|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности христианской духовности. Заповеди Блаженства и СовершенстваЗападная духовность в отличие от восточной появилась, как мы видели, в сугубо философском виде. Она была интеллектуальной, логически определенной и решительной в своих выводах, имела яркий индивидуально-личностный характер и могучий деятельный смысл. Такая духовность содержала множество открытий и полезных рекомендаций для сомопознания и самоутверждения человека, разрешения противоречий души и обретения ею опоры в непоколебимом сознании человеческого достоинства. Исторически востребованной и первой в западном обществе, переходящем к цивилизации, могла быть именно эта форма духовности, с помощью которой люди вырывались из пут родо-племенного строя. Однако, ей были свойственны и некоторые слабости, в которых сказывалась ее историческая ограниченность. Так предлагаемое ею совершенствование человека при отсутствии в мире идеала совершенства становилось неопределенным по своей направленности, допускающим и гордыню человеческую («человек есть мера всех вещей» у софистов – пример тому). По той же, в сущности, причине Платон считал необходимым осуществлять свой проект идеального государства с помощью жестоких насильственных мер. Ставка античной духовности на индивидуально-личностное самоутверждение человека без ясного представления о социально-культурной природе духовности была чревата серьезной опасностью индивидуализма, несовместимого с духовностью. После призыва Фалеса гражданскому единению перед лицом внешней опасности завоевания, так и не услышанного современниками, философы ограничивают человеческое единение людей кругом друзей или единомышленников, а всеобщее единство рабов и свободных, провозглашенное поздним стоицизмом (Сенека, Марк Антоний) возможно было только после смерти. Мы знакомы со стремлением афинского и римского права учитывать требования справедливости в отношении к рабам и знаем пределы его. Очевидна ограниченность принципа активного деятельного отношения человека к природе ради его интересов и не связанного никакими обязательствами перед природой. Христианская духовность преодолевает эти слабости античной духовности, но преодолевает, конечно, по-своему. Напомним, что религией является не любая вера в сверхестественное, а только та, что несет с собой духовно-нравственные ценности. Если учесть религиозный опыт верующих и богословскую концепцию, а также научные сведения и философские взгляды на религию, то напрашивается такой вывод: религия есть вера в единого Бога, всемогущего творца и носителя всевозможных совершенств, особенно духовно-нравственных. Первой особенностью христианской духовности является ее идеал совершенства – триединый Бог Святая Троица. Совершенным, по своему образу и подобию, Бог создал человека, но после известного грехопадения природа человека была повреждена грехом, и Бог послал своего Сына, чтобы тот искупил первородный грех человечества и сделал возможным возвращение человека к совершенству, к Богу. Вторая особенность христианской духовности раскрывает путь человека к совершенству. Во время Тайной вечери на вопрос Фомы об этом пути Иисус Христос ответил: «Я есть путь и истина жизни». Всей своей жизнью и поучениями Иисус наставлял людей на истинный путь. Ключевое значение имела Нагорная проповедь, заповеди блаженства и совершенства, провозглашенные в ней. Заповеди блаженства (их девять) называют духовные качества людей, угодные Богу: нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, оскорбляемые и гонимые за веру. Пользуясь «Толковой библией», обширным комментарием к тексту Священного Писания, составленным у нас в России в начале ХХ века, можно уточнить духовный смысл некоторых, не совсем понятных с первого взгляда, качеств. «Нищие духом» - это, конечно, смирение людей перед величием Духа Святого, но также мольба о помощи, поддержке, которую мы видим в глазах действительно нищего, доведенного до отчаяния человека. Душам пресыщенным, тоскующим от безделья путь к Богу закрыт. «Плачущие» - конечно же, покаяние о грехах своих, но также и от радости грядущей встречи с Богом. Ведь в нашей русской культуре испокон веков слезы считают символом искренности, открытости души. И самая главная заповедь - «чистые сердцем», ведь они Бога узрят (конечно же, духовным видением). Чистое сердце – это чистая совесть, душа, очищенная от порочных страстей и греховных побуждений. Таковы заповеди Блаженства, которые дал людям Иисус Христос. Они не только угодные Богу и гарантируют людям Царство Небесное, но и, становясь при этом чертами духовного облика людей, делают их лучшими людьми, несущими в мир свет и добро. Перечень заповедей Иисус завершает настоящим гимном в честь духовности истинных христиан: «…Вы соль земли… Вы свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Далее Иисус в своей Нагорной проповеди переходит к Заповедям Совершенства – правилам жизни, которые ведут человека к совершенству. Но ведь такие правила есть! – это Закон Божий, десять заповедей которого пророк Моисей услышал от самого Господа Бога. Поэтому Иисус Христос, Сын Божий и человеческий, сначала определяет свое отношение к Закону Божьему. Он говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». Перед нами чрезвычайно важный момент для понимания христианского вероучения. Иисус Христос подтверждает, что путь к духовному совершенству человека определен Законом Божьим, в котором ничего нельзя изменять, и задачу свою Иисус видит в том, чтобы этот закон исполнить. Значит, до Иисуса Христа Закон Божий не исполнялся?! – И да и нет. В Ветхом Завете постоянно проводится мысль, что Закон следует исполнять под страхом наказания. Вот как об этом говорится в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» (это III век до н.э.): «Один есть премудный, весьма страшный, сидящий на престоле своем, Господь, … Начало премудрости страх Господен, …бояться Бога» Говорится о любви к Господу как о славной премудрости, но Господь разделяет эту любовь только с тем, кому он благоволит, по своему усмотрению. Известно, с каким упорством люди нарушали Закон и какие страшные беды насылал на них за это Господь, вплоть до всемирного потопа… Уразумев, что страх – не самая надежная гарантия исполнения Закона, Иисус Христос говорит людям и всей своей жизнью и мученической смертью, воскрешением и вознесением своим доказывает, что вернейший залог исполнения Закона может быть только духовность, когда требования Закона выполняются не за страх, а за совесть. Иисус Христос провозглашает духовные правила жизни, из которых естественно, без всякого принуждения следует исполнение Закона. Закон Божий – это необходимая нравственная основа христианской духовности. Первые четыре заповеди его говорят о том, каким должно быть отношение человека к Богу (отказаться от других богов и кумиров, не произносить имя Господа напрасно, помнить день Господний, седьмой в неделе), а затем следуют заповеди, регулирующие отношения между людьми. И первая среди них, конечно, по важности – «почитай отца своего и мать свою», ведь взаимные обязательства родителей и детей – жизненный корень всех остальных нравственных чувств и запретов (на - убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство и зависть). Иисус Христос, исходя из Закона Божьего, поднимает планку нравственных требований до уровня духовности: сказано «не убивай», а Я говорю, что всякий, кто гневается на брата своего напрасно подлежит суду; кто скажет брату «пустой человек», подлежит верховному судилищу, а кто скажет «безумный», подлежит геене огненной. Нетрудно понять почему здесь уровень духовности: не убивай не только тело, но и душу человеческую – ведь она несет в себе образ Божий, высшее выражение человеческого достоинства, а его непозволительно унижать никому. Или: сказано «не прелюбодействуй», а Я говорю, что всякий, кто смотри женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею в сердце своем, - картина та же. Еще одно правило: вы слышали «око за око; зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Сколько недоумений и издевательских насмешек до сих пор вызывает этот призыв Иисуса Христа! А основанием тому служило и служить невежественное непонимание сути того, о чем идет речь Иисуса Христа. Конечно же, он не дает совет, как вести себя во время вульгарной драки. Речь у него о нравственном конфликте между людьми. Из всех вариантов толкования ситуации, изображаемой Иисусом, мне представляется наиболее убедительным и достоверным следующий. Большинство людей праворукие, а ударить правой рукой правую щеку твоего оппонента можно только тыльной стороной ладони, что легко представить и проверить (имитируя, конечно, ситуацию). А такой удар, вернее, даже касание тыльной стороной ладони щеки человека с древних времен был жестом презрения, ударом человеческому достоинству. И вот Иисус Христос призывает: если тебя оскорбили, ни в коем случае не отвечай обидчику тем же, ответным оскорблением, злом на зло – ничего путного из этого не получится… «Толковая Библия» объясняет так: кто обижает, тот совершает грех, если кто противится обидчику, тот совершает такой же грех … Кто не противится, тот свободен от греха. И, наконец, самое грандиозное: вы слышали, говорил Иисус, «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас. Речь здесь о христианской любви как высшем выражении духовности. Но сначала посмотрим, как объяснял этот призыв Иоанн Златоуст, который выделял девять степеней, восходящих на самый верх добродетели: 1) не начинать обиды; 2) когда она причинена, не воздавать равным злом обидевшему; 3) не только не мстить обидевшему, но и оставаться спокойным; 4) терпеть; 5) отдать обидчику даже больше, чем он хочет; 6) не питать к нему ненависти; 7) даже любить его; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться за него. А теперь о христианской любви как таковой. «Страх создал богов», - утверждал Демокрит, имея в виду богов из мифологии, то есть языческих богов. В.И. Ленин присвоил это выражение и отнес его к христианству, совершив тем самым не только плагиат, но и подлог. Бог есть любовь, - провозгласило христианство. Прощаясь со своими учениками на Тайной вечере, Иисус Христос говорил: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви моей… Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас! Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Вы – друзья Мои… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его. Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (от Иоанна.15, ст. 9-15). О значении любви в христианстве совершенно ясно сказал апостол Павел в послании к римлянам (гл. 13, ст.80): «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Будучи сутью христианской духовности, любовь есть высшая мера человеческого в человеке. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (апостол Павел, первое послание к коринфянам, гл.13, ст. 1-3). Еще одна особенность христианской духовности, из основных особенностей третья по счету, заключена в том, как христианин должен относиться к окружающему миру, природе. Бог сотворил этот мир как поприще для деятельности человека, и возможности человека здесь, как только что мы услышали от апостола Павла, огромны. Но, наращивая свое могущество, человек должен любовно, по-человечески относиться к природе и чтить божественный порядок в ней. Наконец, четвертая из основных особенностей христианской духовности, - о человеческом единении людей. Высшим воплощением его считается церковь, тело Христово, а самыми прочными узами такого единения является вера с ее главной заповедью любви к Богу и ближнему. Итак, христианская духовность явилась качественно новой формой западной духовности. По сравнению с античной духовностью она более содержательно и последовательно выразила принцип человеческого достоинства. Трактовка ею межличностных духовных отношений принадлежит к наивысшим достижениям духовной культуры. Благодаря ей христианство, первоначально религия рабов, вольноотпущенников и покоренных Римом народов, несмотря на гонения и преследования, исподволь проникало во все слои общества. Став государственной религией, христианство идеологически оформило пришедший на смену рабовладению феодальный строй общества и стало основой нового этапа в развитии философии – средневековой философии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |