АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Нового времени

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. I. Философия жизни.
  4. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  5. I.1.4. Философия в первом приближении
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.1.6. Философия и наука
  8. I.1.8. Философия и ценности.
  9. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  10. II. Вивчення нового матеріалу.
  11. II. Вивчення нового матеріалу.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

Основоположником философии Нового времени явился английский философ Ф. Бэкон (1561–1626 гг.) – автор труда «Новый Органон», положивший начало материалистическому мировоззрению. Ф. Бэкону принадлежат ставшие крылатыми слова «Знание – сила».

Ф. Бэкон различает два вида опытов: первый – «плодоносные», цель которых принесение непосредственной пользы человеку, а второй – «светоносные», где целью выступает не как непосредственная польза, а как познание законов и свойств вещей.

Прологом преобразования философии и науки явилась критика Ф. Бэконом сохранявшей силу тогда схоластики и сомнение в истинности того, что до сих пор казалось истиной. Но сомнение является лишь средством обнаружения пути к истине. Известное до сих пор знание недостоверно, что обусловлено ненадежностью умозрительного метода получения умозаключений и доказательств. Для реформирования науки потребовалось усовершенствование методов обобщения – индукции. Другим важным шагом должно было стать очищение разума от заблуждений. Ф. Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов – рода, пещеры, рынка и театра.

Идолы рода обусловлены природой человека. Они присущи человеческому роду в целом и порождены несовершенством наших органов чувств, их ограниченностью.

Идолы пещеры – заблуждения, ошибки, возникающие вследствие субъективных предпочтений, антипатий и симпатий ученого.

Идолы рынка возникают вследствие общения между людьми из-за неточных слов, расхожих представлений.

Идолы театра – заблуждения, существующие из-за веры в авторитеты, часто преподносящиеся с театральной приподнятостью, торжественностью.

Ф. Бэкон стал родоначальником эмпиризма Нового времени, приверженцем индуктивного метода как восхождения познания от единичных фактов к обобщениям, выражающим сущность явлений материального мира.

В отличие от эмпиризма приверженцы направления, названного рационализмом, делали акцент на разум, логическое познание. Родоначальник рационализма Нового времени французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650) считал, что разум важнее опыта и что чувственное восприятие должно непременно обосновываться рациональными принципами. «Я мы­слю, следовательно, существую», – провозглашал Р. Декарт.

При этом он был неудовлетворен традиционной тогда логикой, более пригодной для показа уже известного, нежели для открытия нового, неведомого ранее.

Р. Декартом выделены четыре основных правила:

принимать как истинное только знание, которое не дает повода к сомнению;

мысленно разделять всякие исследуемые сложные проблемы на предельно простые элементы;

выстраивать в дальнейшем из этих простых элементов четкую последовательность, приближаясь таким образом к постижению наиболее сложного;

составлять всегда полные, без всяких исключений, перечни таких элементов.

Р. Декарт – выразитель дуалистической позиции в философии. Он допускает два независимых друг от друга первоначала или две «субстанции» – мыслящую и протяженную, материальную. В то же время в теории познания Р. Декарт проявляет себя как идеалист. Первичным у Р. Декарта предстает мышление, а материальная жизнь оказывается чем-то вторичным. Огромную роль в познании должна, по Декарту, играть интеллектуальная интуиция, выступающая отправным пунктом дедуктивного метода. С помощью дедуктивного метода можно логически вывести едва ли не все знания в мире.

Рационалистом по праву считается и голландский философ Б. Спиноза (1632–1677), автор «Трактата об усовершенствовании разума». Он утверждал, что, руководствуясь чувственным познанием, человек не может сформулировать адекватных идей. Благодаря рациональному познанию человек видит, что вещи, явления не случайны, а включены в цепь всеобщей детерминации. Б. Спиноза выражал пантеистическую позицию, по сути, отождествляя представления о Боге и природе. Природный мир имеет два вечных свойства атрибута: протяженность и мышление. Природа есть причина самое себя. Главная задача философии состоит в выяснении места человека в системе природы, общества, государства. Мир, согласно Б. Спинозе, познаваем и познание это безгранично.

Немецкий философ и математик, также видный представитель рационализма, автор сочинения «Монадология» Г. Лейбниц (1646–1716) писал об «истинных» атомах или духовных единицах мира – монадах. Эти частицы мира вечны, находятся в сложных, в полнее гармоничных отношениях между собой.

Последователями эмпирической, материалистической философии Ф. Бэкона были английские философы Т. Гоббс (1588–1672) и Д. Локк (1634–1704). Последовательно выступая за союз философии и естествознания, Т. Гоббс говорил, что понятие «истина» может быть только в философии, науке, но не в теологии (теология – это только «богооткровенное знание»). Человек стал центром философских интересов Т. Гоббса, при этом человек – не только природное, но и моральное, духовное существо, творец культуры, создатель различных искусственных тел. И самым сложным из искусственных тел выступает государство. Ему философ посвятил свой самый крупный труд «Левиафан».

Т. Гоббс придерживался основной формулы сенсуализма (от лат. sensus – чувство), что все понятия в человеческом уме первоначально целиком или частично зарождаются в органах чувств. При этом Т. Гоббс отмечал и важность рационального освоения мира.

Д. Локк в сочинении «Опыт о человеческом разуме» и других своих работах выступает с аргументами против «врожденных идей» (как нет и врожденных моральных принципов). Душа каждого от рождения – чистый лист. Знания возникают и развиваются в процессе жизни, из опыта. Внешний опыт приходит к людям из ощущений, внутренний опыт формируется из наблюдений за результатами нашего ума.

Идеалистическое течение в эмпиризме представлено воззрениями английских философов Д. Беркли (1685–1753) и Д. Юма (1711–1776). Для Д. Беркли, автора «Трактата о принципах человеческого знания», существовать – значит быть воспринимаемым. Вещи, явления – это комплексы наших ощущений. Только когда вещь проникает в наше сознание и оказывается «идеей», она становится существующей. «Разве можно говорить, – спрашивает Д. Беркли, – что был звук, если мы его не слышали, был цвет и форма, если они не были восприняты зрением?» По утверждению философа, единственной реальностью выступает только мое «Я», а мир существует лишь поскольку, постольку существует это «Я». Из этих положений Д. Беркли доказывал и бытие Бога.

Д. Юм утверждал что источником как познавательных способностей, так и эмоций, воли выступают ощущения. Идеи образуются тогда, когда ум снимает копии с впечатлений, ощущений. Так формируются и впечатления рефлексии. Д. Юм освещает проблему формирования сложных идей между собой в ассоциации идей. Им выделяется три принципа ассоциации идей: сходство между идеями, смежность между ними во времени и пространстве, принцип причинности.

Важное внимание Д. Юм уделил процессам изучения прогнозирования будущего на основе прошлого. Но агностицизм Д. Юма проявился в том, что философ отрицал познаваемость источника наших ощущений – что это Бог или материя, или наши иллюзии? Ответить на это нельзя. Д. Юм задается вопросом, какие ощущения (впечатлений, рефлексий) предоставляют нам идею субстанции? И отвечает, что таких впечатлений найти нельзя. Значит, видимо, нет и самой субстанции. Дух человека есть огромное сочетание (ассоциация) идей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)