|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Марксистская философия. Философия марксизма называется диалектический и исторический материализмФилософия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление обусловлено рядом обстоятельств: начало индустриальной революции, ускоренное становление капиталистического способа производства и революционные события в Европе, поставили перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества; потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это – открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Ч. Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы; наличие теоретических предпосылок, позволивших сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия – гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Л. Фейербаха. Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций К. Маркса и Ф. Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо, французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш. Фурье). 1844–1848 годы – весьма ответственный период в жизни К. Маркса и Ф. Энгельса, когда происходит их знакомство и выработка философских основ нового мировоззрения в процессе пересмотра философского наследия Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Рассмотрим главные положения новой философии. 1. Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Г.В.Ф. Гегелем диалектический метод мышления, К. Маркс и Ф. Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть не что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, т.е. развития и связей самой природы и общества. 2. Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины. 3. Совершенно новаторским в марксизме было рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в. 4. Распространение материалистического принципа в объяснении мира на понимание истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источник развития общества. Исторический процесс предстал как поступательная смена общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства. 5. Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы К. Маркса и Ф. Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Л. Фейербаха. Общие мировоззренческие установки вовсе не исключали особенностей философских взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Ф. Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы. В работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский анализ достижений естествознания в создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки. Философские взгляды К. Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению К. Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономики, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути, создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличие от абстрактного гуманизма Л. Фейербаха гуманизм К. Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности. Судьба учения К. Маркса и Ф. Энгельса весьма драматична, поскольку дальнейшее развитие марксизма как социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорить о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |