АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы социологии

Читайте также:
  1. I. Методы выбора инновационной политики
  2. II. Методы прогнозирования и поиска идей
  3. Административные методы управления
  4. Административные методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  5. Анализ воспитательного потенциала семьи. Методы изучения семьи.
  6. Анализ результатов теста. Стили и методы семейного воспитания
  7. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  8. Антропогенные воздействия на гидросферу и их экологические последствия. Методы защиты гидросферы.
  9. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  10. Базовые методы реанимации
  11. Бальнеологические методы лечения
  12. Биологические методы.

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии.

Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации.

Интервью: это исследование в форме заданного устного опроса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта

Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

Социальное моделирование: оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель натуры.

Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых процедур, технологий, методик и для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

Анализ - познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих.

Синтез - познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анализ, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент - изучение объекта в искусственных контролируемых условиях.

Экстраполяция - познание объекта путем переноса знании


3 вопрос

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д.. Социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас.

При рассмотрении вопроса о роли социологии в преобразовании общества следует подчеркнуть, что социологические знания активно проникают в широкие слои общества.
Кроме того, следует отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующей ее совершенствованию и процветанию. «Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и политическим мотивам
Т.И. Заславская считает, что современная российская социология выполняет три главных функции. «Первая, носящая собственно научный характер, заключается в приращении фундаментальных и конкретных знаний о строении и функционировании общества и его крупных частей. Ее можно назвать научно-познавательной. Вторая функция, которую я назвала бы политической, отражает взаимодействие социологии с властными органами и состоит в содействии эффективному руководству общественным развитием. В основном она сводится к обеспечению "обратных связей" управления путем информирования органов власти о том, как принимаемые ими решения реализуются на местах, к каким результатам это приводит, и как можно повысить эффективность реформ. Третья функция нашей науки связана с формированием гражданского общества. Она заключается в методически надежном, доступном широкой публике и регулярном информировании общества о сущности происходящих процессов, их причинах и результатах. Назовем эту функцию гражданской. Бесспорно, социология как наука об обществе должна содействовать повышению социальной эффективности проводимых реформ. Естественной функцией ученых-обществоведов является научное консультирование тех, кто облечен правом так или иначе экспериментировать над обществом. Однако, профессиональное участие социологов в реформировании общества затрудняется тем, что современный правящий слой не заинтересован в сотрудничестве с наукой и не склонен выслушивать ее мнения.
По мнению Т.И. Заславской, «самый естественный способ взаимодействия социологии с властью — это независимый объективный анализ происходящего и, в случае необходимости, информирование властных органов о фактических результатах их действий и об общественной реакции на принимаемые ими решения. Быть может, к этому надо прибавить высказывание собственного мнения о том, что следовало бы поправить или сделать иначе. Но все же наука, на мой взгляд, не должна прямо работать на правительство, иначе она перестанет быть наукой.

4 вопрос

2.1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии
Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.
Социальные воззрения Платона (А28/А27 – ЗА8/ЗА7 до н. э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля (384–322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.
Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени.

Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Пикколо Макиавелли (1469–1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче – она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Его конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои, особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.
Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т. е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность.

Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755)особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т. д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели».

Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825)был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.
Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.
Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII – начале XIX в., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.

5 вопрос

Огюст Конт - основатель социологии
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии.
Родился во Франции в семье финансового чиновника.

 

Основные концепции позитивистской социологии Конта
Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:
1) реальное в противовес химерическому:
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.
Заключение
Итак, социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.. Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.
Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:

1) применение научных методов для изучения общества;


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)