АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория языка в Древней Индии, Древней Греции и Риме

Читайте также:
  1. I. Классическая теория.
  2. II. Квантовая теория А. Эйнштейна.
  3. III. Теория П. Дебая.
  4. Адресная арифметика языка Си
  5. Анализ спроса и предложения( теория спроса и предложения)
  6. Архитектура Древней Греции. Архаический период( 7-6вв до н.э.).
  7. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
  8. Атомно-молекулярная теория.
  9. Безопасность и теория риска
  10. Виды собственности в Древнем Риме.
  11. Вопрос 3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
  12. Вопрос 4. Трудовая теория Ф.Энгельса

 

Так, примерно 2500 лет тому назад, в VI в. до н.э., в Древ­ней Индии были записаны священные тексты, в которых со­держалась сущность индуизма. Каноны, легенды индуизма были воплощены в религиозных гимнах — ведах, предназначавших­ся для пения. Язык вед называют ведийским. Он постепенно сближался с древнеиндийским литературным языком — санскритом. В VI в. до н. э., когда веды получили письменную фиксацию, ведий­ский язык, священный язык индуизма, обработанный поэтами в древнейшие времена, как и санскрит, уже резко отличался от разговорных языков Индии — пракритов.

Когда начались лингвистические исследования в Древней Индии, сказать трудно. Но уже в самих ведах даются ответы на многие вопросы языкознания. Так, в ведангах, объединённых под названием «Шикша», рассматриваются вопросы фонетики. За тысячу лет до н. э. в Древней Индии появились первые словари, в которых толковались непонятные слова из вед.

Однако самым выдающимся достижением индийского язы­кознания является Грамматика Панини. Панини в своей Грамматике описывает фонетический и грам­матический строй классического санскрита. Панини сравнивает санскрит с восточными индийскими диалектами и выявляет специфи­ческие особенности языка вед. В Грамматике Панини выделяются четыре части речи: имя (слово, обозначающее идею субстанции), глагол (слово, обо­значающее действие), частицы и предлоги («обслуживающие» в предложении глаголы и имена). Местоимения и наречия осо­бо не рассматриваются: хотя об их свойствах даются отдель­ные сведения, они распределяются между глаголами и имена­ми. Много внимания Панини уделяет членению слова на мор­фемы. Этому способствует прозрачная структура санскритского слова: оно обычно состоит из корня, суффикса и окончания. Необыкновенно высокого уровня достигла в Грамматике Панини точность фонетического анализа, тесно связанная с физиологией. Уже в самих ведах, язык которых Панини анали­зировал, дано понятие артикуляции, артикулятора (как артикуляторы указываются мягкое нёбо, твёрдое нёбо, зубы, аль­веолы, верхняя губа, корень-середина-кончик языка).

Все звуки Панини разделил на гласные и согласные. Наряду с глас­ными и согласными, описываются полугласные звуки.

Древнегреческая философия и вопросы языкознания

В отличие от эмпирического индийского языкознания в гре­ческом учении о языке прослеживается философский подход. К важнейшим проблемам для древнегреческих философов отно­сились 1) происхождение языка и 2) взаимоотношение слова и вещи. Древнегреческие философы понимали, что речь — уни­кальное явление, свойственное только человеку, что речь мог­ла быть создана лишь сознательными и разумными усилиями. Поэтому вопрос о происхождении языка приобретал в Древней Греции особый вид: «Кто создал язык и каким «материалом» он при этом пользовался?»

В античном мире этот вопрос формулировался так: «Создан ли язык «по природе» или «по установлению»

Основоположником теории «отприродности» имени был, видимо, Гераклит Эфесский (540—475 гг. до н. э.), философ- природа создала имена. Доказывая свою правоту, сторонники Гераклита выдвину­ли ряд тезисов: 1) названия вещей определены их природой, поскольку люди не могут произвольно менять названия предметов; 2) проклятия и молитвы действуют на названных в них людей именно потому, что их имена связаны с их природой; 3) «отприродность» имени состоит в том, что и имя, и гла­гол есть звуки, а звуки — явления природы; следовательно, имена и глаголы «отприродны».

Против теории «отприродности» имени выступил философ-материалист Демокрит (ок. 460 до н. э. — год смерти неизвестен). Он выдвинул стройную аргумен­тацию в защиту своей теории происхождения слов по обычаю, «по установлению» людей: 1) если бы все названия давались «по природе», то у раз­ных вещей не могло бы быть одинаковых названий (Демокрит имеет в виду явления омонимии и полисемии); 2) при «отприродном» характере языка многие вещи не могли бы иметь по нескольку названий (речь идёт о синонимии); 3) если бы названия давались «по природе», невозможно было бы переименовывать людей (нельзя было бы, например, переименовать Аристокла в Платона: подлинным именем зна­менитого философа было Аристокл, а Платон 'широкий' — лишь прозвищем); 4) многие вещи безымянны.

Спор между сторонниками двух разных гипотез о происхож­дении имён был изображён крупнейшим философом-идеалис­том Древней Греции Платоном (427—347 гг. до н.э.) в диалоге «Кратил, или О правильности имён». Здесь Платон, собрав все известные в его время гипотезы о происхождении имён, в той или иной форме отвергает или высмеивает каждую из них.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг до н.э.), философ-энциклопедист, колебавшийся между идеализмом и материа­лизмом, продолжал развивать идеи Платона. Аристо­тель пишет, что вещи и вызываемые ими впечатления везде одинаковы, но знаки везде разные. Отсюда следует, что ни одно имя не существует от природы. Слова лишь случайным образом связаны с вещами.

Под словом Аристотель понимает символ, который представляет собой единство психического (представления, находящиеся в душе) и звукового (произвольного материального облика). Глагол, в отличие от имени, по Аристотелю, указывает на время. Аристотель рассуждает о простых и сложных пред­ложениях с логической точки зрения.

Дальнейшее развитие языкознание получило в трудах сто­иков (III в. до н. э.). Эти античные философы рассмат­ривали мир как живой организм, пронизанный творческим первоогнём. В решении лингвистических проблем они следовали за Аристотелем. Стоики опи­сали 24 звука, пять частей речи: имя собственное, имя нарица­тельное, глагол, союз, член. Падежи стоики стали относить только к именам, причём каждому падежу, в отличие от индийских грамматистов, дали название и разделили их на прямые и не­прямые. Эти названия падежей (именительный, родительный, дательный, винительный и пр.) через старославянский язык проникли и в современную русскую грамматику. В споре о природе названий вещей стоики были на стороне Гераклита: слова изначально истинны.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)