АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная часть

Читайте также:
  1. I ЧАСТЬ
  2. I. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ
  3. II часть
  4. II. Основная часть
  5. II. Основная часть
  6. III часть урока. Выставка, анализ и оценка выполненных работ.
  7. III. Социальная структура и стратификация
  8. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  9. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  10. Автором таких работ, как «Социальная и культурная динамика» и «Социальная мобильность» является
  11. Аналитическая часть
  12. Аналитическая часть.

 

2. Политические версии происхождения религии.

А) теория обмана – анархия (каждый делал что хотел) Вожди> законы богов> обман> договор

Б) тероия договора

В) теория эвгемеризма о. Панхея (Крит) Кладбище, лежали люди «которые при жизни прославились»

Эвгерменевтическая теория толкования мифов, согласно которой религия возникла из культа умерших или живущих «великих людей». Сторонники эвгемеризма полагают, что мифология и религия являют собой результат сакрализации истории. В соответствии с этой теорией боги и другие мифологические персонажи — это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы — искажённые исторические повествования.

Не ограничиваясь рассмотрением гносеологических корней религии, Гоббс выявляет также те социально-политические факторы, которые превратили религию в значительное явление общественной жизни, придали ей силу, укрепили ее авторитет. Томас Гоббс характеризует религию как инструмент политической власти, используемый правителями для того, чтобы держать народ в повиновении. Раскрывая политическую роль религии, Гоббс подчеркивает ее подчиненное положение по отношению к государственной власти. В «Энциклопедии» французских просветителей Дидро и Д»Аламбера в статьях «Религия» и «Христианство» говорится, что государство извлекает пользу из религии, ибо она прививает «народу уважение к данным им законам».Марксизм считает религию иллюзорным выражением действительных отношений и деятельности людей, их производства, их определенных общественных связей.

 

3. Натуралистические и антропологические версии происхождения религии.

А) теор страха - Натуралистические теории связывают возникновение идеи бога с неумением человека объяснить стихийные явления природы. Из этого появилась культовая практика

Б) теор адаптации – интуиция помогала видеть мир духов

В) теор анимизма Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

 

Антропологические теории происхождение идеи бога выводят из обожествления вождей, крупных политических деятелей, выдающихся людей. Об этих представлениях рассказывается в романе-утопии «Священная запись», автором которой считается (не достоверно) Эвге-мер из Мессины (IV в. до н. э.).

Во всех версиях логически объясняется структура религии:

1 вера

2 доктрина,учение

3 культ (вертикальная коммуникация)

4 мораль (между человеком)

5 религиозная организация

4. Проблема классификации религий.

Несуществует единой классификации, разняться в зависимости от основания.

Основания – степень распространенности религии.

А) родоплеменные Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени.

Б) национальные: Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.),

Иудаизм (Евреи), Индуизм (Индия), Синтоизм (Япония),

В) Мировые: христианство,ислам,буддизм, генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

5. Основные характеристики элементарных верований. Магия и её специфика в сравнении с религией.

Представления о сверхъестественном:

1 элементарные верования

2 политеизм

3 дуализм

4 супремотеизм

5 пантеизм

6 монотеизм

7 теизм

 

Нет представления о сверхъестественном, есть представления о потустороннем. Неразработана религиозная мораль, нет учения о спасении.

Анимизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы
Тотемизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм В эпоху верхнего палеолита XXXV- X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
Магия В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей

Магия – технология воздействия на духовный мир, с целью получения пользы,

Отличие от религии Религия\Магия

1вера \ технология

2 цель священнослужиетля – служить \ маг подчиняет духовный мир

3 благовое отношение к духовному миру \ в магии утилитарное

Магия, являющаяся единством магического образа мысли и магического образа действия, существенно отличается от развитых форм религии. Она не предполагает существования наряду с реальным, естественным миром мира иллюзорного, сверхъестественного, не предполагает бытия сверхъестественных существ, вообще не предполагает бытия каких-либо других существ и предметов, кроме естественных материальных существ и естественных материальных предметов. В магии на первый план выступает не вера, а обрядовые действия. В результате ее часто понимают только как совокупность определенных действий, имеющих целью обеспечить достижение желаемой цели. Такое понимание четко выражается в русском языке в словах "колдовство" и "волшебство".

Но с развитыми формами религии магию роднит вера в существование, кроме естественных, реальных, доступных разуму воздействий, качественно отличных от первых таинственных сверхъестественных влияний. Наличие в магии основного признака религии - веры в зависимость человеческой судьбы от таинственных, сверхъестественных влияний, сил - позволяет рассматривать магию как форму религии. Но это еще не религия в полном смысле слова. Это религия еще только становящаяся, формирующаяся. Данная ее особенность была верно подмечена Г. Гегелем, согласно которому, магия (колдовство) есть "самая древняя религия, наибо-лее дикая и грубая ее форма", есть "первая форма (религии. - Ю. С.), которая, собственно говоря, еще не может быть названа религией".[7]

 

6. Основные характеристики политеизма и супремотеизма.

Политеизм характеристики:

1 богов много

2 между ними существуют родственные связи

3 иерархия среди богов отсутсвтует (каждый отвечает за свою сферу)

4 формируеться доктрина, появляеться учение о спасении, формируються эсхатологические представления – учение о посмертной учести души и конечных судьбах мира.

5 появл храмы, жрецы, культовая служба

Относят:

Религию Египта, религию древней Месопотамии.

 

Супремотеизм:

Верховных бог один!

Характеристики:

1 богов много – встроены в одну иерархию. Верховный бог ничем не отличаеться от остальных богов.

Относят: религию Древней Греции, Древнего Рима.

7. Синто как национальная религия японцев.

Синтоизм, синто (яп. 神道 синто: ?, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神 ?). Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы),

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)