|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экзистенциализм. Это философское направление ХХ в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странахЭто философское направление ХХ в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Слово «экзистенция» происходит от лат. existehtia – существование. Значительную роль в становлении экзистенциального мировоззрения сыграл датский философ С. Кьеркегор (1813–1855), который впервые употребил это понятие и создал категориальный аппарат экзистенциализма. В рамках экзистенциализма существует много различных тенденций. Атеистический экзистенциализм представлен М. Хайдеггером (1889–1976), Ж.П. Сартром (1905–1980), А. Камю (1913–1960); среди религиозных экзистенциалистов есть католики – Г. Марсель (1889–1973), протестанты – К. Ясперс (1883–1969), теологи – П. Тиллих (1886–1965), Р. Бультман, православные – Н.А. Бердяев (1874–1948), Ф.М. Достоевский (1821–1881). Это философия людей искусства, писателей, художников, свободных в своем творчестве. Главной чертой экзистенциализма является антропоцентризм, персональное существование человека, которое всегда единично, индивидуально и неповторимо. Существование каждого человека, как говорит С. Кьеркегор, это тайна. Человек сам должен «найти себя», найти свое и только свое «я» через переживание своей собственной жизни. Главное в человеке – свобода, но это не благо, а тяжкое бремя, так как она связана с ответственностью выбора. Человек сам отвечает за свой выбор свободы. Описывая сущность человека, С. Кьеркегор использует такие понятия, как «тайна», «страдание», «вина», «свобода», «абсурд», «страх» и т.д. Экзистенциалисты считают, что человечество сейчас переживает глубокий кризис. Человек чувствует душевную опустошенность, у него нет стержня, он одинок, так как заброшен в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий, поэтому он ведет неподлинное, отчужденное существование. Как говорит А. Камю, судьба человека напоминает миф о Сизифе, который тянет камень в гору и который постоянно скатывается вниз. Сизифу чужд камень, так и нам чужд мир, в котором мы живем. Мир выскальзывает из наших рук, и мы одиноки. Виновницей такого состояния экзистенциалисты считают научно-техническую революцию. С развитием НТР снизилась ценность жизни человека: главным мерилом для человека становятся деньги, а смерть человека воспринимается статистически. Язык, который, по мнению М. Хайдеггера, был «домом бытия», начал превращаться в простое средство передачи информации, слова стали ветшать, люди перестали отвечать за свои слова, «дом» уже не имеет крепких стен, возникает психология неуверенности. До НТР труд был ремесленным, создавая вещь, мастер вкладывал в нее часть своей души, опредмечивал свои сущностные силы. Сегодня же мы пользуемся предметами потребления. Массовое производство обезличило человека – кругом процветает стандартизация, мода диктует человеку, навязывая определенные стереотипы поведения. Что же делать человеку в такой ситуации? Здесь, как считают экзистенциалисты, и должна помочь философия. Они пытаются превратить философию для всех в философию для каждого, помочь человеку найти свою и только свою истину, научить человека сопереживать (в том числе через искусство). Центральным понятием у Ж.П. Сартра является «для себя бытие» – как высшая реальность. Но осознать себя человек может только через «для другого бытие», т.е. через взаимоотношение с другими людьми. Самое главное для человека это свобода, которую он находит и проявляет в выборе, которую он именует как экзистенциальный выбор. Сделав свой выбор, человек определяет судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь человека – это цепочка различных маленьких жизней (например, выбор профессии, супруга, места работы и т. д.). Свобода человека абсолютна. Вместе с проблемой свободы у него возникает проблема ответственности за все, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, – это за свое собственное рождение, а во всем другом он полностью свободен. Экзистенция, по М. Хайдеггеру, – это бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой. Его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире. Это «бытие в мире», оно состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивает, превращает его в такого как все. М. Хайдеггер употребляет категорию man – (безличное местоимение). Это обозначение социума, в котором живет человек. Man уравнивает всех. В условиях man человек становится неподлинным существом. «Бытие самого себя» одновременно с бытием с другими, возможно только при отличии «Я» от других. Поэтому человек, желая остаться самим собой, должен противостоять другим. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем мире – главная проблема и забота человека. Философия экзистенциализма рассматривает три стадии человеческой жизни: неподлинное существование, пограничные ситуации, подлинное существование. Неподлинное существование – это существование человека в обществе, где он лишен индивидуальности, где процветает стандарт, где он чувствует себя одиноким, отчужденным. Где наука также не имеет ценности для мировоззрения, так как научное мировоззрение абстрактно, безлично. Это ведет к пессимизму, а порой заканчивается весьма трагично. Смысл такого неподлинного существования осознается в пограничных ситуациях, суть которых в психологическом ощущении, когда человек чувствует, что жизнь прошла зря… У М. Хайдеггера данная ситуация возникает из-за страха смерти, у К. Ясперса это состояние вины из-за невозможности раскрыть свои потенциальные силы, у Ж.П. Сартра это возникающее состояние тошноты, когда бытие воспринимается как «куча дерьма, а мы как жуки навозные» (его роман так и называется «Тошнота»); это и состояние скуки у А. Камю, особенно ярко проявившееся в повести «Посторонний». Пограничные ситуации могут стать предпосылками для постижения экзистенции. Их может пережить каждый человек в своей жизни несколько раз, а может и не раз. Это такие ситуации, когда человек оказывается перед реальным выбором: либо моя подлинная экзистенция, либо измена ей. Но пограничная ситуация не дает выхода, выход человек ищет сам. Подлинное существование – ситуация в соответствии со своей истинной сущностью. Философы определяют такие выходы из пограничной ситуации: для С. Кьеркегора – это обретение веры, когда жизнь человека будет направлена на трансценденцию, к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта; для Ж.П. Сартра и А. Камю – это уйти в повседневность, «забить свой день» (заполнить); для других – это пойти к психологу (нейтральному другому), ему может помочь душевная беседа и т.д. Современный человек, согласно экзистенциализму, черпает свои силы в слабости, в оре, перед лицом смерти. Главное для человека заглянуть в себя, постичь свою экзистенцию «изнутри». Социально-политические позиции у разных представителей экзистенциализма также неодинаковые. Ж.П. Сартр и А. Камю участвовали в движении Сопротивления. Они оказали влияние на политическую программу движения «новых левых», провозглашая культ свободы, порой перерастающий в произвол. Политическая ориентация К. Ясперса и Г. Марселя носила либеральный характер, а М. Хайдеггеру был присущ консерватизм. Когда экзистенциализм выступает с критических позиций, разоблачая иллюзии о человеке, докапывается до ядра человеческой личности, он остается верным своим предпосылкам, но как только он пытается утвердить положительные ценности, он вступает с этими предпосылками в противоречие. Как совместить культурное творчество, созидание – с устремленностью в ничто, к концу, к смерти. Творчество обречено на крушение, поэтому Ж.П. Сартр, А. Камю склонны скорее к бунту, чем к творчеству и созиданию. Заслугой же экзистенциализма является то, что он поднимает ряд важных проблем: проблему сущности индивидуального «Я»; роль эмоций в жизни человека; место человека в обществе; проблему свободы личности; роль философии и искусства в поиске своей истины; проблему межличностного общения; В настоящее время экзистенциализм является одним из популярных философских направлений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |