|
|||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВОИ вот комиссар остается один на один со своим отрядом. Всё. Началось. Как-то оно всё сложится?.. Пойдет – не пойдет, сумею – не сумею… Но эти восхитительные переживания уже не имеют к нам прямого отношения; наше дело – методическое, мы показываем конечную цель, рисуем маршрут, снабжаем советами, а уж все дорожные приключения – это доля Отрядного комиссара. И первый шаг на этом трудном и прекрасном пути – ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО. Вообще-то я никогда не вмешивался в дела Отрядных комиссаров и сроду не позволял себе нагрянуть в какой-нибудь отряд без приглашения. (Хотя черта с два дождешься от этих эгоистов-собственников приглашения хотя бы на один ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.) Этот труд предназначен для методистов, старших вожатых и педотрядов в целом. Отряд – это святая обитель, где всем правит Отрядный комиссар, которому нужно безраздельно и во всем доверять. В конечном итоге, успех сбора решают не планы и методисты, а инициатива, творчество и сила обаяния тех, кто день и ночь со своим отрядом. Мы – методисты (народ плечистый), проделав огромную и кропотливую работу по планированию и организации сбора, начиная с момента ИГР НА ЗНАКОМСТВО, практически отдыхаем. Вся многотрудная работа ложится на Отрядных, которым низкий поклон от меня и нежная любовь от детей. Ладно уж, приведу одну игру на знакомство. Успеть вспомнить КОМИССАР. А теперь пусть каждый назовет свое имя и ласковую рифму к своему имени. Например я – Иван-таракан. А тебя как зовут? Некоторые вожатые практикуют следующее: перед тем, как начать ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО, они предлагают каждому подумать над вопросом: как он хочет, чтобы его на этом сборе называли? Многие дети охотно меняют свои имена на эти несколько дней. Почему? Это ведомо только им. Доводилось у некоторых наиболее тонко чувствующих детей наблюдать и трагедии. Помню, как однажды подошла ко мне в полной депрессии девочка, сгоряча сменившая имя Марина на Инейт и сказала: «Вы знаете, с тех пор как я сменила имя, мне кажется, что я не существую!» и горько заплакала. «Постой, постой, – защелкал я в воздухе пальцами, – кому кажется, что ты не существуешь?» «М-мне-е», – растерянно произнесла она и быстро успокоилась. Если товарищ не понимает – объясни, ПНД Само мероприятие и название родилось из-за двух главных, классических, неизбежных вопросов, которыми раньше дети буквально изводили комиссаров в первый день. Чтобы не озвереть мы и придумали инструктивно-разъяснительное мероприятие ПНД, т.е. Почему Не будет Дискотеки. Сначала цель была примитивной: каждый отряд на пять минут подходит к каждому комиссару и тот снова и снова разъясняет деткам, что дискотеки сегодня не будет по-любому, а желающие быстренько съездить в город за записями и аппаратурой пусть лучше не возвращаются. Но потом мы поняли, что ПНД – гораздо более ценная методическая вещь, чем мы предполагали ранее. Это наглядное введение в сбор, попытка дать детям потренироваться, на своей коже почувствовать те или иные его стороны. Дело это как для детей, так и для комиссаров может быть весьма утомительное, но необходимое, без него никак нельзя. Отряд с маршрутным листом ходит по «станциям» с разными названиями и там получает на данную тему разъяснение или легкую тренировочку. Оборащаю внимание продвинутых вожатых на отсутствие в маршрутном листе станции «Законы и традиции сбора». Все эти вполне богоугодные заповеди («Закон ноль-ноль», «Закон поднятой руки», «Традиция доброго отношения к людям и песням» и т.д.), рожденные во фрунзенских коммунах, являются либо пустыми декларациями в пустопорожней вожатской суете вместо работы, либо таки действующими правилами на сборах с псевдо-демократией. Дети якобы сами принимают эти «законы» и по ним живут. Хочу напомнить: у нас с вами сбор тоталитарный с абсолютной диктатурой Старшего комиссара. Все происходит так, как скажет он, а потому все правила поведения утверждаются им единолично. В чем разница между деспотией в стране и диктатурой Старшего комиссара на сборе? При деспотии в стране всякого несогласного могут посадить в тюрьму или убить, а при диктатуре Старшего комиссара на сборе – ко всякому неисполняющему правила, Старший комиссар может потерять интерес и прекратить с ним общаться. А чтобы не отряды не опаздывали никогда и никуда – я просто один раз спрашиваю, как бы себя: «Не понимаю. Зачем мне нужны комиссары, у которых отряды опаздывают?» Словом, каждому отряду вручается маршрутный лист. В нем точно указано, во сколько и куда отряд должен подойти. Самое интересное, что отряды ходят сами, без комиссаров. И это правильно. Маршрутный лист
Итак, в 12.30 отряд № ______ прибывает на эстраду, где его ждет комиссар Миша – ведущий станции «История сборовского движения». Затем ближайшие 10 минут он уже серьезно рассказывает о том, откуда пошло сборовское движение, основные этапы его развития в нашей области, о том, как образовался данный педотряд, о пути эволюции его педагогических взглядов. Словом, дает краткую историческую справку. На станции «Все творчески?» комиссар Наташа все 10 минут рассуждает о том, почему в названии стоит вопросительный знак. Во времена Иванова, т.е. в эпоху ортодоксального коммунарства был закон: «Все – творчески, иначе – зачем?» Наташа поясняет, что у нас на сборе «творчески» не значит «извращенчески». Картошку можно просто почистить, без всяких конкурсов на самый смешной клубень и последующим концертом-ромашкой, а помыть в столовой полы вполне достаточно просто с песнями и прибаутками без устраивания шоу «Мисс уборщица». Подобные штучки могут иногда скрашивать прозаические реалии монотонной физической работы, но и в таковой есть ценность преодоления: «терпи и делай, потому что надо». А вот что касается работы истинно творческой, то здесь мы будем беспощадно требовательны. Мы не потерпим заимствованных шуток и заскорузлых приемов дешевого успеха; у нас запрещены пародии на телепередачи, кривляющиеся парни в платьях с подложенными грудями (женские роли у нас будут играть только девочки, а то, что изображено на следующем фото – мы видеть не должны); Пошлость псевдотворчества. мы не потерпим девиц в рыжих париках, изображающих Пугачеву; нам противны синхробуффонады и переделки «Красной шапочки»; мы опозорим всякого, кто будет шутковать на темы наркотиков, сексуальных меньшинств или эстонцев со смешным акцентом. Все вышеперечисленное относится к категории обывательской пошлости в духе юмориста Петросяна. Мы будем вам аплодировать, если для творческого осмысления вы будете брать материал из жизни, а не из телевидения. Школьная и студенческая самодеятельность на 99 процентов состоит именно из такого репертуара. И что интересно, стоит только все это жестко запретить, то выясняется, что придумывать и иметь подлинный успех не так уж трудно. Каждый сбор рожается множество настоящих шедевров творчества, начиная от ритуалов, речевок и заканчивая спектаклями и полотнами. Творите, пробуйте, ошибайтесь, но только сами, пожалуйста, без воровства и паразитирования на телевидении под видом пародии. На «Песенной» станции находится песенный комиссар Гена с гитарой. Он объясняет подошедшему отряду: то, что они слушали и пели до сих пор – это, конечно, искусство, но здесь на сборе, все будут петь песни совсем другие. Это так называемые авторские, лагерные песни. Все они проверены временем и поэтому, безусловно, являются выдающимися образцами современной песенной поэзии. Поются эти песни в орлятском кругу или сидя у костра. Далее Гена выстраивает отряд в орлятский круг «мальчик-девочка» и поет вместе с отрядом несколько «песен-повторюшек». (Это такие песни, в которых каждая строчка повторяется два раза. Поэтому петь их можно сразу, не разучивая. Например, песня «Землю обмотали тоненькие нити» из к\ф «Семь стариков и одна девушка» – типичная песня-повторюшка.) В заключение Гена заявляет, что ежедневно, хочет ли кто этого или не очень, все дети будут разучивать по три-четыре песни и без этого никак сбора не получится. Увильнуть от этого дела не выйдет ни у кого, даже у самых опытных мастеров симулирования болезней. Учить песни противно, но петь их потом в орлятском кругу – редчайшее эстетическое наслаждение. Вспоминается еще одна «традиция» старого коммунарства: «Песня учится и поется до конца». Хоть налет вражеской авиации, а допоем до последней строчки. Не согласен я. Вот начали песню, а она не попала под настроение, что делать? По-моему, лучше не наказывать себя ради «прынцыпа», а честно сказать: «Эта не пошла, давайте лучше споем «Я скачу верхом на еже». Пение в отличие от чистки котлов (или разучивания песен) – есть удовольствие, а не обязаловка. ПНД. Станция «Песенная». Лагерь в Турции, июнь 2004 Станция «Правила игры» не терпит шуточек, вранья и неискренности. Здесь надо однозначно дать понять, что правила поведения и моменты режима разумны и необременительны. Соблюдать их совсем несложно, и если найдется ребенок, не сумевший соблюсти такие пустяки, то зачем нам на сборе такой слабак? Сбор – это ежесекундная, напряженная творческая работа и никто не имеет права от нее отлынивать. Для лиц, сделавших хотя бы глоток пива, покинувших территорию лагеря без ведома комиссара, допустивших грубое, а тем более нецензурное высказывание, не существует правила «на первый раз простим». Наш опыт показывает, что, сколько не предупреждай, сколько не приводи примеров – все равно найдется дурачок, который, едва закроются двери спальни, раскроет сумку и скажет: «Ну что, пацаны, давайте за знакомство?» Такие «орлы» уже ранним утром улетят от нас в далекие края. Ей богу, надо видеть это шоу утром второго дня, когда нарушители изгоняются со сбора. Сколько слез, мольбы, истерик, как жалко и неприглядно выглядят вчерашние герои бутылки и стакана. Никогда, никогда, никогда не внимайте мольбам о прощении! И если в этом вопросе милосердие стучится в ваши сердца, то не исключено, что вы (страшно подумать!) – интеллигент. Я помню одного мальчика, который во время военной игры сорвал с девочки погон, стукнул ее слегка кулаком в нос и сказал: «Свободна!» Через полчаса был свободен он сам. Как плакал этот здоровый парень, как он вымаливал у этой девочки прощение, и как она сама просила за него… Два дюжих охранника не могли посадить этого подростка в машину: он цеплялся за телеграфные столбы, орал и драл руками траву. Ко мне подошла делегация отряда и стала брать его на поруки, перечисляя неоценимые заслуги этого мальчика перед отрядом и сбором. Но у меня все время стояла перед глазами его бесконечно довольная физиономия, и звучала в ушах та интонация, когда он сказал: «Свободна!» Жестоким быть трудно, но необходимо. Закон суров, но это закон. Хам и драчун уехал. Через двадцать минут о нем уже никто не вспоминал. Представляю, с каким ужасом читают эти строки мои коллеги – сторонники методов «отказа от режима», «ненасилия над личностью», «индивидуального подхода» и «свободы выбора». Дорогие собратья по борьбе с подростками! Я буквально горой стою за эти методы и желаю вам педагогических удач. Но шутка в том, что в педагогистике абсолютной истины не существует. Знаю, что у вас большой опыт работы с детьми «по-другому» и в доказательство вы можете предъявить гору восторженных писем от детей и их родителей. Но на вашу гору у меня найдется своя и ничуть не меньше вашей. Просто не читайте дальше – и вам будет легче. «Каждый человек по-своему прав… А по-моему – нет». (А.Кнышев) О курении. Тут тоже хорошо бы обойтись без вранья. Многие комиссары курят. И делать вид, что это не так, будет нечестно. Я лично, как человек не дымящий, обычно своим подопечным говорю следующее: «Наши приколы» – это веселые ритуалы, игры, кричалки, которые так украшают лагерную жизнь, освобождают от стеснения и комплексов, являются отличным средством для спаивания отряда. Хорошо, если некоторые из них родились и живут именно в недрах данного педотряда. Общеизвестные штучки приводить тоже можно, но если нет своих находок, то вы – плохой педотряд. Много чего из этого арсенала хранит моя вожатская память. Например, песенка-игра «Ты называла меня пупсиком» уже не один год является нашей любимой приколкой, и придумали ее сами дети. Она развивает способности к расширению активного словарного запаса. Отряд становится в орлятский круг и поет на любой мотив, следующий текст: ОТРЯД. Так и зови! Ты называла меня… Так и зови. Ты называла меня… Ну, уж если прошедши ПНД – кто-нибудь из деток пожалуется, что ему что-то не объяснили, то я увольняюсь. Так как воспитываемый контингент после всего вышеописанного бывает сильно утомлен, то по окончании ПНД наконец-то можно позволить ребятам познакомиться со своими койками, переодеться (ура!), умыться и прочая, прочая… Да и обед скоро. «Я как скажу, так сразу будет дело!» ОТРЯДНЫЕ КТД Кто придумал КТД, тот конечно – славный малый! КТД или Коллективно-Творческое Дело – это второе отрядное мероприятие. Ничего сложного в придумывании и проведении КТД нет. Я еще не встречал более или менее квалифицированного вожатого, который бы с КТД не справился. В процессе КТД каждый ребенок проявляет себя, свой характер, способности к лидерству и, конечно, таланты. Во время КТД задача комиссара – смотреть во все глаза, анализировать и делать выводы. Опять же, КТД – это время, когда дети впервые общаются друг с другом «по поводу», и подлинное их познание друг друга происходит именно теперь, а не во время игр на знакомство или ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА. Несметное количество КТД описано в огромных залежах вожатской литературы. Поэтому я не буду подробно на этом останавливаться, а коротенько набросаю то, что сходу придет на память. Подготовка и проведение КТД – это целиком и полностью задача Отрядных комиссаров, которым, как уже было отмечено, я привык полностью доверять. А уж что за отряд ему достался – примерно становится видно именно после КТД. Суть мероприятия проста. Отряд постоянно делиться на несколько групп, по 3–4–5 человек. Каждой группе дается несложное творческое задание и 5–7 минут на его выполнение. Перед каждым новым заданием группы должны быть сформированы заново и всякий раз другим способом. От игры «Молекула» до простого жребия. В идеале за то время, пока идет КТД, каждый ребенок должен успеть пообщаться с каждым. Это и есть одна из главных целей данного времяпровождения. Вообще-то непрестанное тасование колоды – есть суть хороших отношений между детьми в отряде. Из книг великого Макаренко можно узнать о множестве подробностей хозяйственной жизни коммуны им. М.Горького, но никак нельзя уразуметь: как же он все-таки своих питомцев воспитывал? Уверен, что настоящие педагогические успехи пришли к нему только тогда, когда он придумал свои «сводные отряды». Т.е. отряд жил своей жизнью, имея командира и структуру самоуправления. Но если нужно было заготовить в лесу дрова, вскопать огород или поставить спектакль, то это дело никогда не поручалось постоянному отряду. Обязательно формировался сводный, в который назначался временный командир. Введение принципа сводных отрядов в колонии резко улучшило ситуацию, как с дисциплиной, так и с общей психологической атмосферой. Ну а творческих заданий для КТД можно придумать не только великое множество, но даже неисчислимое количество. Например. а). Инсценированный анекдот; КТД. Разобьемся на четыре группы… Скажу вам откровенно – я люблю КТД, но не страстно. Лично мне оно кажется очень уж детским мероприятием. Но чем вместо КТД можно занять отряд в его первое ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ, я по убогости своей фантазии так и не смог придумать. Все это дело должно занять не более часа, так как нужно оставить еще часок для подготовки к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ. У таком разе… четвертую… традиционную ЛИНЕЙКА ОТКРЫТИЯ ЛИНЕЙКА ОТКРЫТИЯ – это совсем не то, что вы подумали. Это просто пародия на прежние торжественные линейки в пионерских лагерях, которые проводятся у нас и по сию пору. Ну не могут у нас в лагерях на третий, а то и на пятый день после начала лагерной смены ее не открыть! Это первое мероприятие сбора, на котором отряды впервые могут на других посмотреть и себя показать. Именно после ЛИНЕЙКИ уже можно судить, какой отряд уже сложился как дружный, веселый, звездный, а какой можно пока отнести к категории мунявых. Точного определения этого слова нет, но считается, что заработать звание мунявого очень обидно. Когда-то в лагерях места, где проводились линейки, были самыми ухоженными. Прочно торчали в земле флагштоки, радовали глаз цветочные клумбы, ласково улыбался Ильич. Теперь же во многих лагерях линейки – мерзость и запустение. Флагштоки проржавели, асфальт растрескался, цветы усохли. А эстетика нужна. Посему, даже не стоит говорить: о чем должен печься Дежурный комиссар со своим отрядом – место для торжеств всегда должно быть в порядке идеальнейшем. Пара мелочей. Нужно непременно расчертить мелом места, где будет стоять каждый отряд и стрелками – маршрут его следования туда. Иначе линейки не получится. Всяк отряд пойдет не туда и станет не там. Придется всех бестолково двигать туда-сюда. Это, конечно, развлекает… Помните: флагштоков с незастревающими тросами не бывает! Смазывайте колесики как можно гуще, но помните, что флаг обязательно застрянет в особо торжественном случае в присутствии мэра. Командиры будут сдавать рапорты Дежурному комиссару. Они будут делать это очень тихо, уверенные, что произносят текст только для самих себя. Сию уверенность надо в них поколебать. Для этого: либо совать каждому в рот микрофон (что не желательно), либо репетировать с ним, добиваясь того, чтобы чистотой и громкостью речи он мог соперничать с Демосфеном. Подготовка. Каждому отряду дается время, в течение которого надлежит придумать и отрепетировать следующее. а). Творческий выход на линейку с речевкой или песней (оригинальный внешний вид не возбраняется). Ветераны; е). Творческий уход с линейки. Линейка открытия. Делегация «от кутюр» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |