|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия языка и проблемы общего языкознания в системе взглядов В. фон Гумбольдта
Основы общего языкознания, философия языка были заложены в трудах Вильгельма фон Гумбольдта (1767— 1835). Философские взгляды В. фон Гумбольдта формировались в эпоху расцвета немецкой классической философии. Идеи великих мыслителей-идеалистов Германии — Иммануила Канта (1724— 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814), Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854) и Фридриха Гегеля (1770— 1831) — Гумбольдт распространил на языкознание. Наследие Гумбольдта явилось философской основой для всех идеалистических школ в лингвистике XIX—XX столетий. Важнейший труд В.Гумбольдта — «О языке кави на острове Ява» в трёх томах (опубл. в 1836—1840). Наибольшую ценность для современного языкознания представляет введение к первому тому — «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода». Учение В. фон Гумбольдта о «языке» и «духе» Центральное место в философии языка В. фон Гумбольдта занимает учение о «языке» и «духе». Язык, по мнению Гумбольдта, — это внешнее проявление духа народа, нельзя пред ставить себе ничего более идентичного. Если дано одно, можно полностью вывести второе. Язык, по мнению Гумбольдта, как и дух, находится в вечном движении, поэтому язык — не законченное дело, а деятельность. Проблема «Индивид — народ — язык» в философии В. фон Гумбольдта В. фон Гумбольдт поставил один из центральных вопросов общего языкознания — о взаимоотношении личности и общества в речевой деятельности, в создании языка. После Гумбольдта этот вопрос решался всеми лингвистическими школами. У Гумбольдта индивид не противопоставлен народу, индивид и народ, по мнению Гумбольдта, составляют единство, в котором ведущая роль принадлежит народу (обществу). Проблема взаимоотношения индивида и народа в речевой деятельности поставлена Гумбольдтом диалектически верно, но делает он ошибочный вывод: язык — не продукт человеческой деятельности, а эманация ('истечение, распространение') духа, не дело народа, а дар судьбы. Решение Гумбольдтом проблемы «Объективная действительность — мышление — язык» Гумбольдт утверждал, что «язык есть орудие образования мысли». Без языка нет ясности в мышлении, а представление не становится понятием. Но связь языка с мышлением не механическая, а сложная и противоречивая. Решая проблему взаимоотношения объективной действительности, мышления и языка, Гумбольдт пишет о промежуточном языковом мире, языке как особом мировоззрении. У каждого человека субъективное восприятие накладывается на объективное, поэтому каждая человеческая индивидуальность — воплощение особого мировоззрения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |