АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КУЛЬТУРА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Читайте также:
  1. II. Культура речи
  2. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  3. IV. Мир западного Средневековья. Человек западного Средневековья.
  4. Антична культура східного і західного регіонів
  5. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
  6. Античні міста – поліси, їх культура в українських землях.
  7. Белорусская культура периода «застоя».
  8. В первичных культурах клеток
  9. В ____________ обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.
  10. В. Скіфо-сарматська культура.
  11. Виды культуры (доминирующая, субкультура, контр культура).
  12. Виклад і культура тексту

ГОРОДА. АРХИТЕКТУРА. ХОЗЯЙСТВО.

В послемонгольский период на территории всего Казахстана в обращении были динары.

В конце XIV века Тимуром был снят запрет на строительства крепостных стен вокруг города.

Религиозным центром Казахского ханства был город Яссы (Туркестан), по приказу Тимура здесь был построен мавзолей Ходжи Ахмеда Яссаи. Об этом мавзолееи историк Рузбихан писал «Одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре проявлено искуство до поразительности и восхищения.»

Сайрам – крепость, административный, торговый и ремесленый центр, стратегический пунк в XVI-XVII веках. В XVII веке торговая деятельность и денежные обращения переживают упадок в Отраре и других городах. В городах создавались объединение ремеслеников в XIII-XV веках, которые назывались цехами.

Оживление городов и городской культуры после монгольского нашествия началось в середине XIII века. Во второй половине XIII века на реке Урал был основан город Сарайчик. Торговой гаванью для Восточного Дешт-и кыпчака в середине XV-XVII веков был город Сыгнак. Оседло – земледельческое и городское население в 15 – 17 веке было сосредоточено на Юге Казахстана.

Искуство скани предполагает напаивание витой проволоки.

Основное занятие населения оставалось кочевое скотоводство. В зимнее время, когда наступали холода возникал джут – падеж скота в бескормицы в суровых погодных условиях.Для кочевого скотоводства казахи использовали сезоные пастбища: коктеу- весение, жайляу -летние, кыстау -зимние, кузеу -осение. В степных районах была общиная форма землевлвдения. Выращивали неприхотливую культуру рис. Господство монгольских ханов и феодалов к началу XIV века уничтожило оседло-земледельческую культуру Семиречья. Пастбища в Казахском ханстве находились в собственности хана.

Основным жилищем была юрта, тип очага XIII-XVIII веков- тандыр. Подвижные жилища наколесах -куйме.

Памятником архитектуры того времени является Кок-Кесен – мавзолей расположеный в некрополе степных ханов Шайбана в окрестностях Сыгнака, где вероятно захоронен хан Абулхайр. Мавзолей XIV-XV веков Алаш-хана и Джучи расположен в Центральном Казахстане.

В послемонгольский период на территории Казахстана имели место серебряные монеты «кебеки».

 

ЛИТЕРАТУРА. ПИСЬМЕНОСТЬ.

В XVI-XVII веках ислам активно распространяла в степи правящая казахская элита.

В XV-XVII казахи пользовались арабской графикой.

В XIV-XV веков из кыпчакско-ногайской подгруппы языков выделился казахский язык.

В XIII-XIV вв. было создано большое количество литературных памятников, например “Кодекс Куманикус”.

Представители казахской устной поэзии – жырау.

Известны имена Сыпыра жырау (XIV в.) изобразил столкновение и борьбу Тимура и Тохтамыша.

Кадан-Тайши (XIV в.), Асан-Кайгы и Кагтугана (XV-XVI),

Доспамбет-жырау и Жиембет-жырау (XVI-XVII вв.)

Произведение Услана Кухистани “Тарихи Абулхаир-хан”, Мухамед Хайдар “Тарих-и рашиди” (в нем хорошо изображена исория Могулистана). Жалаири посвятил свое произведение Борису Годунову, также он автор книги “Жами ат-таурих”.

Эпос XIII-XIV вв. о войне кыпчаков с иранскими ханами “Кобланды батыр”

В Дешт и кыпчаке 15-16 веке были известны имена Асан Кайгы и Козтугана.

Кодекс Куманикус предназначался для европейцев в Золотой орде

Произведение «Жусуп-Злиха» Воспевает любовь

На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в – XIV – XV вв.

Казахское историческое произведение XVI - XVII вв. является сочинение Кадыргали Джалаири «Джамит ат-тауарих»

Возле мавзолея Ясави находился мавзолей Рабиги Султан Бегим

Отрар существовал до XVII века

Кюй «Аксак кулан» был создан еще в эпоху: Золотой Орды

Мавзолей Кок-Кесене находится у: Сыгнака

В XIV-XV вв. в Казахстане сосуществовали ислам и шаманизм

основное место торговли для Дешт и Кыпчака в 16-17 веках был город СЫГНАК


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)