АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика как концепция развития

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. IBM – концепция маркетинга.
  6. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  7. III. Характерные черты экономического развития страны
  8. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  9. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  10. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  11. IX.3.Закономерности развития науки.
  12. S 4. Показатели развития мировой экономики

 

Диалектика как учение о развитии вообще раскрывается во всей совокупности ее законов и категорий. Закон противоречия, будучи «ядром» диалектики, раскрывает источник саморазвития бытия. Закон перехода количественных изменений в качественные описывает характер развития и конкретизирует принцип системности в диалектике. Закон отрицания отрицания выявляет особенности прогрессивного развития.

Любое явление действительности имеет свою качественную и количественную определенность. Охарактеризовать вещь с качественной стороны значит, прежде всего, указать ее свойства. Однако качество вещи не сводится только к набору ее свойств, поскольку в разных условиях, вступая во взаимодействие с другими вещами, объект обнаруживает разные свойства. С другой стороны, различные объекты в одних и тех же условиях могут обнаруживать сходные свойства. Например, возьмем сахар и соль. Они обладают во многом сходными свойствами: и в том и в другом случае это кристаллический белый порошок, хорошо растворимый в воде. Однако они различаются по своему химическому составу, и в этом суть их качественной определенности. Каждая вещь обладает множеством свойств, большинство из которых сохраняются в процессе взаимодействий. Это означает, что вещь имеет некоторую устойчивую основу, постоянный носитель свойств, или, как его называют, субстрат. В примере с сахаром и солью таким субстратом является их химический состав. Таким образом, качество вещи (ее качественная определенность) характеризуется двумя моментами: во-первых, ее свойствами и, во-вторых, ее субстратом. Количество (количественная определенность) предстает как совокупность множеств и величин, характеризующих вещь.

В процессе развития объекта происходят его качественные и количественные изменения. Качественные изменения выступают как возникновение нового или исчезновение старого, изменение количественное характеризует вещь с точки зрения увеличения или уменьшения ее параметров. Связь между количественными и качественными изменениями осуществляется через меру. Философский смысл категории мера состоит в том, что этим термином обозначается интервал, в границах которого количественные изменения происходят при сохранении данного качества. В процессе развития и функционирования систем непрерывно происходят мелкие, незначительные количественные изменения, которые не приводят к изменению качественной определенности вещи. Однако на каком-то этапе эти незначительные изменения могут привести к внутреннему структурному качественному изменению системы. Эту связь между количественными и качественными изменениями Гегель сформулировал в виде закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Суть этого закона состоит в том, что в процессе движения количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные. В свою очередь, переход к новому качеству дает основание для новых количественных изменений в рамках новой меры.

Взять, к примеру, развитие болезни в организме человека. Постоянное нарушение режима питания может привести к накапливанию незначительных изменений в работе пищеварительных органов, что на определенном этапе вызовет заболевание. Результатом этого будет резкое и необратимое изменение качественного состояния организма: из здорового человек превращается в больного. Возникновение нового качества осуществляется путем перерыва в постепенности количественных изменений. Такой переход от старого качества к новому получил название «скачка». Скачок есть необратимое качественное изменение, связанное со структурным преобразованием системы, при этом форма скачка может быть различной. Это может быть довольно быстрая смена качества либо «прыжок», растянутый во времени (например, длительный процесс качественных преобразований при переходе от человекообразной обезьяны к собственно человеку).

Изучая сложный объект, мы сталкиваемся с трудностью определения его качества, так как каждый подуровень системы обладает своими качественными характеристиками. Таким образом, объект может иметь множество качеств, которые находятся в некоторой взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что можно говорить о многокачественности объекта и существовании его системного качества, которое и позволяет глубже понять смысл качественной определенности вещи, выражающейся в ее неповторимости и конкретности.

Системный подход к пониманию качества раскрывает смысл качественных изменений как изменения структуры (устойчивой основы) вещи, подчеркивая тем самым их необратимость.

Категориальная пара «система - элемент» тесно связана с другими парами диалектических категорий: «структура - функция» и «часть - целое». Система есть целое, состоящее из связанных между собой частей (элементов). При этом каждая часть системы выступает как подсистема, которую, в свою очередь, можно разложить на простейшие элементы. Таким образом, система есть структурно определенное целое. Структура представляет собой устойчивую и повторяющуюся связь элементов в системе, это - способ организации элементов в системе, частей в целое. По сути дела, структура создает эффект целостности в системе: целое (система) всегда есть нечто большее, чем простая совокупность его частей (элементов). Принцип целостности требует при изучении систем учитывать несводимость их свойств к свойствам их частей.

Современный диалектический взгляд на действительность состоит в умении различать процессы функционирования и развития системы.

Правильно понятая диалектика функционирования и развития позволяет нам различить «движение» и «развитие». Движение как способ существования бытия представляет собой изменение вообще, охватывая различные формы его проявления в живой и неживой природе, в обществе и человеческом мышлении, включая, в частности, процессы функционирования и развития. Под развитием же следует понимать процесс необратимого качественного и направленного изменения системы.

Изучение объекта как некой системы предполагает также рассмотрение его с точки зрения содержания и формы. Содержание любого предмета включает в себя помимо существенных также и его второстепенные признаки. Оно охватывает всю совокупность элементов, связей и проявлений объекта. Содержание любого объекта всегда оформлено с внешней и внутренней сторон, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма обычно предстает как вид, наружность, но при этом она существует не просто на уровне внешности единичного явления, поскольку всегда обладает характеристикой существенного. Так, внешний облик человека, который так часто изображается в портретной живописи, может многое сказать и о его характере, и о внутренней жизни. Внутренняя форма объекта является способом организации его содержания и выступает в качестве его структуры. Диалектика содержания и формы охватывает все сферы бытия. Форма не существует отдельно от содержания, содержание всегда оформлено. В искусстве форма есть воплощенный художественный образ, который выступает как единство идейного содержания и чувственно воспринимаемой наглядной формы. Мастерство художника состоит как раз в могучих приемах завершения формы произведения. Содержанием человеческого мышления выступает та сфера бытия, которая нашла в нем свое отражение, однако мысль человека о мире может существовать только в определенной форме - в виде суждения или умозаключения.

Следует особо отметить, что форма гораздо консервативнее содержания, которое обладает текучестью и непрерывно меняется. Изменение формы часто осуществляется в виде скачка, поскольку связано с преобразованием структуры объекта. Так, в истории человечества мы встречаемся с постепенным изменением производительных сил и скачкообразным характером изменения форм собственности в процессе развития способа материального производства.

Одностороннее понимание диалектики формы и содержания выражается в формализме как разновидности метафизического метода мышления. Формализм чаще всего проявляется в различных видах человеческой деятельности, когда отдается предпочтение форме перед содержанием. Формализм требует безукоснительного следования нормам, обрядам, инструкциям даже тогда, когда жизненная ситуация настолько поменялась, что делает это требование бессмысленным. В сфере социального управления к формализму тяготеет бюрократия.

В зависимости от направленности развитие может быть прогрессивным, регрессивным или одноплоскостным. Прогрессивное развитие есть восхождение системы от низшего к высшему и от простого к сложному и связано с необратимыми изменениями в структуре объекта. Регрессивное развитие связано с переходом от высшего к низшему, т.е. с понижением уровня организации системы. Одноплоскостное развитие есть направленный процесс необратимых изменений, не сопровождающийся изменением уровня организации системы (например, мутации, связанные с необратимым изменением постоянной окраски животного для приспособления к окружающейся среде).

Переход системы от одного качественного состояния к другому есть процесс, получивший у Гегеля название отрицания. С этих позиций любое новое качество есть отрицание старого, и возникает оно в результате скачка, перерыва постепенности вследствие выхода системы за пределы прежней меры. В истории философской мысли сложились две традиции в толковании нового. Первая - метафизическая по своему существу - рассматривала новое как полное отрицание старого. Вторая - диалектическая точка зрения, идущая от Гегеля, рассматривала отрицание как единство нового и старого, как единство изменчивости и преемственности. Диалектический подход к пониманию отрицания выделяет в нем три момента: 1) в процессе развития исчезает нечто старое; 2) появляется нечто новое; 3) что-то из старого сохраняется и переносится в новое. Однако в условиях господства новой реальности эти «остатки» старого сохраняются в несколько измененном, подчиненном («в снятом») виде. Таким образом, развитие есть единство отрицания и преемственности и может быть представлено как бесконечная цепочка отрицаний, осуществляемых «по спирали», когда каждое новое кольцо спирали есть переход к новому уровню развития, а связь между кольцами спирали есть элементы сохранения старого.

Рассматривая такой ряд последовательных отрицаний, можно обнаружить определенный цикл, который был назван Гегелем законом отрицания отрицания. Этот цикл состоит из трех стадий: первую стадию - «тезис» сменяет вторая - «антитезис» (новое качество - отрицание первой стадии), затем вторая стадия сменяется третьей (отрицающей вторую, т.е. «отрицание отрицания»). Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в результате двойного отрицания система переходит к качественно новому состоянию, в котором, однако, воспроизводятся некоторые черты ее начального состояния. Примером может служить ситуация с зерном, которое мы бросаем в землю (тезис), затем оно прорастает и образуется молодое растение (антитезис), и на третьей стадии происходит формирование зрелого растения и выбрасывание колоса (синтез = отрицание отрицания). По мысли Гегеля, третья стадия (синтез) должна «в снятом виде» вобрать в себя весь путь предшествующего развития и «повторить» некоторые черты начальной стадии. Таким образом, развитие системы идет противоречиво: в нем сочетаются две противоположные тенденции - одна заключается в постоянном обновлении, возникновении того, что ранее не существовало, а другая - в постоянных возвратах (в измененном виде) к чему-то уже существовавшему ранее.

Закон отрицания отрицания является весьма общей закономерностью, действие его можно встретить во всех сферах действительности, но характерен он только для прогрессивного развития, так как характеризует процесс восхождения от низшего к высшему и от менее сложного к более сложному состоянию системы.

Итак, в завершение следует сказать, что диалектика есть наука о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах функционирования и развития объективного мира и отражающего его человеческого мышления.

Литература

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988. Раздел «Диалектика и здравый смысл».

Мир философии: Книга для чтения. М., 1989. Ч.1. Разд. 3, 4.

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакуна, 1998.

Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль, 1994.

Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 1996.

Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. 2-е изд. / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: Проспект, 1997.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1969.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается диалектический метод от метафизического стиля мышления?

2. Назовите основные категории диалектики. В чем состоит специфика категорий диалектики?

3. Определите суть диалектических принципов детерминизма и противоречивости.

4. Какие законы диалектики раскрывают идею развития, его источник и характер?

5. Опишите разновидности метафизического стиля мышления.

6. Какая связь существует между категориями «закон», «общее», «сущность», «необходимость»?

7. Какие категории описывают модальный характер связей в системе?

8. Какой из законов диалектики является законом прогрессивного развития?

 

 


Содержание

Лекция 1. Предмет философии, место и роль философии в культуре..................................................  
  1.1. Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем. Философия и мировоззрение...........................................................  
  1.2. Соотношение материального и идеального (духов­ного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения. Проблема метода в философии....................................................  
  1.3. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Социальные функции философии...................................................................................  
     
Лекция 2. Историко-философское введение....................  
  2.1. История философии как наука.................................  
  2.2. Философия от древних времен до эпохи Возрождения........................................................................  
  2.3. Философия Нового времени.....................................  
  2.4. Классическая немецкая философия.......................  
  2.5. Марксистская философия.........................................  
  2.6. Новейшая философия.................................................  
  2.7. Русская философия......................................................  
     
Лекция 3. Философский смысл проблемы бытия............  
  3.1. Осмысление проблемы бытия в философии. Основные формы бытия..................................................  
  3.2. Формирование и эволюция философского понятия «материя». Современные естественнонаучные представления о структуре материи.............  
  3.3. Понятие «движение» и многообразие его форм. Движение и развитие..................................................  
  3.4. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени..  
  3.5. Понятие «картина мира». Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.................................................................................  
Лекция 4. Философские проблемы сознания...................  
  4.1. Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм, вульгарный материализм, диалектический материализм и др.). Понятие «сознание» и его структура.......................................................................  
  4.2. Понятие «отражение». Эволюция форм отражения. Сознание – высшая форма отражения действительности...............................................................  
  4.3. Физиологическая (материальная) основа сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Сознание – продукт общественной практики и языкового общения..................................................  
     
Лекция 5. Познание, его возможности и границы............  
  5.1. Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм...........  
  5.2. Практика как гносеологический феномен, ее виды и роль в процессе познания................................  
  5.3. Чувственное и рациональное познание, их формы, роль и взаимосвязь. Интуиция как путь познания мира...................................................................  
  5.4. Проблема истины в философии...............................  
       
Лекция 6. Проблема метода в философии  
  6.1. Диалектика и метафизика как методы познания в философии  
  6.2. Диалектика как наука  
  6.3. Диалектика как концепция связи  
  6.4. Диалектика как концепция развития  

 

 


Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ

Курс лекций

Под общей редакцией В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой

Часть 1

 

Редактор и корректор М. Б. Ширяева

 

Компьютерная верстка М. Ю. Ворониной

 

 

Поз. 75. Подписано в печать 13.04.2009.

Формат бумаги 60 ´ 84 1/16. Бумага для множительных аппаратов.

Печать плоская. Уч.-изд. л. 13,3. Усл. печ. л. 14,88.

Заказ Тираж экз.

Издательство Уральского государственного экономического университета

620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45

 

Отпечатано с готового оригинал-макета
в подразделении оперативной полиграфии
Уральского государственного экономического университета


[1] Автор Н. М. Лазарева.

[2] Сегодня тенденция к интеграции, синтезу наук становится не только все более заметной, но и доминирующей.

[3] Лосев, А. Ф. Платон, Аристотель [Текст] / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. М.: Мол. гвардия, 1993. С. 81, 86, 90, 116, др.

[4] Мир философии [Текст]: книга для чтения: в 2 ч. М., 1991. Ч. 1. С.13.

[5] Там же. С. 47.

[6] Там же. С. 100.

[7] На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение [Текст]. М., 1990. С. 120.

[8] Теория философии [Текст] / под ред. Э. Ф. Звездкина и др. М.: Филол. об-во «СЛОВО»; ООО Изд-во «ЭКСМО», 2004. С. 3.

[9] Там же.

[10] Мир философии [Текст]. М., 1991. Ч. I. С. 51; Ч. II. С. 31–33.

[11] Таранов, П. С. Многоликая философия [Текст]: в 2 т. / П. С. Таранов. Донецк: Сталкер, 1998. Т. 1. С. 100.

[12] Цит. по.: История философии в кратком изложении [Текст]. М.: Мысль, 1991. С. 81.

[13] Русская философия второй половины XVIII в. [Текст]: хрестоматия. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. С. 205.

[14] Согласно источникам, термины «материализм» и «идеализм» были введены немецким философом Г. Лейбницем (1646–1716) в начале XVIII в. Родоначальником идеализма был Платон, а наиболее ярким выразителем первой (наивной) формы материализма – Демокрит. Позднее эти два направления в философии получили названия «линия Платона» и «линия Демокрита» // Кириленко, Г. Г. Философия [Текст] / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: Филос. об-во «СЛОВО»; ООО Изд-во «ЭКСМО», 2003. С. 31.

[15] Кант, И. Соч. [Текст]: в 6 т. / И. Кант. М., 1964. Т. 4. Ч. 1. С. 105.

[16] Философия. Тематический словарь [Текст]: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. С. 71, 75, 76.

[17] Введенский, А. И. Судьбы философии в России [Текст] / А. И. Введенский. М., 1898. С. 4.

[18] Русская философия второй половины XVIII в. [Текст]. С. 8.

[19] Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2008. С.14.

[20] Ильин, В. Философия в схемах и комментариях [Текст] / В. Ильин, А. Машенцев. СПб., 2005.

[21] Алексеев, П. В. Философия [Текст] / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 2005. С. 72.

[22] Автор разделов 2.1, 2.2, 2.3 В. В. Егоров.

[23] Автор разделов 2.4 и 2.5 Л. В. Епина.

[24] Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. Симферополь, 1998. С. 5.

[25] Авторы Е. А. Атманских, Т. В. Рыбченко, Л. В. Епина.

[26] Трансцендентное знание – знание неведомой сущности бытия, которое не дается нам в непосредственном чувственном опыте, выходит за его пределы и может быть постигаемо через интуицию и веру.

[27] Конт, О. Дух позитивной философии [Текст] / О. Конт. СПб., 1910. С. 35.

[28] Авенариус, Р. О предмете психологии [Текст] / Р. Авенариус. М., 1911. С. 13.

[29] Мах, Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому [Текст] / Э. Мах. М., 1907. С. 27–28.

[30] Авторы раздела 2.7 А. В. Сарапульцева, Л. В. Епина.

[31] При освещении данного вопроса сошлемся, прежде всего, на многочисленные труды представителя уральской философской школы, историка отечественной философии проф. Б.В. Емельянова.

[32] Лосский, Н. О. История русской философии [Текст] / Н. О. Лосский. М., 1994. С. 34.

[33] Чаадаев, П. Я. Философические письма. Письмо первое [Текст]
/ П. Я. Чаадаев // Полн. собр. соч. и избр. письма. М., 1991. С. 323.

[34] Там же. С. 326.

[35] Чаадаев, П. Я. Апология сумасшедшего [Текст] // Указ. соч. С. 536.

[36] Герцен, А. И. Собр. соч. [Текст]: в 30 т. / А. И. Герцен. М., 1958. Т. III. С. 96.

[37] Ткачев, П. Н. Соч. [Текст]: в 2 т. / П. Н. Ткачев. М., 1975. Т. 1. С. 214.

[38] Интуитивизм – философское направление, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.

[39] Авторы Н. М. Лазарева, А. В. Сарапульцева.

[40] Гольбах, П. Система природы [Текст] / П. Гольбах. М., 1940. С. 25.

[41] Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 20. С. 550, 570.

[42] Там же. С. 584.

[43] Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм [Текст] / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 18. (Следует иметь в виду, что в указанной работе встречается не одно, а несколько определений материи и что даются они в зависимости от того, какая философская проблема рассматривается и какие теоретические воззрения подвергаются критическому анализу.)

[44] Ленин, В. И. Полн. собр. соч. [Текст] / В. И. Ленин. Т. 18. С. 131.

[45] В качестве подтверждения данной позиции приведем слова академика РАЕН Э. П. Круглякова, утверждающего, «что это все блеф…». Согласен с этой оценкой идеи торсионного поля и академик НАН Украины М. С. Бродин, называя ее «…более чем сомнительная теория».

[46] Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 20. С. 59.

[47] Маршак, С. Стихотворения и поэмы [Текст] / С. Маршак. М., 1973. С. 72.

[48] Авторы Н. М. Лазарева, Т. В. Рыбченко.

[49] Мир философии [Текст]. Ч. I. С. 477.

[50] См.: Проблема сознания в современной западной философии [Текст]. М., 1989.

[51] Мир философии [Текст]. Ч. 1. С. 475.

[52] Монизм Вселенной [Текст] // Грезы о земле и небе. Научно-фантасти­ческие произведения. Тула, 1986. С. 276.

[53] Алексеев, П. В. Диалектический материализм [Текст] / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1997. С. 150.

[54] См.: Костенко, З. Рассказы о жизни мозга [Текст] / З. Костенко, А. Ремизова. М., 1964. С. 36–37.

[55] Мир философии [Текст]. Ч. 1. С. 465.

[56] Мир философии [Текст]. Ч. 1. С. 467.

[57] Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 3. С. 29.

[58] Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 3. С. 29.

[59] Там же. Т. 20. С. 490.

[60] Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 20. С. 490.

[61] Автор Н. М. Лазарева.

[62] Считается, что термин «теория познания» был введен в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррьером. См. Тихонравов, Ю. В. Философия [Текст]: учеб. пособие / Ю. В. Тихонравов. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 126.

[63] В литературе отмечается, что термин «эпистемология» употребляется также как синоним «философии науки». См. Философия [Текст]: учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 436.

[64] Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы [Текст] / Б. Рассел. М., 1957. С. 259.

[65] О необходимости взаимосвязи знания и «практической жизни» говорил Вл. Соловьев. К. Поппер также указывал на недопустимость разрушения единства теории и практики. Он трактовал практику «как наиболее значимый стимул к нему», т.е. к знанию. См.: Философия [Текст]: учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 436–437.

[66] Цель – это идеальный образ будущего результата деятельности.

[67] «Есть два вида познания, – утверждал Демокрит, – одно посредством чувств, другое – мысли».

[68] Но видимое еще не есть достоверное. Не все то золото, что блестит.

[69] Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей, явлений, процессов.

[70] Все содержание познания сенсуализм пытался вывести из деятельности органов чувств. Чувственность они рассматривали как главную форму достоверного знания.

[71] Грановская, Р. М. Интуиция и искусственный интеллект [Текст]
/ Р. М. Грановская, И. Я. Березная. Л., 1991. С. 60.

[72] Двадцать лекции по философии [Текст]: учеб. пособие / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и др. Екатеринбург, 2001, С. 159.

[73] Там же. С. 162.

[74] Эзотерический (от греч. – внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (религиозные обряды, мистические учения, магические формулы).

[75] Двадцать лекций по философии [Текст]. С. 158.

[76] Ленин, В. И. Полн. собр. соч. [Текст] / В. И. Ленин. Т. 18. С. 123.

[77] Крапивенский, С. Общий курс философии [Текст] / С. Крапивенский. Волгоград, 1999. С. 134.

[78] Например лекарство, эффективное для одного больного, может оказаться бесполезным (или даже вредным) для другого, хотя и с таким же диагнозом.

[79] Аналогично можно рассмотреть развитие представлений о структуре материи, ее видах, формах и структурных уровнях.

[80] Французский математик, физик, астроном П. Лаплас (1749–1827) отмечал: «То, что мы знаем – ограниченно, а то чего мы не знаем – бесконечно».

[81] Понятие «ложь» близко по смыслу понятию «дезинформация». Но это не синонимы. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая от этого быть неправдой.

[82] Маркс, К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 3. С. 1–2.

[83] У.Ж.Ж. Леверье (1711–1777) французский астроном вычислил в 1746 г. (на основании исследования возмущений Урана) орбиту и положение планеты, открытой затем немецким астрономом И.Г. Галле (1812–1910) и названной Нептун.

1 Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1969. С.180.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)