АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные составляляющие литературного источниковедения

Читайте также:
  1. I. Нормы литературного языка
  2. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  3. I. Стилистические нормы современного русского литературного языка
  4. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  5. II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  6. II. Основные направления работы с персоналом
  7. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  8. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
  9. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  10. III. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
  11. III. Основные требования, предъявляемые к документам
  12. Ms dos, его основные условия.

Текстология в значительной степени опирается на матери­алы и достижения литературного источниковедения — отрасль филологических знаний, изучающую историко-литературные источники.

Н.К. Пиксанов так определил круг источников рус­ской литературы XIX века: «Источники суть тексты литератур­ных произведений, письма авторов, письма к ним и письма о них, документальные биографические материалы, потом — вос­поминания современников. Их-то и надо изучать в первую го­лову. Пособиями являются научные исследования, биографиче­ские и литературные, а также критические статьи» (1 Пиксанов Н. К. Два века русской литературы. 2-е изд. М., 1924. С. 20.)

Библиогра­фия историко-критической литературы — первое, что необхо­димо составить, приступая к выбранной теме исследования.

Наиболее авторитетными, признанными справочными изда­ниями этого типа для исследователей русской литературы являются:

1. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно. Библиографический указатель произведений русской словесности в связи с историей литературы и критикой. Книги и жур­нальные статьи / Сост. А. В. Мезьер. Ч. 1—2. СПб., 1899—1902.

2. История русской литературы XIX века. Библиографический указатель / Под ред. К. Д. Муратовой. М.; Л., 1962.

3. История русской литературы конца XIX — начала XX века.Библиографический указатель / Под ред. К. Д. Муратовой. М., 1963.

 

1. Библиографические труды по собственно текстологии: теории и истории

Первым опытом систематизированного учета работ по текс­тологии русской литературы стали указатели Е. Д. Лебедевой:

1. Текстология русской литературы XVIII—XX веков. Ука­затель советских работ на русском языке. 1917—1975. М., 1978.

2. Текстология русской литературы XVIII—XX веков. Указа­тель советских работ на русском языке. 1976—1986. М., 1988.

3. Текстология. Вопросы теории. Указатель советских работ за 1917-1981. М., 1982.

Первые два Указателя имеют по два отдела: «Общие пробле­мы текстологии» и «Personalia». В число общих проблем входят: атрибуция, история текста, комментирование, типы и виды из­даний. В разделе «Personalia» отражены работы по персональной текстологии русских писателей.

В предисловии к первому Указателю Е. Д. Лебедева так сфор­мулировала его основную задачу: «Длительное время развиваясь как чисто практическая область деятельности филологов, гото­вивших тексты писателей-классиков к изданию, советская текс­тология накопила огромное количество фактов и частных наблю­дений, нашедших свое отражение в массе статей, разбросанных по различным изданиям — журналам, сборникам, ученым запи­скам, газетам и т. п. Многие из них и сегодня не потеряли своего значения: это не только материалы по истории текстологии, но и та документальная база, на которой выросла современная те­ория ее. Однако для исследователей эти материалы в значитель­ной части практически утрачены, поскольку они еще ни разу не были собраны в специализированном отраслевом указателе» (1 Лебедева Е. Д. Текстология русской литературы XVIII—XX веков. Указатель советских работ на русском языке. 1917—1975. М., 1978. С. 3.)

Систематизированный свод трудов отечественных литературо­ведов по теоретическим вопросам текстологии представлен в ука­зателе Е. Д. Лебедевой «Текстология. Вопросы теории». В нем че­тыре раздела. В первом — «Основы текстологии» — собраны работы, посвященные широкому кругу текстологических проб­лем. Во втором — работы по наиболее общим вопросам теории текстологии, включая работы по истории текстологии и связи ее с другими областями знания. Третий раздел — «Проблематика текстологии» — состоит из рубрик: история текста, проблема из­дания, атрибуция, датировка, типы и виды изданий, орфография и пунктуация, комментирование и др. В четвертом разделе отра­жены материалы по некоторым частным вопросам, связанным с текстологией фольклора, древней и новой русской литературы.

Белорусское литературоведение в этом отношении …(нет)

 

2. Библиографические словари и справочники

Полнота и сложность литературной жизни на реальном фоне эпохи представлена в биобиблиографических словарях и спра­вочных изданиях этого типа, имеющих большую практическую ценность. Роль биобиблиографических словарей возрастает, ес­ли учесть особую, стержневую роль литературы в духовной жиз­ни страны и развитии общественной мысли.

Таковы в первую очередь словари Г. Н. Геннади «Справоч­ный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях» (до буквы «Р» включительно — те, кто умер до 1874; Т. 1—3. Б.; М., 1876—1908. Т. 4 остался в рукописи), Д. Д. Языкова «Обзор жизни и трудов покойных русских писате­лей» (Вып. 1—13. СПб.; М., 1885—1916; 2-е изд., испр. Вып. 1—2. М., 1903—1916), фундаментальные издания С. А. Венгерова «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней)» (Т. 1—6. СПб., 1889—1904; издание не закончено; в т. 6 указатель имен), «Источники словаря русских писателей» (Т. 1—4. СПб.; П., 1900—1917; доведено до ел. Некрасов), «Русские книги» (Т. 1—3. Вып. 1—30. СПб., 1895—1899; доведено до ел. Вавилов).

В 1992—1999 годах научным издательством «Большая Рос­сийская энциклопедия» выпущены первые четыре тома биогра­фического словаря «Русские писатели. 1800—1917». Его цель — дать систематизированные, хотя и краткие сведения обо всех за­метных русских литераторах XIX и начала XX века с современной характеристикой их творчества. Типовая структура словарной статьи включает хронологически последовательное жизнеопи­сание и набор обязательных для этого издания сведений: даты и места рождения и смерти, социальное происхождение, образо­вание, начало, основные этапы и конец служебной деятельнос­ти, первое опубликованное произведение, первые публикации основных произведений писателя и проч.

Во вступительной заметке «От редакции» сказано: «Будучи изданием, где впервые собираются, систематизируются и под­вергаются историко-литературному осмыслению факты жиз­ненного и творческого пути сотен русских писателей, Словарь естественно приобрел форму сугубо «фактографического», на­сыщенного ссылками на источники (и в этом смысле не пред­назначенного для легкого чтения, хотя во всем остальном вполне общедоступного) биобиблиографического словаря-справочника. Но и по отношению к писателям, сравнительно хорошо изучен­ным, данный тип словаря в ряде моментов ориентирован на большую, чем обычно, полноту и систематичность сообщаемых сведений» (1 Русские писатели...)

Беларускія пісьменнікі: біябібліяграфічны даведнік: У 6 т. Т. 1--6. Мн., 1992--1995.

Книги Н.Б. Ватаци – отраслевой словарь

3. Летописи жизни писателей

Полезным источником в изучении творческой истории про­изведения является летопись жизни писателя. Это особый и распространенный в наше время жанр научного издания. В нем собраны проверенные и точно установленные сведения о фак­тах биографии и творчества писателя, представленных в соотношении с эпохой и литературными направлениями времени. Мате­риал летописи — факты биографии и творчества — расположен в хронологическом порядке: рождение, встречи, знакомства, ве­хи творческой истории произведений, появление их в печати, отзывы современников и проч. «Сущность всех летописей, — писал В. И. Кулешов, — думается, в том, что они объективно и синхронно показывают развитие событий в жизни писателя и в истории. Личность оказывается органически вписанной в кон­текст эпохи. Здесь мы поистине видим, как необходимость про­кладывает себе путь через хаос случайности. Показом именно та­кой логики летопись и отличается от жизнеописания. В качестве таковой она и нужна для ученых, как объективный ориентир» (1 Кулешов В.И. Новые книги о Белинском // Известия АН СССР. ОЛЯ.
1961. № 3. С. 234.)

Отечественные ученые заметно преобразили сугубо научный жанр летописи. Являясь этапом на пути создания научной био­графии, летопись стала изложением каждого «найденного» дня жизни писателя — книгой, которую можно читать. Эти черты присущи трудам М. А. Цявловского «Летопись жизни и творче­ства А. С. Пушкина. 1799—1826» (М., 1951), Ю. Г. Оксмана «Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского» (М., 1958), Н. Н. Гусева «Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого» (Т. 1—2. М., 1958—1960), пятитомной «Летописи жизни и твор­чества А. И. Герцена» (М., 1974—1990).

Жанр летописи в беларусском литературоведении

К летописям примыкает такая разновидность источников, как «Материалы к биографии». В материалах, как и в летописи, со­единяются полнота и строгость документации, хронологический (но не подневный) порядок, синхронность личного, творческого и общественного; в то же время научно-справочный характер не снижает захватывающего интереса повествования о жизни.

Полвека настольными справочными изданиями всех толстоведов являются вышедшие шесть томов, подготовленные сна­чала Н. Н. Гусевым, а затем Л. Д. Громовой-Опульской: «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии» (М., 1954—1998). Труд Н. Н. Гусева был удостоен высокой премии Академии наук СССР. В «Материалах к биографии» воспроизведена творческая ис­тория художественных произведений Л. Н. Толстого. Так, в то­ме, посвященном периоду с 1892 по 1899 год (1 Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1988 год. М., 1998), филигранно вы­строена творческая история романа «Воскресение»: учтены все стадии работы, обозначены ключевые вехи, отражены творче­ские поиски Толстого-художника, влияние его менявшихся со­циальных, религиозно-нравственных и философских взглядов на создаваемый текст. Приведены результаты текстологического анализа лондонского издания и последних авторских корректур. Не упущены и детали — вплоть до писем Толстого с рассказами о заморышах детях (предвестниками деревенских картин рома­на) и непроясненной судьбы оттисков иллюстраций Л.О.Пас­тернака, на которых Толстой проставил высшие баллы: «5» и «5+». Структура «Материалов к биографии Л. Н. Толстого» традиционна: предисловие, главы с дробным тематическим членени­ем эпизодов, указатель имен и названий, список произведений, перечень иллюстраций.

Белорусское литературоведение

4. Переписка писателей, её издание

Переписка русских писателей — еще один неисчерпаемый историко-литературный источник. «Письма писателей, — ут­верждал академик М. П. Алексеев, — важный источник, имею­щий большое и разностороннее значение для изучения личнос­ти и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредствен­ное общение. Но писательское письмо — не только историче­ское свидетельство; оно существенно отличается от любого дру­гого бытового письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов; письмо находится в не­посредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчест­ва...»..

Изданы в составе Полных собраний сочинений и широко прокомментированы письма И.С.Тургенева, Ф. М. Достоев­ского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Подсчитано, что за свою долгую жизнь Толстой отправил разным корреспондентам более 10 тысяч писем и получил от них более 50 тысяч. Тургенев на­писал семь тысяч писем, Достоевский — тысячу. Шесть тысяч писем отправил Чехов; ему адресовано десять тысяч. Это не только внушительные объемы текста, но, прежде всего, ценный историко-литературный материал.

Письма русских литераторов представляли собой «важный фактор общего литературного развития», «выходили за сравни­тельно узкие пределы бытового средства связи, приобретая осо­бую функцию, как и вся рукописная литература, живее и полнее отображавшая умственные запросы русского общества, чем подцензурная печать» (….). Письма становились хроникой новос­тей, достопримечательных событий общественной жизни и комментарием к ним, доверительным изложением заветных мыслей и чувств; нередки в них жанровые и стилистические эксперименты. Есть все основания говорить о необычайном взлете эпистолярного искусства в истории русской мысли и ли­тературного развития XIX века.

Отдельно принято издавать переписку. Образцами этого типа издания стали трехтомная переписка Я. К. Грота с П. А. Плет­невым (СПб., 1896) и подготовленные М. К. Лемке пять томов — «М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке» (СПб., 1911—1913). В число современных справочных изданий входят переписка с русскими писателями Л. Н. Толстого (В 2 т. М., 1978), А. С. Пушкина (В 2 т. М., 1982), И. С. Тургенева (В 2 т. М., 1986), Н. А. Некрасова (В 2 т. М., 1987), А. П. Чехова (В 3 т. М., 1996), Ф. М. Достоевского с женой (Л., 1976), И. С. Турге­нева с Полиной Виардо и ее семьей (М., 1988).

Издание переписки зависит от результатов архивного поиска и сохранности документов, возможности связно объединить их в блок, воссоздать прозвучавший некогда литературный диалог.

П. В. Анненков свидетельствовал, что А. С. Пушкин берег в своем архиве письма «почти от всех знаменитостей русского об­щества так же тщательно, как и записочки от старой няни своей Арины Родионовны» (2 Анненков П. В. Материалы для биографии Пушкина // Пушкин А. С. Соч.
Т. 1. СПб., 1855. С. 123.)

А. П. Чехов писал А. Н. Плещееву: «Ваши и суворинские письма я берегу и завещаю их внукам: пусть... читают и ведают дела давно минувшие...» (3 Переписка А. П. Чехова: В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 496.). Сохранились, конечно, не только эти письма. Чехов «относился к переписке, как относятся к летопи­санию, — отметил М. П. Громов в своем предисловии к трех­томнику, — не отдавая особого предпочтения ни одной из глав или страниц, ничего не исправляя в этой летописи и не вычер­кивая. И если целые главы все же были утрачены, то без его ве­дома, после его смерти: забрал и, по-видимому, уничтожил свои письма А. С. Суворин, взяла у М.П. Чеховой и сожгла свою часть переписки Л. А. Авилова, удивляясь тому порядку, в каком сохранялись ее письма, и не допуская мысли, что в таком же точно хронологическом ряду, отдельными подборками по алфа­виту, хранилась вся корреспонденция Чехова» (1 Переписка А. П. Чехова: В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 6.)

Белорусское литературоведение …

5. Мемуары

Мемуарные источники, как и письма, сопровождают тексто­логическое исследование и способны существенно дополнить его. Однако необходимо помнить, что многие свидетельства ме­муаристов требуют к себе, как источнику, особого критического отношения. «Всякий человек бывает слаб и высказывает прямо глупости, а их запишут и потом носятся с ними, как с самым важ­ным авторитетом» (2 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. (Юбил. изд.) М., 1928—1958. Т. 57. с. 124), — отметил в 1909 году в дневнике Л.Н.Толс­той, не раз испытавший на себе последствия недобросовестных свидетельств.

Отечественными литературоведами создана серия литератур­ных мемуаров — воспоминания современников о писателях: Н. В. Гоголе (М., 1952), А. И. Герцене (М., 1956), Л. Н. Толстом (В 2 т. М., 1960), А. П. Чехове (М., 1960), В. Г. Короленко (М., 1962), Ф. М. Достоевском (М., 1964), А. Н. Островском (М., 1966), Н. А. Некрасове (М., 1971), М. Е. Салтыкове-Щедрине (В 2 т. М., 1975), А. С. Грибоедове (М., 1980), А. А. Блоке (В 2 т. М., 1980), Н. А. Добролюбове (М., 1986), Н. П. Огареве (М., 1989), писателях-декабристах (В 2 т. М., 1980). В них отобрано все наиболее интересное и достоверное. Материалы расположе­ны в хронологии знакомства мемуаристов с писателем, снабже­ны биографической справкой и комментарием.

Изданы такие ценные документы эпохи, как «Записки о мо­ей жизни» Н. И. Греча (М.; Л., 1930), «Литературные воспоми­нания» П. Перцова (М.; Л., 1933), «Дневник» А. В. Никитенко (В 3 т. М., 1955—1956), «Из дальних лет» Т. П. Пассек (В 2 т. М., 1963), «Литературные воспоминания» Д. В. Григоровича (М., 1987), «Воспоминания» А. А. Григорьева (М., 1988), «Литератур­ные воспоминания» И. И. Панаева (М., 1988), «Записки совре­менника» С. П. Жихарева (В 2 т. Л., 1989), «Дневник. Воспоми­нания» А. О. Россет-Смирновой (М., 1989) и др.

Белорусское литературоведение


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)