|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия Гераклита и становление античной диалектики
Геркалит (5 в до н.э.) был родом из города Эфес.Диаген приписывает ему работу о вселенной, государстве и богах. Был сыном жреца, но отказался от власти в пользу младшего брата. Гераклит, считал началом всего сущего огонь в силу того что это самое подвижное, динамичное из всех природных стихий, он говорил "все из огня возникло и в огонь превратится, наступит мировой пожар, космос сгорит, но через какое-то время возродится в том же самом виде (полигинесис). Время от одного сгорания к другому примерно 10 тыс. лет.
Огонь понимает не однозначно, с одной стороны - это некая механическая, двигательная сила, субстанциональное и генетическое начало космоса. С другой стороны огонь - это логос т.е. мировой ум, божественный закон, судьба, которой все подчинено. У космоса объективный логос, а у человека субъективный. Объективный и субъективные логосы диалектически взаимосвязаны, т. е. существует взаимный контакт космоса и человека. Один из первых пытается разобраться в существе человеческой души, полагаю, что она имеет две формы: 1 вещественный, где душа представляет собой соединения влажного и огненного, причем чем суше душа, тем она мудрее 2 психичсеки разумный или логос, абстрактно логическое или понятийное мышление.
Гераклит полагает что оба аспекта диалектически взаимосвязаны и таким образом он один из первых ставит проблему соотношения чувственного и рационального в человеческом познании. Проблема посвященная теории познания. Гераклита считают одни из основателей античной диалектики. говорил "Panta Rei" - все течет, все изменяется. Никто не может войти в одну и ту же реку дважды. Полагал, что источником непрерывного развития, непрерывного течения, является единство и борьба противоположных начал, переход противоположностей друг в друга, демонстрируя этот переход, он приводит след. суждения ставшие афоризмами в наше время: Морская вода рыбам жизнь и питье, а людям соль и отрава. 2. Для родственников смерть близкого это зло, трагедия, а для могильщика, продавцов похоронных вещей - это благо. 3. Ослы солому предпочли бы золоту. 4. Самая прекрасная девушка - безобразна по отношению к роду богов, а самая прекрасная из обезьян безобразна по отношению к роду людей. именно Геркалитовское понимание диалектики положено в понимании современного.
СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ДИАЛЕКТИКИ
Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. У Платона даётся диалектика пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытиЯ.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |