|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн. -М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003Средство коммуникации есть сообщение, т.е личностные и социальные последствия любого средства коммуникации вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением вовне, или новой технологией в наши дела. Факт, характеризующий все средства коммуникации: «содержанием» любого средства коммуникации всегда является другое средство коммуникации (содержанием письма является речь) Человек не подготовлен к тому наводнению коммуникацией (и информацией?), которое принесла с собой новая эпоха В нашем мире по мере того, как мы все больше осознаем влияние технологии на формирование психики и психические проявления, мы утрачиваем всякую уверенность в своем праве кого бы то ни было в чем-то винить (письменный человек, на людей, неспособных соблюсти те требования технологии, которые соблюдаем мы, ведя себя единообразно и постоянно, склонен смотреть с как на нечто жалкое. Так смотрят на женщину, инвалида, ребенка и цветного. С другой стороны, в общество, которое мыслится социальными ролями, а не рабочими местами – от них и не будет ожидаться, что они будут вписываться в какую-то единообразную и повторимую нишу, которая им не подходит – они будут формировать собственные ниши. Важна не форма, а «сообщение»: так «сообщение» мяса, которое вор принес собаке в том, что он хочет ее отвлечь Горячие и холодные средства коммуникации: Горячее СК радио отличается от холодного СК телефона Горячее ск кино от холодного ск как телевидение Горячее средство – это такое средство, которое расширяет одно-единственно чувство до степени «высокой определенност». «Высокая определенность» - это состояние наполенности данными. Фото, с визуально точки зрения, обладает «высокой определенностью». Комикс же – «низкой определенностью», т.к. он дает очень мало визуальной информации. Телефон – холодное ск, или средством с низкой определенностью, т.к. ухо получает скудное количество информации. Речь – холодное ск с низкой определенностью, т.к. слушателю передается очень мало, и многое ему приходитсядодумывать самому. Горячие ск оставляют аудитории мало простора для заполнения или довершения.
Горячие средства характеризуются низкой степенью участия аудитории, а холодные – высокой степенью ее участия, или достраивания ею недостающего. А потому естественно, что горячее ск, например, радио, оказывает на пользователя совершенно иное воздействие, нежели холодное, например, телефон. Лекция обеспечивает меньшее участие, чем семинар, как и книга по сравнению с диалогом
Холодное ск письмо разогрелось до состояния воспроизводимой интенсивности печати. Камни, которые используют для письма – холодны, а бумага – горячий ск, служащий горизонтальному соединению пространств.
Интенсивность или высокая определенность порождает специализм и фрагментацию, и это объясняет, почему интенсивнрое переживание, прежде чем оно м.б. усвоено или ассимилировано, должно быть забыто и редуцировано до холодного состояния. Кеннет Боулдинг говорил: «Значение сообщения – это то изменение, которое оно производит в образе». Интерес к эффекту, а не к значению есть основное изменение, произошедшее в наше электрическое время, ведь эффект заключает в себя всю ситуацию в целом, а не просто один уровень движения информации.
Человек проходит через 3 стадии: смятение, сопротивление и изнеможение
Существует принципиальная разница между тем, используется ли горячее ск в горячей или в холодной культуре. Когда такое горячее ск, как радио, используется в холодных или безписьменных культурах, это приводит к разрушительным последствиям в отличие от Англии или Америки, где радио воспринимается как развлечение. Холодная культура, или культура низкой грамотности не может принять такие горячие ск, как кино или радио как развлечение. Для них это столь же разрушительно как для нашего высокоразвитого письменного мира такое холодное средство, как телевидение
Принцип самоампутации. Его как принцип немедленного избавления от напряжения, обрушевшегося на ЦНС, можно применить в готовом виде к вопросу о происхождении ск, от речи о компьютера.
Вместе с электрической, а равно и любой другой технологией вступает в действие принцип оцепенения. Когда наша центральная нервная система расширяется и ставится под удар, мы вынуждены вводить ее в оцепенение, иначе мы умрем. Таким образом, эпоха тревоги и электрических средств является также эпохой бессознательного и апатии. Но, что удивительно, это вдобавок еще и эпоха осознания бессознательного. Со стратегическим погружением нашей ЦНС в состояние оцепенения задачи осознания и сознательного упорядочения переносятся в физическую жизнь человека, вследствие чего он впервые сознает технологию как расширение своего физического тела.
Скрещивания или гибридные соединения ск.
Посредники как переводчики. При внедрении в общество новой технологии изменению подвергается вся система в целом. Воздействие радио является визуальным, воздействие фотографии – слуховым. Каждое новое давление вызывает сдвиги в пропорциях между всеми чувствами.
Ускорение создает структуру «центр-перифирия». Когда она становится слишком громоздкой для создающего и контролирующего ее центра, от нее начинают отщепляться фрагменты, устанавливающие новые системы «ценрт-перифирия», уже свои собственные. Электрические скорости создают центры повсюду, периферии на нашей планете исчезают.
Все технологи суть расширение наших физических и нервых систем, нацеленных на увеличение энергии и повышение скорости. В сущности, если бы не происходило такого возрастания энергии и скорости, новые внешние расширения нас либо вовсе не появлялись, либо отбрасывались. Ибо в любой группировке повышение энергии или скорости уже само по себе есть распад, вызывающий изменение в способе организации. Суть ускорения (посредством колеса, бумажных денег) есть разрастание власти вширь. Для письменного и линейного западного человека ускорение разрушительно. Наше сегодняшнее ускорение – не медленный взрыв вовне, от центра к перифериям, а мгновенный взрыв вовнутрь, стремительное слияние пространства и функций. Наша специалистская и фрагментированная цивилизация, структурированная на основе принцип «центр-периферия», внезапно для себя переживает быструю перекомпоновку всех своих механизированных частей в единое органическое целое. Это новый мир глобальной деревни. Деревня (по Мэмфорду) достигла социального и институционального расширения всех человеческих способностей. Электронная эпоха не может поддержать кране слабое сцепление структуры «центр-перифирия». На примере колеса: появление постоянных поселений дало толчок к развитию обмена и росту движения сырья и продуктов из сельской местности в обрабатывающие центры, где существовало разделение труда и специалистских ремесленных навыков. Совершенствование колеса и дороги все больше подтягивало город к деревне в процессе их чуткого взаимного подлаживания. Так же усовершенствование дороги подтягивало город к деревне, потом стадия скоростной магистрали - как города-города, раскинувшегося на весь континент, с появлением самолетов вообще стерлась граница и понятие дороги.
Этот принцип применим при изучении всех ск. Под влиянием акселерации все средства взаимообмена и взаимосвязи между людьми тяготеют к совершенствованию. Скорость выносит на передний план проблемы формы и структуры. Прежние упорядочения создавались без учета таких скоростей, и люди начинают чувствовать размывание жизненных ценностей, пытаясь приспособить старые физические формы к новому, ускорившемуся движению. Ускорение в коммуникациях всегда позволяет центральной власти распространять свое влияние на более отдаленные окраины.
Нерелевантно пространство крупного города ля телефона, радио и ТВ. «Человеческий масштаб» тоже никак не вяжется с электрическими формами. Наши электрические расширения самих себя игнорируют пространство и время, создавая проблемы человеческого вовлечения и организации.
Профиль толпы. Голые числовые множества способны создавать динамическое побуждение к росту и расширению. Число есть расширение и отделения нашего чувства осязания. Одежда, жилище. Нет труда, а есть полное погружение в деятельность.
Аромат времени. В мгновенном мире электричества события, вещи создают свое собственное время и пространство. Сейчас же пространство и время тоталитарно взаимопроникают друг в друга в пространственно-временном мире (пластический образ, блашодаря которому все чувства сосуществуют в едином узоре). Каждый предмет или набор предметов порождает собственное уникальное пространство теми отношениями, которыми он визуально или музыкально связан с другими. (осуждено как растворение всех вещей в потоке).
Чтобы прийти к пониманию средств коммуникации и технологии, надо осознать, что всякий раз, когда мы сталкивается с новым расширением наших тел, наступает наркоз, или оцепенение, охватывающее новорасширенную область.
Печать. Как на нее клюнуть. Основная функция средств коммуникации – сохранение и ускорение информации. Сохранять, значит ускорять, поскольку то, что хранится, одновременно и более доступно по сравнению с тем, что еще только предстоит собрать. Печать как изобразительное высказывание, которое может повторяться точно и до бесконечности. Повторяемость – ядро механического принципа.
Комиксы и книжные комиксы дают мало данных о конкретных моментах времени и пространственных аспектах объекта: зритель (читатель) вынужден участвовать в довершении и интерпретации тех немногочисленных намеков, которые содержатся в контурах рисунков. Телевизионный образ также характеризуется низкой степенью информирования об объектах и возникающей в итоге высокой степенью зрительского участия, нацеленного на довершение того, что дано лишь намёком в мозаичном смешении точек. С появлением ТВ книжки комиксов пришли в упадок. Т.к. из 3 млн. точек в секунду, появляющихся на ТВ-экране, зритель способен воспринимать в иконическом схватывании лишь несколько десятков (70), из которых и складывается образ. Образ, составленный таким способом настолько же приблизителен, как и образ комической картинки. А потому печать и комикс дают полезный подход к пониманию ТВ-образа, поскольку предлагают мало визуальной информации или связанных друг с другом деталей.
Что касается пространства, то туземцы считали, что каждая вещь создает свое пространство, в современном же мире объекты перестали быть привязаны к пространству собственного изготовления и «помещаются» в единообразное, непрерывное и «рациональное» пространство.
Комиксы. Обладая низкой определенностью они являются высокоучастной формой выражения, идеально приспособленной к мозаичной форме газеты. Они изо дня в день обеспечивают чувство непрерывного течения времени. Отдельная заметка в колонке новостей дает мало информации и требует от читателя довершения или наполнения.
Печатное слово. В психическом плане печатная книга, будучи расширением зрительной способности, интенсифицировала перспективу и фиксированную точку зрения. Вместе с визуальной акцентировкой точки зрения и точки сходи, дающей иллюзию перспективы, приходит еще одна иллюзия – что пространство визуально, единообразно и непрерывно. Принцип расширения посредством гомогенизации.
Колесо, дорога, самолет. Кинокамера. Она наматывает реальный мир на катушку, чтобы позднее раскрутить ее и перевести на экран. Кино воссоздает органический процесс и движение путем доведения до точки обращения механического принципа – этот образец проявляется во всех расширениях человека, когда они достигают наивысшей точки своего развития.
Наша реауция на возрастающую мощь и скорость наших расширенных тел рождает новые их расширения. Каждая технология создает в сотворивших ее людях новые стрессы и потребности. Новая потребность и новая технологическая реакция рождаются из тех объятий, в которые заключает нас уже существующая технология; и этот процесс не прекращается. Каждое расширение или ускорение создают новые конфигурации во всей ситуации в целом. Ускорение создавало все более крупные центры, все больший специализм и все более интенсивные стимулы, агрегаты и агрессии. Не нужны дополнительные мотивы, кроме соединения и консолидации специалистских навыков вследствие акселерации колеса, чтобы объяснить степень человеческой креативности и деструктивности. «Взрыв вовнутрь» как обозначение городского специалистского взрыва. Технология есть эксплицитность, а эксплицитность или специалистское расширение функций – это центризм и взрыв функций, а не сжатие и не одновременность.
Фотография. Она обособляет отдельные моменты времени. Фотокамера склонна превращать людей в вещи, а фотография распространяет и размножает человеческий образ в масштабах, свойственных товарам массового производства. Правда, товар массового производства смущает своей продажностью, но это есть отражение алчного желания человека торговать собою. С другой стороны, фотография – это в некотором роде автоматизация, воспроизводимость точно повторяемого визуального образа. Первостепенное качество единообразия и повторяемости.
Если фонетический алфавит был техническим средством отделения устного слова от его звуковых и жестовых аспектов, то фотография и ее превращение в кино вернули жест в человеческую технологию регистрации опыта. Фотография не машина, но это такой химический и световой процесс, который скрещиваясь с машиной, производит кино. Есть в этих гибридных формах неистовство и насилие – это их самоликвидация. В радио и ТВ. – чисто электрических формах, из которых механический принцип был полностью исключен – присутствует совершенно новая связь ск с его пользователями. Это связь высокого участия и вовлечения, которую никогда не создавал механизм. Изобразительное рекламное объявление следует рассматривать не как буквальное утверждение, а как передразнивание психопатологии обыденной жизни. В эпоху фотографии язык обретает графический, или иконический характер, значение которого почти никак не связано с семантическим универсумом и вообще не принадлежит к республике букв. Один из эффектов ускорения, реализуемый фотографией – упразднение времени и пространства, она вовлекает нас в «Семью человеческую» (изображая людей любого цвета кожи она изображает людей, а не «цветных людей»). Фотография совершает полное преобразование человеческого чувственного восприятия, включает развитие само-сознания, которое меняет выражение лица и косметический грим, так же быстро, как меняет телесную позу на публике и в обстановке приватности. Просто соотнесение картинки с реальностью дает мотив к изменению, к путешествию (которое отождествилось с перелистыванием страниц туристического журнала).
Фактуальное ядро «псевдобытия» - этикетка, прикладываемая к новым ск в целом ввиду их способности давать нашей жизни новые образцы посредством акселерации старых. Все ск существуют для того, чтобы вкладывать в нашу жизнь искусственное восприятие и произвольные ценности. С акселерацией смысл всего меняется, т.к. при любом ускорении информации меняется все формы личной и политической взаимозависимости. Ускорение объединяет мир, изменив присущие ему формы человеческих взаимосвязей. Исследователь ск быстро начинает ожидать, что новые ск любого периода будут классифицироваться как «псевдо» теми, кто усвоил образцы прежних средств.
Пресса. Управление посредством утечки информации. Мгновенные последствия электрического перемещения информации делают необходимым внедрение и размещение новостей и управление ими осознанной художественной цели. Это процедура, неизбежная при электрической скорости, вовлечения всего общества в процесс принятия решений, правда вызывает отречение от какой-либо определенной точки зрения. «Человеческий интерес» - это технический термин, обозначающий то, что происходит, когда много единиц информации располагают в мозаику на одном листе. Книга – это частная исповедальная форма, дающая «точку зрения». Пресса же – групповая исповедальная форма, которая обеспечивает общественное участие. Она может придавать событиям «окраску», просто используя их или не используя. Но именно повседневное публичное выставление многочисленных статей в их сопоставлении друг с другом придает прессе ее комплексное измерение человеческого интереса.
А новостные журналы, исключительно мозаичные по своей форме, они не предлагают окон в мир, а представляют корпоративные образы общества в действии. Зритель новостного журнала активно вовлекается в создание значений корпоративного образа.
Книги – это частный голос. И книга, и газета по своему характеру исповедальны. Они создают эффект тайной истории уже одной формой (книга - тайная история духовных приключений автора; газета – разглашает внутреннюю историю сообщества, находящегося в действии и взаимодействии). Именно поэтому пресса отлично выполняет свою функцию, когда обнажает изнанку. Мозаичная форма означает не «отрешенную точку зрения», а участие в процессе.
Информация – ключевой товар. А твердые продукты (печать, радио, ТВ) – приложение к движению информации.
Модель печати в России и Центральной Европе: газеты распространяют частную точку зрения. Русская пресса работает в режиме индустриальной рекламы. Русские пользуются новостями как средством пропаганды своей экономики. Их политическим новостям свойственна та же агрессивная прямолинейность и поза, которыми обладает голос спонсора в американской рекламе. Рассматривает прессу как форму книги, а промышлнность как групповое политическое действие. Сейчас пресса нужна России для того, чтобы перевести племенное и устное сообщество в такую визуальную, единообразную культуру, которая была бы способна поддерживать рыночную систему. Британская и американская модель: стремится использовать мозаичную форму газеты для представления прерывного разнообразия и разноголосицы обыденной жизни. Их пресса представляет собой свободную развлекательную службу, оплачиваемую рекламодателями, желающими купить себе читателей. Политические и личные новости служат развлечением, призванным захватить внимание читателей рекламных объявлений.
В разных культурах пресса оказывает совершенно разное воздействие, но это не всегда осознается, так (в устной России газеты «Правда» и «Известия» распоряжаются внутренними новостями, а новости зарубеж идут через московское радио).
Объявления – это новости, всегда хорошие. Настоящие новости (информационные) всегда плохие. Чтобы продать хорошие новости, нужно расположить много плохих новостей. Более того, т.к. газета - горячее ск, она должна заключать в себе много плохих новостей ради интенсивности и читательского участия.
Люди любят читать о том, что им уже известно. Опыт, переведенный в новое ск дарит чарующее возвращение прежнего переживания.
Теория делания новостей. Благодаря мозаичной форме такая «сделанная пресса» превращается в образ или срез общества. Но этот фиктивный характер всегда пронизывал все ск. Пресса в какой-то момент осознала, что новость – это не пересказ сообщений и событий, а прямая причина событий. Таким образом, пресса представляет собой мозаичный участный тип организации и самодеятельную разновидность мира – и именно поэтому она так нужна демократическому государству.
Радио порождает национализм, радио реставрирует племенную восприимчивость и эксклюзивное включение в программу родства. Пресса же создает визуальный, не столько глубоко вовлекающий тип единства, открытый для включения многих племен и разнообразия частных воззрений. В отборе материала для новостей пресса отдает предпочтение людям, уже получившим определенную известность через кино, радио, ТВ или театр. Пресса выполняет сложную многоуровневую функцию создания группового сознания и участия, которую никогда не могла выполнить книга. Владельцы ск всегда стараются дать публике то, чего она хочет, т.к. они чувствуют, что их власть коренится в самом ск, а не в сообщении или программе.
Игры – это ситуации, придуманные для того, чтобы обеспечить одновременное участие множества людей в каком-нибудь значимом паттерне их корпоративной жизни.
Благодаря электричеству мы вновь повсеместно обретаем межличностные отношения, как будто живем в маленькой деревне. эТа связь глубинная, в ней нет делегирования функций или полномочий. Механическое повсюду вытесняется органическим. Диалог вытесняет лекцию.
Радио. Одним из многочисленных воздействий, которое оказало на радио ТВ, стало превращение радио из развлекательного ск в своего рода нервную информационную систему. Выпуски новостей, сигналы точного времени, информация о ситуации на дорогах и, прежде всего, сводки погоды служат еще большему повышению способности радио вовлекать людей в жизнь друг друга. Сводка погоды – это тот посредник, который вовлекает в равной степени всех людей. ТВ – холодное средство коммуникации, оно отвергает горячие фигуры, горячие проблемы и людей из таких горячих средств как пресса. Радио является горячим средством и принимает карикатурные персонажи всерьёз.
На большинство людей радио воздействует интимно, предлагая мир бессловесной коммуникации между пишущим-говорящим и слушателем. Это непосредственный аспект радио – приватный опыт. Радио обладает резонирующим действием. Радио способно превращать душу и общество в единую экокамеру. Радио дало первый массивный опыт электронного взрыва вовнутрь. Традиция – это ощущение всего прошлого как присутствующего сейчас – ее пробуждение является естественным результатом воздействия радио и вообще электронной информации. Ухо в отличие от нейтрального глаза сверхчувствительно. Ухо нетерпимо, закрыто и эксклюзивно, а глаз открыт, нейтрален, общителен.
Радио обеспечивает ускорение информации, вызывающее ускорение в других средствах. Оно сжимает мир до размеров деревни и моздает ненасытную деревенскую тягу к сплетням, слухам, личной злобе. Но радио совсем не вызывает гомогенизацию деревенских кварталов. Радио, бывшее некогда формой группового прослушивания, с появлением ТВ вновь вернулось в частное и индивидуальное пользование.
Телевидение. Тв – это такое ск, которое отвергает резко очерченную личность и отдает предпочтение представлению процессов, а не продуктов. ТВ не приспособлено к горячим проблемам и резко определенным спорным темам. В отличие от ТВ газета (горячее ск) проявляет больше интереса к столкновению взглядов, а не к глубинному вовлечению в ситуацию (как в ТВ). ТВ организовало бум возвращения диалектов, вытравленных единообразной письменной речью. ТВ-образ, с точки зрения заложенных в нем данных, имеет низкую визуальную определенность (предлагает мало деталей и низкую степень информирования, те.е ТВ-образ не дает подробной информации об объектах). Облик людей, работающих на ТВ, не запоминается. Только возникает ощущение – какжется, я его где-то видела. Поклонники холодного ск – ТВ – хотели видеть свою звезду в роли, а любители кино хотели видеть реальную вещь, каковы киноактеры в жизни. Такое холодное ск, как ТВ, должно быть сжатым и сконденсированным больше, чем горячее ск кинофильм. «Холодная» рукопись тяготела к емким формам высказывания: аформзмам и аллегориям. «Горячее ск» печати расширило эксперссию с сторону упрощения и обстоятельного выговаривания смыслов. Печать ускорила и взорвала сжатую рукопись, разбив ее на более простые фрагменты.
Холодное ск (устное слово, рукопись или ТВ) оставляет слушателю или польщователю гораздо больше работы, чем горячее. Если ск имеет высокую определенность, то участие является низким. Если мк обладает низкой определенность, то участе становится высоким.
Поскольку низкая определенность ТВ гарантирует высокую степень вовлечения аудитории, самыми эффетивными являются программы, в которых предлагаются митуации, представляющие какой-лио процесс, требующий довершения. ТВ – это ск, построенное не на действии, а на реакции. ТВ стимулирует погружение в глубину. Оно дало импульс к переживанию внешнего как внутреннего. Телезритель все время находится в какой-то роли. ТВ-образ тактилен. Таким образом, ТВ-образ, подстегивающий страсть к глубинному вовлечению в каждый аспект опята, создает одержимость физичеким благополучием. Каждый, чья внешность открыто декларирует его роль и статус в жизни, не подходит для ТВ, когда человек выглядит поддающимся классификации, телезрителю нечем его дополнить. ТВ, в отличие от кино, терпеть не может типичное, в кино же важны типажи.
ТВ обуславливает симптом векового дефекта западной цивилизации: неумение различить фотографический и телевизионный образ. ТВ-образ можно видеть, но он не структурирован визуально; это мозаика – и она не единообразна, не непрерывна и не повторяема. Наоборот она преывна, ассиметрична и нелинейна, как осязаемый ТВ-образ. Характер телевидения. Это не столько визуальное, сколько тактильно-слуховое ск, втягивающее в глубокое взаимодействие все наши чувства. Потому все ТВ-образы обладают чуть ли не сакральной окраской в восприятии зрителей. Яркий пример – похороны Кеннеди, которые вовлекли страну и мир в один огромный похоронный процесс. За этим скрывается особенность ТВ – вовлекать в движение вглубь, но не возбуждать, не агитировать и не воодушевлять.
Оружие ТВ. Электрическое убеждение с помощью фотографии, кино и ТВ работает за счт того, что окунает все население в новый мир воображения.
Автоматизация. С автоматизацией не только исчезают рабочие места, но и вновь появляются комплексные роли. Главная особенность электрической эпохи – она создает глобальную сеть, во многом похожую на нашу ЦНС. Наша ЦНС не просто представляет собой электрическую сеть, но и конструирует единое поле опыта. Автоматизация несет нам настоящее «массовое производство» - массовое не с точки зрения размера, а в плане мгновенного инклюзивного охвата. Таков же характер СМИ. Они являются массовыми не из-за размера аудитории, а в силу того факта, что в одно и то же время каждый становится в них вовлеченным.
Автоматизация оказывает воздействие не только на производство, но и на все фазы потребления и маркетинга; ибо в цепи автоматизации потребитель становится производителем подобно тому, как читатель мозаичной телеграфной прессы делает собственные новости или даже сам является собственной новостью.
Основная характеристика автоматизации. Источник энергии всегда отделен от процесса перевода информации, или применения знания. Энергия и производство тяготеют ныне к смешению с информацией и обучением. Маркетинг и потребление тяготеют к слиянию с обучением, просвещением и поглощением информации. Все это часть электрического сжатия вовнутрь, которое в наше время приходит на смену многовекового взрыва и возрастающего специализма. Именно этот процесс автоматизации, вызывающий отток нынешней рабочей силы из промышленности, ведет к превращению самого обучения в главный вид производства и потребления. Это новая роль для людей в обществе, тогда как старая механистическая идея рабочих мест, или фрагментированных задач и специалистских ячеек для рабочих, в условиях автоматизации становится бессмысленной. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. 5. Новости и сообщения по Луману 1. Информация должна быть новой. Чтобы усилить ее неожиданность, нужно обозначить явное нарушение непрерывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникальность случившегося. Контекст, напротив, должен быть привычным, вызывающим доверие. 2. Предпочтение отдается конфликтам. Такие темы отодвигают развязку в будущее. Не зная, кто выйдет победителем, получатели информации испытывают напряжение и пытаются угадать исход борьбы. 4. Дополнительный вес придает информации и локальный контекст. Предполагается, что получатель информации хорошо знает положение дел в месте своего проживания и для него ценны любые дальнейшие сведения. 6. Особенно пригодны для новостей сообщения о нарушениях норм, когда к ним добавляются моральные оценки, позволяющие высказывать уважение или неуважение к тем или иным лицам. Массмедиа играют важную роль в воспроизведении кода морали. Это не означает, что они стали высшей моральной инстанцией, — такой в обществе больше нет. Но зато они могут публично называть какие-то поступки хорошими или дурными. 9. Особый случай — распространение в качестве новостей высказываемого кем-то мнения. В значительной части материалов массмедиа отражаются они сами: говорящие могут отвечать на поставленный вопрос или навязывать свои высказывания, но так или иначе эти высказывания становятся событием только благодаря массмедиа. «Мир словно наполняется добавочными шумами: предложениями, комментариями, критикой» (с. 70). 10. Все перечисленные критерии становятся еще строже, когда отбором занимаются специальные организации, подгоняющие информацию, уже отобранную системой массмедиа, под рубрики и шаблоны (например, выпускающие редакции в печатных СМИ). Рубрики должны быть пригодны для многократного использования, не быть непривычными для получателя информации, не провоцировать ажиотаж и конфликты, потому что это слишком усложнило бы планирование деятельности такой организации. Что касается сообщений, то их следует отличать от новостей, поскольку они не привязаны к актуальному событию, но лишь извещают о контексте новостей — экономических тенденциях, специфике дальних стран, особенностях болезней и т. п. В последние годы благодаря электронному хранению информации границы между новостью и сообщением размываются: например, приводя в новостях высказывание политического деятеля, можно сообщить и о том, что он говорил несколько лет назад. Обсуждая вопрос о том, как массмедиа манипулируют информацией и мнениями, важно понимать такую манипуляцию не как эффект, производимый ими во внешней среде, а как внутреннюю проблему самой системы. Слушатели и читатели участвуют в массмедиа, и понимание — внутренний элемент системы, это одна из составляющих триединства коммуникации.
Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман. — М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.) |