|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Совершенствование коронных атакующих действий
Как уже отмечалось, на этапе углубленного совершенствования стоит задача довести отдельные атакующие действия до такого уровня совершенства, чтобы они стали грозным оружием в поединках с любым соперником. Такие действия принято называть коронными, или излюбленными. Более того, наличие в арсенале борца коронных атак является необходимым условием формирования комбинационного стиля борьбы — самого опасного для соперников и трудно предсказуемого. В ходе изучения и совершенствования действия, которое будет коронным, необходимо учитывать следующее: 1. Предпосылки появления данного действия (место в арсенале борьбы, насколько популярно оно у ведущих борцов, кто достиг совершенства в его исполнении и т.д.). 2. Свои возможности его выполнения (физическая сила, инерция, реакция взаимного контакта, вес, рост, выносливость и пр.). 3. Ситуации начала атаки, необходимые для эффективного проведения приема, и способы их создания. 4. Необходимый ритм выполнения действия, т.е. увязку его отдельных элементов во времени. 5. Различные варианты тактических операций, связанных с изменением условий проведения данного броска, сваливания, перевода или переворота. 6. Варианты захватов, которые можно использовать в тех или иных ситуациях при выполнении этого атакующего действия. 7. Необходимость совершенствования самой структуры выполнения атакующего действия. 8. Важнейшие детали — своеобразные узловые моменты действия, ибо в них часто скрыта основа эффективного проведения атаки. 9. Сбивающие факторы, от которых во многом зависит дальнейшее успешное, применение действия. Итак, можно сказать, что коронные атакующие действия составляют основу индивидуального стиля ведения поединков. Более того, технико-тактическая подготовленность борца в немалой степени трансформируется, усложняется в связи с совершенствованием коронных приемов и освоением все новых связок и комбинаций с ними. Характерной чертой технико-тактического мастерства советских борцов является наличие в их арсенале нескольких коронных приемов, которыми они владеют в совершенстве. Так, В. Синявский, применяя свой коронный прием (переворот разгибанием и переходом), практически всегда одерживал победы досрочно. Излюбленным приемом у пятикратного чемпиона мира А. Алиева был переворот скрестным захватом голеней. Коронные приемы В. Балавадзе (броски с действием ног), Д. Цимакуридзе (переворот накатом), Б. Гуревича (переворот захватом предплечья изнутри), И. Ярыгина (переворот разгибанием), А. Медведя (переворот захватом руки на ключ) были уникальными по способу индивидуального выполнения. Для более полного представления о коронном приеме на рис. 136-146 представлены кинограммы атакующих действий сильнейших борцов прошлых лет. Эти коронные атакующие действия находятся на вооружении у ведущих мастеров вольного стиля сегодняшнего поколения. В их исполнении они усовершенствованы новыми вариантами, связками и способами тактической подготовки. Анализ показывает, что они в основном весьма просты по структуре, но в процессе длительного совершенствования доведены до высочайшей степени точности и автоматизма их выполнения.
Рис. 136. Передняя подножка захватом плеча снизу и руки (двукратный олимпийский чемпион И. Ярыгин) Захватив левую руку под плечо, а другой за запястье (кадры 1, 2), атакующий, отставляя правую ногу назад, тянет правой рукой соперника вокруг себя (кадры 3, 4). В момент, когда соперник под воздействием рывка шагнул левой ногой вперед, атакующий, быстро разворачиваясь влево, прыжком ставит правую ногу перед ногой соперника и, одновременно меняя направление движения, руками тянет его вперед-назад вокруг себя и бросает через ногу спиной на ковер (кадры 5, 6, 7, 8)
Рис. 137. Бросок сбиванием с подножкой захватом руки и одноименной ноги (двукратный олимпийский чемпион А. Фадзаев) Атака начинается, когда соперник пытается положить руку на плечо атакующего (кадры 1, 2). Атакующий, перехватив руку захватом за предплечье и плечо изнутри (кадр 3). рывком на себя заставляет соперника шагнуть правой ногой вперед (кадр 4), и атакующий, резко наклонившись, головой прижимается к его груди (кадры 5. 6); одновременно привой рукой захватывая за бедро, быстро производит подножку снаружи под правую ногу, сбивает соперника прямо-вниз в опасное положение и прижимает к ковру лопатками (кадры 7, 8)
Рис. 138. Бросок наклоном захватом плеча и бедра с зацепом дальней ноги (двукратный олимпийский чемпион С. Белоглазов) Атака начинается с перевода рывком за левую руку. Атакующий, выполнив перевод захватом за руку, быстро ставит левую ногу между ногами соперника (кадры 1, 2, 3). Захватив правой рукой за левое бедро, а левой — за плечо соперника, резким движением правой руки вверх отрывает его от ковра (кадры 4, 5). В момент приземления соперник разводит ноги в целях зашиты, ставит правую ногу на ковер. Используя ситуацию, атакующий быстро осуществляет захват зацепом дальней ноги, продолжая движение вперед-влево, и бросает соперника в опасное положение (кадры 6, 7, 8)
Рис. 139. Бросок прогибом захватом под плечи с зацепом стопой (олимпийский чемпион В. Юмин) Захватив соперника под плечи (кадры 1, 2, 3), атакующий, наклоняясь назад, тянет его правой рукой, вынуждая переступать ногой (кадр 4); как только соперник перенес вес тела на левую ногу (кадр 5), атакующий производит зацеп правой ногой за голень (кадр 6); и, прогибаясь назад-вправо, бросает его в опасное положение и удерживает на спине (кадры 7, 8)
Рис. 140. Бросок сбиванием захватом плеча и бедра (чемпион мира А. Алиев) Находясь в разноименной стойке в плотном захвате, атакующий рывком на себя тянет соперника вниз (кадры 1, 2). В момент, когда соперник пытается принять первоначальное положение, атакующий быстро делает шаг левой ногой вперед и нырок под левое плечо, одновременно захватывая за правое бедро (кадры 3, 4). Затем он быстро подставляет правую ногу снаружи за ногу соперника (кадр 5)-и, продолжая движение вперед-вправо, бросает его в опасное положение (кадры 6, 7, 8)
Рис. 141. Бросок захватом руки за плечо с зацепом нога снаружи (двукратный олимпийский чемпион Л. Тедиашвили) Атака начинается, когда соперник пытается положить правую руку на плечо атакующего. Перехватив ее захватом за предплечье, атакующий отпускает его, в ответ соперник ставит левую руку на плечо атакующего (кадры 1, 2. 3). В этот момент атакующий, стремительно захватив снизу правой рукой за предплечье, а левой рукой за плечо, быстро подшагивает левой ногой за левую ногу соперника снаружи (кадр 4) и, прогибаясь назад, начинает быстро наклонять его туловище вниз-вправо, резко дергая за левую руку (кадр 5) и одновременно производя зацеп ногой снаружи за голень. Продолжая движение вперед-вправо, атакующий бросает соперника в опасное положение (кадры 6, 7, 8)
Рис. 142. Бросок затягиванием захватом руки и туловища (двукратный олимпийский чемпион С. Андиев) Атакующий захватывает соперника за шею и энергично наклоняет его вниз (кадры 1, 2). В момент, когда соперник быстро выпрямляет туловище, атакующий захватывает его левое плечо снаружи, а правое — изнутри снизу, делая широкий шаг правой за его ногу, подставляет правую снаружи (кадры 3, 4, 5). Одновременно с этим атакующий энергично отклоняется вправо, отталкивается левой ногой, тянет правой рукой левую руку соперника вниз и бросает его через ногу спиной на ковер (кадры 6, 7, 8)
Рис. 143. Бросок поворотом захватом руки и одноименной ноги «мельница» (чемпион мира Ю. Шахмурадов) Атакующий обманным движением рук соединяет вытянутые вперед руки соперника (кадры 1, 2). В ответ соперник разводит руки в сторону и тем самым дает возможность атакующему осуществить захват за одноименные руку и ногу (кадры 3, 4), после чего атакующий ставит свое левое колено между ногами соперника (кадр 5), резко отрывает его от ковра и бросает его вправо с поворотом в опасное положение (кадры 6, 7, 8)
Рис. 144. Бросок наклоном, захватом плеча и бедра, нырком под ногу (олимпийский чемпион П. Пинигин) Атака начинается рывком за левую руку (кадры 1, 2). Атакующий быстро наклоняется, захватывая левую ногу соперника, тянет ее вверх в сторону (кадры 3, 4). Затем наклоняется, производит нырок под ногу соперника (кадр 5). Продолжая движение, атакующий левой рукой захватывает правое бедро, а правой туловище соперника (кадр 6) и броском влево от себя опрокидывает его спиной на ковер (кадры 7, 8)
Рис. 145. Бросок подворотом захватом руки и шеи (олимпийский чемпион 3. Абдулбеков) Атакующий в момент, когда соперник пытается положить руку на его плечо, захватом левой руки за запястье и толчком правой в плечо захватывает левую руку соперника (кадры 1, 2, 3). Затем делает паузу для того, чтобы соперник захватил его за левое плечо (кадр 4). Атакующий быстрым движением поворачивается спиной к сопернику, одновременно захватывает за шею и плечо, продолжая скручивающее движение влево-вниз (кадры 5, 6), и бросает соперника подворотом в опасное положение (кадры 7, 8)
Рис. 146. Сваливание захватом головы сверху и правой голени (трехкратный олимпийский чемпион А. Медведь) Атакующий рывком за шею захватывает плечо снизу и одновременно движением вниз — голову сверху (кадры 1,2,3). Осуществив захват за голову сверху, он переносит центр тяжести тела на правую ногу (кадр 4). Продолжая движение назад-вправо, заставляет соперника переставить правую ногу вперед (кадр 5) и сразу же быстрым движением устремляется вниз, захватывает рукой за впереди стоящую ногу соперника, не распуская захвата головы сверху (кадр 6). Продолжая движение вперед-влево, бросает соперника в опасное положение, прижимая к ковру (кадры 7, 8).
На рис. 136-146 атакующие действия рассматриваются в комплексе: техника выполнения приема взаимосвязана с тактикой единоборства. Тактика представлена способами подготовки благоприятной ситуации начала атаки для выполнения конкретного приема, что в совокупности образует сложные технико-тактические действия. На наш взгляд, один из путей совершенствования коронного приема — это определение и систематизация тактических вариантов. Это вызвано тем, что уровень мастерства борцов в мире возрос, и на соревновании высокого ранга в процессе противоборства одним способом реализовать свой коронный прием становится трудно, так как соперники к нему быстро привыкают, находят защиту, а еще хуже — используют его для начала контратаки. Поэтому в основе совершенствования коронного приема должно лежать расширение арсенала тактических операций, так как высшего спортивного мастерства невозможно достичь без непрерывных поисков и совершенствования новых способов тактической подготовки к коронному приему. Возникает вопрос: какими должны быть способы тактических подготовок к коронному приему? Чтобы разобраться в сущности данного вопроса, рассмотрим 9 способов тактической подготовки к коронному приему на примере «мельницы» — броска поворотом захватом руки и одноименной ноги (рис. 147). Автором разработано 28 тактических способов, реально создающих благоприятные динамические ситуации начала атаки для проведения данного завершающего приема. Они просты по структуре выполнения и систематизированы для изучения с этапа начального обучения до этапа высшего спортивного мастерства согласно дидактическим принципам «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». «Мельница» может стать коронной атакой, если на этапе базовой подготовки овладеть 1-м и 2-м способами тактической подготовки (см. рис. 147, 1 и 2); на этапе углубленного совершенствования другими способами (см.рис. 147, 3, 4, 5), а на этапе реализации индивидуальных возможностей — всеми остальными (6, 7, 8, 9). Преимущество поэтапного подхода к формированию и совершенствованию приема в том, что тренеру легче, во-первых, контролировать в процессе обучения качество овладения приемом; во-вторых, проводить моделирование в учебно-тренировочном процессе; в-третьих, вовремя выявлять ошибки и вносить коррективы. По такому же принципу можно привести в систему способы тактической подготовки к любому другому коронному приему с учетом индивидуальных особенностей борца. Данный подход требует творческого участия и спортсмена, и тренера, поскольку они являются на практике первопроходцами на пути усложнения технико-тактического арсенала борца. Лучшим примером могут служить недавно завершившие спортивную деятельность борцы С. Белоглазов и А. Фадзаев и их тренеры Г.И. Торопин и К.М. Дедедкаев. Подтверждением тому является высокая оценка мастерства этих спортсменов Международной федерацией борьбы (ФИЛА). По мнению специалистов вольной борьбы, высокое мастерство этих спортсменов состоит в том, что они являются импровизаторами на ковре, строят различные лабиринты, в которых запутываются соперники, за счет тактического кругозора умеют вовремя распознать их замыслы, за 2-3 хода вперед предвидеть, какие действия предпримут в атаке соперники. Широкое использование различных тактических связок, вариантов, комплексов (в арсенале у каждого — 3—4 коронных приема, по 2 в стойке и 1—2 в партере) делает их неуязвимыми. Такое направление в вольной борьбе в настоящее время является наиболее прогрессивным, отвечает новым требованиям ведения соревновательных схваток. Скорее всего, в дальнейшем еще больше возрастет необходимость его совершенствования. Таким образом, основой спортивного мастерства борца являются коронные приемы, которые определяют индивидуальный стиль ведения поединка. Более того, технико-тактическая подготовленность совершенствуется за счет освоения значительного объема способов тактической подготовки, а не технических приемов, и за счет повышения эффективности коронных атакующих действий.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |