АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ

Читайте также:
  1. B) Наличное бытие закона
  2. I. Определение основной и дополнительной зарплаты работников ведется с учетом рабочих, предусмотренных технологической картой.
  3. I. Случайные величины с дискретным законом распределения (т.е. у случайных величин конечное или счетное число значений)
  4. I. Философия жизни.
  5. II закон Кирхгофа
  6. II ЛЮДИ В МОЕЙ ЖИЗНИ – БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
  7. II. Законодательные акты Украины
  8. II. Законодательство об охране труда
  9. II. Основной ход событий:
  10. II.3. Закон как категория публичного права
  11. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  12. III. ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

Теория Кармы общеизвестна, поэтому мы не будем подробно останавливаться на ней. Каждое наше страдание, каждая радость являются следствием наших прежних действий, дурных или хороших. Мы знаем также, что это «праведное воздаяние» абсолютно точно соответствует той мере страдания или радости, в какой мы их сами причинили другим. Все, что мы испытываем в виде «воздаяния Кармы», мы получаем, может быть, в иной форме, чем породившее эту Карму наше собственное действие в прошлом, но совершенно в той же степени ощущения удовольствия или боли, радости или горя, благосостояния или нужды.

Так, испытывая на себе самих последствия наших действий, направленных во благо или во зло другим, мы научаемся поступать праведно. Если таков незыблемый справедливый закон воздаяния, то значит, с нами не может произойти ничего, чего мы не заслужили. Иными словами, нам никто и ничто в мире не может причинить ни радости, ни горя сверх того, что входит в нашу Карму. В этом основной Благой Закон высшей Справедливости, которая каждому воздает по его заслугам. Как говорит Апостол Павел: «Бог поругаем не бывает - что посеет человек, то и пожнет».

Из этого необходимо вытекает, что мы никому в мире не можем ни помочь, ни помешать, ни оказать добро, ни причинить ничего, что уже не заключалось бы в его Карме, т. е. чего бы он не заслужил своими собственными действиями в прошлом. Мы как бы передаем ему то, что причитается ему, являясь в роли посыльных, а не благодетелей. Нет поэтому ни малейшего основания приписывать себе заслугу в том, что принадлежит исключительно ему самому.

Вы дали ему лишь заслуженное им; собственная его Карма доставила ему это, ваша Карма сделала вас при этом посредником. Вы только посыльный, принесший деньги или какой-нибудь другой дар, который заслужен миром, его собственной Кармой. (Так действует зрелая, уже сложившаяся Карма.)

Стоит ли в таком случае делать добро? Ведь люди все равно получат свое, их Карма не минует. Зачем же нам заботиться о том, чтобы помогать миру, если наша помощь все равно не изменит Кармы мира?

Действительно, пока мы связаны взаимной старой Кармой с окружающими, мы не в состоянии поступать как нам заблагорассудится, потому что всякое наше действие есть все та же Карма мира и нас самих. Поэтому нам остается единственное - это стремиться создавать новую добрую Карму, которая нейтрализует нашу злую Карму прошлого. Для этого нужно делать наибольшее добро. Это истина, к которой рано или поздно приходит каждый: помогая миру, мы в действительности помогаем самим себе.

Йог Вивекананда в своих размышлениях о Карме пишет следующее:

«Мы всегда должны стараться помогать миру, таково должно быть наше высшее побуждение. Желание делать добро становится высочайшим мотивом в нас, если мы осознаем, что помощь миру дает большое преимущество. Не становитесь на пьедестал с пятаком в руке и не говорите нищему: «возьми, бедняк», но будьте благодарны за то, что бедняк этот существует и вы, подавая ему, можете помочь самому себе. Благословен не дающий, но получающий. Будьте благодарны за то, что вы можете упражнять в мире свою щедрость и свое милосердие и через это стать чистыми и совершенными. Всякий хороший поступок способствует нашему очищению и усовершенствованию. Что можем мы сделать в лучшем случае? Мы можем выстроить больницу, проложить дорогу или основать богадельню. Мы можем организовать комитет, собрать два или три миллиона долларов, на один миллион построить больницу, на второй - давать балы и пить шампанское; половину третьего позволить служащим растащить, а остальную половину раздать бедным - но какую ценность имеет все это? Один сильный порыв ветра может в пять минут разрушить все ваши здания. Одно вулканическое извержение сметет все ваши дороги и больницы, и города, и дома. Оставим нелепые разговоры о благодетельствовании миру. Он не требует ни ваших, ни моих благодеяний, однако мы все же должны работать и неустанно делать добро, потому что это является благословением для нас самих. Это единственное средство стать совершенным».

И опять возникает вопрос, что же такое добро?

Значит ли это, что наша помощь другим есть эгоизм, или, вернее, «альтруизм» как его определяют психологи? Это значит только, что мы должны перестать делать красивые жесты и бросить наши постоянные лицемерные толки о служении миру, а сделать основное - осознать свою божественность. Потому что пока мы не проявим ее, мы не поймем, что такое добро; связанные Кармой, мы не можем помогать миру. Истинная помощь миру - это Промысел Божий.

«Вселенная не нуждается в вашей или моей личной помощи. Бог всегда в ней присутствует. Он не умирает, вечно деятельный и бесконечно бдительный. Когда вся Вселенная спит, Он не спит. Он трудится непрестанно, все изменения и проявления мира исходят от Него». (Свами Вивекананда)

Поэтому, если мы жаждем помогать и служить миру, мы должны сперва слиться с Богом, с Его Волей, которая проявляется в Законе Кармы, Только тогда мы окажем миру действительную помощь. Тот, кто проявляет «свою» волю, думая, что в этом свобода его воли, связывает себя. Отказываясь же от своей воли, он освобождается. В этом смысл слов: «Да будет воля Твоя!»

Стремиться же к совершенству, чтобы потом отказаться от него, не возвращаясь в мир, освободиться от цепей Кармы, значит, согласно теории Кармы, и быть в состоянии помогать миру.

Поэтому было бы абсолютно неправильным думать, что Йоги отказываются от помощи миру. Ошибочным считается, что они все оставляют его, ничуть не заботясь о том, какая участь ожидает всех, кто в нем находится и вынужден влачить цепи Кармы, приковывающие их к Колесу рождения и смерти. Напротив, признание невозможности «исправить мир» не только не удерживает Йогов от служения и помощи миру, но как бы еще более помогает им в этом.

Мир не может быть «спасен» от зла, он вечно затерян в складках покрывала Майи; все радости и удовольствия, какие только может доставить себе богатейший из смертных, тонут в неисчерпаемом океане скорби и страдания, которые преследуют каждого из нас от самой колыбели до последнего вздоха и из которых только один выход - освобождение от Сансары[1]. Может ли быть иная помощь со стороны Совершенных, как не научить нас освобождению, как не указать путь к победе над цепями этой Сансары, над оковами Кармы, над нашей слабостью и над «суеверием», которыми мы связаны. Ведь мысль об освобождении рано или поздно возникает у каждого человека.

Как же достичь этого освобождения?

Первое, к чему мы должны стремиться, - это не творить новой злой Кармы, не творить новых причин, которые неумолимо приведут к своим следствиям. Пока мы связаны ими и прежней Кармой, нам не поможет никто, ибо нет никого и ничего под солнцем, ни над ним, что избавило бы нас от Кармы или отвратило Десницу Закона Справедливости.

То же вы найдете и у буддистов. В Писании сказано: «Научайся не создавать новых причин; но волна последствий подобна великой волне прилива, ты должен предоставить ей завершить ее естественный бег...»

Мудрые знают, что плоды Кармы не могут быть устранены из вне. Этому учат и буддисты. Сам великий Будда представляет собой идеальный пример того, как поступает Освобожденный. Когда-то он ощутил в себе стремление найти выход из темницы человеческой жизни, чтобы разгадать тайну Страдания и избавить от него весь род человеческий. Для этого он отказался от трона, от сказочных богатств и роскоши, оставил жену, ребенка, отца и друзей. Достигнув высшего Познания, пробуждения своего вечно свободного Духа, стал ли Он «исправлять» мир и побеждать злые силы, демонов Мира? Почему же Он огнем и мечом не искоренил зла, которое прозрел повсюду, ведь Он был из касты воинов и искуснее всех владел оружием? Почему Он не исцелил всех больных, почему не прекратил одним желанием всех страданий, из которых Он всю жизнь искал выхода? Ведь считается, что Будда даже превзошел Йогов, которым доступны все Сиддхи: исцеление прокаженных, воскрешение мертвых...?

Он не только не сделал ничего подобного, но Он первый из всех назвал благим Закон, который некоторые из современных Его последователей считают необходимым обезвредить и исправить. Закон, который в глазах многих из нас является прихотью судьбы, неумолимым Роком, чуть ли не проклятием, Он поставил краеугольным камнем всего пути к Совершенству.

Согласно учению Будды, выход из цепей Кармы осуществляется тем же законом Кармы, победа над злом - не путем его искоренения, но силой добра.

Этим задача освобождения от оков Кармы, однако, не исчерпывается. Йога ставит перед стремящимся к совершенству еще одно требование, которое многим может показаться странным и несовместимым с общечеловеческим идеалом любви: отказаться также и от доброй Кармы, подняться не только над злом, но и над добром. Это требование звучит противоречием всему, что только что было выяснено о подавлении зла добром, о вытеснении злой Кармы праведной. Будем продолжать логически развивать наши мысли, как это мы старались делать до сих пор, и мы увидим, что противоречие здесь только кажущееся. В действительности это единственный логический вывод из закона Кармы.

Если злые действия связывают нас и мы до тех пор не избавимся от их последствий, пока не изживем их, то добрые действия, или Карма добра, связывают нас ничуть не менее. Конечно, между воздаянием за зло и наградой за праведность разница как между небом и адом, и есть люди, которые идеалом достижения считают неземное блаженство под кущами райских садов, «где ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Многие именно так, вернее, только так и понимают Царство небесное, которое в действительности есть то же, что Нирвана Брахмана.

Однако все, что имеет начало, должно иметь и конец, и даже такой «райской» жизни не суждено продолжаться бесконечно. Ибо не может конечное число конечных жизней привести к вечному райскому блаженству или вечным адским мукам. Кроме того, как мы уже выяснили, не существует действий, которые были бы только добрыми или только злыми. Поэтому, какую бы добродетельную жизнь мы ни вели, мы всегда будем кому-нибудь причинять в некотором отношении зло и тем творить новую злую Карму. Сам факт нашего существования в теле означает смерть миллионов клеточек, бактерий и прочих микроорганизмов, уничтожаемых в процессе дыхания, кровообращения и питания. Разбивая цепи старой злой Кармы, мы в то же время куем новые цепи и, вместо того чтобы приближать наше освобождение, только отдаляем его.

Поэтому Йоги говорят:

«Разбей свои оковы, привязывающие Тебя к низшему миру, из блестящего ли они золота или из темного неблагородного металла, из любви или ненависти, добра или же зла или чего бы то ни было другого, но двойственного тоже. Знай: раб есть раб, ласкают ли его или же бьют, он не свободен, так как цепи, хотя бы из золота не менее крепки, чем всякие другие. Так сбрось же их!..»

По если мы все оставим мир Кармы, с тем чтобы слиться с Брахманом, что же тогда останется в мире? Останется Брахман. Но если мы, желая сбросить цепи Кармы, откажемся от зла и от добра и будем пребывать в бездействии, ведь тогда из мира исчезнет добро? Да, тогда в мире останется благо.

Мир не утратит нашей любви, если мы поднимемся над привязанностью и отвращением, потому что то, что мы называем «любовью», есть или привязанность, или страсть. Истинная любовь, как и истинное Благо, выше маленькой любви и ненависти, добра и зла, которые одинаково связывают нас. Поэтому, сливаясь с Богом, вы не утратите добра, но оно неизмеримо расширится, превратится в благо и не будет знать никаких ограничений. Как солнце, которое одинаково согревает праведных и злых, как дождь, орошающий плодороднейший оазис и бесплодную пустыню, истинная любовь расточает себя равно для всех. Наша маленькая человеческая любовь сияет ярким светом, только пока встречает ответ или признание. Но как только вместо благодарности и уважения мы наталкиваемся на непонимание или обиды, наша любовь тускнеет и меркнет.

Мы думаем, что готовы оказать услугу даже неприятным для нас людям, но стоит им доставить нам еще одну неприятность, как все наши идеалы о «любви к врагам нашим» забыты и мы, вместо помощи, готовы отплатить им тем же. Все думают, что любовь влюбленных - самая интенсивная из всех видов любви. И действительно, любящие часто ощущают желание «обнять весь мир». Но достаточно очень немногого, чтобы под влиянием ревности, обиды или гнева эта самая возвышенная любовь превратилась в отчуждение и даже ненависть.

Если такова самая сильная любовь, что же говорить тогда о более слабых ее проявлениях. Только тот, кто оказывает добро и любовь независимо от ответа, не ища награды, взаимности или платы, только тот, кто в самых критических обстоятельствах остается выше «купли и продажи» своей помощи, служения и ласки, тот, и только тот, может рассчитывать, что в нем любовь не обратится в ненависть, добро не обнаружит внезапно личину зла и вместо всяких торгашеских расчетов симпатии появится истинная любовь, высшее благо, которым неведомы никакие ограничения каст, верований, национальности, родства или дружбы.

Такая любовь, такое благо не только не создает новых цепей, но разбивает все прежние оковы.

Наглядную иллюстрацию теории Кармы и победы над ней можно увидеть в следующем примере:

Представим себе, что мы находимся внутри огромного шара, имеющего в стенах небольшой люк, через который мы можем наблюдать все происходящее вне шара. Этот шар - наша Карма, люк в этом шар - наша способность восприятия мира. Один оборот шара есть одна человеческая жизнь. Пока шар движется, мы не в состоянии пролезть сквозь люк и освободиться от заключения (Кармы). Шар все время увлекает нас своей инерцией, т. е. законом Кармы, и мы принуждены двигаться вместе с шаром. Эта инерция движения шара вызвана нами самими, нашим движением внутри шара с целью приблизиться к объектам восприятия, видимым и ощущаемым через открытый люк. Чем быстрее и энергичнее мы движемся, тем более мы раскачиваем шар нашей Кармы, пока он не приобретает чудовищной власти над нашими действиями: мы чувствуем, что прикованы к нему, должны рабски следовать всем извилинам пути. Но разве мы прикованы к шару?

То, что мы сами вызвали, мы можем сами уничтожить: мы должны прежде всего соответствующими усилиями стараться постепенно замедлить движение шара, пока оно не уменьшится настолько, что мы можем сознательно направить его в желаемом направлении, чтобы, наконец, при одном из оборотов шара добраться до отверстия и, когда движение прекратится, выбраться из шара.

Для этого прежде всего нужно осознать, что мы не привязаны к шару нашей Кармы. Во-вторых, никто не заставляет нас двигаться вместе с шаром, кроме последствий наших же собственных действий. В-третьих, никто не наказывает нас за наши действия, потому что нельзя считать наказанием со стороны шара то, что он отталкивает нас, если мы вздумаем противиться его движению. В-четвертых, эти «точки» Кармы доказывают могущество нашего желания, которое, если мы достаточно долго и упорно хотим, в конце концов осуществляется; шар начинает двигаться по тому направлению, которое мы стараемся дать его движению. В-пятых, мы можем ослабить скорость движения шара, так сказать, «затормозить» нашу Карму, если движемся вместе с шаром и сознательно выдерживаем его инерцию, т. е. «изживаем» Карму.

Наконец, мы можем освободиться от нашего шара -Кармы, только когда движение остановится или, по крайней мере, замедлится настолько, что мы без риска «упасть» можем добраться до отверстия и вылезти через него на свободу, которой нас, в сущности, никто не лишал, так как мы сами влезли в этот шар земного существования.

Мы можем сделать и еще один чрезвычайно важный вывод из этой аллегории о шаре нашей Кармы: мы в состоянии выйти из шара, только когда он остановится, каждое наше новое движение опять выводит его из равновесия и заставляет катиться в этом направлении. Каждое новое усилие воспользоваться нашей силой, еще находясь внутри шара нашей Кармы, создает новый ряд движений, новый ряд следствий - цикл начинается снова. Это значит, что по мере замедления движения шара мы приобретаем все большую власть над нашими собственными движениями и движением шара, иначе говоря, в нас раскрываются все, так называемые, «психические силы».

Если, не достигнув окончательного выхода из мира Кармы, мы хотим воспользоваться вновь приобретенными психическими силами, рождающимися при неподвижности шара, то создаем новое движение, новую Карму, гораздо более могущественную, чем Карма действий простых смертных. Каждое отдельное действие обыкновенного человека создает слишком ничтожный толчок, чтобы оказать заметное влияние на шар: только совокупность одинаково направленных усилий значительно Меняет инерцию.

Действие же сверхчеловека, достигшего всех Сиддх и способного сдвинуть со своих мест горы и управлять стихиями, дает неизмеримо значительные последствия. И если Карма воздает «сторицею» за простые человеческие действия, то за поступки богочеловека воздается «тысячерицею».

«Обладание тем, что называется «оккультными силами», - говорит Свами Вивекананда, - усиливает мир но, в конце концов, усиливает и страдание».

И все без исключения Йоги, каков бы ни был метод их достижения, сходятся в этом категорическом утверждении, что Сиддхи являются препятствием на пути к освобождению.

Так Риши Патанджали в своей Йога-Сутре говорит: «Будучи силами в мирском смысле, они являются препятствием для Самадхи». К этому он добавляет: «Отказываясь от них, Йог уничтожает «семена рабства» и достигает освобождения».

По этому поводу Свами Шивананда Сарасвати замечает:

«Тот, кто хочет Освобождения, должен безжалостно отказаться от каких бы то ни было Сил и отбросить их как абсолютно бесполезные. Они приходят на пути медитации как побочный результат, но их следует игнорировать».

Для многих все это окажется, может быть, очень неприятным разочарованием. Большинство оккультистов, если не все, стремятся именно к развитию в себе всех психических сил, считая такое достижение идеалом оккультного развития.

Каждый начинающий в этой области мечтает приобрести эти Сиддхи, с тем чтобы ускорить свою эволюцию, а те, к го знает больше, имеют в виду не собственный прогресс, но более возвышенную и могущественную помощь человеческой эволюции, как они утверждают. Но как те, так и другие упускают из виду, что эти Сиддхи принадлежат тому же миру Кармы.

«Что такое все эти силы? - Простые проявления. Они ничуть не лучше снов. Даже всемогущество - тоже сон». (Свами Вивекананда)

Сиддхи находятся в Майе или Пракрити. Они не являются ни реальными, ни вечными. И потому те, кто хочет подняться над Природой и победить Майю, должны отказаться от всяких сил. Йог, который отбрасывает всемогущество и другие Сиддхи, как ненужную солому, может достигнуть высшего состояния Освобождения.

«Если Йог отбрасывает их, он достигает высочайшего. Если же он поддается искушению приобрести их, его дальнейший прогресс будет остановлен». (Свами Вивекананда)

Что это значит? Что происходит с теми, кто соблазнится желанием пользоваться этими Силами? Какое зло может произойти от столь безобидного желания? Ведь мы уже избавились от всей человеческой Кармы и, стало быть, по ее закону, нам теперь не нужно испытывать, в какой бы то ни было форме, ни человеческих страданий, ни человеческих радостей. Все наше существо стало сверхчеловеческим.

Какие же последствия наших сверхчеловеческих действий, нашей высшей божественной жизни могут омрачить наше «олимпийское блаженство»? - Ничто человеческое не омрачит нашего покоя. Мы оставим мир человеческий и, согласно нашей новой, божественной Карме, присоединимся к миру божественному, начиная вести подлинное существование богов.

Но это не есть совершенство и освобождение, потому что, как нам должно стать ясным из всего предыдущего, только в освобождении от Кармы конечное совершенство. Мы же создали теперь сверхчеловеческую, божественную Карму, которую предстоит тоже изжить так же, как мы должны были в свое время изжить Карму человеческую.

И пусть эта «олимпийская» жизнь продолжается триллионы лет, все же это не является конечной Целью.

Кроме того, поскольку мы породили новую Карму, находясь еще на земле, то должны будем снова вернуться на землю, чтобы, отказавшись от райской жизни богов, достигнуть, наконец, Освобождения от всякой Кармы, человеческой или сверхчеловеческой. Таков закон Жизни. Свами Вивекананда указывает на это в своей Раджа-Йоге:

«Те Йоги, которые не достигли совершенства, умирают и становятся богами. Оставив прямую дорогу, они уходят в один из боковых путей и приобретают все желаемые силы. В последствии они снова должны родиться».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)