|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия эпохи Возрождения. В XV–XVI вв. в Западной Европе с развитием экономических отношений и снижением авторитета церкви заметно возросло влияние науки и философииВ XV–XVI вв. в Западной Европе с развитием экономических отношений и снижением авторитета церкви заметно возросло влияние науки и философии, произошло оживление всей культурной жизни общества. Эпоха развития культуры, науки, философии, связанная с зарождением буржуазных отношений, получила название эпохи Возрождения. В Италии, а затем и в Германии, Нидерландах, Франции мыслители и художники в своих воззрениях, творчестве возрождали забытые в средние века достижения греческой и римской античности, дали импульс их дальнейшему развитию (натурфилософия, гуманизм, образование, политическая философия и т.д.). Основные черты философии эпохи Возрождения: духовная секуляризация – освобождение философии от духовного давления церкви. Философия перестает обслуживать богословие, заканчивается период схоластического развития, начинается процесс свободного развития философской мысли; гуманизм – главное содержание духовной культуры Возрождения, где на первое место выдвигалась человеческая индивидуальность, внутренний мир человека – творца, его автономность и свобода; эстетизм – вся культура Возрождения проникнута культом красоты, это характерно и для философии, которая видит свою задачу в поиске гармонии во всем – в природе, человеке, обществе. В качестве идеала выступает Античность (общество, человек, искусство), культ героя, творца; антропоцентризм – ведущий исторический тип философствования в эту эпоху, так как гуманистическое мировоззрение ставило человека в центр Вселенной, человек рассматривался одновременно как цель и средство развития общества, являлся исходным и конечным аргументом в рассуждениях. Натурфилософы Возрождения видят в Космосе, Природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, проявляющимися в строении и функциях как живых существ, включающих человека, так и в неодушевленных стихиях. Они невольно стремились устранить идею творения мира Богом – мировая душа представала у них как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа играет самостоятельную роль и не нуждается в потустороннем начале. Распространяется пантеизм (от греч. pan – весь, все, theo – бог, буквально – всебожие) – мировоззренческая модель, где представления о Боге и природе сближаются, вплоть до их отождествления. При этом Бог воспринимается не как надмировая, надприродная сила, а как сила и гармония самой природы. Утверждается рационалистическое отношение к миру – проверка разумом гармонии, критичность мышления, в противовес уходящей религиозной догматике. Возрождается диалектика как метод мышления, способного видеть мир как единство противоположностей (в том числе – конечного и бесконечного), утверждать идею бесконечного самодвижения природы. Одним из виднейших мыслителей Возрождения был Н. Кузанский (1401–1464) – замечательный итальянский натурфилософ, автор трудов «О вершине созерцания», «Об ученом незнании» и других, который трактует высшее начало бытия как единое и бесконечное, как тождество противоположностей – Бога с миром, творца с творением. Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей, что явилось важным шагом к новой диалектике. Его последователь и ученик Н. Коперник (1473–1543) стал основателем гелиоцентрической концепции мира. Дальнейшее развитие эти воззрения получили в трудах мыслителя и естествоиспытателя Г. Галилея (1564–1642), который считал опыт основой познания и начал конструировать идеальные модели физических объектов. Другим продолжателем Н. Кузанского явился Дж. Бруно (1548–1600), утверждавший идею бесконечности Космоса, относивший к природе то, что в средние века приписывалось творцу. На смену средневековому теоцентризму приходит антропоцентризм (от греч. antrophos – человек) – картина мира, где в центре предстает уже не Бог, а человек – активный, деятельный. Наиболее ярко антропоцентризм выразился в таком восславившем человека, его творческие силы, общественном движении как гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный), который сплотил философов и писателей, художников и меценатов. Почитая Античность, гуманисты эпохи Возрождения сделали, однако, несравненно больший акцент на идеях свободы человека, его активной роли как созидателя своей судьбы, чего явно не доставало в античной философии и культуре. Так, итальянский философ-гуманист Пико делла Мирандола (1463–1494) в трактате «Речь о достоинстве человека» говорил, что пусть Господь Бог создал человека, но он дал ему свободную волю, и посему человек сам становится творцом своей судьбы. Французский философ М. Монтень (1533–1592) в сочинении «Опыты» через присущий ему скептицизм ищет, однако, пути, ведущие людей к истине и помогающие ответить на вопрос: «Как человеку прожить жизнь?» Свои сочинения М. Монтень направляет на активизацию человеческого разума. И по сей день «Опыты» – одно из самых читаемых и почитаемых философских произведений. О том, что человек творит себя в процессе жизни писал и П. Помпонацци (1462–1525), автор сочинений «О фатуме, свободе воли и предопределении» и «Трактат о бессмертии души». Этот яркий итальянский философ писал, что человеку присуща нравственность, не сводимая к жизни в мире животных, и что проблемы морали, нравственности необходимо серьезно, глубоко изучать. Большой вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли (1469–1527), обосновавший в книге «Государь» необходимость светского характера государства. Политика, по Н. Макиавелли, имеет свои законы, правитель страны не является частным лицом, и недопустимые в личной жизни «обычных» людей ложь, вероломство, интриги и прочее вполне уместны (ибо неизбежны) в мире политики. Возрождение дало человечеству и смелые утопические идеи, авторами которых были английский мыслитель Т. Мор (1478–1535), написавший знаменитую книгу «Утопия», и итальянский гуманист Т. Кампанелла (1568–1639), выразивший в сочинении «Город Солнца», как и Т. Мор, представления об идеальном устройстве общества и государства. Здесь уничтожена частная собственность, все находится в общественном владении. Труд обязателен для всех, все люди равны перед законом, принцип распределения материальных благ уравнительный, материальные потребности ограничены самым необходимым, производственному труду отводится только часть времени (шесть часов у Т. Мора и четыре – у Т. Кампанеллы). Остальное время люди посвящают образованию, развитию своих способностей. Мужчины и женщины имеют равные права. Существует свобода вероисповедания. Органы управления выбираются всем населением. Перед нами предстает идеал, в котором сосредоточены черты как буржуазной, как и коммунистической идеологии. К оценке этого идеала необходимо подходить с исторических позиций. В условиях, когда писались эти произведения, реальное положение человека в обществе было гораздо хуже того, что описывалось в данных сочинениях. В Англии в ту пору шел процесс, получивший название «огораживания» – фермеров-арендаторов и общинников сгоняли с общинныхи феодальных угодий, отдавая их под пастбища для овец. В этом была особенность первоначального накопления капитала. Произведения Т. Мора и Т. Кампанеллы были по тем временам очень прогрессивны и гуманны, но несли на себе печать исторической ограниченности, что выражалось в идеях сохранения элементов временного рабства как формы наказания обществом индивида у Т. Мора, контроль за поведением личности в государстве – у Т. Кампанеллы (в чем сказывалось влияние монастырского воспитания). Но главное в данных работах – это идея равенства граждан и свободы личности. Мыслители эпохи Возрождения, обратившиеся к серьезному изучению человека, общества, природы, оказали сильное влияние на философскую и естественно-научную мысль Нового времени и других последующих эпох. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |