|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стивен Хокинг 6 страницаПрунабудда -сутра Прикосновение Земли всегда стимулирует сына Земли, даже если он ищет сверхфизического Знания. Можно даже сказать. что овладеть сверхфизическим во всей его полноте (а мы на это вполне способны) сумеет только тот. кто твердо стоит на физическом. "Земля есть Его точка опоры" - говорит Упанишада каждый раз, когда отображает "Я", проявляющееся во вселенной. Шри Ауробчндо "Мы вполне способны овладеть сверхфизическим во всей его полноте". Для тех из нас, кто все еще барахтается на самом нижнем уровне физического, эта фраза имеет скорее ироничный оттенок. Тем не менее, света даже самого отдаленного знакомства с высотами и полнотой сверхфизического достаточно, чтобы понять смысл того, что хотел сказать ее автор. Открыть Царство Божье внутри себя легче, чем открыть его также и во внешнем мире разумных и неразумных живых существ и вещей. Легче потому, что человек открывает высоты внутри самого себя тогда, когда он готов исключить из своего поля зрения весь окружающий мир. И, хотя уход от окружающей действительности может представлять собой весьма болезненный процесс, он все же менее мучителен, чем участие в окружающей действительности, посредством которого мы поднимаемся на высоты духовной жизни и познаем ее во всей ее полноте. Когда человек сосредоточивается исключительно на высотах внутри самого себя, он избегает искушений и отвлекающих факторов окружающего мира и занимает позицию общего отрицания и подавления. Но если человек надеется познать Бога в связи с окружающим его миром, познать божественную Основу как мира, так и души, тогда он не должен избегать искушений и отвлекающих факторов, но должен следовать им и использовать их как ступени, ведущие к высотам развития. Он не должен отказываться от внешних занятий, а придавать им более священный смысл. Труды его становятся более целенаправленными и более продуманными: он должен постоянно быть начеку и проявлять такт и вкус в мышлении, чувствах и поведении. В махаянистской и дзэн-буддистской литературе содержится самое лучшее описание психологии человека, для которого Сансара и Нирвана, время и вечность, - одно и то же. Буддизм, вероятно, более четко, чем какая либо другая религия, указывает нам путь к высотам и всей полноте духовного Знания, пролегающий как через весь мир, так и через душу. В этом контексте мы можем указать на тот важнейший факт, что пейзажная живопись Китая и Японии, по сути своей, является религиозным искусством, вдохновленным даоизмом и дзэн-буддизмом. В Европе же, наоборот, пейзажная живопись и поэзия "поклонения природе" являлись мирскими видами искусства, возникшими в тот период, когда христианство находилось в упадке, и в очень малой мере вдохновлялись его идеалами. Слепой, глухой, неразумный! Бесконечно далекий от полета фантазии! В этих строках Секко говорится о том, что вы лишены всего: того, что вы видите и того, что вы не видите; того, что вы слышите, и того, что вы не слышите; того, о чем вы говорите, и того, о чем вы не можете говорить. Если все это ушло, то вы живете жизнью слепого, глухого и неразумного. Ваши фантазии, хитрости и расчеты закончились раз и навсегда, более от них нет никакой пользы. Это и есть высшая точка дзэн, в которой мы обретаем истинную слепоту, истинную глухоту и истинное отупление в их простом и безвредном аспекте. Над небесами и под небесами! Как нелепо, как обескураживающе! Здесь Секко лает одной рукой и отбирает другой. Скажите мне, что он считает нелепым, что он считает обескураживающим. Нелепо, - что этот неразумный, все-таки, не такой уж и неразумный; что это глухой, все-таки, не такой уж и глухой; обескураживающе, - что вполне зрячий не видит всего этого, а тот, у кого вполне нормальный слух, - ничего этого не слышит. Ли Лу не умеет различать цвета. Ли Лу жил в правление императора Хуана. Говорили, что он был способен разглядеть кончик тонкого волоса на расстоянии в сто шагов. Он отличался невероятной остротой зрения. Во время прогулки по реке Ци император Хуан бросил в воду принадлежавший ему драгоценный камень и заставил Ли искать его. Но тот не смог отыскать камень. Император Хуан заставил Ци Ку искать камень, но и тот не смог найти его. Потом такой же приказ получил Сян Ван, который и нашел камень. Следовательно: Когда ныряет Сян Ван. драгоценный камень сияет самым ярким светом. Но там, где бродит Ли Лу, волны встают до небес. Когда дело доходит до высших сфер, даже глаза Ли Лу не способны правильно различать цвета. Как может Ши Куан услышать таинственную ноту? Ши Ку-ан был сыном Цинь Куана Циньского и жил в провинции Цянь в эпоху династии Чу. Другим его именем было Цу Е. Он прекрасно мог различать пять звуков и шесть нот; он мог даже услышать, как на другой стороне холма дерутся муравьи. Когда Цинь и Чу воевали между собой, то Ши Куан, неторопливо перебирая струны своей лютни, мог сказать, что сражение наверняка закончится неудачно для Чу. Несмотря на свою невероятную чувствительность, он, по утверждению Секко, не мог расслышать таинственную ноту. Все-таки, тот, кто слышит, на самом деле глух. Самая благозвучная нота высших сфер была недоступна слуху Ши Куана. Секко говорит, что не желает быть ни Ли Лу, ни Ши Куаном, ибо: С чем это может сравниться? Сидя спокойно у окна, Я смотрел, как одно время года сменяется другим. как облетает листва и как распускаются цветы. Когда человек достигает этой стадии осознания, видение становиться не-видением, слышание - неслышанием, молитва - не-молитвой. Если человек голоден - он ест, если он устал - он спит. Пусть листва облетает, пусть цветы распускаются так, как им этого хочется. Когда облетает листва, я знаю, что пришла осень; когда распускаются цветы, я знаю, что пришла весна. Расчистив вам путь, Секко открывает дверь и говорит: Вы понимаете или нет? Полоска железа без отверстия в ней! Он сделал все, что мог сделать для тебя; он смертельно устал и может только обернуться и дать тебе эту самую железную полоску без отверстия в ней. Посмотри своими собственными глазами! Если ты колеблешься, тя навсегда упустишь значение. Йенго (автор этого комментария) поднял свой посох и сказал: "Видите?" Потом он ударил им по стулу и сказал: "Слышите?" Отойдя от стула, он сказал: "Здесь о чем-нибудь шла речь?" Какой смысл имеет "полоска железа без отверстия в ней"? Не буду притворяться, что я знаю это. В дзэне бессмыслица всегда была любимым средством стимуляции разума, - она вынуждала разум двигаться вперед, за пределы смысла; вероятно. смысл "полосы железа" заключается именно в ее бессмысленности и нашей растерянности, в которую нас повергла эта бессмыслица. Корень божественной Мудрости - стебель - это вся Иллюзия: ее цветок плод - это полное Освобождение. это весь Брахман: ее - это весь Мир: и ее Тантра Таттва Шравакасы и Пратиекабудды. достигнув восьмой стадии учения Бодхисаттвы. настолько упиваются блаженным спокойствием разума, что не понимают, что видимый мир есть ничто иное. как Разум. Они по-прежнему пребывают в царстве индивидуальности: они еще не полностью прозрели. А Бодхисаттвы верны своим изначальным обетам, вытекающим из всеобщей любви, живущей в их сердцах. Они не входят в Нирвану как в состояние, отделяющее их от мира становления: они знают, что видимый мир есть ничто иное. как проявление самого Разума Сокращенная цитата из Ланкаватары Сутры Только обладающее сознанием существо понимает смысл движения. Для тех. кто не наделен сознанием, движение абсолютно непонятно. Если ты упражняешься в умении сохранять свой разум в состоянии неподвижности. то ты достигнешь неподвижности существа, не наделенного сознанием. Если ты жаждешь истинной неподвижности, То неподвижность заключается в самом движении. И эта неподвижность есть истинная неподвижность. Где нет сознания, там не может возникнуть состояние Будды. Хорошенько задумайся над тем, насколько разнообразны аспекты того, кто неподвижен. И знай, что первая реальность - неподвижна. Только когда ты достигнешь этой реальности. Ты поймешь истинный смысл работы Этого. Хузн Нень Эти фразы о неподвижности изначального движения напоминают изречения Аристотеля. Но между Аристотелем и толковавшими Вечную Философию представителями мировых религий есть огромная разница: Аристотеля интересовала прежде всего космология, а исповедовавших Вечную Философию освобождение и просветление; Аристотель удовлетворился внешним и теоретическим знанием неподвижного движения; цель же поклонников Вечной Философии заключается в том, чтобы непосредственно ощутить его, обрести то знание, благодаря которому они и другие люди смогут соединиться с этой неподвижностью и стать, поистине. Неподвижным Целым. Это объединяющее знание может быть наивысшим знанием, или полным знанием, или одновременно наивысшим и полным. Поклонники махаяны считают неадекватным знание лишь высших уровней души. Отказ христиан от душевного покоя мы обсудим в главе "Созерцание и Действие". А пока что читателю будет небезынтересно узнать, что с проблемой, которая вызвала столь ожесточенные споры среди европейцев семнадцатого века, буддисты столкнулись гораздо раньше. Но если в католической Европе борьба, разгоревшаяся вокруг трудов Молиноса, м-м Гюйон и Фенелона, привела к длившемуся почти два века изгнанию мистицизма, то в Азии две группировки проявили терпимость друг к другу и согласились разделить сферы интересов. Поклонники хинаяны продолжали исследовать высоты души, а идеалом поклонников махаяны стал не Архат, а Бодхисаттва, и они обратились к познанию не только высот души, но и полноты духа. Ниже приводится поэтическое описание состояния реализовавших дзэнский идеал, принадлежащее святому дзэн-буддисту, жившему в восемнадцатом веке. Подчиняясь общему, которое является частным, Они уходят и приходят, но вечно остаются неподвижными. Предавшись бездумию, которое кроется в мышлении, В каждом своем деянии они слышат голос Истины. Как безграничны небеса созерцания! Как прозрачен лунный свет четырехслойной Мудрости! Когда истина предстает в своем вечном спокойствии. То сама земля становится Чистой Страной Лотоса. А тело человека - телом Будды. Хакуин Природу волнуют не еда, питье, одежда, комфорт и все прочее, в чем нет Бога. Нравится вам это или нет, понимаете вы это или нет, - но Природа втайне пытается "взять след Бога". Экхарт Любая блоха, соединившаяся с Богом, благороднее самого величественного ангела. Экхарт Человек, живущий внутри меня. восхищается вещами не как творениями, но как даром Божьим. Но другой человек. живущий в самой глубине моего существа, воспринимает их не как дар Божий, а как вечность. Экхарт Свиньи едят желуди, но не думают ни о солнце, давшем им жизнь, ни о небесах, под воздействием которых они созрели, ни даже о корне дерева, из которого они появились на свет. Томас Трахерн Ты не будешь получать подлинного удовольствия от мира до тех пор, пока каждое утро не будешь просыпаться в Раю: видеть себя во дворце своего Отца; воспринимать небо, землю и воздух, как радости, дарованные свыше; и относиться ко всем с таким почтением, как если бы ты был окружен одними Ангелами. Невеста короля, попав во дворец своего суженого, имеет меньше оснований для радости, чем ты. Ты не будешь получать удовольствия от мира до тех пор, пока море не потечет в твоих жилах, пока ты не облачишься в небеса и не увенчаешь свою голову звездами. Пока ты не станешь считать себя единственным, кому весь этот мир достанется в наследство, и даже кем-то большим, поскольку любой из живущих в этом мире людей является единственным наследником, как и ты. Пока ты не будешь получать такое же удовольствие от Бога, какое скупцы получают от золота, а короли от власти, - ты не будешь получать удовольствия от этого мира. До тех пор. пока твой дух не заполнит весь мир. а звезды не станут твоими украшениями; пока вечная мудрость Бога не станет для тебя такой же естественной, как умение ходить и принимать пищу: пока ты хорошо не познаешь то неясное ничто, из которого сотворен наш мир; пока ты не возлюбишь людей настолько, что будешь желать их счастья так же сильно, как и своего собственного; пока ты не не станешь восхищаться способностью Бога быть добрым ко всем. - ты не будешь получать удовольствия от мира. Пока ты не познаешь мир лучше, чем свои собственные владения: пока красоты земного шара не станут тебе более дороги, чем красота твоего дома: пока ты не вспомнишь, как давно ты был сотворен и как чудесно было появиться на свет. - ты получишь больше удовольствия от дворца своего величия, чем если бы он был сооружен сегодняшним утром. Более того. ты не сможешь получить истинное удовольствие от мира до тех пор, пока ты не возлюбишь саму красоту наслаждения настолько, что страстно возжелаешь убедить других людей наслаждаться миром. И пока ты настолько не возненавидишь ужасную греховность людей, презирающих тех, кто наслаждается миром, что согласишься скорее гореть в адовом пламени, чем разделить с ними вину за их ошибки. Мир есть отражение Бесконечной Красоты, но человек этого не видит. Мир - это Храм Величия, но человек об этом не думает. Мир - это область Света и Покоя, но человек поднял в ней ужасный шум. Мир - это Рай Божий. Он больше принадлежит человеку со времени падения последнего, чем до него. Мир - это место обитания Ангелов и Врата Небес. Когда Иаков очнулся от сна, он сказал: "Бог - здесь, а я этого не знал. Как величественен этот мир! Он есть ничто иное, как Дом Божий и Врата небес. Томас Трахерн Прежде чем перейти к обсуждению средств, с помощью которых можно достичь как высот, так и полноты духовного знания, давайте ненадолго остановимся на ощущениях тех, кто получил привилегию "узреть Единого во всех вещах", но даже не попытался познать Бога в самом себе. Очень много интересного материала на эту тему содержится в книге Бекка "Космическое Сознание". А здесь достаточно будет сказать, что "космическое сознание" может прийти само по себе и по природе своей является тем, что католические теологи называют "благородным даром". Человек может обладать благородным даром (например, целительной энергией или способностью угадывать будущее) и, в то же время, совершать смертные грехи. Для спасения его души этот дар не является ни необходимым, ни достаточным. По мнению Бекка, в лучшем случае, этот неожиданно открывшийся доступ к " космическому сознанию" представляет собой необычное приглашение - приложить усилия в достижении высот внутри души, так и полноты внешнего знания. В подавляющем большинстве случаев это приглашение отклоняется; благородный дар оценивается восторгом, который он доставляет; человек ностальгически вспоминает момент, когда этот дар открылся, и, если этот человек еще и поэт, то он создает изящное описание этого события - примерами тому служат великолепные места в "Чайльд Гарольде" Байрона, "Тинтернском Аббатстве" и "Прелюдии" Вордсворта. В этом вопросе ни одно человеческое существо не может безоговорочно судить другое человеческое существо. Но на основании биографических данных, по крайней мере можно высказать предположение: нет никаких серьезных причин думать, будто на Байрона или Вордсворта описанные ими богоявления оказали значительное воздействие на трансформацию их характеров; нет также никаких доказательств того, что после описанных ими богоявлений поэты совершили какие-нибудь значительные деяния. По свидетельствам Де Куинси, Китса и Хейлона, Вордсворт до конца своих дней оставался законченным эгоистом. А Байрон, даже после того, как узрел Единого во всех вещах, оставался самим собой завораживающей трагикомической личностью. В этом контексте очень интересно сравнить Вордсворта с другим великим писателем и любителем природы - святым Бернаром. "Пусть учителем твоим будет Природа" - говорит первый. И продолжает утверждать это: Одна прогулка в весеннем лесу Скажет больше о человеке, О добре, зле и нравственности, Чем все мудрецы на свете. Святой Бернар высказывается приблизительно в том же духе. "Все, что я знаю о божественных науках и Святом Писании, я узнал от лесов и полей. Моими единственными учителями были березы и дубы". А в другом из своих писем он говорит: "Послушай опытного человека: в лесу ты узнаешь больше, чем в библиотеке. Деревья и камни скажут тебе больше, чем уста профессора". Оба писателя пользуются примерно одними и теми же выражениями, но их слова имеют разный внутренний смысл. С точки зрения Августина наслаждаться можно только Богом. Созданиями божьими не следует наслаждаться, их следует использовать использовать с любовью, состраданием и отстраненным восхищением, как средства обретения знания о том, чем следует наслаждаться. Вордсворт, как и почти все обладавшие литературным даром поклонники Природы, воспевает именно наслаждение божьими созданиями, а не их использование для достижения духовных целей - использование, которое, как мы увидим дальше, требует большой самодисциплины. А Бернар чем-то само собой разумеющимся считает, что его читатели постоянно укрепляют самодисциплину и, любя Природу, прислушиваясь к ней, как к учителю, все же воспринимают ее только, как путь к Богу, а не как объект наслаждения, которым может быть только Бог. Красота цветов и пейзажа не просто доставляет удовольствие тому, кто подобно "одинокому облаку" бродит по сельской местности, и является не просто приятным воспоминанием для того, кто, попив чаю, лежит "с отсутствующим или задумчивым взглядом" на софе в библиотеке. Реакция на эти красоты должна быть более энергичной и целенаправленной. Древний буддистский автор пишет: "Братья мои, вы видите перед собой корни деревьев и пустое место, так медитируйте". Истина, конечно же, заключается в том, что мир принадлежит тем, кто того заслуживает. Ибо, как сказал Филон, "даже если человек не может сделать себя достойным создателя космоса. он должен попытаться сделать себя достойным самого космоса. Он должен превратиться из человека в природу космоса и стать, если так можно выразиться, маленьким космосом". Для того, кто не сумел сделать себя достойным своего творца (полностью порвав связь с окружающим миром), или хотя бы достойным космоса (привнеся порядок и единство в раздираемую противоречиями недисциплинированную человеческую личность), и поэтому не ставший достойным того, чтобы мир принадлежал ему, мир, с духовной точки зрения, является очень опасным местом. Единство Нирваны и Сансары обусловлено природой вселенной; но полностью осознать или непосредственно ощутить этот факт могут только те, кто достиг высокого уровня духовного развития. Когда обычные, милые, не обновленные духовно люди принимают этот факт на веру и применяют его на практике, то они попросту ищут приключений на свою голову. Ужасные истории об отказе от общепринятых норм морали предупреждают нас о том, что может произойти, когда мужчины и женщины применяют на практике воспринятую только разумом и по-настоящему не осознанную теорию, что все есть Бог, а Бог есть все. Не менее угнетающей, чем проявления аморальности, является и "гармоничная" жизнь добропорядочных граждан, которые из всех сил стараются жить в святости, но на деле понятия не имеют, что такое жизнь настоящего святого. Доктор Оман в своей книге "Естественное и Сверхъестественное" немало пишет на тему того, что "примириться с мимолетностью - значит открыть вечность". И в недавно вышедшей книге "Наука, религия и будущее" Кэнон Равен восхищается Оманом за то, что тот сформулировал принципы теологии, не содержащие антагонистических противоречий между природой и благодатью, наукой и религией, - принципы, в которых мир ученого и мир теолога представляют собой поистине одно и то же. И все это в полном согласии с даосизмом, дзэн-буддизмом и такими христианскими поучениями, как Ата et fac quod vis* (* Люби и делан, что пожелаешь (лат.). - Прчм.ред.) святого Августина и советом отца Лаллемана теоцен-трическим созерцателям отправиться в мир и действовать, ибо истинное добро порождается только соответствующими деяниями. Но ни доктор Оман, ни Кэнон Равен не дают достаточно ясно понять, что ощутить истинное единство природы и благодати, Нирваны и Сансары могут только те люди, которые выполнили определенные условия. Fac quod vis во временном мире - но только после того, как ты обучился бесконечно трудному искусству всем разумом и сердцем любить Бога и ближнего, как себя самого. Но если ты не овладел этим искусством, то ты станешь либо преступником, либо эксцентриком, либо человеком, ведущим благонамеренную "гармоничную" жизнь, у которого не осталось времени, чтобы разбираться как в природе, так и в благодати. В Евангелии абсолютно ясно говорится о процессе, посредством которого и только его одного, человек может обрести право жить в мире, как в своем собственном доме: он должен полностью отказаться от эгоизма и обуздать свое "я". Сам Иисус в определенный период своей жизни подверг суровым испытаниям не только свой разум, но и свое тело. Сохранился рассказ о его сорокадневном посте и заявлении (сделанном явно в результате личных ощущений), что определенньгх демонов может изгнать только тот, кто постится так же усердно, как и молится. (Кюре д'Арс, знание чудес и телесных епитимий которого основано на личном опыте, настаивает на существовании тесной связи между суровыми испытаниями плоти и способностью заставить сверхъестественные силы ответить на обращенную к ним мольбу.) Фарисеи упрекали Иисуса за то, что он "ел и пил" и общался с "откупщиками и грешниками". Они не знали или игнорировали тот факт, что, в свое время, этот пророк соперничал с Иоанном Крестителем в суровом укрощении плоти и упражнялся в укрощении духа, которое он постоянно проповедовал. Образ жизни Иисуса по сути соответствует образу жизни того идеального мудреца, о котором говорится в "Пасторалях", столь популярных среди дзэн-буддистов. Дикого быка, символизирующего необновленное в духовном смысле "я", заставляют изменить направление пути, ловят, укрощают и постепенно превращают из черного в белого. Процесс трансформации заходит так далеко, что на определенное время бык вообще исчезает, и на картинках остается лишь полная луна, символизирующая Разум, Эго, Основу. Но и это еще не конец. В конце пастух возвращается в мир людей, восседая на своем быке. Поскольку сейчас он способен любить настолько, что его любовь тождественна божественному объекту его любви, - он может делать все, что ему хочется; ибо ему хочется того же, чего хочет Природа Вещей. Он сидит в компании пьяниц и мясников; и он, и они все превратились в Будд. Он полностью примирился с мимолетным, и в результате этого примирения открыл вечное. Но обьргные, милые, не обновленные духовно люди примиряются с мимолетным только тогда, когда потворствуют своим страстям, поддаются искушениям и получают от них удовольствие. Если вы скажете таким людям, что мимолетное и вечное есть одно и то же, и при этом немедленно не разъясните смысл этого утверждения, - это неминуемо приведет к катастрофическим последствиям. Ибо, на самом деле.они являются одним и тем же только для святого; 'история не знает такого случая, чтобы святым стал тот, кто в самом начале своей деятельности не вел себя так, словно мимолетность и вечность, природа и благодать не являлись совершенно разными и во многих отношениях несовместимыми вещами. Дорога духовности - это всегда узкая, словно лезвие бритвы, тропа между двумя пропастями. С одной стороны - опасность простого бегства от реальности, с другой - опасность получения удовольствия от вещей, которые должны использоваться только в качестве инструментов или символов. Ниже приводится подпись под последней из "Пасторалей". Даже за пределом всего есть еще дорога. Идя по ней, он вернется в шесть царств существования. Любое земное дело теперь есть работа буддиста. И где бы он ни был. он дышит воздухом родного дома. Даже если кругом грязь, он выделяется в ней, словно алмаз, Даже если повсюду огонь, он сверкает в нем. словно чистое золото. Он идет по бесконечной дороге рождений и смертей И ему достаточно самого себя. В любых обстоятельствах он сохраняет спокойствие и объективность. Средства, с помощью которых достигается главная цель человека, будут подробно описаны в главе "Укрощение плоти и духа и отстраненность". Однако, это глава посвящена в основном укреплению воли. Но сильная воля должна сочетаться с не менее сильным сознанием. Должно иметь место внезапное или постепенное преобразование не только сердца, но и всех чувств, а также разума. Ниже приводится краткое описание "метанойи". как называли греки полную и радикальную "смену разума". Наиболее систематизированные сведения по данному вопросу даны в индуистских и буддистских формулировках Вечной Философии. Они предписывают процесс осознанного разграничения между личным "я" и "Я", тождественным Брахману, между индивидуальным эго и маткой Будды или Всемирным Разумом. В результате этого разграничения может наступить более или менее внезапная и полная "смена" сознания и возникновение состояния "неразума", которое можно определить, как освобождение от перцепционной и мыслительной связи с эго-принци-пом. Это состояние "не-разума" существует на "лезвии бритвы" между беззаботностью обычного чувственного человека и чрезмерно отчаянным усердием фанатика, жаждущего спасения. Чтобы достичь этого состояния, человек должен продвигаться к нему очень осторожно. А чтобы сохранить его. он должен научиться сочетать высочайшую бдительность со спокойствием и жертвенной пассивностью, непоколебимую решимость с полным ее подчинением указаниям духа. Хуан По говорит: "Когда разум ищет "не-разум", тот делает его конкретным объектом мышления. Единственным ответом является молчание; этот процесс не поддается осмыслению". Иными словами, мы, как отдельные личности, не должны пытаться думать о нем, а должны позволить ему думать о нас. В "Алмазной Сутре" мы также можем прочитать о том, что если Бодхисаттва в его попытке познать Это "сохраняет мышление "эго", личности, отдельного существа или души, - то он больше не является Бодхисаттвой". Ал Газали, философ-суфий, также указывает на необходимость покорности разума. "Если тому, кто пребывает в "фане" (термин, примерно соответствующий дзэнскому "не-разуму" или "мушину"), приходит в голову мысль, которую он вычеркнул из своего "я", то это - плохо. Высшее состояние наступает тогда, когда стирается уже стертая мысль". Иступленное стирание уже стертого имеет место на внутренних высотах Атмана-Брахмана; но еще более полное стирание уже стертого происходит также и повсеместно в мире, в пробуждающемся повседневном познании Бога во всей его полноте. Чтобы быть истинно нищим, человек должен быть настолько свободным от своей сотворенной воли, насколько он был, когда его не было. Истинную правду говорю вам: пока есть у вас воля исполнять волю Бога и вы имеете какое-либо желание, относится ли оно к вечности или к Богу. до тех пор пор вы не нищи действительно. Ибо только тот человек нищ, который ничего не хочет, ничего не знает, ничего не домогается. Экхарт Совершенный Путь нетруден, если не считать того, что он не дает возможности выбора. Только тот. кто освободился от ненависти и любви, Увидит его ясно и четко. Сойди с него хотя бы на один палец. И небо и земля отделятся друг от друга. Если ты хочешь увидеть его своими глазами, Не думай о нем ни хорошо, ни плохо. Противопоставлять то, что тебе нравится, тому, что не нравится, - Вот болезнь разума. Разум того, кто не понимает истинного смысла Пути, Пребывает в смятении безо всякой на то надобности. Не ставь себе сложных внешних задач, Не живи во внутренней пустоте; Будь спокоен в единстве вещей, И дуализм исчезнет сам собой. Если ты стремишься достичь состояния покоя прекращением движения. То покой, достигнутый таким образом, есть вечное движение. Пребывая в таком дуализме, как можешь ты познать единство? Если единство не познано до конца, То этот недостаток проявляется двояко: Отрицание внешней реальности есть утверждение ее, Утверждение Пустоты (Абсолюта) есть отрицание его... Преобразования, происходящие в открывающемся нам пустом мире. Кажутся реальными по причине нашего невежества. Не пытайся искать истину. Просто перестань принимать определенную точку зрения. Двое существуют благодаря Одному; Но даже с Ним они не едины. Когда разум пребывает в покое, То и десять тысяч вещей не могут причинить ему вреда... Если глаза никогда не смыкаются во сне. То все сновидения прекратятся сами собой; Если Разум сохраняет свою абсолютность. То десять тысяч вещей являются одной субстанцией. Когда мы постигнем глубокую тайну единого Этого, Мы сразу же забудем все внешние сложности; Когда мы рассматриваем десять тысяч вещей в их единстве, Мы возвращаемся к началу и остаемся там, где мы всегда и были... Одно во всем, Все в Одном. - Пойми только это, И больше не беспокойся о своем совершенстве! Когда Разум и каждый верующий разум не разделены, Когда не разделены каждый верующий разум и Разум, Тогда слова бессильны, Ибо нет прошлого, настоящего или будущего. Третий Патриарх Дзэн Делай то, что ты делаешь в настоящий момент, страдай от того, от чего ты страдаешь в настоящий момент. Чтобы делать все это со святостью, нужно изменить только свое сердце. Святость состоит в видении Божьей воли во всем, что с нами происходит. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |