АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические идеи в работах «Святое семейство» и «Немецкая идеология»

Читайте также:
  1. II. Экономические институты и системы
  2. Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
  3. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  4. Безработица: сущность, типы. Измерение уровня безработицы. Экономические и социальные последствия.
  5. В работах В. Джеймса
  6. Важнейшие технико-экономические показатели работы доменных печей
  7. Ведущие, финансовые, внешнеэкономические.
  8. Власть и норма в работах Фуко
  9. Внешнеэкономические аспекты системных реформ
  10. Внешнеэкономические связи
  11. Внешнеэкономические связи
  12. Внешнеэкономические связи

Решающая роль в осуществлении революционного перево­рота, произведённого Марксом и Энгельсом во всех обще­ственных науках, в том числе и в политической экономии, принадлежит разработанному ими диалектическому материа­лизму. К разработке этого учения Маркс и Энгельс при­ступили уже в первых своих произведениях, где давалась критика философии Гегеля и других предшественников марксизма. Важнейшими философскими работами рассматри­ваемого периода являются «Святое семейство» и «Немецкая идеология».

Как уже отмечалось, «Святое семейство» было написано Марксом и Энгельсом в 1844 г., а опубликовано в начале 1845 г. Это произведение направлено против младогегельян­цев, в частности против трёх братьев Бауэров. Работа напи­сана Марксом при активном участии Энгельса.

В «Святом семействе» Маркс и Энгельс разработали основы диалектического материализма. Гегель и его после­дователи рассматривали реальную действительность как одно из проявлений абсолютной идеи, существующей где-то по ту сторону реальной действительности. В противовес этой идеа­листической трактовке Маркс даёт материалистическую: су­ществующий мир — это первичное, а наши идеи, понятия — лишь отражение этого мира. Отсюда Маркс делает вывод о необходимости начинать исследование не с понятия, а с кон­кретной действительности.

Эти положения Маркс распространяет на исследование общественных явлений, развивая тем самым основы истори­ческого материализма. Основой развития общества Маркс объявляет материальное производство. Опираясь на это по­ложение, Маркс анализирует антагонистические противоречия капиталистического общества. Пролетариат и буржуазию он характеризует как две противоположности, составляющие единое целое. Но в пределах этого противоречия именно про­летариат представляет разрушительную сторону, так как он заинтересован в уничтожении частной собственности, тогда как буржуазия стремится её сохранить. С победой пролета­риата исчезает как сам пролетариат, так и обусловливающая его противоположность — частная собственность. Таким обра­зом, свои выводы о всемирно-исторической революционной роли пролетариата Маркс обосновывает с позиций диалекти­ческого материализма.

Маркс критикует Бауэров за их попытки изобразить от­дельные личности в качестве творцов истории. Высмеивая этих представителей гегельянства, Маркс писал, что у них «дело преобразования общества сводится к мозговой дея­тельности критической критики». Маркс же подчёркивал, что историю творят народные массы и их роль все более возра­стает. «Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является».

В. И. Ленин в составленном им конспекте «Святого семей­ства» отмечает, что в этом произведении Маркс уже вплотную подходит к идее производственных отношений. Маркс пи­сал, что предметное бытие человека есть в то же время обще­ственное отношение человека к человеку.

В «Святом семействе» Маркс рассматривал отдельные проблемы политической экономии в связи с анализом работы Прудона «Что такое собственность?»

Бауэр и его приверженцы выступили с критикой работы Прудона «Что такое собственность?», опубликованной в 1840 г. Прудон объявил собственность кражей и сделал вы­вод об упразднении частной собственности. Бауэр отстаивал реакционные вымыслы о святости частной собственности. Маркс разоблачает извращение «критической критикой» от­дельных положений Прудона. Заслугу Прудона Маркс видел в том, что он пытался дать характеристику сущности частной собственности, тогда как буржуазные экономисты исходили из частной собственности, не подвергая ее критическому исследованию. Хотя Маркс тогда ещё не подчёркивал своих расхождений с Прудоном, который в то время ещё не дал полного изложения своих взглядов, расхождения эти уже имели место.

Прудон к анализу частной собственности подходил с по­зиций мелкой буржуазии. Отвергая крупную капиталистиче­скую собственность, Прудон противопоставлял ей мелкую, ко­торую идеализировал. Маркс же, будучи идеологом пролета­риата, предвидел необходимость смены капиталистической собственности собственностью коммунистической. «Частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к своему собственному упразднению», — писал он.

В «Святом семействе» Маркс близко подходит к идее тру­довой стоимости. Он подчёркивает, что стоимость товаров в первую очередь определяется рабочим временем. «Что рабо­чее время, которое нужно затратить на производство какого-нибудь предмета, принадлежит к издержкам производства этого предмета, что издержки производства какого-нибудь предмета и составляют то, чего он стоит, т. е. то, за что он может быть продан, если исключить влияние конкуренции, — это не может не понять даже критическая критика»2, — пи­сал Маркс.

В «Святом семействе» Маркс даёт критическую оценку буржуазной политической экономии, указывает на ее проти­воречивый характер: «Политическая экономия, принимающая отношения частной собственности за человеческие и разум­ные, непрерывно впадает в противоречие со своей основной предпосылкой — частной собственностью»3. Маркс показы­вает, что на поверхности явлений заработная плата и прибыль не противоречат друг другу, а на деле оказывается, что они находятся в обратном отношении друг к другу. Капиталистическая действительность неуклонно опровергает догмы бур­жуазных экономистов.

«Немецкая идеология» была написана Марксом и Энгель­сом в 1845—1846 гг. Она знаменует собой дальнейший этап в развитии революционного переворота в философии. Если в предшествующих работах Маркс и Энгельс только еще дви­гались по направлению к историческому материализму, то в этом произведении уже изложены его общие принципы, дана основа учения об общественно-экономической формации. С этих позиций Маркс и Энгельс критикуют Фейербаха, ко­торый был идеалистом в объяснении общественных явлений. В «Немецкой идеологии» Марксу и Энгельс развивают и обосновывают вывод о том, что материальное производство является основой жизни общества. Здесь даётся более развёр­ нутый анализ форм собственности (племенная, рабовладель­ческая и буржуазная). Как уже отмечалось, в «Святом се­мействе» Маркс и Энгельс ещё только подходили к идее про­изводственных отношений. В «Немецкой идеологии» уже был дан анализ различных форм собственности. Развитие форм собственности рассматривается в зависимости от уровня раз­вития производительных сил. В связи с этим даётся характе­ристика процесса общественного разделения труда. «Различ­ные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения ин­дивидов друг к другу соответственно их отношению к мате­риалу, орудиям и продуктам труда», — пишут Маркс и Энгельс.

Маркс и Энгельс анализируют здесь основные этапы раз­вития капитализма — мануфактуру, крупное машинное произ­водство, останавливаются на характеристике роли торгового капитала.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил, осно­воположники марксизма выясняют необходимость соответ­ствия производственных отношений характеру производительных сил. В противоречии между производительными силами и производственными отношениями (формами общения, по тогдашней терминологии Маркса) они видели движущую силу жизни общества. На основе анализа исторических фактов Маркс и Энгельс делают вывод, что «...все исторические кол­лизии, согласно нашему пониманию, коренятся в противо­речии между производительными силами и формой обще­ния».

В этом произведении Маркс и Энгельс сформулировали положение об общественном сознании как отражении обще­ственного бытия, о борьбе классов как движущей силе разви­тия антагонистического общества, о социальных революциях. Здесь же была раскрыта сущность государства в классовом обществе как диктатуры экономически господствующего класса.

Особое внимание в «Немецкой идеологии» уделено ана­лизу капиталистической частной собственности и экономиче­ским формам её реализации — проценту, прибыли, ренте. Уже здесь Маркс отмечал, что эти категории выражают не свойства вещей, а общественные отношения. «Земельная рента, прибыль и т. д., эти формы действительного существо­вания частной собственности, представляют собой обществен­ные отношения, соответствующие определённой ступени про­изводства»'.

Частной собственности Маркс и Энгельс противопостав­ляют общественную собственность в социалистическом обще­стве. Средством перехода к общественной собственности они считают пролетарскую революцию. Для уничтожения частной собственности пролетариат «должен, прежде всего, завоевать себе политическую власть»2. Это была первая формулировка идеи о диктатуре пролетариата.

Господство пролетариата Маркс и Энгельс рассматривали как новый тип государства, как переходную ступень к бес­классовому обществу. Своё учение о государстве Маркс и Энгельс противопоставили анархизму Штирнера и других младогегельянцев.

В «Немецкой идеологии» впервые было дано указание на изменение характера действия экономических законов при со-"циализме3. Важными факторами коммунистического преобра­зования общества Маркс и Энгельс считали уничтожение противоположности между городом и деревней и умственным и физическим трудом. В этом произведении Маркс и Энгельс показывают, что только при коммунизме будут созданы усло­вия для всестороннего развития человеческой личности, будет уничтожено порабощающее человека капиталистическое раз­деление труда. Они обосновывают здесь коммунистический принцип распределения —«каждому по его потребности», когда различие в деятельности, в труде, не влечёт за собой никаких привилегий в потреблении.

Развивая мысль об исторической неизбежности комму­низма, Маркс и Энгельс подчёркивали, что «коммунизм есть в высшей степени практическое движение, преследующее практические цели с помощью практических средств». Этим самым они предостерегали от догматического изображения коммунизма в виде заранее заготовленного проекта.

В «Немецкой идеологии» разоблачена сущность мелкобур­жуазного «истинного социализма», распространённого в то время в Германии и внушавшего иллюзии о возможности «всеобщего братства» и введения социализма путём реформ.

«Немецкая идеология» сыграла огромную роль в развитии философского и экономического учения Маркса и Энгельса. В ней разработано материалистическое понимание истории, являющееся базой для создания научной политической эко­номии и для превращения социализма из утопии в науку.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)