|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАССКАЗАЛА ЖЕНЩИНА ХАНТЫ
То, о чем сейчас пойдет речь, автору этих строк повезло услышать от женщины, кандидата исторических наук, по национальности ханты, во время одного из ее публичных выступлений. Она так и не сообщила по какой-то причине своего имени. Просто сказала, что, для обращения, например, с вопросами, зовите меня Таней. Около трех часов шло ее выступление и нужно сказать, что эта скромная миниатюрная молодая женщина с немного как бы напевным голосом, покорила своим выступлением всех присутствующих. Начала она с признания, что она верующий человек и что ханты никому из посторонних о своей РЕЛИГИИ не рассказывают. Не принято это у них. Но она решила эту, в общем-то, некатегоричную норму нарушить во имя того, чтобы не дать пропасть верованиям предков. Потому что все равно в настоящее время происходит смешение культур, и уникальная РЕЛИГИЯ постепенно приходит в упадок. Для сохранения духовной основы нужно, чтобы о РЕЛИГИИ ханты знали и другие люди. Так посчитала она. Эти вопросы входят и в круг ее научных интересов. И вот что узнали те, кто слушал ее выступление. Объем нашего повествования не позволит привести ее рассказ полностью, но основной дух содержания ее выступления попробуем все же передать. По представлениям ханты, матерью всего сущего является Земля, а отцом является Небо. От их брака рождаются Боги и Богини, а они рождают невидимых, но очень больших богатырей, которые низко-низко летают над лесом на больших нартах и защищают ханты от всех несчастий. Поэтому ханты никогда и нигде не боится и не чувствует себя одиноким. Он живет на ладонях матери-Земли, сверху на него смотрит отец всего сущего – Небо. Его защищают богатыри. В отличие от наших Богов, Боги ханты смертны, и, если ханты неправильно живет, Бог может умереть, и от этой смерти будут для ханты большие напасти и несчастия. Поэтому ханты заботятся о жизни своих Богов. А где находятся Боги ханты? Оказывается, в каждой клеточке травинки или дерева, в каждой клеточке тела рыбы, птицы или зверя. С Богами у ханты связано много приемов практической жизни, которые позволяют нести знания и опыт из поколения в поколение, легко запоминать его и накапливать. Чтобы оценить прикладную, практическую сторону этого вопроса, вспомним, для примера, нашу жизнь. Сколько выпущено устрашающей литературы о лесных пожарах и их последствиях! Сколько выпущено литературы типа «Памяток туристам»! В них говорится об ущербе природе, говорится о том, чтобы не разжигали костров вблизи деревьев, да не разжигали бы большого огня, да чтобы окапывали костер перед тем, как его разжечь, а в конце таких памяток еще и штрафы изложены, если кто-то и чего-то не соблюдает. Но лесников мало, туристов много, а что такое "вблизи" и "большой огонь" каждый понимает по-своему. И горят леса от таких "горе путешественников". Совершенно другая ситуация, когда в лесу находится ханты. Во-первых, он знает, что его Боги смертны, а это накладывает обязанность беречь их от гибели. Бог леса может сгореть, а этого допустить никак нельзя. Поэтому ханты за всю свою жизнь костра в лесу так и не разводит. Ханты вместо костра строит храм огня, куда и помещает свой очаг. А каким должен быть храм огня, ханты известно. Храм огня должен быть светлым. Значит, вблизи деревьев, затеняющих храм огня, его строить нельзя. Храм огня состоит из небольших бревнышек, лежащих на земле и на половину вкопанных в землю (вот кострище и окопано!). Естественно, что храм огня не должен гореть. Поэтому сила огня, его величина, зависит от размера бревнышек, (а размер этот ограничен!) и поэтому ханты никогда огня сверх меры не разведет. Посмотрите, как легко, как поэтично, с помощью своих представлений о Богах, ханты решили проблему лесных пожаров. Не нужно учить памятку. ДЕЙСТВИЯ, безвредные лесу, сами собой западают в душу, покоряют логикой и целесообразностью. Или другое. Ханты верует, что утка, которую он подстрелил и съел, сразу же оживает и снова устремляется в небо, если он все, что осталось от утки, аккуратно зарыл в землю. Вернул матери всего сущего. Какой-нибудь "больно шибко ученый" наш современник презрительно скривит губы от такого "заблуждения". Но не спешите. Чуть подумайте! Есть, есть великий экологический смысл в таких ДЕЙСТВИЯХ. ДЕЙСТВУЯ с такой заботливой, с такой разумной осторожностью, ханты не разрушает экологических условий и, следовательно, не уменьшает и экологической вместимости угодий. А раз так, то на месте съеденной утки, действительно может родиться и поселиться новая утка. Сохраненные экологические условия позволяют это. По большому счету, в долговременном масштабе, ханты прав. А разве противоречит практике представление о смертности Богов? Та же речка! Сколько речек, речушек и рек уже погубило "цивилизованное" человечество, высокомерно посмеиваясь над "отсталыми", "языческими" верованиями? А сколько еще погубит, пока поднимется до мироощущения естественно свойственного "язычникам"! Ханты никогда воду не замутит, не плюнет и тем более не загадит отходами. Тело Бога священно! Тело Бога смертно! Умрет речка, что делать?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |