АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет №1 14 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

 

[4] Временнообязанными крестьянами назывались бывшие помещичьи крестьяне, которые и после отме­ны крепостного права в 1861 году были обязаны за пользование поземельным наделом нести повинности (оброк или барщину) до начала выкупа своего надела у помещика.

С момента заключения выкупной сделки крестьяне переставали быть «временнообязанными» и пе­реходили в разряд «крестьян-собственников».

 

[5] Уставные грамоты – акты, определявшие поземельные отношения временнообязанных крестьян с помещиками, в связи с отменой крепостного права в 1861 году. В уставной грамоте указывалось количество земли, которым пользовались крестьяне до реформы, и обозначались те земли и угодья, которые оставались у крестьян при «освобождении»; в грамоте перечислялись также повинности крестьян в пользу помещика. На основе уставных грамот определялся размер выкупных платежей с крестьян.

 

[6] Земская статистика статистика, организованная земскими учреждениями. Статистические отделе­ния, бюро, комиссии при губернских и уездных земских управах проводили статистические исследо­вания (подворные переписи крестьянских и промысловых хозяйств, определение доходности земель, переоценка земель и имущества, облагаемых земскими сборами, изучение крестьянских бюджетов ит. д.) и выпускали многочисленные обзоры и статистические сборники по уездам и губерниям, содержавшие богатый фактический материал.

 

[7] Круговая порука – принудительная коллективная ответственность крестьян каждой сельской общины за своевременное и полное внесение ею всех денежных платежей и выполнение всякого рода повинностей в пользу государства и помещиков (подати, выкупные платежи, рекрутские наборы и др.). Эта форма закабаления крестьян, сохранившаяся и после отмены крепостного права в России, была отменена лишь в 1906 году.

 

[8] Община (земельная) в России – форма совместного крестьянского землепользования, характеризовавшаяся принудительным севооборотом, нераздельными лесами и пастбищами. Важнейшими при­знаками русской земельной общины были круговая порука, систематический передел земли и отсутствие права отказа от земли, запреще­ние купли и продажи земли.

Община в России известна уже с древнейших времен. В ходе исторического развития община по­степенно становилась одним из устоев феодализма в России. Помещики и царское правительство ис­пользовали общину для усиления крепостнического гнета и для выколачивания из народа выкупных платежей и податей. В.И. Ленин указывал, что община, «не оберегая крестьянина от пролетаризации, на деле играет роль средневековой перегородки, разобщающей крестьян, точно прикованных к мелким союзам и к потерявшим всякий «смысл существования» разрядам». На огромном фактическом и статистическом материале Ленин показал, как развивались капиталистические отношения в русской деревне и как капитал, проникая в патриархальную сельскую общину, разлагал крестьянство внутри нее на антагонистические классы: кулаков и бедняков.

В 1906 году царским правительством был издан в интересах помещиков и кулаков закон, по кото­рому разрешался выход крестьян из общины и продажа надела. За девять лет после издания этого за­кона, положившего начало официальной ликвидации общинного строя в деревне и усилившего рас­слоение крестьянства, из общин вышло свыше двух миллионов домохозяев.

 

[9] Ленин имеет в виду губернские комитеты, образованные в 1857-1858 годах во всех губерниях Европейской России (за исключением Архангельской) для выработки проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости. Комитеты составлялись из выборных от дворян (отсюда – дворянские комитеты) и занимались в основном изысканием средств и путей проведения «крестьянской реформы» таким образом, чтобы дворянство получило максимум выгод.

 

[10] Стачка на Ярославской Большой мануфактуре произошла в апреле – мае 1895 года. Причиной стачки явилось введение администрацией новых расценок, понизивших заработную плату рабочих. Всего бастовало свыше 4000 человек. Стачка была подавлена вызванными в Ярославль войсками (10 ротами Фанагорийского полка). На докладе, представленном царю о событиях на Ярославской ткацко-прядильной фабрике, Николай II написал: «Спасибо молодцам-фанагорийцам за стойкое и твердое по­ведение во время фабричных беспорядков».

 

[11] «Рабочая Мысль» – газета, орган «экономистов»; выходила с октября 1897 по декабрь 1902 года. Вышло 16 номеров.

 

«Экономическое» направление, или «экономизм» – оппортунистическое течение в русской социал-демократии конца XIX – начала XX века, русская разновидность международного оппортунизма. Пе­чатными органами «экономистов» являлись газета «Рабочая Мысль» (1897–1902) в России и журнал «Рабочее Дело» (1899–1902) за границей.

В 1899 году появилось «Credo» – манифест экономистов, составленный Е.Д. Кусковой. «Экономи­сты» ограничивали задачи рабочего класса экономической борьбой за повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д., утверждая, что политическая борьба является делом либеральной буржуазии. Они отрицали руководящую роль партии рабочего класса, считая, что партия должна лишь созерцать стихийный процесс движения, быть регистратором событий. Преклоняясь перед стихийно­стью рабочего движения, «экономисты» принижали значение революционной теории, сознательности, утверждали, что социалистическая идеология может возникнуть из стихийного движения; они отрица­ли необходимость внесения в рабочее движение социалистического сознания и тем самым расчищали дорогу буржуазной идеологии. Экономисты защищали разрозненность и кустарничество отдельных кружков, поддерживали разброд и шатания в социал-демократическом движении, выступая против необходимости создания централизованной партии рабочего класса. «Экономизм» грозил совлечь ра­бочий класс с классового революционного пути и превратить его в политический придаток буржуазии.

 

[12] «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» был организован Лениным осенью 1895 года. В нем объединились около двадцати марксистских рабочих кружков Петербурга. Вся работа «Союза борьбы» была построена на принципах централизма и строгой дисциплины. Во главе «Союза борьбы» стояла Центральная группа, в которую входили В.И. Ленин, А.А. Ванеев, П.К. Запорожец, Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум), М.А. Сильвин, В.В. Старков и др. Органи­зация была разделена на районные группы. Передовые сознательные рабочие (И.В. Бабушкин, В.А. Шелгунов и др.) связывали эти группы с фабриками и заводами. На заводах имелись организаторы по сбору информации и распространению литературы, на крупных предприятиях были созданы рабочие кружки.

«Союз борьбы» впервые в России стал осуществлять соединение социализма с рабочим движени­ем, переход от пропаганды марксизма среди небольшого круга передовых рабочих в кружках к поли­тической агитации среди широких масс пролетариата. Он руководил рабочим движением, связывал борьбу рабочих за экономические требования с политической борьбой против царизма. В ноябре 1895 года им была организована стачка на суконной фабрике Торнтона. Летом 1896 года под руководством «Союза» проходила знаменитая стачка петербургских текстильщиков, в которой приняло участие бо­лее 30 тысяч человек. «Союз борьбы» выпускал листовки и брошюры для рабочих, подготовлял выход газеты «Рабочее Дело». Редактором изданий «Союза борьбы» был В. И. Ленин. Свое влияние «Союз борьбы» распространил далеко за пределы Петербурга. По его почину произошло объединение рабо­чих кружков в такие же союзы в Moскве, Киеве, Екатеринославе и других городах и областях России.

В декабре 1895 года царское правительство нанесло «Союзу борьбы» серьезный удар: в ночь с 20 на 21 была арестована значительная часть его деятелей во главе с Лениным. Захвачен был и подготовленный к набору номер газеты «Рабочее Дело». В ответ на арест В.И. Ленина и других чле­нов «Союза» был выпущен листок с политическими требованиями, в котором впервые было заявлено о существовании «Союза борьбы».

В.И. Ленин, находясь в тюрьме, по-прежнему руководил «Союзом», помогал ему своими совета­ми, пересылал на волю зашифрованные письма и листовки.

Значение петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» заключалось в том, что он, по выражению Ленина, представлял первый серьезный зачаток революционной партии, кото­рая опирается на рабочее движение, руководит классовой борьбой пролетариата.

 

[13] Закон 2 (14) июня 1897 года («О продолжительности и распределении рабочего времени в заведе­ниях фабрично-заводской промышленности») впервые в истории России вводил законодательное ог­раничение рабочего дня для части рабочих крупной промышленности; как и закон 3 июня 1886 года, он был принят под влиянием рабочего движения 90-х годов XIX века, главным образом – массовых стачек петербургских рабочих в 1895-1896 годах.

 

[14] Закон 3 (15) июня 1886 года («Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих») был принят под влиянием рабочего движения в Москов­ской, Владимирской и Ярославской губерниях и, особенно, – знаменитой Морозовской стачки 1885 года. Основным в законе 3 июня 1886 года было некоторое ограничение произвола фабрикантов и за­водчиков при взимании штрафов с рабочих (отсюда его известность как «закона о штрафах»).

 

[15] Стачки, происходившие в мае-июне 1896 года, Ленин называл знаменитой петербургской промыш­ленной войной. Поводом к ним явился отказ фабрикантов полностью выплатить рабочим заработную плату за нерабочие дни по случаю коронации Николая II. Стачка началась на Российской бумагопрядильной мануфактуре (Калинкинской) и быстро охватила все основные бумагопрядильные и ткацкие предприятия Петербурга. Петербургский пролетариат впервые выступил широким фронтом на борьбу с эксплуататорами. Бастовало свыше 30 тысяч рабочих. Стачка проходила под руководством петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который выпускал листовки и прокламации, призывавшие рабочих дружно и стойко отстаивать свои права. «Союзом борьбы» были напечатаны и распространены основные требования стачечников: сокращение рабочего дня до 10,5 часов, повышение расценок, своевременная выплата заработной платы и т.д. Петербургские стачки способствовали развитию рабочего движения в Москве и других городах России, заставили правительство ускорить пересмотр фабричных законов и издать закон 14 июня 1897 года о сокращении рабочего дня на фабриках и заводах до 11,5 часов. Они, как писал впоследствии В. И. Ленин, «открыли эру неуклонно поднимавшегося затем рабочего движения, – этого самого могучего фактора всей нашей революции».

 

[16] «Вестник Финансов, Промышленности и Торговли» – еженедельный журнал министерства финансов царской России; выходил в Петербурге с ноября 1883 по 1917 год (до января 1885 под названием «Указатель правительственных распоряжений по министерству финансов»). В журнале печатались правительственные распоряжения, экономические статьи и обзоры.

 

[17] Китайская война – интервенция империалистических держав (Германии, Японии, Италии, Англии, США, Франции, царской России и Австро-Венгрии) в Китае, предпринятая для подавления народного анти­империалистического Ихэтуаньского восстания 1899-1901 годов.

 

[18] Русско-японская война 1904-1905 гг. закончилась поражением царского самодержавия. 23 августа (5 сентября) 1905 года в Портсмуте (США) между Россией и Японией был подписан мирный договор. По условиям договора царское правительство передавало Японии права на аренду Порт-Артура и Дальне­го, уступало Южно-Маньчжурскую железную дорогу и южную часть Сахалина. За Японией признава­лось право преобладающего влияния в Корее. Кроме того, Россия обязывалась предоставить Японии рыбные концессии у русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях. Подписывая Порт­смутский мирный договор, царизм стремился развязать себе руки для борьбы с развивавшейся внутри страны революцией.

 

[19] Иудушкино стремление – по имени Иудушки Головлева – персонажа произведения М. Е. Салтыко­ва-Щедрина «Господа Головлевы». В образе Иудушки писатель отобразил духовный и физический распад исторически обреченного, отживающего класса помещиков-крепостников, паразитизм, хищничество, ханжество, безграничное лицемерие и предательство.

 

[20] Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX века, возникшего в условиях кризиса крепостничества. Славянофилы выдвинули «теорию» об особом самобытном пути исторического развития России, в основе которого должны лежать якобы присущий только славянам общинный строй в православие. Считая, что историческое развитие России исключает возможность революционных переворотов, славянофилы резко отрицательно относились к революционному движению не только в России, но и на Западе. Выступая за сохранение самодержавия, славянофилы считали, что монарх должен считаться с общественным мнением, и предлагали созыв Земского собора (думы) из выборных представителей всех общественных слоев, высказываясь, однако, против конституции и формального ограничения са­модержавия. В крестьянском вопросе славянофилы выступали за личное освобождение крестьян и на­деление общин землей за выкуп в пользу помещиков. Главными представителями славянофилов были А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.

 

[21] «Искра» – первая общерусская нелегальная марксистская газета, основанная Лениным в 1900 году и сыгравшая решающую роль в создании революционной марксистской партии рабочего класса России.

Первый номер ленинской «Искры» вышел в декабре 1900 года в Лейпциге, последующие номера выходили в Мюнхене, с июля 1902 года – в Лондоне и с весны 1903 года – в Женеве.

В редакцию «Искры» входили: В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Л. Мартов, П.Б. Аксельрод, А.Н. Потресов и В.И. Засулич.

«Искра» стала центром объединения партийных сил, собирания и воспитания партийных кадров. В ряде городов России (Петербург, Москва, Самара и др.) были созданы группы и комитеты РСДРП ленинско-искровского направления, а в январе 1902 года на съезде искровцев в Самаре была основана русская организация «Искры».

По инициативе Ленина редакция «Искры» разработала проект программы партии (опубликован в №21 «Искры») и подготовила II съезд РСДРП, состоявшийся в июле – августе 1903 года. Ко времени созыва съезда большинство местных социал-демократических организаций России присоединилось к «Искре», одобрило ее тактику, программу и организационный план, признало ее своим руководящим органом. В специальном постановлении съезд отметил исклю­чительную роль «Искры» в борьбе за партию и объявил ее Центральным Органом РСДРП. На II съезде была утверждена редакция в составе Ленина, Плеханова и Мартова. Мартов, вопреки решению съезда партии, отказался войти в редакцию, и №№ 46-51 «Искры» вышли под редакцией Ленина и Плеха­нова. В дальнейшем Плеханов перешел на позиции меньшевизма и потребовал включения в состав ре­дакции «Искры» всех старых редакторов-меньшевиков, отвергнутых съездом. Ленин не мог согласиться с этим и 19 октября (1 но­ября) 1903 года вышел из редакции «Искры», был кооптирован в ЦК и оттуда повел борьбу с оппор­тунистами-меньшевиками. № 52 вышел под редакцией одного Плеханова. 13(26) ноября 1903 года Плеханов единолично, нарушая волю съезда, кооптировал в состав редакции «Искры» бывших ее ре­дакторов – меньшевиков. С № 52 меньшевики превратили «Искру» в свой орган.

 

[22] Статейными списками назывались документы, составлявшиеся местными губернскими правлениями и содержавшие подробные сведения об арестантах, ссылаемых в Сибирь.

 

[23] Военные поселения – специальная организация войск в России; были введены при Александре I. Ор­ганизуя военные поселения, царское правительство рассчитывало сократить расходы на содержание армии, иметь подготовленные резервы для военного времени и, в лице создаваемой изолированной от народа военной касты, получить опору против растущего революционного движения. Главным на­чальником военных поселений был назначен военный министр, крайний реакционер А.А. Аракчеев (отсюда название – аракчеевские поселения).

Все крестьяне, живущие на территории, отводимой под военные поселения, превращались в по­жизненных солдат. Из военных поселенцев в возрасте от 18 до 45 лет («хозяев») комплектовались во­енные подразделения, остальные крестьяне, годные к военной службе, становились «помощниками хозяев». Каждый хозяин – поселянин должен был кормить своим трудом трех солдат, располо­женных на постое в военных поселениях. Все поселенцы обязаны были носить военную форму, посто­янно проходить военное обучение. Их жизнь подчинялась суровому режиму и подвергалась строгой регламентации даже в семейных вопросах. Военная муштра и различные регламентированные воен­ные работы не оставляли времени для ведения хозяйства, которое все более и более разорялось.

Каторжные условия жизни и работы в военных поселениях вызывали неоднократные крупные вос­стания, которые подавлялись царскими войсками с неимоверной жестокостью. В 1857 году военные поселения были упразднены.

 

[24] «Русские Ведомости» – газета; выходила в Москве с 1863 года, выражала взгляды умеренно-либеральной интеллигенции, отстаивая необходимость реформ, которые должны были превратить Россию в конституционную монархию; в 80- 90-х годах в газете принимали участие писатели демо­кратического лагеря (В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и др.), печатались произведения либеральных народников. С 1905 года газета являлась органом правого крыла партии кадетов. Ленин указывал, что «Русские Ведомости» своеобразно сочетали «правый кадетизм с народ­ническим налетом». В 1918 году «Русские Ведомости» были за­крыты вместе с другими контрреволюционными газетами.

 

[25] «Новое Время» – ежедневная газета; выходила в Петербурге с 1868 по 1917 год; принадлежала разным издателям и неоднократно меняла свое политическое направление. Вначале умеренно-либеральная, с 1876 года, после того как издателем газеты стал А. С. Суворин, она превратилась в ор­ган реакционных дворянских и чиновно-бюрократических кругов. С 1905 года – орган черносотен­цев. После Февральской буржуазно-демократической революции газета полностью поддерживала контрреволюционную политику буржуазного Временного правительства и вела бешеную травлю большевиков. Закрыта Военно-революционным комитетом при Петроградском Совете 26 октября (8 ноября) 1917 года.

 

[26] Социалисты-революционеры (эсеры) – мелкобуржуазная партия в России; возникла в конце 1901 – начале 1902 года в результате объединения различных народнических групп и кружков («Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров» и др.). Ее официальными органами стали газета «Революционная Россия» (1900-1905) и журнал «Вестник Русской Революции» (1901-1905). Эсеры не видели классовых различий между пролетариатом и мелким собственником, затушевы­вали классовое расслоение и противоречия внутри крестьянства, отвергали руководящую роль проле­тариата в революции.

Тактика индивидуального террора, которую эсеры проповедовали как основной метод борьбы с самодержавием, наносила большой вред революционному движению, затрудняла дело организации масс для революционной борьбы.

Аграрная программа эсеров предусматривала уничтожение частной собственности на землю и пе­реход ее в распоряжение общин на началах уравнительного пользования, а также развитие всякого ро­да коопераций. В этой программе, которую эсеры пытались представить программой «социализации земли», не было ничего социалистического, так как уничтожение частной собственности только на землю не может уничтожить господства капитала и нищеты масс. Реальным, ис­торически прогрессивным содержанием аграрной программы эсеров была борьба за ликвидацию по­мещичьего землевладения; это требование объективно выражало интересы и стремления крестьянства в период буржуазно-демократической революции.

Партия большевиков разоблачала попытки эсеров маскироваться под социалистов, вела упорную борьбу с эсерами за влияние на крестьянство, вскрывала вред их тактики индивидуального террора для рабочего движения. В то же время большевики шли, при определенных условиях, на временные соглашения с эсерами в борьбе против царизма.

Классовая неоднородность крестьянства обусловила, в конечном счете, политическую и идейную неустойчивость и организационный разброд в партии эсеров, их постоянные колебания между либе­ральной буржуазией и пролетариатом. Уже в годы первой русской революции от партии эсеров отко­лолось ее правое крыло, образовавшее легальную «Трудовую народно-социалистическую партию» (энесы), близкую по своим взглядам к кадетам, и левое крыло, оформившееся в полуанархистский со­юз «максималистов». В период столыпинской реакции партия эсеров переживала полный идейный и организационный развал. В годы первой мировой войны большинство эсеров стояло на позициях со­циал-шовинизма.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года эсеры вместе с меньшевиками и кадетами были главной опорой контрреволюционного буржуазно-помещичьего Вре­менного правительства, а лидеры партии (Керенский, Авксентьев, Чернов) входили в его состав. Левое крыло эсеров под влиянием революционизирования крестьянства образовало в конце ноября 1917 года самостоятельную партию левых эсеров. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, ле­вые эсеры формально признали Советскую власть и вступили в соглашение с большевиками, но вско­ре встали на путь борьбы против Советской власти. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны эсеры вели контр­революционную подрывную деятельность, активно поддерживали интервентов и белогвардейцев, уча­ствовали в контрреволюционных заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государства и Коммунистической партии. После окончания гражданской войны эсеры продолжали враждебную деятельность против Советского государства внутри страны и в стане бело­гвардейской эмиграции.

 

[27] Стачка в Ростове-на-Дону началась 2 ноября 1902 года выступлением рабочих котельного цеха Главных мастерских Владикавказской железной дороги. По призыву Донского комитета РСДРП 4 ноября 1902 года забастовали все рабочие железнодорожных мастерских, которые предъявили администрации ряд экономических требований. К забастовке вскоре примкнули рабочие плугостроительного завода «Аксай», табачной фабрики Асмолова и других предприятий, служащие почт и телеграфов, приказчики и т.п. Стачка стала всеобщей и приняла политический характер.

 

[28] Имеются в виду массовые революционные выступления студенчества и рабочих: политические демонстрации, сходки, забастовки, происходившие в феврале-марте 1901 года в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Казани, Ярославле, Варшаве, Белостоке, Томске, Одессе и других городах России.

Студенческое движение 1900-1901 учебного года, возникшее на почве академических требований, приобрело характер революционных политических выступлений против реакционной политики самодержавия, получило поддержку со стороны передовых рабочих, нашло отклик во всех слоях рус­ского общества.

Непосредственным поводом к демонстрациям и стачкам февраля и марта 1901 года послужила отдача в солдаты 183-х студентов Киевского университета за участие в студенческой сход­ке. Правительство обрушилось на участников революционных выступлений: полиция и казаки разгоняли демонстрации и избивали их участников, сотни студентов были арестованы и ис­ключены из высших учебных заведений; особенно жестокая расправа была учинена над участниками демонстрации 4(17) марта 1901 года на площади у Казанского собора в Петербурге. События февраля-марта 1901 года свидетельствовали о нарастании революционного подъема в России; огромное зна­чение имело участие рабочих в движении, происходившем под политическими лозунгами.

Студенты выступали против «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений, удаляемых из сих заведений за учинение скопом беспорядков», утвержденные 29 июля 1899 года, в которых было сказано: «Воспитанники высших учебных заведе­ний за учинение скопом беспорядков в учебных заведениях или вне оных, за возбуждение к таким беспорядкам, за упорное по уговору уклонение от учебных занятий и за подстрекательство к таковому уклонению подлежат, на основании изложенных ниже правил, удалению из учебных заведений и за­числению в войска для отбывания воинской повинности, хотя бы они имели льготу по семейному по­ложению, либо по образованию, или не достигли призывного возраста, или же вынули по жребию номер, освобождающий от службы в войсках. Примечание: мера сия не освобождает виновных в совер­шении преступных деяний, подлежащих преследованию на основании существующих узаконений, от ответственности в установленном порядке... Подлежащий зачислению в войска.., оказавшийся при медицинском освидетельствовании не способным к службе в строю, определяется на должности нестроевые...» Зачисление в армию предусматривалось на срок от года до трех лет.

С требованием отмены «Временных правил» выступили студенты всех высших учебных заведений.

 

[29] Маниловщина – совокупность черт характера, присущих одному из персонажей произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» Манилову. В образе сентиментального «прекраснодушного» помещика Манилова писатель воплотил типичные черты безвольного мечтателя, пустого фантазера, бездеятельного болтуна.

 

[30] Группа «Освобождение труда» – первая русская марксистская группа, основанная Г.В. Плехановым в Женеве (Швейцария) в 1883 году. Кроме Плеханова в группу входили П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В. Н. Игнатов.

Группа «Освобождение труда» проделала большую работу по распространению марксизма в Рос­сии. Она переводила на русский язык, издавала за границей и распространяла в России работы осно­воположников марксизма. Но у группы «Освобождение труда» были и серьезные ошибки: остатки народнических взглядов, недооценка революционности крестьянства, переоценка роли либеральной буржуазии. Эти ошибки явились зародышем будущих меньшевистских взглядов Плеханова и других членов группы. Группа «Освобождение труда» не была практически связана с рабочим движением. В. И. Ленин ука­зывал, что группа «Освобождение труда» «лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению».

На втором съезде РСДРП в августе 1903 года группа «Освобождение труда» заявила о прекраще­нии своего существования.

 

[31] Речь идет о рабочем движении в Московской, Владимирской, Ярославской губерниях в 1885-1886 гг. Среди стачек этого периода особенно выделилась своей организованностью стачка на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве в январе 1885 года. Во главе стачки стояли талантливые руководители, передовые рабочие Петр Моисеенко, ранее состоявший членом «Северного союза русских рабочих», и Василий Волков. Царское правительство подавило стачку вооруженной силой. Около 600 рабочих бы­ло выслано, 33 посажены на скамью подсудимых.

 

[32] Стачка 1896 года началась 23 мая на Калинкинской мануфактуре, поводом к ней
послужил отказ фабрикантов полностью выплатить рабочим заработную плату за нерабочие дни по случаю коронации Николая II. Стачка быстро охватила все основные бумагопрядильные и ткацкие предприятия Петербурга, а затем перекинулась на крупные машиностроительные заводы, резиновую мануфактуру, писчебумажную фабрику и сахарный завод. Петербургский пролетариат впервые вы­ступил широким фронтом на борьбу с эксплуататорами. Бастовало свыше 30 тысяч рабочих. Стачка проходила под руководством петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», кото­рый выпускал листовки и прокламации, призывавшие рабочих дружно и стойко отстаивать свои пра­ва. «Союзом борьбы» были напечатаны и распространены основные требования стачечников: сокра­щение рабочего дня до 10,5 часов, повышение расценок, своевременная выплата заработной платы и т. д.

Сообщения о стачке произвели огромное впечатление за границей. Адрес анг­лийских рабочих, подписанный вождями всех социалистических и профессиональных организаций, был переведен на русский язык, распространен «Союзом борьбы» среди петербургских рабочих. На митинге тред-юнионов Лондона сообщение о стачке были встречены с воодушевлением; присутствовавшие провели сбор в по­мощь стачечникам, и такие же сборы были объявлены по тред-юнионам. Сборы проводились также в Германии, Австрии и Польше. Лондонский конгресс II Интернационала, собравшийся в июле 1896 го­да, восторженно встретил сообщение Г.В. Плеханова о стачке 1896 года и принял специальную резо­люцию – приветствие русским рабочим, ведущим борьбу против «одной из последних опор европей­ской реакции».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)