АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип национального суверенитета

Читайте также:
  1. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  2. II. Методологічні засади, підходи, принципи, критерії формування позитивної мотивації на здоровий спосіб життя у дітей та молоді
  3. II. Общие принципы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам
  4. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  5. III. Описание основных целей и задач государственной программы. Ключевые принципы и механизмы реализации.
  6. V. Принципы и технология ведения переговоров
  7. VII. ПРИНЦИП ИГРЫ.
  8. XV. Принцип недоторканності особи
  9. Ажіо акселератор або принцип акселерації
  10. Анализ по принципу Эйзенхауэра
  11. Анализ по принципу Эйзенхауэра
  12. Антикорупційні принципи

Без преувеличения можно сказать, что для всего человече­ства Версальский договор 1783 г. имел не меньшее, а скорее даже большее значение, чем для самих США. Впервые со вре­мени Вестфальского мира 1648 г., обеспечившего международ-

3 - 8970 65


Т1111

но-правовое признание Республики Соединенных Провинций, монархические страны признали государство, родившееся в ре­зультате не династических комбинаций, а народного восстания. Вопреки династическому праву они санкционировали право граждан на создание государства и выбор той формы правле­ния, которую они пожелали. По сути дела Версальский мир­ный договор 1783 г. зафиксировал факт капитальной важности: ведущие державы и монархии Европы признали право народа на самоопределение, т.е. его право создавать государство, опре­делять его законы и границы, формировать правительство по своему усмотрению.

Благодаря образованию США в практику международных отношений конца XVIII в. вошел новый принцип — нацио­нального суверенитета. Он вытекал из теории национального суверенитета. Ее обосновали и пропагандировали европейские просветители, ею прямо руководствовались колонисты. Суть этой теории заключается в праве самих граждан решать, что плохо или хорошо для их страны, определять законы и порядок управления, наконец, выбирать правительство.

Суверенитет означает: высшая власть. В Средние века суве­ренами называли монархов, которые в то время и считались носителями высшей власти и источником права. По мере раз­вития и укрепления системы единых и централизованных госу­дарств возникло понятие суверенного государства, которым уп­равляет полновластное правительство и законы которого дейст­вуют на всей территории. Вестфальский мир 1648 г. признал суверенные государства главными действующими лицами на арене международной политики.

В теории национального суверенитета ключевым является понятие нации, которую просветители определяли как сово­купность свободных граждан. Гражданин же, по их определе­нию, — это человек, сознающий как свои права, так и обязан­ности и не желающий ни поступаться первыми, ни отлынивать от вторых. В представлении просветителей, отличие граждани­на от простого подданного какого-либо монарха заключалось в том, что подданный был готов безропотно исполнять свои обя­занности, руководствуясь преданностью монарху, и не имел никаких прав, кроме тех, которые по своей милости даровал ему монарх в виде привилегий или «вольностей». Гражданин же сознавал, что права и свободы принадлежат ему по праву рождения, а не по чьей-либо милости, и он исполнял обязан­ности, повинуясь чувству долга, своим интересам и справедли­вым законам, которые установил для себя вместе со своими со­гражданами. Теория национального суверенитета предполагала, что источником высшей власти является нация.


Теория национального суверенитета, выдвинутая просвети­телями, затрагивала прежде всего сферу отношений между гражданами и государством, т.е. внутреннюю политику. Но из нее прямо вытекало право граждан влиять и на внешнюю по­литику государства. Из представления о том, что именно нация является источником высшей власти, просветители выводили се право самостоятельно определять свои границы, характер отношений с другими государствами, защищать на междуна­родной арене свои интересы, преследовать поставленные цели и т.д.

Образование и международно-правовое признание США грозили перевернуть всю существующую систему международ­ных отношений. Она до сих пор базировалась на балансе сил, торговом и государственном интересе, династическом принци­пе, на праве правительств и монархов решать все важные во­просы международной жизни. Именно поэтому, например, голландцы почти три четверти столетия ждали, пока другие страны признают Республику Соединенных Провинций в каче­стве полноценного государства. Они создали государство во­преки общепринятым в то время правилам образования и уп­разднения государств (вспомним о многочисленных войнах из-за раздела наследства), на основе волеизъявления сословий. Призови они представителя какого-либо королевского дома в качестве нового монарха, возможно, им не пришлось бы так долго дожидаться международно-правового признания. Если английская монархия в XVIII в. сдалась гораздо быстрее, чем испанская в XVI—XVII вв., и признала независимость своих мятежных колоний, то очевидно, причиной тому было Просве­щение, идеалы и ценности которого стали достоянием широ­ких общественных слоев. Благодаря деятельности просветите­лей в Европе сложилось общественное мнение, с которым не могли не считаться правительства и которое оказывало боль­шое влияние на их действия.

Война за независимость британских колоний в Северной Америке и Версальский договор 1783 г. по существу являлись опровержением тех принципов, на которых основывалась Вест­фальская система международных отношений. Вслед за Семи­летней войной, территориальными переменами в Восточной и Юго-Восточной Европе они еще больше расшатали ту систему международных отношений, которая сложилась в Европе в се­редине XVII века.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)