АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Главные социальные функции религии

Читайте также:
  1. I. Прокурор: понятие, положение, функции и профессиональные задачи.
  2. I. Функции окончания «-s»
  3. I. Функции окончания «-s»
  4. II. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  5. III Участники игры и их функции
  6. III,3:ИНДУИЗАЦИЯ АВТОХТОННОЙ РЕЛИГИИ
  7. III. Методы оценки функции почек
  8. III. Полномочия и функции территориального фонда
  9. IV. Состояние дыхательной функции
  10. V. Состояние голосовой функции
  11. VI. РЕЛИГИИ И АНТИПОЛЕ.
  12. Аборигенные религии современности
ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ 1. Объединение людей вокруг общих религиозных ценностей 2. Упорядочение социальных отношений на основе общих религиозных ценностей З. Самоидентификация членов социума по религиозному признаку 4. Компенсация социальной неудовлетворенности
КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Обеспечение соответствия осуществляемой в обществе деятельности религиозным нормам

 

Взаимосвязь религии и экономической деятельности. К. Маркс и М.Вебер. Рассмотрим одну из наиболее известных в этом плане теорий - теорию немецкого социолога М.Вебера. Если Маркс видел в религии главным образом порождение и идейное оправдание несправедливого социально-экономического устройства классовых обществ, то Вебер обратил внимание на обратную (и, так сказать, более продуктивную) связь между религиозными ценностями и экономической жизнью верующих. В частности, Вебер исследовал влияние религиозной этики протестантских сект в Западной Европе и Северной Америке (XVII-XVIIIвв.) на хозяйственную деятельность и повседневную жизнь их членов и пришел к выводу, что специфическая протестантская этика, поощряя активность в земных делах, способствовала формированию того, что Вебер назвал «духом капитализма». (Мы бы сейчас назвали это «буржуазным менталитетом» или «предпринимательской психологией»). Таким образом, в противоположность Марксу Вебер заговорил о возможности решающего влияния идейного — религиозного фактора на социально-экономическое развитие общества. (Для сравнения: Маркс понимал протестантизм как разновидность христианства, реформированную в соответствии с нуждами буржуазии для защиты ее классовых интересов.) Точка зрения Вебера, как и точка зрения Маркса, открыта для критики, однако, благодаря содержательным исследованиям этих немецких ученых, социология получила возможность рассматривать взаимосвязь религии и экономики одновременно в нескольких аспектах.

Кроме двух названных выше основных социальных функций религии выделяют следующие: мировоззренческую (религиозные учения и догмы помогают определить свое место в обществе, сформировать собственное понятие об его устройстве); идеологическую (религия оправдывает или осуждает социальные устои, отражающие, к примеру, интересы правящего класса), а также коммуникативную, легитимизирующую и некоторые другие.

С учетом сказанного, дадим определение этой отрасли социологии. Социология религии — это специальная социологическая теория, изучающая взаимодействие религии и общества, а именно: широкий круг проблем, которые определяют социальную сущность религии; место и роль религии и церкви в обществе; социальные функции религии; отношение к религии и церкви разных социальных и этнических общностей; соотношение религии и атеизма как социальных явлений, а также взаимосвязь государства и церкви.

Рекомендованная литература:

1. Полторак В. А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю.Социология: Конспект лекций. – Днепропетровск: ДУЕП. 2007. – С. 59 — 71.

2. Полторак В.А. Социология общественного мнения. – К.-Днепропетровск: Центр "СОЦИОПОЛИС", 2000. - С. 8 - 20.

3. Соціологія: Посібник для вузів /За ред. В.Г. Городяненка. -К.: Академія, 1999. - С. 197 - 228, 272 - 284.

4. Пилипенко В.С., Вишняк О.І., Куценко О.Д. та ін. Спеціальні та галузеві соціології: Навч. носібник - К.: Каравела, 2003.

5. Победа Н.А. Социология культури. - Одесса: Астропринт, 1997.

6. Полторак В.А. Политический маркетинг. – Днепропетровск: ДАУБП, 2001.

 

 

Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.

Главная идея лекции. Один из наиболее важных и актуальных видов процесса соперничества - социальный конфликт. Подобные конфликты являются объективным свойством социальных систем, обусловленным противоречивой природой общественной жизни. Будучи сложными и раз­нообразными (по причинам, видам, стадиям, путям регулирования и т.п.) социальными явлениями, социальные конфликты требуют глубокого изу­чения в курсе социологии. Именно поэтому выделяют в качестве самостоятельной такую специальную социологическую теорию, как «социология конфликта».

План лекции:

1. Сущность социальных конфликтов, их функции, разновидности.

2. Причины и субъекты социальных конфликтов, стадии их протекания, пути регулирования.

3. Коллективные социальные трудовые конфликты.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)