|
|||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая теория в древностиПлан занятия № 2. Курс II семестр III Предмет: «Экономическая теория». Тема занятия: «История развития экономической теории». Тип урока: Комбинированное занятие. Цель занятия: Систематизировать и обобщить знания. Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация. Литература: Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник. – 4 –е изд., исп. И доп. –М.: ФОРУМ, 2009. – 368с.: ил. – (Профессиональное образование). Содержание занятий:
Раздел 1: ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Тема лекции:История развития экономической теории Идеи экономистов и политических Мыслителей – и когда они правы, И когда ошибаются – имеют Гораздо большее значение, Чем принято думать. Дж. М. Кейнс Экономическая теория в древности Изучение экономической теории невозможно без извлечения уроков из большого опыта, накопленного в России и во всем мире. Экономическая теория всегда приковывала к себе внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории – это реализация объективной необходимости познания мотивов людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйственной деятельности. Сегодня, когда Россия создает новое общество, интерес людей к экономической теории резко возрос. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию «королевой» наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридман писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на листке бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность этой науки при ее изучении, по мысли А. Хейльброннера, требует «выносливости верблюда и терпения святого». Экономическая мысль зародилась в глубокой древности, в колыбели мировой цивилизации – странах Древнего Востока. Наше краткое исследование не ставит перед собой задачи глубокого изучения взглядов каждого экономиста или экономического течения. Давайте, вместе пройдемся по азам экономической теории. Начнем с древнекитайского мыслителя Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), который в своих работах отмечал различия между умственным и физическим трудом. Умственный труд он считал монополией «высших» слоев, а физический труд – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Призыв к освобождению рабов и к равенству звучал в работах китайского философа Сюнь – Цзы (III в. до н.э.). Он утверждает, что люди равны от рождения и, следовательно, должны иметь право частной собственности на землю. Равенство, провозглашаемое Сюнь – Цзы, должно проявляться в пользовании богатствами, накопленными обществом, всеми членами этого общества. Основы современной экономической теории зародились и получили свое развитие в Древней Греции. Наиболее яркими из древнегреческих мыслителей были Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), Ксенофонт (430 – 354 гг. до н.э.) и Платон (427 -347 гг. до н.э.). Древнегреческие мыслители рассматривали экономику с позиций рационализма, уделяя особое внимание «домоводству». Дом, по учению древних греков, - это основа основ экономики. А так как в Греции в данный период господствовало рабство, то они рассматривали эксплуатацию рабов как основу увеличения богатства. Они считали, что рабство – это естественная форма общественной жизни и основа организации хозяйства, а поэтому отношения между рабом и хозяином должны служить обогащению рабовладельца. Пути они видели разные: внеэкономического принуждения (наказание, применение силы) и поощрения – как материального (деньгами, хорошей пищей, условиями проживания и т.д.), так и морального. Ксенофонт писал, что на честолюбивые натуры сильно действует похвала. По мнению древнегреческих мыслителей, материальные и моральные стимулы должны были заинтересовать рабов в результатах своего труда. Рассматривая богатство, Аристотель делит его на два вида: натуральное и денежное. В натуральном богатстве он видит совокупность потребительских ценностей, служащих удовлетворению потребностей, и считает, что именно натуральное богатство ограниченно возможностью потребления. Денежное богатство он рассматривает как накопление, не имеющее предела. Исходя из этого, Аристотель выделяет две науки: «экономика» (от греч. «ойкос» - хозяйство и «номос» - закон), которая рассматривает натуральное богатство, и «хрестоматистика» (греч. «хрема» - состояние, владение), которая изучает денежное состояние. В процессе глубокого изучения их взаимоотношений Аристотель приходит к выводу, что экономия и хрестоматистика составляют единое целое, ибо каждое благо может употребляться двояко: в целях удовлетворения потребностей или в целях обмена, для получения какого – то другого нужного человеку блага. Процесс обмена в целях получения какого – то недостающего человеку блага Аристотель относит к сфере экономики; если же целью обмена является получение денег как таковых – это уже хрестоматистика. Таким образом, к экономики Аристотель относит как натуральное хозяйство, так и торговлю, которая подразумевается на меновую (обмен без денег) и товарную торговлю, где используются деньги. Крупную торговлю, которая ставит своей целью денежную наживу, и ростовщичество Аристотель причисляет к хрестоматистике, причем последнее он считает наиболее примитивным и противоестественным способом обогащения. В своих рассуждениях Аристотель вплотную подходит к проблеме рационального использования богатства, впервые формирует понятия общественного разделения труда и эквивалентного обмена. Он выравнивает все товары, выражая их через деньги. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, а их – то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким – то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется. Все должно измеряться чем – то одним. Такой мерой является потребность, которая все связывает». Несмотря на то, что Аристотелю не удалось создать цельной и завершенной экономической концепции, он сформулировал ряд экономических идей, которые до сих пор не утратили своей ценности. Ксенофонт и Платон рассматривали экономику исходя из реалий своего времени. Они считали, что продукт, созданный рабами (а в условиях рабовладельческого строя физический труд для свободного гражданина считался неприличным), оценивается не затратами труда, а его полезностью. Коренной переворот во взглядах на хозяйственную деятельность внесло христианство. Апостол Павел говорил: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Самый простой труд христианство считало необходимым и провозглашало святым делом. Христианские мысли полагали также, что цены должны отражать социальную, а не индивидуальную оценку продукта – цена должна быть справедливой. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |