов. М., 1980. 90. Востриков А. А., Станко А. А. психолого-педагогические проблемы подготовки музыканта-исполнителя. — В кн.: Задачи подготовки и воспитания кадров для учреждений культури и искусства (на укр. яз.). Ровно, 1977. 91. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. М.-Л., 1965. 92. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1958. 93. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. 94. Вяткин Б. А. О некоторых факторах, определяющих толерантность к соревновательному стрессу. — В кн.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1973. 95. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — В кн.: Психологическая наука в СССР. Т. I, М., 1959. 96. Ганелин Л. М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей. — В кн.: Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1973. 97. Гат И. Техника фортепианной игры. М., 1971. 98. Гегель И. Эстетика. Т. 3, М., 1971. 99. Гейнрихс И. П. Музыкальный слух. — В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Ученые записки МГПИ им. Ленина, № 399, М., 1970. 100. Гарбузов Н. А. Внутризонный интонационный слух. М.-Л., 1951. 101. Герсамия И. Е. Психология творчества певца. Тбилиси, 1985. 102. Гинзбург Л. Пабло Казальс. М., 1966. 103. Гиппенрейтер Ю. Б. К методике измерения звуковысотной различительной чувствительности. — В кн.: Доклады Академии педагогических наук РСФСР, № 4, М., 1967. 104. Глинка М. И. Литературное наследие. Т. 2, Л., 1953. 105. Гозенпуд А. О сценичности классической оперы. — В кн.: Вопросы оперной драматургии. М., 1975. 106. Горович В. Оперный театр. Л., 1984. 107. Горюхина Н. А. Эволюция сонатной формы. Киев, 1970. 108. Готсдинер А. Л. Мясищев В. Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей. — Вопросы психологии, № 1, 1975. 109. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. — М.: Межд. Акад. Пед. Наук, 1983. 110. Готсдинер А. Л., Мясищев В. Н. Проблема музыкальных способностей и их социальное значение. — В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981. 111. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961. 112. Григорян Л. А. От трех до семи. Музыкально-психологическое исследование. Ереван, 1986. 113. Гройсман А. Л. Театрализованные формы психорегуляции // Майевтика в системе психологических знаний. К., 1993. 114. Грузенберг С. О. Психология творчества, Т. I. Минск, 1923. 115. Грум-Гржимайло Т. Н. В эти горячие конкурсные дни. — Московский комсомолец, 14 июня, 1970. 116. Грункин А. М. О пространственной структуре понятия. — В кн.: Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л., 1974. 117. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск, 1982. 118. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. 119. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1968. 120. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 121. Днепров В. Д. Старая истина осталась новой. — В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2, М., 1973. 122. Долидзе Л. И. О специфике проявления национального в музыкальном творчестве Стравинского в свете общей теории сознания и бессознательного психического. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования, т.2, Тбилиси, 1978. 123. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1993. 124. Дранков В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. — В кн.: Художественное творчество. М., 1983. 125. Дулов А. В. Введение в судебную психологию. М., 1970. 126. Ержемский Г. Л. Законы и парадоксы дирижирования. — Спб, 1993. 127. Занков Л. В. Обучение и развитие. — М., 1975. 128. Зелинский А. Б. Экспериментальная диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти студента-пианиста. Одесса, 1981. 129. Зинченко В. П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Т. I, Тбилиси, 1978. 130. Зинченко П. Н. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 131. Зись А. Я. Эстетика: идеология и методология. М., 1984. 132. Золотова И. О методике проведения приемных испытаний в польских музыкальных школах. — В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976. 133. Зыбковец В. Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания.М., 1959. 134. Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. М., 1993. 135. Иванова И. И., Асеев В. Г. Методология и методы психологического исследования. — В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 136. Ильина Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. — Вопросы психологии, № 5, 1971. 137. Имени Чайковского. Сборник статей, документов о Третьем международном конкурсе им. П. И. Чайковского. М., 1970. 138. Ительсон Л. В. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. 139. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974. 140. Капустин Ю. В. Музыкант и публика. Л., 1976. 141. Кауфман В. И. Восприятие малых высотных разностей. — Труды Гос. института по изучению мозга им. Бехтерева. Т. XIII, Л., 1940. 142. Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки. — В кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960. 143. Климов Е. А. Выступление на Учредительном съезде Российского Психологического Общества (Ежегодник РПО. — Т. I. — М., 1995. 144. Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект), Саратов, 1974. 145. Кимеклис Г. Ф. К вопросу о показе в фортепианной педагогике (в связи с некоторыми психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста). — В кн.: Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. Вопросы теории и истории фортепианной педагогики. М., 1973. 146. Касаткин В. М. Фортепиано. Программа для училищ и вузов культуры. — Минкультуры РФ, 1991; Методические рекомендации по проблемам музыкального исполнительства для студентов-заочников. — Московский университет культуры, 1991—1997. 147. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена. Л., 1978. 148. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека, т.2. Способности. Л., I960. 149. Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М., 1969. 150. Когнитивное обучение. ИП РАН, М., 1997. 151. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л., 1982. 152. Кон Ю. О теоретической концепции Яниса Ксенакиса. — В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка. Л., 1976. 153. Конен В. Театр и симфония. М., 1975. 154. Конопкии О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 155. Коньков А. Я снимал все четыре конкурса. — Пресс-бюлетень Международного конкурса им. П. И. Чайковского, № 7, 1970. 156. Корабельникова Л. 3. Архив композитора как материал для изучения процессов творчества. — В кн.: Художественное творчество. М., 1982. 157. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. Л., 1979. 158. Культура Российского Зарубежья. РИК, М., 1995. 159. Костюк А. Г. Культура музыкального восприятия. — В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971. 160. Костюк А. Г. Восприятие мелодии. Киев, 1990. 161. Котляревский И. А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Киев, 1983. 162. Красникова Е. И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки — Вопросы психологии, № 2, 1981. 163. Краткий психологический словарь. М., 1985. 164. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л., 1976. 165. Кризис буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. Выпуск 5, М., 1983. 166. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. 167. Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей. — Вопр. психол. № 6, 1972. 168. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 169. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972. 170. Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. — В кн.: Психология межличностного познания. М., 1981. 171. Лапшин И. И. О перевоплощаемости в художественном творчестве. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. V. Харьков, 1914. 172. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психического состояния. — Вопр. психол. № 6, 1967. 173. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 174. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. — Вопр. Психол. №1, 1969. 175. Левчук Л. Т. Психоанализ и художественное творчество. Киев, 1980. 176. Лейтес Н. С. Индивидуальные различия в способностях. — В кн.: Психологическая наука в СССР, М., 1960. 177. Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические особенности деятельности космонавтов. М., 1971. 178. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. — Вопр. психол. № 1, 1960. 179. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1966. 180. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 181. Леонтьев Д. А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции. Матер. межд. симп. Пермь, 1991. 182. Лерман М. И. Первые уроки музыки. — В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 2, М., 1967. 183. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. 184. Ломанов М. Элементы симметрии в музыке. — В кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970. 185. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1986. 186. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии. — Психол. журн., т. 2, № 5, 1981. 187. Ломов Б. Ф. Задачи психологической науки... (Доклад на VI съезде Общества психологов СССР). — Психол, журн. т. 4, № 6, 1983. 188. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М., 1973. 189. Мазель Л. А. О типах творческого замысла. — Советская музыка, 1976, № 5. 190. Маккиннов Л. Игра наизусть. Л., 1967. 191. Масленкова Л. Психология музыкального диктанта. — В сб.: Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Л., 1977. 192. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие». — В кн.: Восприятие музыки. М., 1980. 193. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 194. Материалы XXI международного психологического конгресса. М., 1979. 195. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975. 196. Милка А. П. О психологических предпосылках функциональности в музыке. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования, т, 2, Тбилиси, 1978. 197. Милка А. П. Теоретические основы функциональности в музыке. Л., 1982. 198. Мильштейн Я. И. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения. М., 1967. 199. Минаев Е. А. К исследованию преемственных связей в организации учебного репертуара пианиста. — В кн.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XXVII. М., 1976. 200. Музыка и психология. Рекомендательный указатель книг и журнальных статей (Составит. Бочкарев Л. Л. и др.). М., 1978. 201. Муха А. И. Процесс композиторского творчества. Киев, 1979. 202. Муцмахер В. И. О развитии музыкальной памяти в процессе фортепианного обучения. — В кн.: Фортепианная подготовка учителя — музыканта. М., 1975. 203. Мировая литература и художественная культура в XIX-XX в. в. Проблемы изучения и преподавания. Тез. Межд. конференции. Орехово-Зуево, 1995 (Бочкарев Л. Л. Культурная политика России в Европейском.контексте; О взаимосвязи литературы и музыки в контексте семантики XX века). 204. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия, М., 1972. 205. Назайкинский Е. В. О константности в восприятии музыки. — Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973. 206. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкозна-ния. — В кн.: Восприятие музыки, М., 1980. 207. Назайкинский Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. — В кн.: Восприятие музыки. М., 1980. 208. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1984. 209. Назайкинский Е. В. Слух Б. В. Асафьева. — Советская музыка, № 3, 1983. 210. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976. 211. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972. 212. Наташина К.- Публика у вас дружелюбная. — Пресс-бюллетень Международного конкурса им. П. И. Чайковского, № 5, 1970. 213. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. — Вопр. психол., № 5, 1981. 214. Нежинский О. М. К вопросу об определении структуры дирижерской одаренности. — В сб.: Обучение дирижированию и оркестровое исполни-тельство. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 42. М., 1979. 215. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958. 216. Нестеренко Е. Е. Музыка — моя жизнь. — Пресс-бюллетень Международного конкурса им. П. И. Чайковского, № 10, 1970. 217. Никифорова О. И. К вопросу о воображении. — Вопр. психол., № 2, 1972. 218. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. 219. Образцова И. М., Образцов Н. Ю. Н. А. Римский-Корсаков на Псковщине. Л., 1981. 220. Овчинникова О. В., Иткин Н. Г., Авдеева Н. Н., Насиновская Е. Е., Перес Р. Л. Методика изучения мотивов человека с использованием техники гипноза. — В кн.: Психологические исследования. М., 1974. 221. Озолинь Г. А. Психологический анализ начальных этапов игры на музыкальном инструменте. — В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьников. М., 1977. 222. О музыке. Проблемы анализа. М., 1974. 223. Ольшанникова А. Е. К вопросу об интерпретации физиологических показателей при Исследовании эмоциональных состояний — В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971. 224. Осорина М. В. Об отражении особенностей детского мышлений в детском рисунке. — В кн.: Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л., 1973. 225. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: МГИК, 1994. 226. Остапенко Н. О двух авторских редакциях оперы «Борис Годунов» Мусоргского. — В кн.: Вопросы оперной драматургии. М., 1975. 227. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975. 228. Очеретовская Н. Л. Об отражении действительности в музыке. Л., 1979. 229. Папуш М. К анализу понятия мелодии. — В кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2. М., 1973. 230. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор М., 1962. 231. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. 232. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. 233. Психология личности в условиях социальных изменений. Отв. ред. М. И. Воловикова. ИП РАН, М., 1993. 234. Петрушин В. А. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. 235. Петухова И. А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности — эксперим. исследование по проблемам педаг. псих. М., 1970. 236. Полянский Ю. А. Очерки по методике преподавания игры на виолончели (на укр. яз.). Киев, 1978. 237. Прангишвили А. С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д. Н. Узнадзе. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования, ч. I. Тбилиси, 1978. 238. Применение технических средств в музыкальном образовании. Сост. П. В. Лобанов. М., 1971. 239. Проблема деятельности в советской психологии, т. I-II. М., 1977. 240. Практическое мышление: функционирование и развитие. Отв. ред. Д. Н. Завалишина. ИП РАН, М., 1990. 241. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Отв. ред. В. А. Бодров. ИП РАН, М„ 1991. 242. Принцип системности в современной психологической науке и практике. Тезисы докл. III Международных научных Ломовских чтений. Отв. ред. А. В. Брушлинский. ИП РАН, М., 1996. 243. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. 244. Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956. 245. Прокофьев Г. П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем. — Вопр. психол. № 5, 1959. 246. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 247. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. 248. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. 249. Пуни А. П. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию. М., 1965. 250. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. ИП РАН, М., 1997. 251. Рамуль К. А. Теория и практика в психологии. — Вопр. психол. № 2, 1965. 252. Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль, вып. I. М., 1979. 253. Ражников В. Г. Исследование музыкально-исполнительского образа. — Вопр. психол. № 2, 1978. 254. Ражников В. Г. Формирование и воспроизведение дирижерского замысла. — Вопр. психол. № 2, 1973. 255. Ражников В. Г. Партитурная транскрипция. — Вопр. психол. № 1, 1980. 256. Раппопорт С. X. Книга по эстетике для музыкантов. — М., 1982. 257. Раппопорт С. X. Художественное представление и художественный образ. — В сб.: Эстетические очерки. Вып. Ш. М., 1973. 258. Раппопорт С. О. О вариантной множественности исполнительства. — В кн.: Музыкальное исполнительство, вып. 7, М., 1972. 259. Резников А. М. О роли мировоззрения в творчестве композитора. Л., 1975. 260. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968. 261. Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков: жизнь и творчество, вып. 5. М., 1946. 262. Рождественская Н. В. Творческая одаренность и свойства личности. (Экспериментальное исследование актерской одаренности). — В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. 263. Розов А. И. Фантазия и творчество. — Вопр. филос. № 9, 1966. 264. Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение. М., 1982. 265. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 266. Румянцев П. И. Станиславский и опера. М., 1969. 267. Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса. М., 1923. 267. Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса. М., 1923. 268. Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. — Вопр. психол. № 4, 1969. 269. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л., 1964. 270. Саратовский В. Н. Философские основы анализа человеческой деятельности. — В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тез. Всес Конф. Симферополь, 1983. 271. Салиев А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе, 1980. 272. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпа-тического взаимодействия. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования., т. 3. Тбилиси, 1978. 273. Свиблова О. Л. На путях исследования проблемы бессознательного в искусстве. — В кн.: Художественное творчество. Л., 1982. 274. Симонов П. В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К. С. Станиславского. — В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования, т. 2. Тбилиси, 1978. 275. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973. 276. Смирнов А. А. Зависимость константности воспринимаемой величины от угла поворота к линии взора при разных дистанциях наблюдения. — В кн.: Зрительные ощущения и восприятия. М. — Л., 1935. 277. Соколов Ф. В. О музыкальной памяти пианистов-исполнителей. — Музыкальное исполнительство, вып, 6. М., 1970. 278. Соллертинский И. Драматургия оперного либретто. — Критические статьи, т. 2. Л., 1963. 279. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. — В кн.: Проблемы музыкального мышления. М., 1974. 280. Станиславский — реформатор оперного искусства. Материалы, доменты. М., 1983. 281. Старчеус М. С. Музыкальная психология. — М.: МГК, 1993. 282. Страхов И. В. Психология творческого вдохновения. Ученые записки Саратовского пед. института. Вып. 36. Саратов, 1962. 283. Страхов И. В. Психология творчества. Саратов, 1968. 284. Стресс и тревога в спорте. (Международный сборник научных статей). М., 1983. 285. Тавхелидзе Н. Д. К вопросу восприятия современной музыки. — Мацне, № 4. Тбилиси,1974. 286. Тавхелидзе Н. Д. О восприятии музыкального стиля. — Мацне, № 4. Тбилиси,1975. 287. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 288. Тальян Л. Ш. Некоторые особенности психологии актера в творческом процессе. Ереван, 1970. 289. Тараканов М. Е. Замысел композитора и пути его воплощения. — В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. 290. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979. 291. Проблемы экологической психоакустики. ИП РАН, М., 1991. 292. Тарасов Г. С. Психология в художественных вузах. — Психол. журн., т. 5, № 1, 1984. 293. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962. 294. Теплов В. М., Лейтес И. С. К проблеме индивидуально-психологических различий. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. 295. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Известия Академии педагогических наук РСФСР, вып. II, 1947. 296. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 297. Теплов Б. М. О музыкальном переживании. Психологический Институт РАО. Рукопись. 298. Тихвинская Л. Будьте здоровы. — Пресс-бюллетень Международного конкурса им П. И. Чайковского. Вып. VII. М., 1970. 299. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. 300. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984. 301. Ткач Э. С. Музыкальная диагностика — педагогу (на укр. яз.). № 4, Музыка, 1977. 302. Токина Н. Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972. 303. Торичная С. Н. Понимание преподавателями индивидуальных особенностей музыкального развития студентов. — В кн.: Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. 304. Троицкая Г. Музыка и актуальные проблемы телевидения. — В сб.: Музыка и телевидение, вып. I. М., 1978. 305. Тюлин Ю. Н. О программности в произведениях Шопена. М., 1963. 306. Тюлин Ю. Об опере «Борис Годунов» в редакции Мусоргского и Римско-го-Корсакова. — В кн.: Вопросы оперной драматургии. М., 1975. 307. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 308. Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 8. М.-Л., 1950. 309. Фарбштейн А. А. Музыка и эстетика. М., 1976. 310. Фарбштейн А., Клюев А. Фрейдизм и музыкознание Запада. — В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 5. М., 1983. 311. Филонов Л. Б. Психологические способы установления контактов между людьми. М.: МГУ, 1983; Юридическая психология. — М., 1995. 312. Фейгин М. Э. Зарождение и развитие исполнительского замысла учащегося-пианиста (опыт исследования с помощью звукозаписи). — В кн.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XXVII, М., 1976. 313. Федоров Е. Е. К вопросу об эстрадном волнении — в кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 43. М., 1979. 314. Ферстер Н. П. Творческая фантазия. М., 1924. 315. Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., 1964. 316. Флоренская К. Диалог в практической психологии. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991. 317. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. — В кн.: Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. 318. Христов Д. Теоретические основы мелодики. М., 1980. 319. Христозов X. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения. Вопр. психол. № 2, 1962. 320. Художественная деятельность. Киев, 1980. 321. Художественное творчество. Л., 1982. 322. Художественный тип человека. Отв. ред. Морозов В. П. ИП РАН, М., 1994. 323. Цагарелли Ю. А. Особенности личности и профессиональная направленность обучения. — В кн.: Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1979. 324. Ценностные приоритеты личности и группы: социально-психологические исследования. Отв. ред. М. И. Бобнева. ИП РАН, М., 1995. 325. Цагарелли Ю. А. Индивидуальные особенности и профессиональные качества музыканта-исполнителя. — В кн.: Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977. 326. Цеханский В. М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии. Совместно с Мархасиным.— В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. 327. Цыгульская Т. Ф. К вопросу о музыкально-педагогических способностях студентов. — В кн.: Психология. Республиканский научно-методический сборник (на укр. яз.). Вып 21, Киев, 1982. 328. Цыгульская Т. Ф. Влияние индивидуально-типологических различий на успешность овладения профессией учителя музыки. — В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе. Киев, 1981. 329. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.М., 1975. 330. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. I. М.-Л., 1934. 331. Чайковский П. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка, т. 15 М., 1977. 332. Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция А. А. Орловой. Л., 1976. 333. Чернов А. К спорам о современной музыке. Л.-М., 1972. 334. Чхартишвили Ш. Н. К вопросу об отношении педагогической и возрастной психологии к педагогике. Тезисы докл. к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977. 335. Шаборкина Т. Заметки о Скрябине-исполнителе. — В сб.: А. Н. Скрябин. М.-Л., 1940. 336. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 337. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Париж, 1932. 338. Шаляпин Ф. И. Литературное наследие, т. I. М, 1960. 339. Шафранская К. Д. Фрустрация при переживании жизненных трудностей. — В кн.: Человек общество, вып. IX, 1971. 340. Шерозия А. Е. Психи ка. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979. 341. Шлифштейн С. Мусоргский М.П. Художник. Время. Судьба. М, 1975. 342. Шульпяков О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л., 1973. 343. Шульпяков О. Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства. — В кн.: Вопросы теории и эстетики, вып. 12. Л.,1973. 344. Щапов А. П. Фортепианная педагогика. М., 1960. 345. Щапов А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968. 346. Юркевич В. С. Способность к саморегуляции как компонент общей одаренности. — В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971. 347. Яворский В. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка, т. I, М., 1972. 348. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979. 349. Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М., 1935. 350. Якобсон П. М. О процессе работы актера над ролью. — Известия АПН РСФСР, вып. 25. М., 1950. 351. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 352. Abell А. М. Talks with great composers. N.Y., 1955. 353. Altshuler I. М. The past, present and future of misic therapy. — Education Music Magasine. v 24, № 16, 1945. 354. Ангелов В. Изкуство и коммуникативность. «Наука и изкуство», 1972. 355. Anschiltz G. AbriB der Musikasthetik Leipzig, 1930. 356. Arnold М. Emotion and Personality. Neurological and Physiological aspects. № 4, 1960. 357. Batel G. Komponenten musikalischen Eriebens. Eine Experimentalpsy-chologische Untersuchung. Gottingen, 1976. 358. Bentley A. Measures of misical abilities, London, 1965. 359. Biller J. D., Olson P. S., Breen T. The Effect of «happy» Versus «sad» music and participation on Anxiety — J. of Music Therapy. Vol.XI, Summer, 1974. 360. Bimberg S. Einftlhrung in die Musikpsychologie. Wolfenbilttel, Moseler, 1957. 361. Colwell R. Music achievement tests. Chicago, 1969. 362. Cogni С. Che cosa 6 la musica? Elementi di psicologia delia musica. Milano, 1956. 363. Cogni С. — Grundz. einer neuen Musikpsychologie. — In: Internal. Mu-sikwiss. Kongr. Wien, 1956, Ber. Graz-Koln, 1958. 364. Compbell I. G. Basal emotional patterns expressible in music, Amer. J. Psychol, 1942,№ 55. 365. Downey G. Е. A musical Experiment. The American J. of Psychology, vol. 9, 1897. 366. Eliott С. The effect of televised cognitive skills in vocal and instrymental music on student music selection, music skills and attitudes amy. L. Brown — In: Council for Research in Music Education, 1978, N 57. 367. Perrari G. С. Primi esperimenti sull imaginazione musical. Revista musi-calle italiana, IV, 1899. 368. Frances R. La perception de la musique. These principale pour le doctoral 6s lettres presentee a... L'Univ. de Paris par R. Fr. Paris, 1958. 369. Ghiselin В. A. Symposium. The creative process. University of California. Berkley, 1952. 370. Gilford J. P. Intelligence: 1965 model. — «Amer. Psychologist», N. Y. 1966, vol. 21. 371. Graf М. From Beethoven to Shostakovich. The psyhology of composing process. New York, 1947. 372. Gordon Е. Musical Aptitude Profile, Boston, Houghton Miffin Co, 1965. 373. Oilman В. G. Report on an Experimental Test of Musikal Express! veness. — Amer. J. Psych., № 4-5, 1892. 374. Gordon Е. A longitudinal. Predictive Validity Study of the Intermediate Measures of Music Aducation — In.: Council for research in music Education, № 78, 1984. 375. Hamman D. L. Anxiety and the College Musician; A study of Performance. — In.: Psychology of music. Vol Н, London, № 1, 1983. 376. Helmholtz Н. Die Lehre von den Tenempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Musik. Braunschweig, 1863. 377. Herberger R. Einige Gesichtspunkte fur die padagogische Fuhring von Schulertatigkeiten im musikalishen RezeptionsprozeB auf der Grundlage einer empirischen Untersuchung in den Klassen 5 bis lo. — Schulertatigkeiten — musikalischer Rezeptionspozeb. Leipzig, 1977. 378. Hevner К. The aesthetic experience, a psychologocal description, — Psychol. Rev., № 44, 1937. 379. Holmstrom Lars-Hunnar. Musicality and Prognosis. Svenska Bokforlaget / Norstedts, 1963. 380. Hutchinson W. Psychology and World Music.—In.: The world of music № 1,1976. 381. International Music Education ISME, Jeurbouk. Volume VI, 1979. 382. Jeppesen К. Kontrapunkt, Leipzig, 1956. 383. Jacobs С. Psychology of music: some European studies. In.: Acta Psycho-logia, № 17, 1960. 384. Karma Kai, The ability to structure acoustic material as a measure of musical aptitude. — Research Bulletin, Institute of Education University of Helsinki, № 51, 52, 1980, 1997, Finland. 385. Kartomi М. Music and Trance in Central Java — Ethnomusicology, XVII, 1973. 386. Казанджиева-Велинова 3. Г. Музика- мае- медии- аудитория. — Акту-альни проблеми на ететического възпитание, София, 1978. 387. Казанджиева-Велинова 3. Г. Мнения и оценки на слушателите за различайте жанрова музикални предавания на програма «Орфей». София, 1976. 388. Kovacs S. Ober das Verhaltnis des erkennenden und mittellenden gedacht-nisses auf musikalichem Gebiet. — In.: Archiv fur die gesam, Psychology, XXXVII Band, Leipzig, 1918. 389. Kresanek I. Zaklady hudobneho myslenia. Bratislava, 1977. 390. Kurth E. Musikpsychologie. Berlin, 1931. 391. Kwalwasser J. and G. Ruch, Kwalwasser-Ruch Test of Music Accomplishment, Jowa City, Bureau of Educational Research and Service, 1927. 392. Leimer К. Modernez Klavierspiel nach Leimer-Giescking. B. Schott's Sohne, Mains, 1931. 393. Levandovska К. Struktura sdolnosci musycznych u dzieci szkolnych. Dorobek i perspektywy roswoju psychologii i pedagogiki musyki w PRL, Materialy z Symposium w PWSM w Warssawie czesc I. Warszava, 1977. 394. Lamparter P. Die Musikalit^i in ihren Beziehunden zur Grundstruktur der Persanlichkeit. Erg. Bd. 22 z. Zschr. F. Psychol. Leipzig. 1932. 395. Лозанов Г. Суггестология. «Наука и изкуство», 1971. 396. Lundin R. W. An Objective Psychology of Music. The Ronald Press Company. New York, 1953. 397. Lysek F. Kompozicni a interpretacni talent i typ. — Hodebni roshledy. Praga, 1976, № 16. 398. Manturzewska M. Psychologiczne warunki osiagniec pianistycznych. Praga doctorska. Ossolineum. Warszawa, 1969. 399. Materialy do psychologii muzyki (III). Materialy pomocnicze dia Nauczy-cieli szkol i ognisk artystycznogo. Centralny osrodek pediayogiczny szkol-nictwa artistycznogo, Warszawa, 1974. 400. Meyer L. B. Emotion and meaning in music. Chicago, University of Chicago Press, 1957. 401. Michel P. Psychologische Grundlagen der Musikeziehun. Leipzig, 1975. 402. Миланов Т. Към Нови основи на музыкалното възпитание. София, 1979. 403. Morgenstern S. Composers on music N. Y., 1956. 404. Muller-Freienfels R. Psychologie der Music, Berlin, 1936. 405. Mursell J. Z. The psychology of Music. N. Y., 1957. 406. Probst W. Vom zukunftsbezogensein im musikerleben. Soseinsbestimmung und Bedingungsanalyse auf Grund von Eriebnisversuchen. Koln, 1960. 407. Raijkov V. L. Greativity and Hypnosis. International congress. Stockholm, 1973. 408. Revesz G. Einftlhring in die Muzikpsychologie. Bern, 1946. 409. Rev6sz G. Prtlfung der Musicalitat, Zeit. f. Psychol. 410. Riemann H. Geschichte der musiktheorie im IX—XIX. Jahrhundert, Leipzig, 1898. 411. Rubin-Rabson G. Studies in the psychology of memorizing piano music. J. of Educational psychology. 1939, vol. XXX, 1941. vol. XXXII. 412. Seashore C. The Psychology of Musical talent, Boston, L Silver Burdett, 1919. 413. Seashore С. Psychology of music. N. Y., 1938. 414. Serafine M. L. Cognitive Processes in Music — In.: Council for Research in music Education, Illinois, 1983, № 73. 415. Shoen M. The psychology of music. New York, 1940. 416. Sweeney G. A., Horan J. J. Separate and Combined Effects of Cue-Controlled Relaxation and Cognitive Restructuring in the Treatment of Musical Performance Anxiety. — J. of Counseling Psychology. 1982, v. 29, № 5. 417. The American composer speaks. Louisiana, 1965. 418. The psychology of Musical Ability, N. Y., 1981. 419. Weld H. An experimental Study of Musical Enjoiment-Amer. Rsych. 1912, v. 23. 420. Vidor D. Was 1st musikalisch? Berlin, 1926. 421. Vitany J. A zene lelectana. Budapest, 1969. 422. Weliek A. Musikpsychologie und Musicasthetik. Frankfurt am Main, 1963. 423. Werbik H. Informationale Wirkung von Musik. Mainz, 1971. 424. Wierszylowski J. Psychologia muzyki. Warszawa, 1970. 425. Williams V. R. The making of music. N. Y., 1965. 426. Wing H. Standardised Tests of Musical Intelligence. Buckinghamshire, England, 1960, 1969. 427. Bochkarev L. L. Psychologia muzyki w Zwiazku Radzieckim // Psychologia muzyki. Problemy. Zadania. Perspektywy. Mater. Miedzynar. Seminar. — Warszawa: Academia muzyczna im. F. Chopina, 1991. 428. Bochkarev L. L., Granovskaya R. M., Obozow N. N. Mechanizmy czynnosci muzycznych // Psychologia muzyki. Problemy. Zadania. Perspektywy. Mater. Miedzynar. Seminar. — Warszawa, 1991. 429. Bochkarev L. L. Psychological Mechanisms of Musical Experience // The 14th ISME Research Seminar Proceedings. — Nagoya-Seul. 1992. 430. Bochkarev L. L. Social — Perceptual Mechanisms of Musical Experience // Third Triennial ESCOM Conference. Proceedings. — Uppsala, Sweden, 1997. 431. Kuzmich N. Musical growth. A process of involvement. — Toronto: Thompson Music, 1986. 432. Mastropaolo G. Musicoterapia e flauti di bambu. — Quaderno maieutico № 22: Istituto maieutico. — Svizzera, 1987. 433. The Psychology of Music Ed. by D. Deutsch. — San Diego. Univ. of California, 1982. 434. The Social Psychology of Music Ed. by D. Hargreaves & A. North. — Univ. of Leicester, 1997. 435. К. Sekeles. Music: motion and emotion. The Developmental — Integrative Model in Music Therapy. — Hebrew Univ., Jerusalem, 1997. 436. Handbook of music psychology. Ed. by Donald A. Hodges / Second Edition. — MMB music, Missouri, USA, 1997. 437. Perception and cognition of music. Ed. by I. Delige (Belgium), J. A. Slo-boda (UK). — Keele Univ., England, 1997. 438. Music analysis order form. — Blackwell Publishers Ltd. — Oxford, USA. An internat. journal (Music history and cognitive sciences). 439. Music Perception. Ed. by Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. — Univ. of California Press. An interdiciplinary journal. 440. Ex tempore. Co-edit. G. Arasimowicz (Univ. of Colorado Denver), J. MacKay (Univ. of Aveiro, Portugal). An Internat. journal. — Sunderland, USA, Aveiro Por. 450. Музична психотератя / Пос1бник-хрестомат1я. Упор. Антонова О. Г., Дробот Л. С. - Кшв: ИЗМН, 1997. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.106 сек.) |