АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 28

Читайте также:
  1. Билет 1
  2. БИЛЕТ 1
  3. Билет 1
  4. БИЛЕТ 1
  5. Билет 1
  6. Билет 1
  7. Билет 1
  8. Билет 1
  9. Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия.
  10. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  11. Билет 1.(12)
  12. Билет 10

Культура России второй половины ХIXв., её вклад в мировую культуру

XIX в. стал поистине золотым веком культуры в России. Различные факторы содействовали ее расцвету: эк. подъем (особенно после отмены крепостного права в 1861 г.), рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада. Были в России и факторы, тормозившие развитие культуры: крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.

Просвещение и наука. Царизм был враждебен просвещению. Однако сила эк. развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для пром-ти, транспорта, здравоохранения, гос. службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ.

Если к началу Х1Х в. Россия имела только одно высшее учебное заведение (Московский университет – с 1755 г.), а в начале 1860-х гг. – 14, то в 1896 г. их стало 63. Книг стало издаваться больше. К 1890 г. Россия вышла на 3 место в мире (после Франции и Германии) по кол-ву названий издаваемой лит-ры. Общий уровень грамотности населения за вторую половину века вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов (школьный устав 1828 г., циркуляр 1887 г. “о кухаркиных детях”, охранительный университетский устав 1884 г.).

Самодержавие стремилось также превратить университеты в присутственные места, а ученых – в чиновников. Преследовались многие ученые и были уволены такие, как ботаник К.А. Тимирязев, социолог Ковалевский. Математик Ковалевская и биолог Мечников работали за границей. Равнодушно царские власти относились к Мичурину и Циолковскому. Царизм не спешил использовать даже сделанное в 1895 г. А.С. Поповым открытие эпохи – радио. В таких условиях естественные науки все-таки развивались.

В 1826 г. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию. В 1842 г. академик Н.Н. Зинин заложил основы развития промышленности синтетических красителей, др. академик В.Я. основал в 1839 г. знаменитую Пулковскую обсерваторию.

Во второй половине столетия ученые-натуралисты достигли еще больших успехов. Отец русской физиологии И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологич. науке. Русский химик Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов. Он выдвинул идею подземной газификации угля и принцип непрерывной дробной перегонки нефти, прогнозировал освоение Великого Северного морского пути, участвовал в первых опытах воздухоплавания в России. Он состоял членом 9-ти академий разных стран, включая США.

Выдающийся вклад в мировую культуру внесли многие др. русские ученые: биологи Мечников и Ковалевский, математики Остроградский и Чебышев, физики Лебедев и Умов, химики Бутлеров и Марковников, географы Пржевальский и Миклухо-Маклай, медики Пирогов и Боткин, электротехники Якоби и Лодыгин, основоположник геохимии Вернадский.

В 1876 г. Яблочков создал дуговую электрич. лампу (“свеча Яблочкова”), которая освещала улицы крупнейших столиц мира и получила всеобщую известность под названием “русский свет”. В 1881 г. морской офицер Можайский сконструировал первый в мире самолет (правда, не выдержал испытаний), а в 1888 г. механик-самоучка Блинов изобрел гусеничный трактор. В 1893 г. Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения.

Обществ. науки же обслуживали царизм: философы Гогоцкий, Юркевич, историки Погодин, Устрялов. Им противостояли револ. мыслители: Герцен и Чернышевский, Лавров и Бакунин, труды которых преимущ. издавались подпольно и за границей. Однако среди лояльных режиму ученых было много талантливых: философ Соловьев, создатель “Толкового словаря живого великорусского языка” Даль, историки Грановский и Костомаров.

Н.М. Карамзин к 1826 г. написал “Историю государства Российского” в 12 томах. С.М. Соловьев написал “Историю России с древнейших времен” (до 1775 г.). В.О. Ключевский – “Курс русской истории” в 5 томах (1904-1911 гг.).

Литература. Ведущей областью духовной жизни в России 19 в. была литература. Во второй половине столетия российская литература развивалась буквально под шквалом правительственных репрессий. После реформ 60-70-х гг. появились такие произведения, как “Обломов” Гончарова, где разоблачается косность, паразитизм дворянства как господствующего класса дореформенной России, “Идиот” (1868) и “Братья Карамазовы” (1879-80) Достоевского, запечатлевшие процесс разложения того же класса в пореформенную эпоху. Против карательного террора были направлены тогда и страстные стихи Надсона, Фофанова, сатира А. Толстого. Высшим проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине 19 в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры 2-ой половины 19 в. – это обличение существующего строя.

Второй проблемой было отображение жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов (“Кому на Руси жить хорошо”). В романах и повестях Достоевского – “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание” – отображены горести и надежды городской бедноты. Простые люди – главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А.П. Чехова. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, написав свой труд “Война и мир”, создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Успенский писал о крестьянах, Мамин-Сибиряк – о рабочих, Короленко – о разных слоях.

Все они верили в лучшее будущее. Поэтому они так часто обращались к третьей из своих главных проблем – к изображению положительного героя, человека будущего. Для начала 60-х гг. наибольший успех имел Чернышевский (“Что делать?”). Тургенев – “Отцы и дети”. Тончайший психолог и лирик, Тургенев создал галерею пленительных женских образов, кот. благотворно воздействовали на духовное развитие юношества (“Ася”, “Первая любовь”).

Все классики рус. лит-ры второй половины 19 в. (кроме А. Толстого) представляли реалистическое направление. А. Толстой, Тютчев, Фет продолжали традицию романтизма. Некрасов и Щедрин принадлежали к революционному лагерю, Тургенев и Гончаров были либералами, Достоевский дружил и с петрашевцами и с Победоносцевым, Л. Толстой был бунтарь.

Искусство. Рус. искусство переживало процесс становления реализма. Очень трудный был этот процесс в театре – драматическом и музыкальном. Малый театр был одним из главных центров рус. дух. жизни. Особенно с 70-х гг., когда на его сцене стала выступать рус. актриса М.Н. Ермолова. Другой центр театральной культуры в России – петербургский Александринский театр – страдал от чрезмерного внимания царских властей, которое считало его увеселительным местом и навязывали ему соотв. репертуар, но спасали положение известные актеры: Савина, Давыдов, Варламов.

Музыкальный театр в еще большей степени находился под опекой царского двора (Мариинский театр и Большой театр). В 1868 г. сложилось содружество 5 выдающихся музыкантов – Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Основная тема – народ. Другой великий композитор – П.И. Чайковский. Он тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы.

Если рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, то опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова.

С 20-30-х гг. художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов). Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок – последователи-передвижники Федотова. Товарищество было основано в 1870 г. с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Туда входили: Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Верещагин, Серов, Васнецов и др. Суриков (исторический жанр) изображал народную массу, как единое целое, как героя истории, сочетание неповторимых индивидуальностей. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема.

Итак, рус. живопись 19 в. несла в народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального достоинства, свободомыслия, гуманизма.

 

Билет № 30

 

Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы)

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)