|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСАПериод до 1844 г. является началом формирования взглядов Маркса и Энгельса. В это время они совершали переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Это был период критической переработки учения Гегеля и Фейербаха. Рукописи и письма Маркса, относящиеся к этому времени, показывают, по выражению Ленина, как Маркс становился Марксом, т. е. основателем социализма как науки, основателем современного материализма. Маркс и Энгельс с самого начала своей деятельности выступили как защитники интересов трудящихся, как революционные демократы. Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 г. в г. Трире в семье адвоката. В 1835 г. Маркс окончил гимназию и поступил в университет. Он учился сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. В 1841 г. Маркс окончил юридический факультет. Большое внимание Маркс уделял изучению истории и философии. Университетскую диссертацию он написал на философскую тему «Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура». Маркс получил учёную степень доктора философских наук. В университете Маркс примыкал к левым гегельянцам, возглавляемым Бруно Бауэром. Левые гегельянцы были идеалистами, но критически относились к философии Гегеля, стремились делать из неё атеистические и революционные выводы. Маркс, будучи самым молодым из левых гегельянцев, поражал своих друзей разносторонностью знаний и сокрушительной силой логики. Ф. Меринг пишет: «Карлу Марксу едва исполнилось двадцать лет, когда он примкнул к «Докторскому клубу», но, как это часто бывало и в позднейшие годы его жизни, вступив в новый круг людей, он сразу сделался его духовным центром. Бауэр и Кёппен были старше его лет на десять, но они скоро признали умственное превосходство Маркса...». В январе 1842 г. рейнская буржуазия основала в Кельне «Рейнскую газету». Маркс и Бауэр были приглашены туда в качестве сотрудников. В октябре 1842 г. Маркс стал главным редактором этой газеты. Под редакцией Маркса газета заняла прочную революционно-демократическую позицию. Маркс опубликовал в ней ряд блестящих статей в защиту интересов крестьян, против помещиков и в защиту свободы печати. В ранних произведениях Маркс выступал как революционный демократ. Помещики захватывали леса и луга, находившиеся до этого в пользовании крестьянских общин. Крестьяне вынуждены были красть лес. Местные власти, отстаивая интересы помещиков, жестоко карали крестьян. Защищая крестьян, Маркс резко осуждал частную собственность и характеризовал государственную власть как орудие лесовладельцев. В статьях, написанных в защиту свободы печати, Маркс показывал, как понимают свободу печати разные сословия, обнаруживая при этом материалистический подход к объяснению общественных явлений. Следует отметить, что в докторской диссертации Маркс ещё разделял идеалистическую гегельянскую точку зрения. Однако с самого начала взгляды Маркса имели принципиальные отличия от взглядов Гегеля. Это отличие было обусловлено иной классовой позицией. В то время как учение Гегеля выражало интересы господствующего класса — дворянства и отчасти буржуазии, Маркс выступал от лица трудящихся, как революционный демократ. В предисловии к диссертации Маркс излагает легенду о Прометее и Гермесе. В легенде Прометей изображён как борец за интересы всех людей, а Гермес как верный прислужник Зевса. Симпатии Маркса на стороне Прометея. Он пишет: «Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре». Маркс уже в то время считал, что задача философии состоит в том, чтобы активно воздействовать на жизнь общества. В 1841 г. была опубликована работа Фейербаха «Сущность христианства». Это было материалистическое произведение, в котором Фейербах рассматривал религиозные идеи не как нечто самодовлеющее, а как выражение «человеческой сущности», т. е. сводил религию к её земным основам. Это произведение Фейербаха и его последующая работа — «Основные положения философии будущего» — оказали большое влияние на переход Маркса от идеализма к материализму. Левые гегельянцы, в том числе и Маркс, сразу стали фейербахианцами. Маркс никогда не был закоренелым гегельянцем. Гегельянцы замыкались в рассмотрении теоретических проблем и были далеки от политики. Маркс же исходил из реальной действительности, которая была наполнена глубокими противоречиями, острой классовой борьбой. Поэтому Маркс очень скоро почувствовал недостаточность учения Гегеля для объяснения жизненных явлений. Однако в отличие от Фейербаха, который отвергал полностью учение Гегеля, Маркс видел в этом учении не только консервативную, но и революционную сторону — диалектику. Рациональным зерном диалектики Гегеля явились его гениальные догадки о развитии, о противоречии как источнике движения, о скачкообразности развития, о взаимозависимости явлений и др. Но противоречия, по Гегелю, существуют лишь в мышлении, а их разрешение дано в абсолютной идее. Свое учение о развитии Гегель относил только к прошлому, а не к настоящему и будущему. Маркс же начинает применять диалектику к изучению окружающей действительности, начинает материалистически перерабатывать гегелевскую диалектику. Философия Фейербаха носила пассивно созерцательный характер. Материалистическое мировоззрение Фейербах не распространял на явления общественной жизни. Поэтому его учение также не могло дать теоретического объяснения тем событиям, которые происходили в жизни общества. Маркс скоро понял основные недостатки материализма Фейербаха. В письме к Руге от 13 марта 1843 г. Маркс указывал: «Афоризмы Фейербаха не удовлетворяют меня лишь в том отношении, что он слишком много напирает на природу и слишком мало — на политику. Между тем, это — единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной». Во время работы в «Рейнской газете» Маркс с увлечением приступил к изучению политической экономии и экономических проблем. Экономическими вопросами Маркса побудил заняться прежде всего разбор дебатов о краже леса, а также работа над статьями о положении мозельских крестьян. Маркс изучал произведения экономистов различных стран, в том числе и труды социалистов-утопистов. В статье «Коммунисты и Всеобщая аугсбургская газета» Маркс дал анализ учения Фурье и обнаружил знание всех основных произведений утопического социализма. Маркс тогда указывал, что вопрос о коммунизме требует серьёзного изучения. Осенью 1843 г. Маркс был вынужден переехать в Париж, так как прусское юнкерство и блокирующаяся с ним буржуазия не могли мириться с революционно-демократическим направлением «Новой рейнской газеты». Во время пребывания в Париже Маркс продолжал усиленно заниматься изучением работ буржуазных экономистов и социалистов-утопистов. Одновременно он установил тесную связь с рабочим движением— посещал тайные собрания французских и немецких рабочих. Маркс впервые познакомился с Энгельсом в ноябре 1842 г. в Кельне. Они начали переписываться, а осенью 1844 г. всесторонне обсудили свои взгляды и пришли к полному единодушию во всех волновавших их вопросах. Так было положено начало их тесной дружбе. Ленин пишет: «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учёными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» 1. Фридрих Энгельс родился в 1820 г. в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был фабрикантом. В 1838 г. Энгельс, не кончив гимназии, вынужден был поступить приказчиком в один бременский торговый дом. Однако Энгельс продолжал работать над своим образованием. В 1839 г. он выступил в передовом журнале «Телеграф» со статьями «Вуппертальские письма», в которых описывал тяжёлое положение рабочих хлопчатобумажных фабрик. В 1841 г. Энгельс поступил на военную службу в Берлине вольноопределяющимся. В этот период он изучал не только военное дело, но и философию и историю. Так же как и Маркс, Энгельс вначале примыкал к левым гегельянцам. В 1842 г. была опубликована философская работа Энгельса «Шеллинг и откровение», в которой Энгельс с позиций младогегельянцев, защищал учение Гегеля от философа Шеллинга. В выступлениях против Шеллинга уже намечался переход Энгельса от идеализма к материализму. Энгельс неоднократно ссылался на книгу Фейербаха «Сущность христианства», которая оказала на него большое влияние. В отличие от Фейербаха Энгельс подчёркивал действенность философии. Свою работу против Шеллинга он заканчивает пламенным призывом к участию в предстоящей революции. Как указывал сам Энгельс, весной 1842 г. он почувствовал ограниченность лево-гегельянства, пришёл к выводу, что «одних политических реформ недостаточно и что лишь социальная революция, покоящаяся на общей собственности, является единственным способом, совпадающим с их абстрактными основными положениями» '. В 1842 г. Энгельс активно сотрудничал в «Рейнской газете», редактором которой был Маркс. Энгельс выступил с критикой прусских законов о печати. В сентябре 1842 г. Энгельс уехал в Англию, в Манчестер, где поступил на службу в торговый дом. Там он изучал положение английских рабочих, произведения английских социалистов, знакомился с революционными деятелями. Он писал статьи в социалистические издания. Этот период в жизни Энгельса характеризуется переходом к материализму и коммунизму. Ленин отмечает, что социалистом Энгельс стал только в Англии. В 1844 г. Маркс и Энгельс вместе принимают самое горячее участие в деятельности революционных групп в Париже. Маркс считал своим долгом создать такой орган печати, который обобщал бы немецкую и французскую культуру. Вместе с левогегельянцем Руге Маркс стал издавать в 1844 г. «Немецко-французский ежегодник». В 1844 г., во время работы в «Немецко-французском ежегоднике», завершается поворот Маркса и Энгельса от идеализма к материализму, от революционной демократии — к пролетарскому коммунизму. В статьях, помещённых в этом журнале, Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий беспощадную критику всего существующего, апеллирующий к массам, к пролетариату. Но нужно отметить, что ранние произведения Маркса и Энгельса не являются произведениями зрелого марксизма. Маркс и Энгельс находились ещё под влиянием теорий классической буржуазной политической экономии и не полностью преодолели влияние утопического социализма. Экономические вопросы в статьях Маркса и Энгельса в «Немецко-французском ежегоднике» В «Немецко-французском ежегоднике» (вышел всего только один сдвоенный номер) Маркс поместил две статьи: «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение». Статья Маркса «К еврейскому вопросу» написана в ответ на книгу младогегельянца Бруно Бауэра «Еврейский вопрос» (1843 г.). Бауэр рассматривал еврейский вопрос только как религиозный. Маркс причины существования еврейского вопроса искал в условиях материальной жизни общества. В связи с этим Маркс дал характеристику буржуазного общества, которое он тогда ещё называл гражданским. В этом обществе, отмечал Маркс, где каждый преследует только свой частный интерес, господствует конкуренция и анархия, богом являются деньги. При этом Маркс подметил, что «Деньги — это всеобщая, установившаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей»1, это — отчуждённый труд, господствующий над людьми. " В статье «К критике гегелевской философии права. Введение» Маркс отвергал гегелевские реакционные выводы, оправдывающие прусский монархический строй. Он призывал к революционному уничтожению этого строя. Маркс различал тогда два вида революции — политическую и общечеловеческую. Под политической он понимал буржуазную революцию, а под общечеловеческой — революцию, которую совершит пролетариат. То обстоятельство, что Маркс в то время называл пролетарскую революцию общечеловеческой, свидетельствует о том, что он ещё не полностью преодолел влияние идей утопического социализма. Однако в отличие от социалистов-утопистов Маркс уже тогда подчёркивал особую роль пролетариата в революции. Рассматривая положение Германии в то время, Маркс писал, что «эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации — философия; ее сердце — пролетариат» 2. Несколько позже, в примечаниях к статье Руге «Король прусский и социальная реформа», Маркс развил эту идею на основе анализа восстания силезских ткачей 1844 г. В нем он увидел начало боевых выступлений пролетариата против частной собственности. В этом восстании, подчёркивал Маркс, «осознается сущность пролетариата»3. Другим, весьма важным положением статьи «К критике гегелевской философии права» является анализ соотношения революционной теории и практики. Маркс отметил, что возникновение теории обусловлено материальными потребностями жизни общества: «Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей»4. Он чётко сформулировал мысль о том, что философия должна служить делу рабочего класса, быть его духовным оружием. Тогда она превратится в материальную силу. Маркс писал: «...материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» 1. В «Немецко-французском ежегоднике» была опубликована статья Энгельса «Наброски к критике политической экономии». Статья начинается с характеристики буржуазной политической экономии как «науки обогащения». Здесь Энгельс кратко изложил историю политической экономии — меркантилизм, учение А. Смита, Рикардо, Мальтуса, Мак-Куллоха, Милля. В итоге он сделал вывод, что «чем ближе экономисты к нашему времени, тем дальше они от честности»2. Эволюцию буржуазной политической экономии Энгельс рассматривал в связи с развитием производства и торговли, в связи с развитием частной собственности. Однако Энгельс тогда ещё не различал классическую и вульгарную буржуазную политэкономию и критиковал Рикардо наравне с Сэем. Энгельс подверг критике основные категории политической экономии, данные в изложении буржуазных экономистов. Он начал с определения «национального богатства». Пока существует частная собственность, заметил Энгельс, это выражение не имеет смысла. Также ошибочным он считал выражение «национальная экономия». В действительности, речь идёт о частнохозяйственной экономии, так как буржуазная политэкономия оправдывает частную собственность. Важнейшим следствием частной собственности Энгельс считал торговлю. Он характеризовал её как узаконенный обман, показав, что торговля является сферой жестокой борьбы частных собственников, именуемой конкуренцией. В связи с торговлей Энгельс рассмотрел категорию стоимости. Он изложил определения стоимости, данные буржуазными экономистами, не согласившись ни с одним из них в отдельности. Энгельс в то время ошибочно полагал, что цена определяется издержками производства и полезностью3. Не понимая связи между ценой и стоимостью, Энгельс по существу отрицал стоимость, считая реальными лишь рыночные цены. Вместе с тем Энгельс подчёркивал связь стоимости с частной собственностью и конкуренцией. Тем самым он отмечал исторический характер стоимости, тогда как Рикардо считал стоимость вечной категорией. Рассматривая издержки производства и доходы трёх классов буржуазного общества, Энгельс справедливо указывал, что основой буржуазного общества является частная собственность. Раскол между капиталом и трудом вытекает из частной собственности, утверждал Энгельс. Капитал и труд противоположны, но капитал — ничто без труда, без движения. Капиталист грабит рабочего. Землевладелец, монополизируя землю, тоже грабит трудящихся. Таким образом, Энгельс отметил ограбление трудящихся собственниками средств производства. Условием для ликвидации этого ограбления является устранение частной собственности. «Раз мы устраним частную собственность, то отпадут все эти противоестественные расщепления». Энгельс характеризовал конкуренцию как неизбежное порождение частной собственности. Конкуренция — это война всех против всех за сохранение и увеличение участниками этой войны своего имущества. В этой борьбе побеждают сильные среди капиталистов и землевладельцев. Земельная рента включает в себя конкуренцию. Прибыль на капитал определяется также конкуренцией. Заработная плата зависит от конкуренции, так как рабочий противостоит рабочему. В основе конкуренции лежит частная собственность, которая дробит элементы производства. Противоположностью конкуренции является монополия. «Конкуренция покоится на интересе, а интерес снова создаёт монополию; короче говоря, конкуренция переходит в монополию. С другой стороны, монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию, подобно тому как запрещение ввоза или высокие пошлины прямо порождают конкуренцию контрабанды»2. В основе этого противоречивого процесса, как показал Энгельс, находится противоречие частной собственности. Ведь конкуренция уже предполагает монополию — монополию собственности. В этом раннем произведении Энгельс гениально предвидел порождение монополии свободной конкуренцией, тогда как буржуазные экономисты отрицают связь между монополией и конкуренцией. В связи с конкуренцией Энгельс рассматривал проблему экономических кризисов. Закон конкуренции состоит в том, что спрос и предложение постоянно стремятся совпасть друг с другом и именно поэтому никогда не совпадают. В результате возникают торговые кризисы. Происходит постоянное чередование расцвета и кризиса, перепроизводства и застоя. Корень этих явлений -ч в господстве частной собственности, которая создаёт избыток на одном полюсе и нищету и голод на другом. Энгельс правильно характеризовал относительный характер перепроизводства при капитализме, а основу экономических кризисов искал в господстве частной собственности. Но в то время Энгельс ещё не знал основного противоречия капитализма и не исследовал форм его проявления. Поэтому он не смог до конца раскрыть основу экономических кризисов. Установив, что причиной нищеты трудящихся и безработицы является монополия частной собственности, Энгельс обрушился на Мальтуса, объявившего бедствия народных масс следствием законов природы. «Производительная сила, находящаяся в распоряжении человечества, беспредельна,— писал Энгельс. — Урожайность земли может быть бесконечно повышена приложением капитала, труда и науки»'. Маркс назвал «Наброски к критике политической экономии» гениальными. В этом произведении Энгельс положил начало критике буржуазной политической экономии и критике капитализма с позиций пролетариата. Он рассмотрел здесь такие категории, как частная собственность, конкуренция, стоимость и цена, заработная плата, капитал, кризисы, монополия и др. Трактовка этих категорий еще не была полностью научной, хотя уже существенно отличалась от определений буржуазных экономистов. К рассмотрению явлений капитализма Энгельс подходил с иных классовых позиций — с позиций пролетариата. В отличие от буржуазных экономистов, рассматривавших экономические законы капитализма как вечные, Энгельс характеризовал экономические процессы при капитализме как необходимые последствия частной собственности и как исторически преходящие. Он показывал ограбление рабочих капиталистами, глубокие классовые противоречия и неизбежность кризисов при капитализме. В то время взгляды Энгельса отражали влияние социалистов-утопистов, также критиковавших капитализм с позиций трудящихся, но оказавшихся не в состоянии дать анализ капитализма. Конкретно это влияние выразилось у Энгельса в трактовке цены и стоимости, заработной платы, в рассуждениях о нарушении законов морали. Впоследствии Энгельс сам отмечал и исправлял некоторые ошибочные формулировки, данные в этом произведении. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |