|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Копенгагенский структурализм. В. Брёндаль. Л. Ельмслев
Ярчайшим примером крайнего теоретизирования и полного отрыва от материи языка, от конкретных практических задач является копенгагенский структурализм. Копенгагенский кружок появился в начале 1930-х гг. Главой копенгагенского кружка был Луи Ельмслев (1899—1965). Датский структурализм иначе называют глоссематикой. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ГЛОССЕМАТИКИ Выросшая на учении Соссюра по преимуществу, глоссематика слишком прямолинейно трактовала многие его положения. Так, 1) признав антиномию язык и речь, Л Ельмслев, с одной строны, отказывается от идеи социальной природы языка и, е другой — от тесной связи между языком и речью, 2) соглашаясь с различием между синхронией и диахронией, датские структуралисты игнорируют диахронические аспекты изучения языка, а саму синхронию доводят до панхронии, или ахронии, 3) отталкиваясь от положения Соссюра о системности языка, копенгагенская школа свела язык к системе чистых отношений и принципиально не изучала реалии языка, о которых писал Соссюр; 4) приняв безоговорочно положение о знаковой природе языка, датские структуралисты посчитали необходимым доказать, что языкознание не должно заниматься ни субстанцией (материей) языка, ни семантикой знака. Для математической логики, как и для логических позитивистов, важны не сами факты, а логика научного познания — выработка стройной, непротиворечивой теории, с помощью которой можно навести порядок, организовать факты. В работе «Пролегомены к теории языка» Л.Ельмслев сформулировал требования, предъявляемые к лингвистической теории. Сам метод, с помощью которого следует изучать язык, он назвал методом дедукции. Ельмслев поставил перед лингвистической теорией следующие задачи: 1) создать процедурный метод, с помощью которого можно дать исчерпывающее, непротиворечивое описание инного текста, но главное — 2) описать систему, язык, на основе которого построены все тексты на любом языке. Следовательно, процедурный метод глоссематики состоит 1) в выработке общей теории (произвольной, независимой от фактов, но пригодной для объяснения любых текстов) и 2) в последовательном расчленении текста до неделимых частей. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЯЗЫКОВЫМИ ЕДИНИЦАМИ Исключив из лингвистики субстанцию, Ельмслев делает единственным способом анализа лингвистических единиц изучение отношений этих единиц друг с другом, абсолютизируя девиз Ф. де Соссюра: «Язык есть система чистых отношений». Всё многообразие отношений между единицами Ельмслев сводит к трём основным типам: 1) интердепенденция (если одна единица предполагает наличие другой и наоборот). Так, во всех языках гласные предполагают наличие согласных. В лексико-фразеологическом фонде многие пары слов взаимно предполагают наличие друг друга. Например, в русском языке слово жених предполагает наличие слова невеста, точно так же, как слово невеста предполагает наличие слова жених. Во фразеологизме ничтоже сумняшеся компонент нинтоже предполагает сумняшеся и наоборот, компонент сумняшеся предполагает ничтоже; 2) детерминация (когда одна сторона предполагает другую, но не наоборот). Так, аффикс предполагает корень, но корень необязательно предполагает аффикс; прилагательное предполагает существительное, но не наоборот; во фразеологизме точить лясы компонент лясы предполагает точить, но точить не предполагает лясы; 3) констелляция (связанные элементы могут выступать и независимо). Так, в русском языке наречие часто связано с глаголом (высоко летит, красиво говорит), но и тот, и другой элемент могут употребляться независимо друг от друга. Аналогичными отношениями связаны друг с другом элементы в образованиях типа мать-и-мачеха. Фигуры плана выражения знаками не являются, так как не соотносятся непосредственно с единицами плана содержания. Например, ничто в плане содержания не соответствует русским звукам [р], [г]. А в случае, например, с [а], [у] (несла, несу) с планом содержания связаны морфемы, равные по объёму одной фигуре плана выражения. Итак, фигуры плана выражения, соединяясь в более крупные единицы, образуют означающую сторону знаков, но сами знаками не являются. Фигуры плана содержания — это элементарные смыслы. Например, смысл русских слов бык, корова, тёлка, теленок можно представить как комбинации элементарных смыслов — фигур плана содержания. Так, если А означает 'животное вида бык домашний', тогда бык — это А + он, корова — это А + она, тёлка — это А + детёныш + она, теленок — это А + детёныш + он. Следовательно, значение каждого из перечисленных слов складывается из нескольких элементарных смыслов — фигур плана содержания. В. Брёндаль противопоставляет новую, структурную лингвистику прежней, позитивистской, рассматриваемой как единое целое. Два направления, как показано у В. Брёндаля, различны по методологическим основам и несовместимы друг с другом. Под позитивистской лингвистикой в первую очередь понимается «сравнительная грамматика – детище XXIX века», в основном в ее позднем, младограмматическом виде, поскольку именно от младограмматизма отталкивались Ф. де Соссюр и другие основатели структурализма. Старая наука исторична, новая в основном занимается синхронией; старая интересовалась фактами, новая – структурами; старая устанавливает законы, новая строит модели; старая основывалась на индукции, новая – на дедукции; старая трактовала изменения в языке как эволюционные, новая учитывает скачки из одного состояния в другое. В.Брёндаль вводит в оборот понятие панхронии (или ахронии) как факторов «общечеловеческих, стойко действующих на протяжении истории и дающих о себе знать в строе любого языка».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |