|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Монофизитство после 4 Вс.Собора. течения монофизитов. Теопасхитский спорПрежде всего, Халкидонский Собор не приняли в Египте. Жизнь Египетской Церкви издавна отличалась большой централизацией. Вся Церковь беспрекословно подчинялась патриарху. В Египте независимо от того, какой патриарх находился на кафедре, многое напоминало автократическую монархию и поэтому подавляющее число египетских христиан отвергло Халкидонский Собор, который осудил их патриарха Диоскора. Монофизитам (противники Халкидонского Собора) удалось рукоположить в Египте своего собственного патриарха, и таким образом, было положено начало существованию на египетской земле двух параллельных иерархий. С одной стороны – православная патриархия с очень немногочисленной паствой, с другой стороны – патриархия монофизитская, духовный авторитет которой признавало почти все население Египта. Сложнее всего дело обстояло в Сирии, там оставались еще остатки несториан, хотя, несториане были вытеснены ходом событий за пределы империи в персидскую Сирию. Вместе с тем в Сирии было немало защитников Халкидонского Собора (и это, пожалуй, было лучшим результатом сирийской богословской школы). Теперь там появились и монофизиты. Примерно такое же положение существовало в Палестине, хотя там влияние православия было сильнее, чем в Сирии. К противникам Халкидонского Собора примкнула также Армянская Церковь. Одно время Армянской Церкви подчинялась и Грузинская Церковь, которая через это вошла в число монофизитских общин. Но затем, не без помощи империи, Грузия порвала с Арменией, и это дало возможность утвердиться там православию – в то время как Армения так и осталась в числе областей, охваченных монофизитством. Но существовала большая армянская диаспора, и среди них было немало православных, не говоря уже о представителях знатных византийских фамилий армянского происхождения, которые были православными по определению, а некоторые из них даже поднимались на императорский престол. Поэтому нельзя говорить, что армяне были исключительно противниками Халкидонского Собора. К противникам Халкидонского Собора примкнули абиссинские христиане (Эфиопия). Абиссинская церковь только в 20 веке прекратила свою формальную зависимость от Египетской, но все эти века она находилась под сильным влиянием египетского монофизитского христианства. Итак, получается, что очень значительная часть населения Восточной Римской империи не приняла Халкидонского Собора.Император Лев, который сменил Маркиана, произвел письменный опрос епископата, и множество епископов высказались в пользу Халкидонского Собора. Но это еще ничего не значит, потому что епископат далеко не всегда проявлял принципиальность. Император Лев был православным императором, но затем на константинопольском императорском престоле начали появляться лица, которые отказывались отправославия и от верности Халкидонскому Собору. Сама переменчивость их политики показывает, что это был прежде всего расчет, ведь отпадение от православной Церкви значительной части населения, создавало для империи очень серьезную политическую проблему. Первая попытка компромисса с монофизитством была сделана в 475 г, когда власть в империи захватил узурпатор Василиск( отнял у приемника имп. Льва – Зенона). Он издал, так называемое Окружное послание или «Энциклику», в котором осуждал Халкидонский Собор. По образцу императора Льва, Василиск разослал свое Окружное послание всем епископам, и его многие подписали, хотя по своему содержанию этот документ был прямо противоположен тому, который в свое время, разослал император Лев. Но это не было решением проблемы. После недолгого правления узурпатора Василиска, к власти вернулся император Зенон. Зенон поначалу выступил как защитник Халкидонского Собора и отменил «Энциклику» Василиска, но потом он решил действовать дипломатическими, примирительными методами и попытался найти настоящий вероисповедный компромисс. В 482 году был опубликован вероисповедный указ, который назывался «Энотикон» (с греч. – «объединительное послание», «объединительный документ»). Зенон хотел достигнуть соединения умолчанием о естествах в Лице Господа Иисуса Христа и двусмысленным выражением о Халкидонском Соборе. И поскольку сама вероопределительная часть «Энотикона» была очень расплывчатой, и сам Халкидонский Собор в нем не осуждался, то многие православные представители смогли подписаться под этим документом. Но документ не был признан теми, кто твердо держался Православия, т. е. Халкидонского Собора, и теми, кто твердо стоял на позициях того, что мы называем «монофизитством». Таким образом, вместо двух противоборствующих сторон образовались три. В связи с «Энотиконом» произошел разрыв Константинополя с Римом –акакианская схизма, по имени константинопольского патриарха Акакия, который принимал деятельное участие в церковной политике императора Зенона. Эта схизма продолжалась более 30 лет, до 518 г.
В середине V века, после того, как умерли такие великие богословы, как святитель Кирилл Александрийский, с одной стороны, и блаженный Феодорит Киррский, сильнейший представитель антиохийского богословия, – с другой, наступает некоторый упадок богословской науки. Во второй половине V века и в первой четверти VI века у православных в общем не было ни одного сильного богослова. У монофизитов, наоборот, начинается короткое время расцвета. Этот расцвет проявляется в разных сферах – и в монашеской жизни, и в литургической области, и в богословии. В литургической сфере монофизитам принадлежат некоторые нововведения, принятые затем всей Вселенской Церковью. Они ввели в чин Божественной Литургии чтение Никео-Константинопольского Символа Веры, тем самым косвенно осуждая Халкидонский Собор как провозгласивший новое исповедание веры. Крупнейший монофизитских богословов Севир, патриарх Антиохийский составил первый известный в истории вариант Октоиха. Монофизиты сделали вставку в Трисвятое из слов «распныйся за ны». Эта вставка вызвала большую богословскую полемику и была решительно отвергнута православными. Интеллектуальным центром монофизитства на несколько десятилетий стала Александрия. Интеллектуальный расцвет в то же время показал большую внутреннюю слабость монофизитства, ибо с появлением в нем сильных личностей, движение стало дробиться на различные направления. Эти направления иногда были связаны с различными богословскими течениями внутри самого монофизитства, и тогда они имели чисто личный характер. Бывали времена, когда монофизитство насчитывало более 20 различных сект, которые находились между собой в состоянии борьбы не менее трудной, чем между монофизитством в целом и Православием. Некоторые из богословских течений, возникавших на почве монофизитства имели, бесспорно, еретический характер. Монофизитский богослов VI века Иоанн Филопон, убежденный последователь Аристотеля, пришел к выводу, что три лица Святой Троицы реально существуют как три самостоятельных Бога, то есть к троебожию. Севир Антиохийский вовсе не может быть назван монофизитом в прямом смысле слова. Это богослов весьма умеренный, можно сказать, что от православия его отделяет прежде всего решительное нежелание принять Халкидонский Собор. Севир Антиохийский никак не хочет отказываться от формулы Кирилла «единая природа», но это не значит, что он отрицает человечество во Христе. Севиру удалось сыграть важную роль для всего последующего богословия монофизитов. Но одержать реальную победу среди других его направлений эта линия смогла только благодаря деятельности другого монофизитского иерарха по имени Иаков Барадей, он жил во второй половине VI века. Иаков Барадей (что значит «оборванец», «нищий») был умелым организатором. Ему удалось создать в монофизитской Церкви крепкую организацию и преодолеть многие из тех разделений и расколов, которые существовали внутри этого течения. Он являлся бесспорным лидером одной из существующих доныне монофизитских Церквей, которая даже официально называется Иаковитской. Благодаря деятельности этого Иакова, монофизитство преодолело кризис, которое оно испытало в первой половине VI века, разделившись на множество противоборствующих сект. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |