АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема человека и общества в философии эпохи Просвещения

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  4. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  5. I. Формирование глобального инновационного общества
  6. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  7. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. II. Проблема возникновения науки
  10. II. Проблема источника и метода познания.
  11. II.12. Панорама философии ХХ века
  12. III. Материалистическое направление в русской философии

Именно философы эпохи просвещения впервые доходят до мысли о двойственной природы человека. Лмитри на это наталкивает случай (от это поворооот), описанный им в книге Естсественная история души. Где-то там когда-то там, была найден ребенок 10 лет в стаи медведей, он не имел практически ничего человеческого, кроме внешнего строения тела (короче типичный маугли). ВЫВОД! Чтобы стать человеком ребенок должен пройти длительный процесс социоизации, т.е. воспитания, образования, обучения. Следовательно человек имеет двойственную природу. Т.е. это существо био. социальное! Носителем биологической природы является эмпирический индивид, человек с его чувствами, восприятиями, ощущениями и биологиеская природа харакеризуе телесную что-то там человека, ведущую функцию в которой грает мозг. Носителем социальной природы, является разумный человек, ведущую функцию в которой играет правовое начало (Локк и его естественное право). Соц. Разумная природа, согласно просветителям - это модификация души, которые называютя мыслями, размышлениями, памятью, воображением, желаниями, действиями и т.д. Все эти модификации в своей основе имеют ощущения, тем самым пытаются примирить сенсуализм и рационализм, демонстрируя неразрывную связь чувственного и эмоционального познания. Особенно это наглядно продемонстрированно в понятии изначальной естественной разумности. По мнению просветителей, человеку с рождения присущ естественный разум - это не результат интелектуальной интуиции, дарованный богомкоторогонет, это не какие-то рожденные идеи, заложенные богомкоторогонет, естественный разум - это комплекс страстей, потенциально заложенный в телесной организации человека, которые пробуждаются в процессе человеческого общежития. В работе метафизический трактат, Вальтер предлагает целое учение о страстях, как колесах истории, как основе человеческого общежития: 1) Человеку с рождения присущи чувства сострадания и доброжелательности, не редко доброта бывает задушена любовью к себе. Доброжелательность настраивает на единение с другими людьми. 2) гордыня - главное орудие. с помощью которого было воздвигнуто здание общества. 3) страсть повелевать (доминируйвлавствуйунижай). Страсть повелевать возбудила людскую изобретательность. 4) алчность, которая позволила купить повиновение. 5) зависть - толкнула к соревнованию, разбудила от лени. По мнению просветителей - вся предшествующая история была искажением предшествующей разумности, т.е. история зла, насилия, стяжательства. Поэтому предшествующую историю следует забыть, как не дающую никаких уроков. Естественной разумности не было создано подобающих условий, таким условиям, с которыми они связывали надежды на будущее, они относили просвещение, наличие справедливой власти. Идеалом была абсолютная монархия, полагали что у власти должен стоять просвещенный монарх. Просвещенный монарх способен управлять по законам справедливости. Абсолютизировали роль личность в истории, полагая что решающее значение в прогрессивной поступи человеческого разума все таки играют великие императоры, полководцы, гении, гениальные ученые НУ и т.д. Отсюда идеалистический тезис - "идеи правят миром"

ВЫВОД!!

1) в понимании природы философы эпохи просвещения стоят преимущественно на позициях естественно научного материализма (исключения Вальтер, Руссо и некоторые др.)

2) в гносеологии пытаются примирить сенсуализм и рационализм, что отчетливо выразилось в понятии естественной разумности.

3) впервые заговорили о двойственной, био. социальной природы человека.

4) в понимании человека и общества стояли на позициях вульгарного материализма. считая сознание частью тела. На позициях вульгарного материализма и идеализма (идеи правят миром)

Философские взгляды Френсиса Бэкона

18 столетие. Был герцог Верламский, лорд канслер Англии. О достоинстве и приумножении наук, новый Органон. Великое восстановление науки. В вопросе о сотворении мира Бэкон стоял на позициях Деимза. Субстанция мира - бог, который сотворяет природы наделяя ее свойствами протяженности и одушевленности. Исходил их Демокритовского Атомизма. Абсолютно одушевлена. Гилозоизм.

В центре внимания Бэкона оказываются не проблемы антологии, а проблемы гносеологии. Полагает, что человеческое познание кишит различного рода предрассудками, идолами, призраками. Таких предрассудков он выделяет четыре вида:

1. Идолы рода - врожденные предрассудки присущие всему роду человеческому. Антропоморфизм. Бэкон пишет " ум человека уподобляется неровному зеркалу, в котором все отображается в обезображенном и искаженном виде".

2. Идолы пещеры - это индивидуальные предрассудки каждого человека, обусловленные особенностями его воспитания, образования, среды в которой он живет.

3. Идолы площади (рынка) - предрассудки связанные с неправильным потреблением слов, их многозначность. Порядка 16 определений влажности сущ. в науке.

4. Идолы театра - предрассудки связанные с безусловной верой в авторитет. Таким идолом был Аристотель.

Чтобы избавится от предрассудков необходимо разработать эффективный метод познания, который должен базироваться на опыте наших чувств. Чувства - никогда не ошибаются, потому что человека от бога (которого нет) дарована чувственная интуиция - способность верно отражать действительность в чувствах. Опыт - это отец истины. Истина - это дочь времени. Опыт бывает плодоносным(связаны с открытием того, что уже известно человечеству) и светоносным(связаны с открытием принципиально нового, неизвестного человечеству). В работе новый органон, Бэкон формирует опытно индуктивный метод познания. Индукция - восхождение мысли от частного к общему. От частных фактов и их обобщений. Индукция по Бэкону бывает полной и неполной. Полная - учитывает все факты (основные и не основные, относящиеся к какому-либо явлению), полагает такая индукция невозможна в науке. Неполная индукция - учитывает лишь основные факты и широко применяется в естествознании.

1. Сбор фактов

2. Обобщение фактов в группе на основе избранных критериев

3. Обобщение всех групп в одну

Достоинства и недостатки индукции

Достоинства - минимальная возможность спекуляции, домысла, поскольку обобщение базируется на реальных фактах. Еще Гетте говорил о том, что за фактом лежит целая область неизвестного

Недостаток - не задает четкого критерия отбора фактов на основные и неосновные. И если вдруг в группу основных попадут неосновные, то обобщение может оказаться ложным.

Сам Бэкон считал свой метод абсолютно безупречным.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)