|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория социальной памяти Мориса ХальбваксаЦентральный тезис, развитый Морисом Хальбваксом в разных книгах, гласит: «Нет памяти, которая не является социальной». Даже и сколь угодно частные воспоминания формируются во взаимодействии с другими, постоянно возникают на почве социальности. То, о чем я вспоминаю, я вспоминаю, глядя на других и благодаря воспоминанию других. Следовательно, не существует резких границ между собственными и чужими воспоминаниями, с одной стороны, так как они возникают в процессе повседневной взаимности и при использовании общих исходных рамок, а с другой – так как каждый человек несёт с собой и воспоминания других. Если представить себе гипотетический крайний случай совершенно одинокого человека, то у него не было бы вообще никаких воспоминаний, ибо «Не существует возможной памяти вне тех исходных рамок, которыми пользуются люди, живущие в обществе, чтобы зафиксировать и обрести вновь их воспоминания» (Halbwachs 1985a; 121). К числу важнейших результатов исследования памяти, предпринятого Хальбваксом (ср. Hlbwachs 1985a u. 1985b) относятся следующие: Социогенез памяти: память социогенна в двойном смысле – она возникает в результате существования сообщества и позволяет сообществу возникнуть. Индивидуальная память включена в групповую; не только живут, но и помнят по отношению к другому и другим; индивидуальная память является точкой пересечения различных форм социальной памяти. Реконструктивность: социальная память действует реконструктивно. – Из прошлого сохраняется только то, «что общество может реконструировать в каждую эпоху с её исходными рамками» (ср. Хальбвакс 1985a: 390). Следовательно, воспоминания сохраняются в результате «включения» в смысловые рамки. Эти рамки имеют статус фикции. Помнить означает толковать опыт в определённых рамках; забывать – ликвидировать смысловые рамки, причём определённые воспоминания становятся изолированными и, следовательно, забываются, в то время как другие «вставляются» в другие новые рамки (= стереотип отношений) и, следовательно, запоминаются. Память против истории: Коллективная память нацелена на непрерывность и узнаваемость. Ее функция состоит в том, чтобы спроектировать собственный профиль и посредством самоотнесения обеспечить самобытность и прочность группы. Этой «заселённой» памяти противостоит незаселённая история, не имеющая отношения к групповой идентичности. Всегда пристрастные групповые виды памяти существуют во множественном числе, «объективная» история, напротив, в единственном. Историографию не помнят, она не имеет носителя. В рамках памяти изменения в значительной степени диафрагмируются, в рамках истории изменения разыскиваются и фиксируются. С этими тезисами Хальбвакс открыл путь к социологическому исследованию памяти, и на этом пути мы хотим, выдвинув ряд предложений по терминологической дифференциации, пройти несколько шагов вперед. 2. Формации социальной памяти 24/12/2012 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |