|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История развития знаний о психикеВ древности понятие «душа» связывалось с дыханием. Душа – это то, что одушевляет тело, делает его живым. С уходом души из тела наступает смерть. Существование души в древности было несомненным, хотя до нас не дошли конкретные сведения, что же это такое. Неразделённость души и тела, характерная для древнегреческих представлений о психике, выражалась в том, что тело пронизано дыханием. Впоследствии эта слитность как идея человеческой природы утратилась. В греческой мифологии Психея – супруга Эрота, бога любви. Миф о любви Эрота и Психеи дошёл до нас в пересказе древнеримского писателя Апулея (около 124 г. до н.э.). У одной царской четы было три дочери, младшая из которых отличалась неземной красотой. Разгневанная немыслимой красотой простой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете. Когда отец спросил у Дельфийского оракула, как найти жениха для своей дочери, оракул велел ему отвести Психею в свадебном платье на высокую скалу, и там за ней придёт чудовищный чешуйчатый дракон. Когда Эрот увидел Психею, он был пленён её красотой и забрал её в свои чертоги. Он взял слово с Психеи, что она никогда не будет пытаться увидеть его лицо. Между тем сёстры пришли на скалу оплакивать Психею. Она попросила мужа о свидании с ними, но он пригрозил ей серьёзными испытаниями. Однако Психея встретилась с сёстрами. Эрот покинул Психею, т.к. она раскрыла тайну сёстрам. Психея бросилась в реку, но река вынесла её на берег. Мать Эрота Афродита наказала Психею и дала ей три невыполнимых задания, с которыми она справляется с помощью сил природы. Однако Психея снова нарушила запрет и открыла баночку с волшебной мазью, в которой оказался «стихийный подземный сон». Она заснула вечным сном. Тем временем Эрот пустился на поиски Психеи. Увидев Психею, он снял с неё сон, пробудил её и велел отнести баночку с мазью Афродите, а сам бросился к своему отцу Зевсу с просьбой не разлучать его с Психеей. Зевс даровал Психее бессмертие. Вопросы о смертности или бессмертии души, о субстанциональности души, о разновидностях душ, об уровнях души, о связи души и тела, о её свойствах и проявлениях значительный период времени были предметом размышлений философов Древней Греции. Уже в древних источниках прослеживаются две линии развития представлений о психике: философская и естественнонаучная. Восточные мыслители иначе представляли себе ту реальность, которую мы называем психической реальностью. На Востоке (в Индии, Китае, Тибете) не существовало понятия о душе. Человек представлялся состоящим из нескольких (чаще из семи) тел, или оболочек. Первая, самая грубая, воспринимаемая органами чувств человека оболочка называлась физическим телом, вторая, придающая форму физическому телу, - эфирно-энергетическим телом. Третья и четвёртая оболочка соответственно носили название астрального тела (тело чувств) и ментального тела (тело мыслей). Всё вместе это называлось низшими принципами человека. К высшим принципам относились тело высших эмоций, тело высших мыслей и монада, или высшая индивидуальность человека. В большинстве учений Древнего Востока все эти оболочки представлялись материальными телами, которые различались лишь тонкостью субстанции и уровнем осознанности. В Древней Руси считали, что личность человека – Собь (Особа) – состоит из трёх частей (Ядер Сознания). Нижняя часть – Нижний Дом (Живот, Медное Царство) символизировал, по-видимому, морфологическую и физиологическую индивидуальность человека; Средний Дом (Сердце, Серебрянное Царство) был символом чувственного и эмоционального начала; Верхний Дом (Безмолвная София, Золотое Царство) – рациональное и разумное начало. В русской традиции считается, что в человеке имеется Божественная сущность, замутнённая во время жизни множеством личин. К человеческой личности относились как к набору личин, от которых человеку надо помочь очиститься, вместо того чтобы его воспитывать. И чем больше по мере чистки будет уходить мутность, тем больше будет проявляться Божественная Сущность. Проявлениями личности (Соби) считались все формы поведения, включая болезни, индивидуальные особенности человека и само человеческое тело. Очевидно, что телесное и душевное начало в человеке не разделялись. В Древней Руси существовали также особые способы помощи человеку, основанные на представлениях о личности. В Западной Европе XV1 - XV11 веков Рене Декарт и его последователи стали говорить не о душе, а о сознании как предмете психологии. Зигмунд Фрейд в начале XX века выдвинул концепцию бессознательного психического. В середине XX века предметом психологии было провозглашено поведение человека как реакция на внешние раздражители. В это время происходит бурное развитие различных направлений психологии, каждое из которых выдвигает свой предмет исследования, свою систему понятий и свою концепцию психической реальности. Это привело к непониманию в среде психологов и получило название открытого кризиса в психологии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |