|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Единство соматопсихической организации человека
Ещё Аристотель в своём трактате «О душе» писал о том, что душа и тело взаимосвязаны. Современные исследователи также приходят к выводу, что «…и соматическое, и психическое в человеке определяется действием многих общих социальных и биологических факторов» (17, 10). И.Акинщикова, отмечая невозможность отдельного самостоятельного развития тела и психики, пишет: «…каждому качественному этапу развития сомы [тела] соответствует определённый этап в развитии психики, и это правомерно как для фило-, так и для онтогенеза живых систем» (8, с. 3-4). Многие патологические состояния обусловливаются психическими особенностями и проблемами психологического плана, и наоборот, соматические заболевания приводят к психологическим нарушениям. Подобные взаимосвязи изучает наука психосоматика – область междисциплинарных исследований (философии, физиологии, медицины и др. наук), направленных на изучение взаимосвязи сомы (тела) и психики. Термин «психосоматика» введён в 1918г. (И. Хайрот). Задолго до возникновения внимания к этой проблеме в науке она существовала как область обыденной психологии. Мыслители обнаружили связь между особенностями строения тела человека и особенностями его психики. Они заметили, что самочувствие или душевное состояние человека влияет на его тело, и наоборот. Эту зависимость использовали на практике представители религии, медицины и педагогики. Каждая из этих наук решала свои задачи воздействия на человека, вырабатывала особую технику влияния на него. Например, и в религии, в педагогике, и в медицине есть такие способы воздействия на тело человека, как позы – поза для осуществления религиозных обрядов, поза во время урока, повторяющиеся движения в лечебной физкультуре. В современной медицине выделяется ряд психосоматических заболеваний, например, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, туберкулёз лёгких, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, в лечении которых необходимо участие психолога. Немецкий врач Теппервайн выражает уверенность, что за каждой болезнью скрывается психологическая проблема. В.В. Николаева считает, что в настоящее время особого внимания требует изучение отношений между психикой и телом у нормально развивающегося человека. Представляет также интерес изучение патологического развития личности, например, личность преступника, во взаимосвязи с его телесностью. Американский психолог А. Лоуэн пишет: «Идея о том, что мыслительные процессы принадлежат к одной области, так называемой психологии, а физические процессы – к другой, так называемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой личности. Такой взгляд – результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания… Единственным способом справиться с этим нарушением целостности человека является возвращение психики в тело человека. Здесь было её первоначальное место. Единство тела и духа выражено в греческом корне -psyhein - что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм привёл бы к признанию того, что тело пронизано духом, который оживляет психику и контролирует его работу» (5; 215).
ЛИТЕРАТУРА 1. Акинщикова Г.И. К вопросу о психофизической проблеме //Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Пермь, 1982, с.3-5. 2. Антропогенетика, антропология и спорт // Материалы второго Всесоюзного сипмозиума. Винница, 1980. 426 с. 3. Аристотель. Соч. в 4 томах. Том 1. О душе. М.: 1975. 4. Гуревич П.С. Философия: учебник для психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 1128 с. 5. Лоуэн А. Психология тела. М., 1997. 6. 4. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов. В 2 книгах. Книга 1. М., Просвещение,1994. 576 с. 7. Николаева В.В.Влияние хронической болезни на психику. М.: 1987. 8. Общая психология: в 7 томах. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с. 9. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995.496 с. 10. Пугач Г.В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки. М.: Изд-во Политической литературы, 1985.96 с. 11. Теппервайн К. О чём хочет сказать твоя болезнь. Язык симптомов. М., 1996. 12. Соловьёв А. Гуляй, душа! / Свет, 1999,№ 4, с. 64-66. 13. Якунин В.А. История психологии: учебное пособие. СПб., Издательство Михайлова В.А., 1988. 376 с. Контрольные вопросы 1.Что такое душа в представлении мыслителей древности? 2.Как менялись представления о предмете психологии в Западной Европе? 3.Что являлось предметом психологии в отечественной психологической науке? 4. Что такое психическое отражение? 5. Что называют психическим образом? 6. Назовите свойства психического отражения. 7. Что такое сознание и бессознательное? 8. Назовите характеристики сознания. 9. Что такое психосоматика?
Лекция 2. Специфика научного знания. Понятийный аппарат науки. Основные научные понятия и их взаимосвязь. Специфика научного знания. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Междисциплинарные исследования и их роль в развитии психологии Основные научные понятия и их взаимосвязь. Понятийный аппарат науки - это основа всякого знания. Научные понятия представляют собой слова, имеющие определённое значение и специфический для данной науки смысл, понятный всем профессионалам в данной области. Понятийный аппарат науки представляет собой систему понятий, отражающую характер их взаимосвязи. Рассмотрим основные научные понятия, с которыми имеет дело как студент, так и маститый учёный в любой области научного знания. Наука – вид деятельности, направленный на добывание новых знаний о мире, их систематизация, классификация и обобщение. Наука имеет дело с фактами. Факт - это нечто свершившееся. Факты называют воздухом науки, её строительным материалом. Необходимо отличать факт от мнения о нём, факт и его объяснение. Непосредственная цель любой научной дисциплины – познание нового, т.е. открытие существующих в мире закономерностей. Познание нового осуществляется с помощью методов научного исследования. Метод – путь, способ познания. В каждой науке имеются свои методы исследования. Следовательно, методы научного познания – это способы получения новых знаний. Существует крылатое выражение, подчёркивающее значение методов познания: «Результаты – это памятники, методы – это орудие». Закономерность, или закон – устойчивые связи между явлениями действительности, повторяющиеся в однотипных объектах и сходных условиях. Закономерности позволяют объяснить происходящие в мире события и действовать в соответствии с ними. Связи между явлениями действительности бывают явными и скрытыми. Законы входят в состав теорий. Теория – целостное представление об определённой области действительности, внутренне непротиворечивая сумма знаний о некотором фрагменте реальной действительности. Теория представляет собой высшую форму научного знания. Углубленному изучению какого-либо явления предшествует выдвижение гипотезы (предположения, объяснения). Гипотеза – предварительная попытка – объяснить причины существования связей между явлениями и механизмов их взаимодействия. При выдвижении гипотезы исходят из имеющихся, доступных изучению фактов и теорий. Гипотезы бывают описательными и объяснительными. Наибольшую ценность представляют объяснительные гипотезы, т.к. они затрагивают вопрос о причинах существования связей. В научном исследовании выделяют также познавательную проблему - противоречие между имеющимися и потребными знаниями, которое должно быть разрешено в процессе научного исследования. В самом общем виде научное исследование имеет следующую последовательность: подготовительный этап (постановка проблемы и её изучение – сбор фактов, изучение литературы, выдвижение гипотезы), основной этап (выбор методов и проведение исследования, анализ и интерпретация данных исследования), заключительный этап (выводы и рекомендации). Как видим, процесс научного познания имеет определённую последовательность и устоявшуюся структуру. Потребность в познании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Существует несколько разных способов удовлетворения этой потребности: различают научное познание, обыденное познание, художественное познание, философское познание, религиозное знание. Рассмотрим отличия научного познания от других его видов. Обыденное познание осуществляется в рамках повседневной жизни и базируется на эмпирическом обобщении (когда обобщаются непосредственно наблюдаемые факты и явления). В научном познании используется теоретическое обобщение, опирающееся на скрытые существенные связи, выходящие за рамки непосредственных наблюдений. Это первое отличие обыденного познания от научного. Второе отличие заключается в том, что житейский опыт индивидуален, единичен, а наука стремится к универсальности и обобщениям. Третье отличие состоит в том, чтобыденное познание добывается для практики, а в научном познании знание представляет самостоятельную ценность. Наконец, четвёртое отличие в том, что в обыденном познании не используются специальные методы, тогда как всякая наука имеет свои методы исследования. Художественное познание образное, конкретное знание о мире, добываемое средствами искусства, а научное познание –абстрактное, обобщённое знание(1); в художественном познании значителен элемент субъективности, тогда как научное познание стремится к объективности (2); художественное познание имеет индивидуальный, уникальный характер, наука является плодом коллективного труда и стремится к универсальности (3). Философское познание имеет абстрактный характер и оперирует категориями с наиболее широким объёмом понятий, научное знание более конкретно и имеет более обобщённый характер(1);в философии значительна доля доопытного (априорного) знания, научное знание добыто в основном опытным путём, это апостериорное знание (2); философия имеет межнаучный характер, являясь методологией науки вообще, научное знание имеет конкретнонаучное значение(3). Религиозное знание основывается на и опыте непосредственного общения с Природой, Богом и на вере, научное знание – знание, основанное на фактах, оно носит опосредованный характер (1); в религиозном познании много необъяснённого и необъяснимого и в целом она не стремится к объяснению происходящего, тогда как главная цель науки- объяснение, разрешение противоречий (2); в религии велика роль догм – застывших, неизменных положений, любая научная теория со временем устаревает и входит в состав более общей теории, при этом главная цель науки – поиск нового знания (3); в религии велика роль внешней обрядовости, в науке минимум внешних ритуалов (4). Таким образом, наука – это область человеческой деятельности, занятая созданием системы знаний о человеке, природе и обществе (2). Наука – это особенное отношение к миру, нацеленное на сущее как таковое. (Хайдеггер). Современное научное знание представлено совокупностью естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, распавшихся на множество отраслей. Это многообразие отраслей в настоящее время затрудняет формирование целостной картины мира и человека и скрепляется, по мнению Хайдеггера, только необходимостью обучения новых научных кадров и сохраняет своё значение в силу практической значимости отраслей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |