|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЗДАНИЕ К. МАРКСОМ И Ф. ЭНГЕЛЬСОМ ПРОЛЕТАРСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА Марксизм является идеологией рабочего класса, научным выражением его коренных интересов. Главное в марксизме — это выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя социалистического общества, учение о диктатуре пролетариата, без которой невозможно осуществить построение коммунизма. Основными составными частями марксизма являются диалектический и исторический материализм, экономическое учение, теория научного социализма. Все эти три части марксизма неразрывно связаны между собой и вместе составляют замечательно последовательное и цельное учение. Марксизм возник в 40-х годах XIX века, когда капитализм одержал победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы и когда рабочий класс впервые выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Возникновение капиталистического производства происходило неравномерно. Первой на путь капиталистического развития стала Англия, где уже в XVI веке характерной формой промышленного производства была капиталистическая мануфактура. В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, создавшая благоприятные условия для ускорения развития капитализма, завершился аграрный переворот, следствием которого было почти полное исчезновение крестьянства, превращение крестьян в пролетариев. В последней трети XVIII века в Англии начинается промышленный переворот. Он закончился в основном к 30-м годам XIX века. Вместе с этим завершилось и становление капиталистического способа производства. Капитализм одержал полную победу над докапиталистическими формами хозяйства. В XVI веке капитализм начал развиваться и во Франции. Однако процесс становления капитализма происходил там значительно медленнее, чем в Англии. В середине XVIII века наступил кризис феодального строя, завершившийся буржуазной революцией 1789—1794 гг. Французская революция уничтожила феодальные отношения и расчистила почву для свободного развития капитализма. Она оказала влияние и на другие страны Западной Европы, где также назревал кризис феодализма. Англия и Франция в первой половине XIX века были наиболее развитыми капиталистическими странами. Другие страны значительно отставали от них по своему социально-экономическому уровню. В Германии в начале XIX века господствовали ещё феодальные отношения и основной отраслью было сельское хозяйство. Однако со второй половины 30-х годов темпы развития капитализма в Германии значительно ускоряются, там начинается промышленный переворот. Настоятельной потребностью экономического развития страны становилось устранение феодальных отношений. В 40-х годах в Германии назрели предпосылки буржуазной революции. В первой половине XIX века Россия также ещё оставалась феодальной страной, но и там капитализм достиг некоторых успехов. В 1830-х годах в русской промышленности начинается систематическое применение машин, что свидетельствовало о начале промышленного переворота. Капитализм постепенно проникал и в сельское хозяйство — там ускорился процесс дифференциации крестьянства, некоторые помещики перестраивали хозяйство на капиталистический лад. Нарастание кризиса феодально-крепостнического строя в России находило яркое выражение в росте крестьянских волнений. Решающие сдвиги в развитии капитализма произошли в XIX веке и в Северной Америке. Элементы капиталистических отношений возникли в Северной Америке ещё в XVII веке. К середине XVIII века там получила распространение мануфактура, а в конце XVIII века начинается переход к машинному производству. На севере США сравнительно быстро развивалась промышленность, на западе — капиталистическое фермерское хозяйство, а на юге преобладали рабовладельческие плантации. Первая половина XIX века явилась переломной в истории человечества в том отношении, что в этот период происходила смена феодализма капитализмом, капитализм из уклада в недрах феодального строя превращался в общественно-экономическую формацию. К 40-м годам XIX века капитализм одержал полную победу над феодализмом в Англии и во Франции. В Германии, России, Австрии феодальные отношения были ещё господствующими, но их устранение стало уже экономической необходимостью. В этих странах назревали буржуазные революции, феодализм переживал кризис. Вместе с развитием капитализма углублялись и его противоречия. Возникло и развивалось противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением. Оно находило конкретное выражение в противоречии между тенденцией капиталистического производства к безграничному расширению и отставанием платёжеспособного спроса со стороны трудящихся, обусловленным обнищанием рабочего класса и крестьянства при капитализме. Основное противоречие капитализма проявилось также как противоположность между организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства во всем обществе. Насильственным взрывом всех противоречий капитализма являются экономические кризисы. Первый экономический кризис произошёл в 1825 г., а кризисы 1836, 1847 гг. подтвердили их закономерный характер. Развитие капитализма в ряде стран создало объективные условия для выявления его закономерностей и противоречий. Эти закономерности могли быть изучены и прослежены лишь тогда, когда капитализм достиг известного уровня развития, когда в полной мере выступили его характерные черты. Поэтому развитие капитализма явилось важнейшей предпосылкой для возникновения марксизма, содержащего научный анализ капиталистического способа производства. Вместе с капитализмом рос и развивался рабочий класс, в качестве вождей и идеологов которого выступили Маркс и Энгельс. Победа капитализма привела к изменению классовой структуры общества: основными классами стали буржуазия и пролетариат. Пролетариат возник вместе с первыми ростками капитализма в XV веке. В пролетариев превращались разоряющиеся мелкие производители в городе и деревне. Первыми пролетариями были мануфактурные рабочие. Но рабочие мануфактур еще не представляли собой вполне сложившегося класса. Они были разрознены и тесно связаны с мелким производством, земледелием, нередко работали на дому. Окончательное формирование рабочего класса произошло в результате промышленного переворота. Если мануфактурный рабочий еще мог быть собственником орудий ручного труда, то с развитием фабрик произошло окончательное отделение производителей от средств производства и подчинение их капиталу. Промышленный пролетариат отличается от рабочих мануфактур и мелкого производства своей сплочённостью и своими боевыми революционными качествами. «Только развитие капиталистического производства, современной промышленности и сельского хозяйства в крупных размерах придало постоянство его существованию, увеличило его численно и оформило как особый класс, с особыми интересами и с особой исторической миссией», — пишет Энгельс. Эксплуатация рабочего класса служит основным источником обогащения капиталистов, и чем больше развивается капитализм, тем выше становится степень эксплуатации рабочих, растёт безработица, усиливается наступление буржуазии на жизненные права трудящихся. По мере усиления гнёта капитала становится все более необходимой совместная борьба рабочих против эксплуататоров. Эта борьба начинается вместе с возникновением рабочего класса. Первыми формами её были стихийные рабочие бунты. В период промышленного переворота характерными становятся выступления рабочих против машин. В то время рабочие ещё не могли понять, что дело не в машинах самих по себе, а в их капиталистическом применении. Постепенно рабочее движение начинает принимать все более организованные формы. Первыми рабочими организациями были профсоюзы, которые начали появляться ещё в конце XVIII века. Буржуазия использовала рабочее движение в борьбе со своими врагами — феодалами. Идеологи буржуазии внушали рабочим, что они добьются улучшения своего положения на основе ограничения власти феодалов, проведения парламентской реформы и т. п. Когда в первой половине XIX века в передовых капиталистических странах буржуазия одержала победу над феодалами, ей стало трудно обманывать рабочих. Последние начали понимать, что за буржуазными лозунгами свободы, равенства и братства в действительности кроется бесправие, нищета и голод народных масс. К тому же участие рабочих в выступлениях против остатков феодализма сыграло известную роль в вовлечении рабочего класса в политическую борьбу, способствовало образованию у него известных навыков в этой борьбе. Все это привело к тому, что в 30—40-х годах XIX века в рабочем движении произошли серьёзные сдвиги, рабочий класс выступил на историческую арену как самостоятельная сила, выступил против своего непосредственного врага — буржуазии. Характеризуя рабочее движение в этот период, Ф. Энгельс особо выделяет восстание лионских ткачей в 1831 г. Лионские рабочие после трёхдневной вооружённой борьбы овладели Лионом. Восстание скоро было подавлено, но тем не менее оно произвело большое впечатление на все классы Франции. Его историческое значение состоит в том, что оно показало появление новой силы мировой истории — рабочего класса. Вслед за лионским восстанием произошли крупные восстания рабочих и в других городах Франции. Они подготовили рабочий класс к революции 1848 г., в которой он впервые выступил как класс, имеющий свои особые интересы. В Англии в 1830-1840-х годах развилось первое массовое пролетарское движение — чартизм. Чартисты не имели ещё социалистического мировоззрения, но они выдвинули на первый план политическую борьбу, положили начало пролетарской печати. Чартизм был первым организованным движением рабочего класса, явившегося авангардом трудящихся в борьбе за демократию. В. И. Ленин писал поэтому, что чартизм «во многих отношениях был подготовкой марксизма, предпоследним словом к марксизму»'. Энгельс отмечал, что лионское восстание и чартизм создали коренной поворот в понимании исторического развития, так как именно с этого времени «...классовая борьба между буржуазией и пролетариатом стала занимать первое место в истории более развитых стран Европы». В 1840-х годах произошёл поворот и в германском рабочем движении. Начало массовому рабочему движению в Германии положило восстание силезских ткачей. Это восстание тоже было подавлено, но тем не менее значение его огромно. Оно было направлено против буржуазии, в нем, по выражению Маркса, «осознается сущность пролетариата». Восстание силезских ткачей оказало большое влияние на распространение социалистических идей в Германии, а также на формирование взглядов Маркса и Энгельса. Учение Маркса не могло бы возникнуть, если бы не сложился новый революционный класс — пролетариат, если бы не обнажились антагонистические противоречия капитализма. Социалистические учения являются теоретическим выражением рабочего движения. Незрелой классовой борьбе рабочих соответствовали и незрелые теории — теории утопического социализма. Когда классовая борьба пролетариата приняла острые и ярко выраженные формы, теории социалистов-утопистов утратили свой прогрессивный характер, они. так и остались в стороне от рабочего движения. Рабочее движение в 40-х годах XIX века достигло такого уровня развития, когда внесение в него социалистического сознания становилось исторической необходимостью. Рабочий класс нуждался в научной революционной теории, способной осветить цели его борьбы и средства для её достижения. Научная теория должна была вооружить рабочий класс знанием пути уничтожения гнёта капитала и построения коммунизма. После 1840-х годов внесение социалистического сознания в рабочее движение стало возможным, так как в процессе развития капитализма рабочий класс становился все более сплочённым, все более убеждался в невозможности добиться коренного улучшения своего положения в условиях капитализма. Однако стихийно рабочее движение не могло само породить научную теорию социализма, выработать социалистическое сознание. Чтобы выработать научную социалистическую теорию, надо было вооружиться глубокими знаниями в области философии, истории, политэкономии. Рабочий класс при капитализме лишён возможности овладеть этими знаниями. Создание революционной теории могло стать и стало делом таких гениальных людей, как Маркс и Энгельс, которые овладели научными знаниями и сумели обобщить опыт классовой борьбы-пролетариата. Поль Лафарг, один из соратников Маркса и Энгельса, в своих воспоминаниях отмечал, что «к коммунистическим убеждениям Маркс пришёл не путём сентиментальных размышлений, хотя он и глубоко сочувствовал страданиям рабочего класса, а путём изучения истории и политической экономии. Он утверждал, что всякий беспристрастный ум, свободный от влияния капиталистических интересов и не ослеплённый классовыми предрассудками, непременно должен прийти ктем же выводам» Возникновение марксизма было подготовлено предшествующим развитием общественных наук. В. И. Ленин показал, что марксизм явился законным преемником всего лучшего, что было создано человечеством в лице немецкой философии, английской политической экономии и французского социализма. В. И. Ленин определил эти учения как три источника марксизма. Наибольшее развитие буржуазная философия получила о Германии. Её выдающимися представителями были Гегель и Фейербах. Главным достижением немецкой философии явилась диалектика, представляющая собой учение о развитии в его наиболее полном и глубоком виде. Но Гегель, разработавший это учение, был идеалистом, и на первом месте у него оказалось не развитие реальной действительности, а духа, абсолютной идеи. Кроме того, диалектика служила у Гегеля обоснованием прусской монархии, которую он считал вершиной исторического развития. Поэтому, по выражению Энгельса, революционная сторона учения Гегеля была задушена непомерно разросшейся консервативной стороной. Другим непосредственным предшественником марксизма был Фейербах. В противовес идеалистам Фейербах отстаивал тезис об определяющей роли бытия по отношению к мышлению, о познаваемости мира. Однако Фейербах оставался идеалистом в понимании общественных явлений, он не преодолел также и других недостатков материализма XVII— XVIII веков — метафизики и антиисторизма. Классическая буржуазная политическая экономия достигла своей вершины в Англии в учениях Смита и Рикардо. Представители этой школы положили начало теории трудовой стоимости, приступили к анализу капитала, прибавочной стоимости. Но, будучи ограничены узкими рамками буржуазного кругозора, они не смогли решить проблемы прибавочной стоимости. Анализируя экономические явления только с количественной стороны, представители классической буржуазной политэкономии рассматривали законы и категории капитализма как вечные и естественные. Считая заработную плату ценой труда, предшественники Маркса не могли объяснить, как происходит обмен между трудом и капиталом на основе теории трудовой стоимости. Не раскрыв соотношения стоимости и цены производства, эти экономисты стали в тупик перед проблемой средней прибыли. Абсолютная рента также не получила у них объяснения. С обострением классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией начался процесс разложения буржуазной классической политической экономии, она встала перед неразрешимыми для неё противоречиями. В' 30-х годах XIX века, когда буржуазия во Франции и Англии завоевала политическую власть, наступил конец научному развитию буржуазной философии и политической экономии. Бескорыстное исследование сменилось угодливой, предвзятой апологетикой. Дальнейшее развитие философии и политической экономии могло быть осуществлено только идеологами самого передового и самого прогрессивного класса — пролетариата. Третьим источником марксизма явился французский утопический социализм. Социалисты-утописты выступили с критикой капитализма. Они первые указали, что капитализм является не вечной, а исторически преходящей формой общественного производства. Они гениально предвосхищали будущее, угадывая ряд существенных черт подлинного социалистического общества. Но социалисты-утописты идеалистически трактовали развитие общества, не раскрыли движущих противоречий и законов капитализма, не могли увидеть материальных и субъективных предпосылок его крушения. Они не видели правильного пути перехода к новому строю, не понимали необходимости революционной борьбы пролетариата для построения социализма. Их социалистический идеал был оторван от действительности, а практические попытки переустройства общества обречены на провал. Поэтому теории социалистов-утопистов не могли служить идейным оружием пролетариата в борьбе за социализм. Более того, к 40-м годам XIX века эти теории стали реакционными. «Если основатели этих систем, — пишут Маркс и Энгельс, — были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты. Они крепко держатся старых воззрений своих учителей, невзирая на дальнейшее историческое развитие пролетариата». Возникновение марксизма было подготовлено всем ходом исторического развития. Его социально-экономическими предпосылками явились превращение капитализма в особую общественно-экономическую формацию, углубление противоречий капиталистического способа производства, рост рабочего класса и развитие его революционной борьбы. Отсюда следует, что марксизм является интернациональным учением пролетариата как по своему содержанию, так и по своему происхождению. Родиной научного социализма явилась Германия. В 40-х годах Германия находилась накануне буржуазной революции, решающую роль в которой должен был играть пролетариат. Германская буржуазия, будучи напугана революционным движением, занимала соглашательскую позицию по отношению к дворянству. Маркс и Энгельс писали: «На Германию коммунисты обращают главное внимание потому, что она находится накануне буржуазной революции, потому, что она совершит этот переворот при более прогрессивных условиях европейской цивилизации вообще, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции»2. В силу этих обстоятельств центр революционного движения переместился в Германию, а вожди германского пролетариата - Маркс и Энгельс - стали творцами научного социализма. Маркс и Энгельс тщательно изучили труды своих предшественников, не оставили без внимания ни одного положения. С позиций рабочего класса они критически переработали теории выдающихся буржуазных философов, экономистов и социалистов-утопистов. На основе обобщения опыта революционного движения они создали новое учение, выражающее интересы рабочего класса, произвели революционный переворот в общественных науках. Маркс и Энгельс, опираясь на философию Гегеля и Фейербаха, разработали диалектический материализм, который в корне отличается от буржуазной философии. Маркс подчёркивал, что его метод прямо противоположен методу Гегеля. Маркс и Энгельс преодолели метафизический и антиисторический характер материализма Фейербаха, с материалистических позиций исследовали историю общества. Ленин характеризует разработанный Марксом исторический материализм как величайшее завоевание научной мысли. Маркс использовал главное достижение английской буржуазной классической политической экономии — теорию трудовой стоимости. Но он заново переработал эту теорию, последовательно развил и обосновал ее. За отношениями вещей Маркс впервые вскрыл отношения людей, показав исторически преходящий характер производственных отношений. Впервые Маркс разработал учение о прибавочной стоимости и дал исчерпывающий анализ капиталистического способа производства. На основе этого анализа Маркс всесторонне обосновал вывод об исторической неизбежности социализма и о роли рабочего класса как творца этого нового общества. Тем самым социализм был превращён из утопии в науку. В своём произведении «Исторические судьбы учения К. Маркса» В. И. Ленин делит всемирную историю после 1848 г. на три периода: 1) с революции 1848 г. до Парижской коммуны (1871 г.); 2) от Парижской коммуны до русской революции (1905 г.); 3) от русской революции. Первый период (1848—1871 гг.) был периодом бурь и революций. Эти революции завершили процесс формирования буржуазного общества в европейских странах. Они в то же время показали в действии все классы общества и выявили, что последовательно революционным классом является только пролетариат. Этот период характеризуется ростом рабочего движения и возникновением первых самостоятельных пролетарских партий. Революции 1848 г. нанесли сокрушительный удар домарксовскому социализму с его иллюзиями о возможности преобразования капитализма в социализм без классовой борьбы, без социалистической революции. К концу первого периода домарксовский социализм утрачивает своё влияние в рабочем движении, уступая место марксизму. Формирование марксизма началось в 40-х годах. К 1848 г. Маркс и Энгельс уже разработали основы диалектического и исторического материализма, выявили всемирно-историческую миссию пролетариата. После 1848 г. Маркс и Энгельс обобщили опыт революций и развили дальше своё учение о диктатуре пролетариата. В этот период Маркс создал «Капитал», разработал экономическое учение, являющееся научным обоснованием неизбежности социализма. Второй период (1872—1904 гг.) характеризуется отсутствием революций. В западноевропейских странах буржуазные революции уже завершились, а в других странах условия для таких революций ещё не созрели. В этот период появились первые монополии, а на рубеже двух веков капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию — в стадию империализма. Развитие капитализма привело к дальнейшему углублению его противоречий и к обострению классовой борьбы. Неуклонно происходило собирание сил пролетариата и подготовка его к социалистической революции. В эти годы везде в капиталистических странах сложились массовые социалистические партии, которые строили свои программы в основном в соответствии с марксистским учением. В этот период Маркс и Энгельс, продолжая руководить революционным движением пролетариата и обобщая его опыт, развили далее своё учение, отстаивая его от явных и замаскированных противников. Учение Маркса одерживает полную победу и идёт вширь. В 1890-х годах на историческую арену выступил В. И. Ленин. В. И. Ленин отстоял и творчески развил учение Маркса и Энгельса. Он обогатил марксизм величайшими открытиями. В. И. Ленин создал учение об империализме, развил учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о социализме и коммунизме. Дальнейшее развитие марксистско-ленинского учения осуществляется в решениях съездов и пленумов коммунистических партий, в выступлениях их руководящих деятелей, на основе обобщения нового опыта революционной борьбы пролетариата и практики коммунистического строительства. Марксистско-ленинское учение развивается в неуклонной борьбе с буржуазной и мелкобуржуазной идеологией. Защитники капитализма неоднократно заявляли, будто им удалось опровергнуть, поколебать марксизм. Однако история подтверждает всемирно-историческую правоту марксизма-ленинизма. Идеи марксизма-ленинизма о социалистической революции, о диктатуре пролетариата, о социализме и коммунизме осуществлены на практике в Советском Союзе. Они подтверждаются также опытом социалистического строительства в странах народной демократии, опытом всего международного рабочего движения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |