АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БРАКОСОЧЕТАНИЕ НЕБА И АДА

Читайте также:
  1. ВЕЛИЧИЕ БЛЕЙКА
  2. Венчание
  3. Демографическое понятие «разводимость». Показатели разводимости.
  4. Облик невесты
  5. Особенности договора личного страхования
  6. Подарки в день помолвки и свадьбы
  7. Торжественные церемонии/Деловые приемы
  8. Церемония гражданского бракосочетания
  9. Я знаю, что это была любовь.

 

 

Напомним, что книга создавалась в 1789-1790 гг. и отражает коренное

изменение философских взглядов Блейка от условно называемых "христианскими"

(представленных в ранних стихотворениях и "Песнях Невинности") к

условно"натуралистическим" (доминирующим в "Песнях Опыта"). Блейк приходит к

мысли, что Добро невозможно без Зла, ибо Добро (Порядок, Рассудок, Небо) -

пассивно, подчинительно, а Зло (Энергия, Воображение, Ад) - созидательно.

Только взаимодействие обоих начал образует естественный порядок вещей, и

одно немыслимо без другого.

С другой стороны, книга Блейка является своеобразной пародией на

трактат Э.Сведенборга "Небо и Ад" (1758), в котором излагаются догматы

"Новой церкви", и прежде всего "учение о соответствиях", четко

разграничивающее материальное и духовное. На более раннем этапе Блейк

находился под сильным вли- янием Сведенборга, однако теперь Сведенборг,

утверждавший, что "Господь есть Порядок", становится символом косности и

догматизма.

 

Предварение

 

Согласно принятому нами толкованию (лишь одному из возможных)

"Предварение" описывает духовные переживания Блейка, которые привели к

формированию "натуралистического мировоззрения", и в этом перекликается с

более поздним стихотворением "Путем духовным" (см. ниже).

Ринтра - у Блейка бог гневной, бунтующей энергии, духовного

протеста; "рычанием Ринтры" сопровождается всяческое движение и изменение.

"Праведник", идущий "опасным путем" (т.е. путем заблуждений) - это,

по всей видимости, Блейк периода Невинности; в этот период Земля является

"долиною смерти", но она начинает постепенно оживать с приходом новых,

"натуралистических" взглядов, направленных на реальный мир. В оживающем мире

изпод надгробий бьют ключи (живая вода), а кости "обрастают алой перстью",

т. е. одеваются плотью (ср. "Созда Богъ человека, персть вземъ от земли"

(Бытие, 2: 7)). Напомним, что Блейк, ранее считавший плотское существование

"низшим", теперь начинает рассматривать плоть как священную субстанцию,

неотделимую от души. "Злодеем" Блейк, по всей видимости, именует самого

себя, намекая на свои новые "сатанинские" взгляды. Блейк-злодей изгоняет

Блейка-праведника, то есть старое мировоззрение сменяется новым. Сатана

("аспид") теперь становится другом и "духовным соратником" Блейка и потому

пребывает в смиреньи, а свои былые взгляды и представления Блейк теперь

считает "гласом вопиющего в пустыне".

 

И как явлено новое небо...

 

Новое небо - ср.: Откровение, 21: 1: "И увидел я новое небо и новую

землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет". "Явлением

нового неба" Сведенборг называл основание "Новой церкви".

Тому уже тридцать три года... - в своих трактатах Сведенборг

предрекал пришествие Мессии в 1757 году. Эти год рождения Блейка и год

основания "Новой церкви". Когда писалось "Бракосочетание Неба и Ада", поэту

было тридцать три года.

Сведенборг сидит, аки ангел у гроба... - ср.: "...Ангел Господень,

сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем"

(Матфей, 28: 2). Блейк намекает на учение Сведенборга о том, что после

смерти люди, жившие на земле достойно, становятся ангелами.

...аки в холстине - в трактате "Небо и Ад" Сведенборг подробно

описывает одежду, в которую облачены ангелы.

Едом - страна старшего из сыновей Исаака, Исава (Едома), лишенного

первородства Иаковом; в Библии - символ язычества и врагов Божиих.

Книга пророка Исаии, гл.ХХХ1У, XXXV - так называемый "малый

Апокалипсис". В этих главах гово- рится об отмщении Богом Едому и о

последующем новом расцвете земли (т.е. возвращении Адама в Едем).

 

Глас Диавола

 

Следует напомнить, что в "Бракосочетании..." Диавол есть сила,

враждебная Богу, но не человеку: он воплощает в себе творческую Энергию -

энергию неповиновения; Блейк развивает богоборческую традицию, заложенную в

английской литературе Дж.Мильтоном. Именно в уста Диавола Блейк вкладывает

слова истины, постулаты "Библии Ада", которые изложены предельно ясно и вряд

ли требуют разъяснения.

Что человеку присущи два начала... - Сведенборг особенно горячо

отстаивает библейский постулат о нетождественности тела и души.

 

Кто угнетает...

 

Речь вновь идет о превосходстве Энергии (здесь - Желания), как

естественного порыва, над Разумом. В подкрепление своей мысли Блейк

опирается на Мильтона, который считал Сатану олицетворением Энергии, а Бога

-олицетворением подавления и деспотии. Сатана ближе Мильтону, как поэту,

оттого, что воплощает в себе творческое, созидательное начало.

Однако же в книге Иова... - ср. Иов, 1: 6-12 и 2: 1-7: "Был день,

когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и

сказал: я ходил по земле и обошел ее". Сатана, как и Мессия, испытывает

здесь людей на верность Богу.

Так сказано в Евангелии... - Иоанн, 14: 16: "И Я умолю Отца, и даст

вам другого Утешителя".

А по Мильтону.... - Мильтон изображает Бога-Отца (Иегову) как

безжалостного деспота, Бога-Сына - как ненавистное Блейку Рацио, а Святой

Дух не упоминается им вообще, почему Блейк и называет его "Вакуумом".

Для Блейка Иегова - мстительное, деспотичное божество (он же -

Уризен), подавляющее естественное в человеке. Ему противопоставлен Христос,

источник благостной Энергии, то есть принадлежащий равно и Небу, и Аду,

Сведенборг ревностно отстаивал единство Бога-Отца и Бога-Сына. Блейк же

поворачивает эту мысль иначе: Мессия является одновременно и Иеговой, и

Диаволом.

 

Достопамятное видение

 

Название содержит явную сатиру на "Достопамятные откровения" -

аллегорические притчи, которыми Сведенборг в поздний период дополнял каждую

главу своих работ.

Прогуливаясь меж языков... - "Небо и Ад" содержит целый ряд глав,

где Сведенборг описывает свои видения, в которых он посещал Небо.

 

Притчи Ада

 

Составляют наиболее часто цитируемую часть блейковского наследия,

многие из этих афоризмов прочно вошли в живую английскую речь. Благодаря

своему тематическому многообразию и образности, они вбирают в себя

практически все основные идеи поэта. "Притчи" содержат многочисленные выпады

против библейских Притч Царя Соломона и служат еще одним утверждением

богоборческих взглядов Блейка. Возможно, непосредственная форма "Притч" была

подсказана "Афоризмами" швейцарца Иоганна Каспара Лаватера (1788), которые

Блейк внимательно изучал и иллюстрировал. Однако подробные комментарии к

этому "своду Библии Ада" могли бы составить отдельную книгу, поэтому мы

воздержимся от каких-либо разъяснений. В данном случае текст должен говорить

сам за себя.

 

Достопамятное видение

 

Блейк в очередной раз утверждает приоритет Поэтического Гения

(Воображения) над простым чувственным восприятием, подкрепляя свою правоту

словами ветхозаветных пророков Исаии и Иезекииля.

Поэт Царь Давид - Давид считается автором библейских псалмов.

И спросил я, Исаию... - по велению Господа, Исаия три года ходил

нагой и босой (Исаия, 20).

Диоген (412-323 гг. до н.э.) - греческий философ-киник. Считал, что

кратчайший путь к совершенству лежит через истязание плоти; отстаивая свои

идеи, намеренно подвергал себя физическим мучениям.

И спросил я Иезекииля... - во искупление грехов Иерусалима Господь

повелел Иезекиилю триста девяносто дней лежать на левом боку и сорок на

правом, питаясь лепешками, замешанными на коровьем помете (Иезекииль, 4:

12-15).

Блейк приводит эти притчи как примеры верности Идее.

 

Как слыхал я в Аду...

 

Содержит описание блейковского Апокалипсиса, то есть гибели мира в

очистительном огне Ада - освобожденного Воображения и творческой Энергии.

Эта гибель "расчистит врата восприятия", то есть положит конец владычеству

Уризена.

Печатая сатанинским способом... - метафора содержит намек на

технологию создания "иллюминированной печати" - гравировку травлением.

 

Достопамятное видение

 

Речь идет о рождении мысли и способах передачи ее людям. Драконы -

символы чувственного восприятия - удаляют "пустую породу" старых

представлений и передают мысль Змею, то есть разуму, который украшает ее

каменьями - претворяет в слова. Далее Орел (Поэтический Гений) возносит

мысль на вершины Воображения, после чего она превращается в "текучие

жидкости", то есть через творческий акт становится творением Художника, а

затем облекается в материальную форму (еще один намек на создание

"иллюминированных листов") и в виде книг попадает к людям.

Не исключено, что в этом "Видении" заложен и еще один смысл: Блейк

описывает пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также

шестое, "синтезирующее" достижение первых пяти.

 

Гиганты, основавшие мир...

 

Блейк делит всех людей на Животворящих (служителей Энергии) и

Пожирателей (служителей Разума), которые, согласно его диалектике,

невозможны друг без друга, ибо составляют два необходимых жизненных начала:

Животворящие - мужское, активное, бунтующее; Пожиратели - женское,

пассивное, смиренное (ср. символику "Песен Опыта").

Притча об агнцах и козлищах - "Когда же прийдет Сын Человеческий во

славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей;

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь

отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по

левую" (Матфей, 25: 31-33).

Не мир пришел Я принести, но меч" - Матфей, 10: 34....одною из

первооснов... - ср. Бытие, 6:4: "В то

время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны

Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им". Блейк

намекает, что Сатана был одним из прародителей рода человеческого.

 

Достопамятное видение

 

Сведенборгианский ангел показывает Блейку его участь, проводя его

через хлев "мулов наставления" (ср. "Притчи Ада") и церковь - прибежище

догматической религии - в склеп, где покоятся убитые желания, а потом - на

мельницу (символ ньютоновского, материалистического понимания мира, против

которого резко восставал Блейк) и в пещеру, под которой открывается

описанный Сведенборгом Ад, где души Блейка и ему подобных терзают черный и

белый пауки - традиционные концепции Добра и Зла. С востока - из обители

Воображения - появляется Левиафан, символ Энергии и страсти, которого Блейк

не случайно сравнивает с Тигром. Для ангела он ужасен, для поэта - прекрасен

в своем грозном величии.

Затем Блейк внимает арфисту, поющему о человеке, не меняющем

суждений (то есть приверженце традиционной концепции Неба и Ада), после чего

силой увлекает ангела в свою Вселенную. Они снова попадают в церковь, где

обнаруживают Библию - вход в подземелье догматической веры; там они видят

семь домов - семь христианских церквей (ср. Откровение, 1: 4), в которых

пожирают друг друга всевозможные религиозные и философские концепции. Одна

из них - "Аналитика" греческого философа Аристотеля (384322 гг. до н.э.).

Аристотель, последователь Платона, отверг диалектико-идеалистические

представления своего учителя и сделал попытку объяснить познание, исходя

исключительно из чувственного восприятия.

...вплоть до Сатурна - Сатурн в те времена считался последней

планетой небесной сферы.

Раздор - вот истинная дружба. - В авторском издании это сентенция

награвирована внизу листа. Она представляет собой своего рода "реплику в

сторону", связанную с текстом по смыслу, но выпадающую из его структуры.

Сплошь и рядом...

 

Отступление содержит открытую критику взглядов Сведенборга.

Парацельс, Теофраст Бомбаст (1493-1541) - швейцарский врач, алхимик,

теолог-мистик.

Беме Якоб (1575-1624) - немецкий философ-мистик.

 

Достопамятное видение

 

Ангел, стоящий на позиции Сведенборга, отстаивает триединство Бога.

Диавол же доказывает "человеческую" сущность Христа, который последовал

божественной догме, но поступал согласно желанию, то есть повинуясь

естественным движениям души.

Глумился над Субботой... - "И случилось Ему в субботу проходить

засеянными полями; и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи

сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он

сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду

и взалкал сам и бывшие с ним?.. И сказал им: суббота для человека, а не

человек для субботы" (Марк, 2: 23-27).

Не Он ли отвратил закон от блудницы... - см. Иоанн, 8: 1-11.

Не Он ли присваивал чужой труд... - "После сего Он проходил по

городам ч селениям... и с Ним Двенадцать, и некоторые женщины.. которые

служили Ему умением своим" (Лука, 8: 1-3) - то есть заботились о Его хлебе

насущном, чтобы Он мог все время посвящать проповеди Своего учения.

...пренебрегая защитою пред Пилатом - "Тогда говорит Ему Пилат: н"

слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно

слово, так что правитель весьма дивился" (Матфей, 27: 13-14).

...когда велел им отряхнуть прах... - "А если кто не примет вас и не

послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах

от ног ваших" (Матфей, 10: 14).

Библия Ада - Блейк имеет в виду свои "пророческие" книги.

Волу и льву закон един - насилие. - Ср. выше, Раздор - вот истинная

дружба.

 

Песнь Свободы

 

Гимн торжеству Воображения над Разумом, Диавола над Богом.

Очистительная Энергия видится Блейку в революционных событиях (прежде всего

во Французской Революции 1789 года, которую он горячо приветствовал в период

создания "Бракосочетания Неба и Ада"), а Рим становится символом

религиозного догматизма. Далее разворачивается битва между Князем Звезд,

Уризеном (ср. "звездный свод" во "Вступлении" к "Песням Опыта"), и Сатаной

(Князем Тьмы), персонифицирующим Воображение. Сын Пламени - это, скорее

всего, Орк, блейковский бог бунта. Завершается "Песнь Свободы" основным

постулатом "Библии Ада" - "Все Живое - Священно", то есть отрицанием Бога,

отдельного от человека, провозглашением божественности Человека и Природы,

диалектически объединяющих в себе Добро и Зло.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)