|
|||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Библиографический список. Бердяев, Н. А. О русской философии [Текст] : в 2 тБердяев, Н. А. О русской философии [Текст]: в 2 т. / Н. А. Бердяев. Свердловск, 1991. Введенский, А. И. Очерки русской философии [Текст] / А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет. Свердловск, 1991. Галактионов, А. А. Русская философия IХ–ХIХ вв. [Текст] Гайденко, П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века [Текст] / П. П. Гайденко. М., 2001. Емельянов, Б. В. О русских философах, хороших и разных (историко-философские очерки) [Текст] / Б. В. Емельянов. Екатеринбург, 2005. Емельянов, Б. В. История русской философии [Текст] / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков, Ю. К. Саранчин. М., 2005. Емельянов, Б. В. Русская философия ХХ в. [Текст] / Б. В. Емельянов. Екатеринбург, 2003. Зеньковский, В. В. История русской философии [Текст]: в 2 т. Лосский, Н. О. История русской философии [Текст] / Н. О. Лосский. М., 1991. Русская философия [Текст]: словарь. М., 1999. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология [Текст] / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. В. А. Фатеев. СПб.: Русская Христианская гуманитарная академия, 2006. Соловьев, В. С. Избранное [Текст] / В. С. Соловьев. М., 1990. Вопросы для самоконтроля 1. В каком веке зародилась русская философия? 2. Назовите русских философов-просветителей, идеологов реформ Петра I. 3. Кто был родоначальником русской антикрепостнической идеологии, автором трактата «О человеке, его смертности и бессмертии»? 4. Назовите представителей русского экзистенциализма. 5. Диалог каких двух теоретических и общественно-политических направлений, сформировавшихся в 30-е годы ХIХ в., во многом определил характер последующего развития отечественной философии? 6.. Назовите русского философа XIX в., идеалиста, богослова, поэта, автора философии Всеединства. 7. Какие категории являются центральными в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева? 8. Кто из мыслителей явился родоначальником русского марксизма? 9. В чем состояла суть спора славянофилов и западников? 10. Кого из русских мыслителей XVIII-XIX вв. можно отнести к представителям материалистического направления в философии? 11. Каковы основные особенности русской национальной философии? 12.Кого из русских мыслителей XIX-ХХ вв. можно отнести к философским течениям марксизма и позитивизма? 13. Чем отличался антропологический материализм Н.Г.Чернышевского от позиции его предшественника, представителя немецкой философии Л.Фейербаха? 14. В чем, по вашему мнению, выразился антропоцентризм русской философии XIX в.? Лекция 3 Философский смысл проблемы бытия [39] Осмысление проблемы бытия в философии. Основные формы бытия. Формирование и эволюция философского понятия «материя». Современные естественно-научные представления о структуре материи. Понятие «движение» и многообразие его форм. Движение и развитие. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Понятие «картина мира». Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира. 3.1. Осмысление проблемы бытия в философии. Рассмотренный в предшествующих темах круг вопросов позволяет сделать вывод, что понятия «мир», «природа», «бытие», «материя» являются теми понятиями, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Свидетельство тому – само определение предмета философии как «наиболее общего в системе «мир – человек»», а также то обстоятельство, что философия как самостоятельная область знания возникла из потребности выработки общего взгляда на мир, из потребности исследования его общих начал, принципов и законов, из настоятельной потребности самоопределения человека в этом мире. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является «бытие». Почему проблема бытия и учение о бытии (онтология) постоянно, с древности и до наших дней, обсуждаются в философии? Почему многие мыслители считали и считают эту проблему исходной для систематических философских размышлений? Попытаемся выяснить, какие корни имеет она в реальной жизни человека и человечества. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности – это естественное убеждение человека в том, что мир существует, наличествует, имеется. Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях, происходящих в природе, обществе, мир остается, сохраняется как относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие существуют «сейчас», «здесь», «теперь», еще недостаточно. Если мир, бытие существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем. Отвечая на этот вопрос, одни философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и будет, что у Вселенной нет ни конца, ни размеров (Анаксимен, Эпикур, Лукреций Кар, Дж. Бруно, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин и др.). Другие утверждали, что мир был, есть и будет, но он имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени (Е. Дюринг). Далее, если мир в целом бесконечен, беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами. Таким образом, появляется целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на тесно взаимосвязанные подпроблемы (аспекты). Понятие «бытие» имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; бытие вещей, процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое подразделяется на: бытие человека в мире вещей; бытие специфически человеческое; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества; Бытие вещей. Общечеловеческий социально-исторический опыт, конкретный практический опыт всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов позволяет утверждать, что первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, постоянное отличие природы как особой формы бытия. «Первая природа», благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека. Но человек не удовлетворяется тем, что ему дает «первая природа». Соединяя свой труд с веществом природы, он создает как бы «вторую природу», которая определяет его жизнь и развитие. В предметах «второй природы», с одной стороны, воплощен материал первой, как объективной и первичной реальности, а с другой – «опредмечены» труд и знания человека. В них воплощено и то, что называется «социальной душой» этих предметов, т.е. их социальное предназначение и социальные функции. «Вторая природа» – это комплексная (природно-духовно-социальная) реальность. Вместе с тем «вторая природа» также дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, она также существует вне и независимо от их сознания, хотя и воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Бытие человека. Как существует человек? Прежде всего как живой, конкретный индивид, а первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела (в первую очередь удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде, продолжении рода и т.д.). Без этого вообще невозможно человеческое существование. Но бытие отдельного человека – непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с психикой, духовной жизнью индивида. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что: отдельный человек реально существует, прежде всего, как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело); человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Ноmо sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира; человек существует и как социально-историческое существо. Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Бытие духовного. Особым видом бытия является духовное бытие, как индивидуализированное, так и внеиндивидуальное, объективированное. Индивидуализированное бытие духовного включает в себя, прежде всего сознание индивида. Но индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне», и тогда возникает духовное второго типа – объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Оно обязательно материализуется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и др.). Несмотря на относительную самостоятельность, бытие объективированного духовного неотделимо от бытия природы и человеческого бытия, оно изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое. Бытие социального. Наконец, четвертая форма бытия – социальное бытие как синоним социальной реальности. Эта форма бытия будет анализироваться при изучении последующих тем курса философии, посвященных рассмотрению общества. Подчеркнем лишь, что социальное бытие в рассматриваемом нами контексте включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального. Естественно возникает вопрос: есть ли нечто общее, объединяющее все эти сферы, формы бытия, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Идея такого единства приводит к представлению о некоей общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория «субстанция» (от лат. substаntia – то, что лежит в основе). Субстанция означает внутреннее единство всего многообразия конкретных вещей, явлений, процессов, событий и т.д. Учения, объясняющие мир из одной субстанции, относятся к философии монизма (от греч. monos – единый). Но само понимание субстанции, как было отмечено ранее, может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю, и дух. Отсюда следует различать материалистический монизм и идеалистический. Традицию материалистического монизма продолжает диалектико-материалистическая философия. Это значит, что все многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся, есть материальный мир. Сознание же рассматривается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам ее организации. Следовательно, возникает необходимость определить, что же такое материя? По существу, мы переходим к рассмотрению второго значения категории «бытие». 3.2. Формирование и эволюция Важнейшей стороной основного вопроса философии является вопрос о природе мира, традиционно формулируемый как вопрос о том, что первично: дух или природа, материя или сознание, мышление или бытие? Уже из этого следует, что категория «материя» является фундаментальным философским понятием. С признанием материальности мира, его первичности связано само существование материализма как философского направления. Для материалистов материя всегда была первична и независима от сознания. Однако и в учениях материалистов это понятие не оставалось неизменным. Оно развивалось, углублялось по мере развития самой философии, всех знаний о мире и общественно-исторической практики. В развитии взглядов на материю в учениях самих материалистов можно выделить ряд этапов. I. Античный этап. Для материалистов данного этапа характерны поиски первоматерии (первовещества), т.е. того, из чего якобы вещи, явления состоят и во что они в конечном счете превращаются. А потому все вещи и явления эти мыслители делили на два вида: первичные, вечные, постоянные; производные от первых, подвижные, изменчивые, преходящие. Хронологически этот этап совпадает с зарождением первых материалистических учений. Так, Фалес таким первовеществом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Каждый из них полагал, что все многообразие чувственно воспринимаемых вещей состоит соответственно из воды, воздуха и огня. Некоторые философы (особенно Древнего Китая, Древней Индии) за первичное принимали сочетание четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Особое место в истории философии занимали атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. Они выдвинули идею о существовании неделимых частиц – атомов. Согласно их учению, атомы неизменны, постоянны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, качественно однородны и отличаются друг от друга только по форме, величине и расположению. Они носятся в пустоте, сталкиваются друг с другом, благодаря чему и образуются отдельные тела, которые могут распадаться, превращаясь снова в атомы. Следовательно, в этот период складывается представление о материи как субстрате (от лат. substratum – основа, подстилка), первооснове, своего рода «строительном материале», общей основе вещей и явлений. Это было наивное представление о материи, соответствовавшее уровню цивилизации данной эпохи. Но в этом представлении содержалось нечто весьма важное для дальнейшего развития философии и, в частности, материализма: идея единства мира; идея несотворимости и неуничтожимости мира; идея связи и взаимопревращения тел, объектов, процессов. II. Этап Нового времени хронологически совпадает с зарождением и развитием капитализма. Это время возникновения и развития подлинного естествознания. Новое время породило плеяду замечательных философов-материалистов, таких как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах и др. В исследованиях природы и ее явлений в этот период господствует анализ. Устанавливаются и познаются различные свойства вещей, такие как масса, вес, сила, протяженность, инертность, движение, непроницаемость и т.п. Поэтому материя рассматривается преимущественно как отношение вещей и их свойств. Преобладает точка зрения, что материя – это не какая-то отдельно взятая вещь или их совокупность, а все то, что обладает массой, весом, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и другими свойствами. Материя полностью отождествляется с веществом, обладающим неизменными свойствами. Параллельно продолжало существовать мнение о наличии общей первоосновы вещей. В физике это были атомы, в химии – химические элементы. Лишь отдельные философы пытаются дать более обобщенное понятие материи. Так, французский материалист П. Гольбах в работе «Система природы» писал: «Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»[40]. Для П. Гольбаха материя все то, что может ощущаться, обладает массой, протяженностью, движением. В целом же для физики ХIХ в. понятия «материя», «вещество», «масса» были идентичными. На это особенно важно обратить внимание для понимания следующего этапа в развитии взглядов на материю. III. Диалектико-материалистический этап. Диалектический материализм поставил и решил проблему понятия «материя», исходя из материалистического понимания основного вопроса философии. Из чего следует, что материя есть первичное и объективное по отношению к духу, сознанию, что она (материя) есть объективная реальность, отражаемая органами чувств человека и познаваемая им. Согласно диалектико-материалистическому пониманию мира, материи как особого вещества, лежащего в основе всех вещей, явлений и процессов, нет. «Материя, – писал Ф. Энгельс, – как таковая – это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их как телесно существующие под понятием „материя“»[41]. Ф. Энгельс отбросил прежние представления о первоматерии, о наличии исходных веществ, «первокирпичиков». Вопреки мнению о неделимости атомов, он утверждал: «…атомы отнюдь не являются чем-то простым, не являются вообще мельчайшими частицами вещества... Атом обладает сложным составом»[42]. Как видим, Ф. Энгельс значительно предвосхитил позднейшие научные открытия. В результате успехов естествознания в конце ХIХ и начале ХХ вв. произошел коренной переворот во взглядах на материю, и сложилась новая картина мира. Этот переворот получил название «новейшей революции в естествознании», которая началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности, квантовой теории, ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Эти открытия связаны с именами таких великих исследователей, как немецкий ученый В.К. Рентген, французский ученый А.А. Беккерель, английский физик Д.Д. Томсон, русский физик П.Н. Лебедев, один из основоположников современной физики А. Эйнштейн и др. Новая физика, найдя новые виды материи и новые формы ее движения, вновь поставила на повестку дня, по случаю ломки старых физических понятий, традиционные философские вопросы: о природе мира, движении, пространстве, времени, об объективности знаний, добываемых наукой, и т.д. Значительная часть физиков при решении этих вопросов осталась на позициях материалистического монизма. Но некоторые сделали из новых открытий идеалистические выводы. Среди них: австрийский физик Э. Мах, французский математик Ж.А. Пуанкаре, итальянский физик А. Риги и др. Они стали высказывать сомнение в существовании материи, выдвинули утверждение, что «материя исчезла». На том основании, что многие физические процессы стало возможным выразить математическими формулами, возникли заявления, что материя исчезла, остались одни уравнения. На том основании, что электрон входит в состав всех вещей, утверждалось, что материя исчезла, осталось одно электричество. Особое распространение среди части естествоиспытателей получила концепция, согласно которой все вещи, явления, процессы лишь видоизменения энергии. Данная концепция получила название энергетизма. Но энергия есть общая мера различных форм движения. Что же тогда движется? Попытаемся поставить вопрос так: «Если материя исчезла, то, что же осталось?» С позиций материализма, с исчезновением материи должен исчезнуть и мозг, и нервная система, а следовательно, и наши ощущения, представления, мысли, т.е. исчезнет все. Если же допускается, что материя исчезла, а мысль осталась, то это означает, что мысль отрывается от материи, мозга и наделяется самостоятельной, внематериальной сущностью. То «исчезновение материи», о котором говорили физики, не имеет ничего общего с философским понятием «материя» (вернее, с диалектико-материалистическим ее пониманием). С позиций диалектического материализма, исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого мы ее знали до сих пор. Знание человека идет глубже, «исчезают» такие свойства материи, которые раньше казались абсолютными, неизменными, первоначальными (неделимость, непроницаемость, неизменяемость, инерция, масса и т.д.) и которые в связи с новыми данными науки теперь обнаруживаются как относительные, присущие лишь некоторым состояниям материи. Поскольку исследователи в своих выводах опирались на открытия таких структурных уровней материи и ее свойств, которые ранее не были известны науке, постольку вновь встал вопрос о философском понимании материи. Попытку дать диалектико-материалистическое истолкование материи на основе новых научных открытий предпринял В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»[43]. Определение материи В.И. Ленин дает через ее отношение к сознанию, поясняя, что в силу предельной широты этих понятий другого подхода к определению не может и быть. Иными словами, при определении материи он исходит из основного вопроса философии и учитывает обе его стороны. Поставим вопрос: правомерно ли определять материю через простое перечисление ее основных видов и форм? Такая попытка просто бессмысленна. Ведь на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Естествознание уже открыло и продолжает открывать все новые и новые структурные уровни материи, ее свойства, демонстрируя тем самым ее неисчерпаемость. Следовательно, остается один путь определить материю – выделить такой предельно общий сущностный признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или будут познаны в будущем. И таким единственным свойством материи, с признанием которого связан философский материализм, является свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания человека. Исходя из этого, В.И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[44]. Если проанализировать данное определение материи, нетрудно прийти к следующим выводам. 1. В противоположность объективному идеализму в нем утверждается, что объективно существует только материя, кроме нее нет никакой другой объективной реальности, данной нам в ощущениях. 2. Положение о том, что материя есть объективная реальность, направлено против субъективно-идеалистических воззрений, утверждающих в различных вариантах, что мир есть комплекс, комбинация «моих ощущений», что существовать – значит быть воспринимаемым и т.д. В противоположность этому подчеркивается, что материя объективна, существует вне нас, независимо от нас, независимо от наших ощущений. 3. Вывод о том, что материя копируется, фотографируется, отражается нашим сознанием (существуя независимо от него), направлен против всех разновидностей агностицизма и скептицизма, отрицающих (или подвергающих сомнению) способность человеческого разума познать, верно отразить мир, постичь объективную истину. 4. Наконец, данное определение материи показывает ограниченность метафизического материализма, суть которого в рассматриваемом вопросе сводилась к отождествлению философского понимания материи с одним из ее видов (вещество, «первоматерия» и др.). Уже из такого краткого анализа становится очевидно, сколь важно значение данного понятия для диалектико-материалистической философии. Но оно важно и для всего естествознания, особенно философского осмысления его достижений. Прежде всего, методологически значимым является предостережение о недопустимости смешения философского понятия материи с естественно-научными представлениями о ней. Философия, отвлекаясь от конкретных форм и свойств мира, акцентирует внимание на материи как объективной реальности. Естествознание же, сознательно или стихийно исходя из философского понятия материи, изучает ее строение, структуру, уровни, свойства, связи и отношения, раскрывает закономерности материального мира в его конкретных формах и т.д. Может возникнуть вопрос: не должно ли быть наряду с философским определением материи естественно-научного? Однако всякие попытки дать такое определение кончались ничем. Такие попытки и впредь неизбежно будут обречены, так как определение материи должно быть синтезирующим и его не может дать никакая частная (конкретная) наука. Следует обратить внимание и на тот факт, что философское, диалектико-материалистическое понятие «материя» не сможет «устареть» в связи с новыми научными открытиями, в то время как естественно-научные представления о структуре, видах, свойствах и связях материи будут и впредь изменяться, дополняться, уточняться в ходе развития науки. Любое последующее открытие новых структурных уровней материи будет свидетельствовать лишь о неисчерпаемости материи вглубь, об изменчивости естественно-научных представлений о структуре материи, но не поколеблет диалектико-материалистического понимания материи, ибо вновь познанные структурные уровни материи (как, например, кварки) будут существовать объективно, а не в нашем сознании, а это и есть важнейший признак материальности. Рассматривая философское понимание материи, мы не можем не опираться на естественно-научные знания о видах, формах и структурных уровнях материи. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука оперировала двумя понятиями, выражающими видовые особенности материи: вещество и поле. Вначале они рассматривались как несоотносимые противоположности, воспроизводящие либо прерывные, либо непрерывные свойства материи. С развитием квантовой механики выяснилось, что вещество и поле качественно отличаются друг от друга, но обладают общими признаками и свойствами, тесно связаны между собой и могут превращаться друг в друга. Откуда эти два вида? С точки зрения современной физики их первооснова – физический вакуум. Современная наука выделяет следующие виды полей: гравитационное, слабое ядерное, электромагнитное, сильное ядерное. Указанные поля переносят энергию. Ряд исследователей высказывают предположение о существовании особого вида взаимодействия и особого вида поля – торсионного поля, которое является переносчиком не энергии, а информации. Но официальная наука в настоящее время достоверными данными об этом явлении не располагает[45]. Существуют лишь предположения, принятые узким кругом специалистов (Дж. Бом – США; Р. Утияма – Япония; Г.И. Шипов, А.Е. Акимов – Россия и др.). Что касается вещества, то выделяют следующие его состояния и виды:
По пространственным масштабам новейшая физика знает три различные области материального мира: микро-, макро- и мегамир. Они различны по своим масштабам и величине материальных объектов. Им присуще и качественное многообразие, свойства материи, которые не имеют качественных аналогов в других масштабах. Микромир – это «элементарные» частицы, ядра атомов, атомы, объекты с размерами от 10–18 до 10–10 м. Макромир (обычный, воспринимаемый, ощущаемый человеком) – это мир тел с размерами от 10–10 до 1012 м. Это мир от атомных размеров до масштабов Солнечной системы. Движение тел в макромире подчиняется, в основном, законам Ньютона. От макромира развитие познания пошло в двух противоположных направлениях: вглубь в микромир и вширь в мегамир. Вверх от макромира, бесконечно далеко, за пределами доступной ныне человеку части Вселенной, простирается мегамир («мега» – с греческого «большой», «гигантский»). Это мир за пределами Солнечной системы (1012–1025 м). Основные объекты изучения этой области природы – сверхгалактики. Этот третий мир современной физики исследован еще чрезвычайно мало. Не создана стройная теория, охватывающая процессы и явления мегамира, и пока приходится иметь дело чаще всего с гипотезами. Одна из них – «в случае чрезвычайно больших расстояний между телами, имеющих место в мегамире, закон всемирного тяготения Ньютона не действует». Но материальный мир не сводится к трем мирам неорганической природы. На их перекрестке возникла органическая природа, а затем – и общество. Сложились качественно новые и своеобразные уровни материи: органическая и социальная. Термин «уровни» употребляется в том значении, что существуют определенные «слои», «пласты» материи, различающиеся по: сложности; качественной и количественной специфике составляющих их объектов; несводимости высших системных образований к низшим. Каждый уровень отличается своим материальным носителем и законами, регулирующими его существование и развитие. Так, в органической природе выявлены: молекулярный уровень, микроорганизмы, клеточный уровень и др. В обществе – это человек, семья, производственные коллективы, классы, социальные группы, государства, общественно-экономические формации и др. 3.3. Понятие «движение» и многообразие его форм. Одним из важных философских вопросов является вопрос о том, в каком состоянии находится мир. С точки зрения диалектико-материалистической философии, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Вопрос о движении не обходят и другие философские школы и направления, но трактуют его по-разному. Например, объективный идеализм не отрицает движение, но этим свойством наделяет лишь абсолютную идею, мировой дух, внематериальный, мистический, «мировой разум». Движение, развитие этого духа порождает природу, материю, в которой он продолжает свое движение, но в ином бытии. Велико значение диалектики Г.В.Ф. Гегеля, но его диалектика – это диалектика «абсолютной идеи», а не природы, не общества, которые, по Гегелю, лишь отблески этой идеи. С точки зрения современного католицизма (неотомизма), всякое движение имеет божественное начало, исходит от Бога. Субъективный идеализм под движением понимает смену ощущений, представлений, мыслей субъекта. Метафизический материализм признает объективный характер движения, но понимает его ограниченно. В чем это проявляется? Либо в сведении всего многообразия движения лишь к механической его форме, к простому перемещению в пространстве, которое к тому же вызвано некими внешними силами, чем-то в конечном счете сверхъестественным; либо в признании движения только по замкнутому кругу, только в виде круговорота с постоянным возвращением к пройденным точкам движения и их повторению; либо, наконец, в отрыве материи от движения, т.е. признании материи вне движения, а также отрыве движения от материи, т.е. признании внематериальности самого движения. С позиций материалистической диалектики движение – способ существования материи, ее атрибут. На чем покоится этот вывод? Прежде всего, на эмпирических наблюдениях. Так или иначе, человек видит, ощущает, наблюдает: в неорганической природе: механическое, тепловое, электромагнитное, молекулярное, атомное, внутриядерное движение, движение элементарных частиц и т.д.; в органической природе: рождение, размножение, отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и развитие организмов, обмен веществ, кровообращение, пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.; в социальной материи: развитие производительных сил, смену производственных отношений, смену цивилизаций, смену научных представлений, возникновение новых партий, новых экономических, политических и других структур. Следовательно, эмпирические наблюдения и здравый смысл не оставляют сомнения в том, что весь мир находится в движении, изменении и развитии. Теория осмысливает, систематизирует, обобщает эти наблюдения, проникает в истоки движения и делает определенные выводы. Диалектический материализм как теория приходит к следующим основным выводам и положениям. 1. Дает обобщенное понятие движения независимо от его конкретных проявлений, которые столь же бесконечны, как бесконечна сама материя. С позиций диалектического материализма движение в применении к материи – это изменение вообще, т.е. движение есть любое изменение, происходящее в любом материальном объекте: количественное, качественное, перемещение, рождение, отмирание и т.д. 2. Делает вывод о неразрывности материи и движения, о невозможности существования материи без движения, а движения без и вне материи. 3. Приходит к выводу, что движение – это не обычное свойство материи, а ее атрибут, под которым понимается такое свойство вещей, предметов, явлений, без которого невозможно само их существование. Движение – способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто свойство. Из признания движения как атрибута, способа существования материи вытекают и другие философские выводы. Во-первых, поскольку материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, постольку объективно и движение. Человеческое мышление способно отражать, познавать движение во всем его разнообразии, вычленяя закономерности. Во-вторых, поскольку вечна, несотворима и неразрушима материя, постольку вечно, несотворимо и неразрушимо движение. По мнению Ф. Энгельса, «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя. Движение может быть только перенесено»[46]. Положение диалектического материализма о движении как способе существования материи не означает отрицания покоя. Но что же понимается под покоем? С механической точки зрения можно говорить о покое, когда то или иное тело не меняет своего пространственного положения, не перемещается относительно других тел. Лежащий камень, стоящая машина, сидящий человек покоятся, не меняют своего пространственного положения. С количественной точки зрения покой имеет место тогда, когда вещи, объекты, в том числе живые организмы, не меняют существенно своих количественных характеристик – не увеличиваются и не уменьшаются в своих размерах. Например, достигнув определенного предела, прекращают рост растения, животные, человек. С точки зрения качества покой – это пребывание вещи, объекта, организма, системы и т.д. в данном качественном состоянии, т.е. фиксируется момент качественной устойчивости. Это является непременным условием дифференциации материи, благодаря чему мы отличаем одни вещи от других. Возможность такого относительного покоя тел, т.е. возможность временного состояния равновесия, является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни. Однако если движение абсолютно, ибо это способ существования материи, то покой не может быть абсолютным, а только относительным, ибо покой в одном отношении всегда связан с определенными изменениями в других отношениях. Покоящееся тело вместе с Землей вращается вокруг Солнца, вместе с Солнечной системой – вокруг центра (ядра) Галактики, которая также движется во Вселенной. Во взрослом организме уменьшается количество рождающихся и обновляющихся клеток, что ведет к его старению и в конечном счете к естественной смерти. В любом объекте происходят и незаметные качественные изменения. Диалектический материализм не ограничивается признанием движения как атрибута материи. Он ставит проблему классификации его форм и решает ее в союзе с естествознанием или опираясь на него. Идея о формах движения и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу предложенной им классификации форм движения были положены следующие принципы: неразрывности материи и движения, согласно которому каждая форма движения имеет свой материальный носитель, иными словами, каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения; субординации – генетической связи, восхождения движения от низших форм к высшим в соответствии с эволюцией материи и движения; несводимости высших форм движения к низшим, согласно которому низшие формы входят в высшие, но занимают в них подчиненное положение. Высшие же формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Этот принцип имеет особо важное значение для понимания ограниченности механицизма, сторонники которого все формы движения, в том числе социальную, пытаются свести к одной механической форме. Исходя из указанных принципов, Ф. Энгельс выделил следующие основные формы движения материи: механическую (ее носитель – макро- и мегатела); физическую (носитель – молекулы); химическую (носители – атомы); биологическую (носитель – белки) и социальную (носитель – люди). Ф. Энгельс отнюдь не считал предложенную им классификацию чем-то законченным и неизменным. Он, напротив, был убежден, что последующее развитие науки внесет свои коррективы в эту классификацию. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения, поэтому классификация Ф. Энгельса развивается и дополняется. Но положенные в ее основу принципы, по мнению многих современных исследователей, сохраняют свое значение, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития. Опираясь на эти принципы и учитывая достижения современной науки, философы и ученые предлагают различные варианты современной классификации форм движения, среди которых можно выделить схему Б.М. Кедрова. Он выделяет следующие конкретные формы движения: субатомно-физическую (элементарные частицы, ядра); химическую (атомы); молекулярно-физическую (молекулы, марцеллы). В двух последних происходит «раздвоение единого» – безуглеродистые соединения ведут к планетарной и геологической формам движения материи, а углеродистые – к биологической (белки, нуклеиновые кислоты), а от нее через труд к социальной форме (рис. 1). Помимо конкретных форм, Б.М. Кедров выделяет четыре общие формы: квантово-механическую, макромеханическую, термодинамическую и условно названную – кибернетическую. Эта классификация учитывает нынешние достижения науки и является развернутой, а не линейной. Рис. 1. Конкретные формы движения (классификация Б.М. Кедрова) Наиболее значительные изменения касаются соотношения механической, физической, химической форм движения. Так, наука ХХ в. открыла новые формы физического движения, неизвестные в ХIХ столетии: процессы микро- и мегамира. По-новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения. С одной стороны, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, а с другой – является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам. В новом свете предстала также проблема соотношения механического и физического движения. Оказалось, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Много нового внесла современная наука и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни выделены ДНК и РНК. Будущий прогресс науки, несомненно, приведет к открытию новых форм, как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. И в процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться. Даже обыденное человеческое мышление способно констатировать, что существуют различные типы движения материи. Первый тип – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качественной определенности. В предметах, явлениях всегда происходят определенные изменения, и они никогда не бывают абсолютно тождественными самим себе. Однако при всех их изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, которые позволяют говорить о них как о данных, определенных предметах, отличных друг от друга либо от других предметов. Итак, первый тип движения – это движение, когда сохраняется качество предмета. Второй тип движения связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета (рождение, размножение, смена формаций, смена научных представлений и т.д.). Процесс перехода от одного качества к другому, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и не развернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуется как развитие. Итак, развитие – это качественно необратимое, направленное изменение. Следовательно, всякое развитие есть движение (ибо оно тоже есть изменение), но не всякое движение есть развитие. Можно, в свою очередь, выделить две разновидности развития. Первая – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации (развитие отдельного организма: растения, животного, человека). Например, в неживой природе – эволюция звезд, в живой – образование новых видов растительных и животных организмов, в социальной жизни – развитие и смена формаций (культур, цивилизаций). Вторая разновидность процесса развития – это процессы перехода от одного уровня организации материи к другому (например, формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганических форм организации материи к органическим формам, становление человека и его общественной жизни). В зависимости от направленности выделяют прогрессивное, регрессивное и циклическое развитие. 3.4. Пространство и время. С позиций диалектико-материалистической философии, движение не является единственной формой существования материи. Из признания движения неизбежно возникает вопрос: где и как оно совершается? С точки зрения диалектического материализма, движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Следовательно, пространство и время также являются неотъемлемыми формами, способами бытия материи. Пространство и время – фундаментальные понятия философии. Интерес к ним возник в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Изучение пространственных и временных связей материальных явлений составляет задачу и специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления форм и способов бытия, а их всеобщие, универсальные свойства. Рассмотрим некоторые из существующих подходов. Субъективный идеализм отрицает объективность пространства и времени, утверждая, что они существуют лишь в ощущениях, в сознании людей, что понятия «пространство» и «время» выводятся из головы, из сознания и вносятся в природу, в материю. И. Кант полагал, что пространство и время не обнаруживаются в опыте, лишены объективного содержания, являются доопытными (априорными), врожденными представлениями человека, который выводит их из мышления и наделяет ими мир. Представители современного субъективного идеализма и некоторые ученые западных стран (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, В. Гейзенберг, А. Эддингтон и др.), отрицая объективность пространства и времени, считают их произвольной конструкцией сознания людей, удобным способом описания ощущений. Некоторые философы и ученые – от Античности (Демокрит, Эпикур) до И. Ньютона и в ряде случаев до наших дней – рассматривали пространство как абсолютную пустоту, существующую независимо и вне материи, – своеобразное вместилище (ящик) для материи. Пространство (вместилище) может быть занято, а может быть и не занято материей, т.е. быть пустым, нематериальным. По ироническому замечанию немецкого ученого Г. Вейля, пространство в таком случае представляло нечто вроде наемной казармы для жильцов: есть жильцы – казарма занята, нет – пустует. Оторванное от материи пространство рассматривалось как неизменное, везде и всюду однородное, неподвижное, ни от чего не зависящее и существующее само по себе. Не менее метафизичен был (а в ряде случаев остается) и взгляд на время, считавшееся чистой, внематериальной длительностью, т.е. время также отрывалось от материи и наделялось самостоятельной сущностью. Получалось, что длится во времени не материя, не ее объекты, тела, организмы и т.п., а время само по себе. Оно считалось также единым и однородным для всей Вселенной. Некоторые мыслители (Е. Дюринг) утверждали, что время не имеет конца, но имеет начало, а пространство заключено в границы, т.е. конечно. По мнению Ф. Энгельса, такие рассуждения несостоятельны, ибо то, что имеет начало, имеет и конец, а что имеет конец, имеет и начало, и во Вселенной вообще невозможно определить, где в ней начало и где конец. Выделяют субстанциальную и реляционную концепции пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Это хорошо видно из рассмотренных выше взглядов И. Ньютона и философов Античности. Заметим, что точка зрения на субстанциальный характер пространства и времени разделяется как материалистами, так и идеалистами. Реляционная концепция пространства и времени также может быть материалистической и идеалистической. С позиций идеализма в истории философии ее развивал Г. Лейбниц. Он считал, что пространство и время – это особые отношения между субъектами и процессами, вне их не существующие. Диалектический материализм подходит к рассмотрению пространства и времени с позиций материалистической реляционной концепции, согласно которой пространство и время – объективные, не зависящие от человека и человечества формы существования материи, которые не существуют и не могут существовать в чистом виде – вне материи: как нет материи вне времени и пространства, так нет и последних вне материи, они суть формы, способы ее существования. Пространство и время неотделимы не только от материи, но и друг от друга. Если, например, мы говорим о скорости движения какого-либо объекта, то определяем его через путь (пространство), пройденный в определенную единицу времени. Что же такое пространство? Теоретическое определение понятия «пространство» опирается на эмпирические наблюдения, из которых наиболее важными являются два. Во-первых, каждая вещь имеет тот или иной размер, объем, структуру, протяженность. Во-вторых, мир, Вселенная представляют собой бесчисленное множество сосуществующих вещей, систем, явлений, которые так или иначе взаиморасположены, взаимно ограничивают и продолжают друг друга. Отсюда можно дать примерно следующее определение пространства: пространство есть философская категория для обозначения структуры, протяженности взаимодействующих материальных объектов, а также порядка сосуществования, взаиморасположения тел, систем относительно друг друга. Теоретическое определение понятия «время» также основывается на двоякого рода эмпирических наблюдениях. Во-первых, каждая вещь, система имеет «возраст», продолжительность своего существования. Во-вторых, вещи, явления, системы материального мира существуют не все одновременно и не всегда. Каждый объект существует лишь в определенное время и «сходит со сцены», уступая, по закону сохранения материи, место другому. Мир имеет свою историю – прошлое, настоящее и будущее. Отсюда можно дать следующее определение времени: время есть философская категория для обозначения длительности существования (бытия) тел, вещей, явлений, систем, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, последовательности смены их существования. С позиций диалектико-материалистической философии пространство и время как формы, способы существования материи также объективны, вечны, несотворимы и неразрушимы, как сама материя. Вместе с тем пространство и время имеют определенные отличительные особенности. Пространство характеризует материю со стороны протяженности и сосуществования ее объектов, а время – со стороны длительности и последовательности существования этих объектов. Пространство трехмерно, т.е. имеет три измерения (например, длина, ширина, высота). Время одномерно, оно имеет одно измерение. Если пространство обратимо, так как в нем можно вернуться в какой-то исходный пункт движения, то время необратимо: прошлое, хоть и не остается бесследным, но уходит безвозвратно. Пространству и времени свойственны противоречия, как свойственны они и материи. Противоречивость состоит в том, что пространство и время бесконечны и вечны, в то время как конкретные материальные объекты конечны и не вечны – бесконечность и вечность пространства и времени слагаются, образуются из бесчисленного множества конечных и не вечных объектов, систем. Положение диалектического материализма о неразрывной связи и взаимообусловленности материи, движения, пространства и времени имеет естественно-научное подтверждение, прежде всего в виде неевклидовых геометрий (Н. Лобачевского и Б. Римана) и теории относительности А. Эйнштейна, важнейшие философские выводы из которых можно свести к следующему. 1. Исходя из постулата постоянства скорости света установлено, что при релятивистских скоростях движения тел их масса возрастает, геометрические параметры (размер) сокращаются, а время при таких скоростях течет медленнее относительно покоящихся систем отсчета. 2. Установлена также зависимость пространства и времени от гравитации больших космологических систем и объектов. Именно в районах сильных гравитационных полей пространство искривлено, имеет кривизну, а ритм времени более медленный, нежели в районе малых тел и малых гравитаций. Из этого следует, что материя, движение, пространство и время не просто взаимосвязаны, а влияют друг на друга, вызывают друг в друге определенные изменения и, наконец, что пространство и время отнюдь не однородны. С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений – социальное пространство и социальное время, которая, развиваясь вместе с развитием общества, сама во многом определяет характер общественной жизни. Пространство, освоенное человеком, с точки зрения физических законов ничем не отличается от неосвоенного, но с социальной точки зрения оно определено исторически сложившимися отношениями между людьми, социальными группами, отношением человека к природе, существующим способом производства и другими социальными факторами. Из всей природной среды выделяются такие пространственные элементы, как «зона обитания», «зона производства», «зона политических и экономических интересов» и др. Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются (хотя и не всегда адекватно) в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Так, уже на ранних исторических этапах развития общества неоднородность социального пространства нашла отражение в таких понятиях, как «небеса обетованные», «грешная земля», «адское подземелье», а позднее – «Родина», «Чужбина» и т.д. Объективно существующие отношения социального пространства не возникают сами по себе, а формируются благодаря деятельности человека и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи. Определяясь характером общественного бытия, социальное пространство активно на него влияет. Попадая в определенные социальные зоны, человек воспроизводит характерные для них типы взаимоотношений, включающие как отношения между людьми, так и взаимоотношения с природными предметами, т.е. определенный образ жизни. Таким образом, социальное пространство – это отношения между людьми и социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Каждый человек или социальная группа занимают свое положение в некой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального пространства. В свою очередь в социальном пространстве можно выделить: экономическое, политическое, этнологическое и другие виды пространства. Для всего человеческого бытия характерно и специфическое социальное время, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов. На ранних этапах развития общества ритмы социальных процессов были замедленными, социальное время как бы спирально свернуто. Но по мере общественного прогресса оно уплотняется, ускоряется, раскручивает спираль, все больше и больше направляясь в будущее. Прав был известный поэт, написавший: Я знаю – время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его[47]. Таким образом, пространственно-временные отношения, будучи формами бытия, не являются чем-то застывшим, неизменным. Вместе с изменением материи они сами изменяются как количественно, так и качественно, создавая практически бесконечное разнообразие форм, что в конечном счете является проявлением бесконечности пространственно-временных отношений. Важно также отметить, что нельзя решать проблему пространства и времени без опоры на достижения современной науки, причем не только достижения естествознания, но и те данные социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой деятельности. Из всего изложенного материала о материи и формах ее существования вытекает такое важное положение диалектико-материалистической философии, как единство мира – материалистический монизм, противостоящий монизму идеалистическому. Единство мира с позиции материализма состоит в его материальности, т.е. в том, что все существующие в мире предметы, системы, явления представляют собой различные виды и проявления движущейся материи, что кроме материи в ее бесконечном многообразии ничего нет, материя является единственной объективной реальностью и никакой другой объективной реальности не существовало и не существует. Здесь находит свое отражение единство многообразного. Единство мира выражается, например, в наличии общности состава и свойств разнообразных материальных объектов, в сходстве структур качественно разнообразных явлений, систем, в процессах взаимного превращения одних материальных объектов и образований, одних их состояний – в другие. Без единства, общности такие превращения были бы невозможны. Можно, наконец, отметить, что единство мира вытекает из взаимосвязи и взаимообусловленности, единства космологических объектов и элементарных частиц, заключается в единстве бесконечно большого и бесконечно малого, в структуре материального мира, в существовании всеобщих диалектических законов бытия, которые действуют на всех структурных уровнях материи, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство и время. Когда Н. Коперник доказал, что Земля не находится в центре Вселенной, а И. Кеплер раскрыл законы движения планет вокруг Солнца, затем Г. Галилей, а за ним и И. Ньютон показали, что земная и небесная механика выражают одни и те же законы движения материальных тел, были сделаны решительные шаги к познанию объективного единства мира. Данные спектрального анализа показали, что далекие космические тела, звезды, туманности состоят из тех же атомов химических элементов, что и все вещи на Земле. Трудами Ч. Дарвина было доказано единство происхождения и развития живых организмов. Исследования М.Я. Шлейдена и Т. Шванна доказали единство клеточного строения всего живого, И.М. Сеченова и И.П. Павлова – материальную природу психики. Следовательно, естественные науки и философия дают новые и новые данные, подтверждающие идею о единстве мира. Материальный мир предстает как самоизменяющаяся, саморазвивающая целостность, а основными его свойствами являются: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность, отражение. В заключение подчеркнем, что мы акцентировали внимание в основном на диалектико-материалистической концепции единства мира и человека. Но есть и противоположная концепция – религиозно-идеалистическая. В ней тоже утверждается идея единства человека и мира. Но источник движения и связи всех вещей и явлений, согласно этой концепции, – надмировое духовное начало: мировая идея, абсолют, Бог. 3.5. Понятие «картина мира». Горизонты нашего познания безграничны: мы никогда не можем знать окончательно, как устроен мир. Даже в самом отдаленном будущем, при значительном прогрессе науки можно будет говорить лишь о том, что наука дает нам только модели природных процессов, их научные «картины». Наши представления о пространстве и времени, движении и взаимодействии атомов – это просто картина, изображение реальности, но не она сама. Рано или поздно, но обязательно наступит время, когда в свете новых знаний то, что казалось незыблемым, отступит на второй план, и придет время заменить одну картину реальности другой, более верной. Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого XVII и XXI в. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира – мифологическая, религиозная, философская, естественно-научная. Что объединяет различные картины мира? Что означает само понятие «картина мира»? Какие представления, знания обязательно включает в себя любая картина мира? Во-первых, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Именно от решения этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития. Во-вторых, в каждой картине мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые – неживые; люди – животные – растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях, т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах. В-третьих, исходя из вышеизложенного, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце. В-четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира (будь это божественные установления в христианской, закон кармы в буддистской или три закона Ньютона в классической научной картинах мира). В-пятых, ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории – достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный. Таким образом, любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторические крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира. В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю. Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются. В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история имеет направленность – это приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить, например, христианскую, исламскую, буддистскую картины мира. Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической и других ее разновидностей. Первая научная картина мира – классическая – складывается в ХVII–ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики И. Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность. Действия человека в конечном итоге – это завуалированное выражение физических законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей понимается как электрические импульсы в его нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.) |