|
|||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коммуникативная кратковременная и культурная долговременная памятьХальбвакс может считаться открывателем «коммуникативной» социальной памяти. Он первым систематически разработал и проиллюстрировал, основываясь на различных заключениях, её признаки социальности, реконструкционных рамок и зависимости от субъекта. Меньшее внимание уделяет Хальбвакс вопросу средств массовой информации, временных структур и различным функциям социальной памяти. Поэтому ниже следует показать, в каком направлении надлежит детальнее дифференцировать компактное понятие «социальной памяти». Этнологи, а также представители Oral History (устной истории. – Англ., прим. пер.) установили, что социальная память без помощи письменности относительно коротка. Этнолог Ян Вансина, исследовавший историческое сознание африканских племён, провёл при этом несколько важных наблюдений (ср. Vansina 1985): Устная традиция знает в основном только два указателя, а именно известие о недавнем прошлом в воспоминании живущих и известие о происхождении, мифическое предание о веке богов и героев. Оба указателя, недавнего и аболютного прошлого, непосредственно сталкиваются друг с другом. Недавнее прошлое не простирается, как правило, более чем на три поколения назад. Эти наблюдения подтверждаются другими сообщениями. «Бесчисленные генеалогии, – пишет Кейт Томас о раннем новом времени – выскакивали прямо из мира мифических родоначальников в современность и были, как выразился некий антиквар, «подобны голове и ногам без тела, двум концам без середины»» (ср. Thomas 1988: 21). Оба указателя, регистрирующие прошлое, эти два конца без середины, соответствуют двум рамкам памяти, в существенных пунктах отличающимся друг от друга. Мы называем их коммуникативной и культурной памятью. Коммуникативная память относится к недавнему прошлому. Это воспоминания, которые человек делит со своими современниками. Типичный случай – память поколений (ср. Mentré 1920). Эта память исторически прирастает к группе; она возникает со временем и проходит с ним, точнее, с его носителями. Если носители, её воплощавшие, умерли, она уступает новой памяти. Табл. 1. Сравнение коммуникативной и культурной памяти
Большей частью коммуникативная память пропадает тихо и незаметно. «В полной тишине» закрывается одна глава памяти за другой. Исторически знаменательным незаметное отмирание участка памяти становится только в том случае, если с ним связан непреходящий опыт, который следует констатировать в долгосрочной перспективе. Таков пример ужасов национал-социалистского времени. По прошествии ряда десятилетий уйдёт из жизни то поколение, для которго преследование и уничтожение евреев при Гитлере является предметом личного травматического опыта. То, что сегодня отчасти ещё является живым воспоминанием, завтра будет сообщаться одними лишь средствами массовой информации. Этот переход выражается уже сейчас в усилении письменной работы над воспоминаниями тех, кого затрагивали события, а также в интенсифицированной собирательской деятельности архивистов. Переход из коммуникативной памяти в культурную обеспечивается средствами массовой информации. Средства массовой информации являются условием того, чтобы позднейшие поколения могли стать свидетелями давно уже прошедшего события, детали которого забыты. Они резко расширяют радиус принадлежности к числу современников. Благодаря материализации на носителях данных средства массовой информации обеспечивают живым воспоминаниям место в культурной памяти. Фотография, репортаж, мемуары и фильм архивируются в большом банке данных объективированного прошлого. Но тем самым путь в воспоминание о недавнем далеко ещё не автоматически открыт. Для этого память нуждается, так сказать, в СМИ второй степени, снова активизирующих накопленные данные.0 Средства массовой информации первой степени мы называем документами, второй степени – памятниками. Документы основываются на кодификации и накоплении информации, памятники – на кодификации и накоплении плюс социально определённая и практикуемая ценность воспоминания. Коммуникативная память циркулирует в ситуациях повседневной жизни. По-иному обстоит дело с культурной памятью, ибо, как метко заметил Н. Луман, «идентичности не предназначены для повседневного употребления» (ср. Luhmann 1979a: 336). В качестве сферы коммуникации для циркуляции культурного смысла принимаются в соображение прежде всего праздники, торжества и другие поводы ритуального и церемониального свойства. В этой церемониальной коммуникации культурная память инсценируется во всей мультимедийности её символических форм: в устных родовых обществах это прежде всего ритуалы, танцы, мифы, стереотипы, одежда, украшения, татуировка, пути, памятники, ландшафты и т.д., в письменных культурах – формы символического представительства (памятники), обращения, памятные ритуалы. При этом преимущественной целью названных навыков является, смотря по обстоятельствам, обеспечение социальной идентичности и придание ей непрерывного характера. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |