|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическое направление в философии языка второй половины XIX в. и отражение его постулатов в позднейшей лингвистической теории
В середине XIX столетия ни логическое, ни натуралистическое объяснение языковых фактов, каждое в силу своей односторонности, не могло удовлетворить большинство лингвистов Европы и России. Стремление исследовать язык в его реальном функционировании как индивидуальную речевую деятельность, без натурализма и без формализма непременно должно было привести лингвистов в лоно чрезвычайно успешно развивавшейся в XIX в. науки — психологии. Язык начинает рассматриваться как результат психической деятельности индивида. Опору для психологического взгляда на язык сторонники нового направления нашли в трудах В.фон Гумбольдта, в учении о языке и духе, и в психологии Иоганна Фридриха Гербарта. Основоположником психологического направления в сравнительно-историческом языкознании стал немецкий учёный Гейман (Хейман) Штейнталь (1823-1899). Как и Гумбольдт, Штейнталь решает в своих работах общетеоретические проблемы языкознания: взаимоотношение языка и духа народа; индивид — народ — язык; строение и совершенство языков; системность языка; внутренняя и внешняя форма языка и др. Как и Гумбольдт, он пытается ответить на вопросы о происхождении языка, о взаимоотношении языка и мышления, выступая против логико-грамматического взгляда на язык. Язык не идентичен ни мышлению вообще, ни какому-либо его типу. Так что язык является совершенно своеобразным мышлением, и развивается он по известным, присущим только этому мышлению законам. Штейнталь пересматривает и уточняет взгляды своего учителя Гумбольдта в соответствии с достижениями относительно молодой науки — психологии (термин психология появился в XVI в.). Психологические воззрения Штейнталя сформировались под воздействием трудов философа-идеалиста, создателя механистической ассоциативной психологии И. Ф. Гербарта. Гербарт утверждал, что психическая жизнь есть механическая борьба представлений, которая управляется тремя психическими законами: ассимиляции ('уподобление, слияние'); апперцепции ('ясное и осознанное восприятие'); ассоциации ('связь, образующаяся между двумя или более психическими образованиями'). Так как речь — духовная деятельность, языкознание относится к числу психологических наук. О чём бы ни писал лингвист: о возникновении языка, его сущности, его положении в развитии и деятельности духа, о различии языков, — он должен, по мнению Штейнталя, находиться «в границах психологии». Вслед за Гербартом, Штейнталь различает индивидуальную психологию и психологию народов, или этнопсихологию. Опираясь на психологическую необходимость различать предметное и языковое мышление, Штейнталь пытался углубить и понятие «внутренней формы» Гумбольдта. Он писал, что в предметном мышлении мы оперируем не предметами, а их представлениями, которые базируются лишь на некоторых признаках предметов. В языковом мышлении мы оперируем представлениями представлений предметов мышления. Эти вторичные представления и есть внутренняя форма, устанавливающая связь между первыми представлениями и членораздельными звуками. И если первые представления субъективны, то вторые субъективны вдвойне. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |