|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разнообразные представления о философии и основные концепции её в ХХ векеСегодня не встретишь человека, кто не знал бы о существовании философии. Видимо, не довольствуясь этим, в США разрабатывают проект «философию – детям», и можно не сомневаться, он своеобразно толкует философию. О мировоззренческих проблемах детского сознания мы обязательно поговорим, сейчас же отметим, что у нас в России не только знают, но и, как правило, весьма уверенно судят о философии. Очень распространено у нас мнение, что философия легко доступна каждому, и поэтому любой может без труда философствовать, была бы охота. Но вот охотников пофилософствовать у нас немного, ибо занятие это пользуется дурной репутацией и обычно пресекается окриком: «Кончайте философствовать!» Откуда это? Почему это? Ведь очевидно, что имеется в виду нечто пустое, занудное, уводящее от сути, от интересного и значительного для людей. Но причём здесь философия? Или – о какой «философии» идёт речь? Поиски ответа на эти вопросы приводят к выводу, что упрощённое толкование философии и пренебрежительное отношение к ней есть показатель низкой культуры и один из печальных итогов сугубо идеологического использования философии в советские времена. Такова реакция массового сознания на многолетнее обязательное приобщение всех, от доярки до академика, к философии определённого сорта через систему политического образования. И если академик мог знать философию другого сорта и сделать выбор лично для себя, то люди попроще терпели, изображали согласие и с облегчением сбросили с себя эти философские вериги, когда принудиловка закончилась. Упрощённое понимание философии и пренебрежение ею встречается и у современных молодых людей. Конечно же, сказывается влияние опыта старших поколений, и студенческая аудитория на занятиях по философии бывает поначалу настроена весьма и весьма скептически. Думаю, немало скептиков и среди тех, кто читает эту книгу. Попробуем вместе разобраться, откуда это у молодых. Их-то философия ещё никак не обидела, ничем не досадила. Может показаться, что во всём повинна сама жизнь: не до философии сейчас, вот уже до минимума сведено участие философии в вузовском учебном процессе… но сложности и трудности жизни вовсе не снижают, а, напротив, повышают значение и роль философии, религии, всех средств, укрепляющих духовное здоровье людей, - так бывало во все исторические эпохи и во всех странах. В истории России тоже, между прочим. Мы вправе ожидать от нашего государства внимания к философскому просвещению общества, соразмерного с вниманием к религиям. В молодёжной среде пренебрежение философией резко контрастирует с восторженным отношением к ней. И так было всегда. У Платона, гения древнегреческой философии, есть диалог «Соперники», в котором устами Сократа, наставника Платона в философии, рассказывается о беседе с двумя юношами. Один из них презрительно отзывается о «философском вздоре», а другой заявляет: «Если бы, мой Сократ, я полагал, что философствовать постыдно, я не считал бы себя человеком». Столь разное отношение к философии Сократ связывал с нравственными качествами юношей – сомнительными у первого и превосходными у второго. Георг Гегель (1760-1831), великий немецкий философ, связывал отношение к философии с интеллектуальными качествами людей. Недооценивают философию, по его мнению, люди просто неумные, жертвы следующей простенькой иллюзии. Поскольку философия есть мыслящее рассмотрение предметов, а всякий человек способен от природы мыслить, то возникает иллюзия, будто бы без всякого изучения философии можно походя философствовать и судить о философии. «Относительно других наук считается, - писал Гегель, - что требуется изучение, чтобы знать их, и что лишь такое знание даёт право судить о них. Соглашаются также, что для того, чтобы изготовить башмаки, нужно изучить сапожное дело и упражняться в нём, хотя каждый человек имеет в своей ноге мерку для этого и имеет руки… только для философствования не требуется такого рода изучения и труда». Современные сторонники опрощения философии идут ещё дальше. Оказывается, можно философствовать, даже не подозревая об этом. Не сознавая, что ты философствуешь, лишь бы задумываться о судьбах мира, о смысле жизни и тому подобных вопросах. Но разве не решает эти вопросы религия, наука? Почему размышление над ними обязательно философия? И ещё одно соображение: можно говорить прозой, не зная об этом, подобно мольеровскому Журдену, но философствовать, не сознавая это, «бессознательно философствовать» абсурдно. Философия, эта культура ума, не даётся от рождения и не падает с неба, а создаётся трудом. Можно понять благое намерение заинтересовать философией (дескать, всё равно философствует, даже не подозревая об этом), но следует также помнить, куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями. Опрощение (вульгаризация) философии пагубно для неё. Чаще всего встречается бытовая форма вульгаризации, с точки зрения которой философия окружает нас везде, мы сталкиваемся с ней каждый день в самых обыденных вещах. Вот как, например, рассуждал Павел Афанасьевич Фамусов из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережёшься, то обед: Ешь три часа, а в три дня не сварится! Перед нами, если хотите, «философия» обжорства. Согласитесь, для подобных рассуждений жизнь доставляет множество поводов: вспомним «философию» пьянства, лени, безделья, прожигательства жизни и т.п. В советские времена в большом ходу была политическая форма вульгаризации философии. Считалось, что каждое постановление партии и правительства, тем более решения съездов партии являются крупным вкладом в развитие марксистско-ленинской теории, поэтому философы обязаны были в своих лекциях и публикациях комментировать их как большие достижения философии. Нетрудно догадаться, что в итоге обычно получались лишь грубые натяжки и казёнщина. Таким образом, спектр опрощающих философию представлений широк и разнообразен. Он подтверждает русскую пословицу: «Иная простота хуже воровства». Но есть среди превратных толкований философии и другая крайность – чрезмерная, нарочитая усложнённость рассуждений, претендующих считаться философскими. При этом философия принципиально противопоставляется повседневной жизни, и поэтому лишается здравого смысла. Философствовать с этих позиций значит выстраивать туманные, совершенно оторванные от действительности суждения обо всём и ни о чём конкретно, непонятно зачем и к чему ведущие. Такие рассуждения непонятны не только окружающим, но и – проверьте! – самому автору их. Не сомневаюсь, вам доводилось встречаться с такой «философией». Конечно, философия – непростое знание. Есть философские тексты (например, гегелевские) очень трудные для понимания. Но любой действительно философский текст отличается от философских «пузырей» тем, что непременно таит в себе смысл. И тем более глубок этот смысл, тем более труден он для понимания. Но какую творческую радость и интеллектуальное наслаждение испытываешь, когда удаётся понять смысл, и всё проясняется! Попытки же распутать хитросплетения ничем не связанной и ничему не обязанной прихотливой мысли ни к чему не ведут, кроме головной боли и чувству досады за напрасно потерянное время. У народа нашего есть мудрое правило: с любителями помудрить лучше не спорить и не стараться их понять, надо оставлять их в покое вместе с их мудрствованиями. Ознакомившись с основными видами представлений о философии в народном сознании, обратимся к взглядам современных философов-профессионалов. Поскольку направления философской мысли, подобно направлениям в науке и искусстве, на совпадают с национальными границами, нам придётся говорить о концепциях философии, распространённых по всему миру. Полного согласия относительно того, что есть философия, среди философов нет. Как нет его и среди правоведов относительно понятия права. Однако в ХХ веке сформировались три основных направления в истолковании природы философии, три основные концепции философии. Начнём с концепции, утверждающей научный статус философии. Она возникла в Советском Союзе и называлась марксистско-ленинской. Согласно ей философия есть особая наука, изучающая наиболее общие законы существования и развития природы, общества и человеческого познания. Отличие философии от других наук состоит в том, что её законы действуют повсюду – в природе, обществе и человеческом познании, тогда как законы других наук (физики, химии, биологии и т.п.) действуют каждые в своей специфической области мира. Именно поэтому только марксистско-ленинская философия даёт людям последовательно научное, единственно верное мировоззрение, и все остальные философские направления уступают, не выдерживают сравнения с ней. В таком приятном и горделивом сознании философского превосходства жили советские люди, не зная из-за железного занавеса, что происходило в философской жизни другого, несоциалистического мира. А там появилась серьёзная оппозиция советской философии, другая концепция философии, которую провозгласил экзистенциализм, философия человеческого существования. Считая проблему бытия человека центральной в философии, экзистенциалисты бросили советской философии упрёк в бесчеловечности. Претендуя на научность, она интересуется только закономерным, то есть общим, существенным и необходимым, поэтому для реального человека, живой человеческой индивидуальности места в советской философии не находится. Индивидуальность человека можно зафиксировать, изобразить и понять только средствами искусства, поэтому не наука, а искусство есть родная стихия философии. Природа философии имеет эстетический характер. Наконец, третья из основных концепций философии разрабатывалась двумя направлениями - неотомизмом и неопозитивизмом. По их заключениям, у философии своего лица и своего предмета, доступного познанию, нет. Соответственно она не может иметь самостоятельное существование и обречена на служебную роль. Неотомизм – обновлённая философия Фомы Аквинского (XIII век) как официальная философия Ватикана – отводит философии роль служанки богословия. Неопозитивизм – обновлённый позитивизм, основанный О.Контом в XIX веке, - объявил философские вопросы лжепроблемами ввиду принципиальной невозможности разрешить их, и поэтому философия может заниматься только проблемами научного познания, обслуживать науку. Концепции, как видим, очень разные, но решительно предпочесть какую-нибудь одну из них было бы несправедливо. Дело в том, что философия, как она реально существовала многие века и существует ныне, несёт в себе черты науки а также искусства, её что-то роднит с религией, она бывала и есть одновременно и госпожа, и служанка… Почему это так, нам предстоит выяснить. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |