|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Произведение К. Маркса «Нищета философии»«Нищета философии» означала переход к новому этапу в развитии теории марксизма — к созданию марксистской политической экономии. В предшествующих произведениях экономические проблемы рассматривались главным образом в связи с разработкой исторического материализма, форм собственности, разделения труда и др. В «Нищете философии» Маркс применяет разработанный им диалектический и исторический материализм к исследованию проблем политической экономии. На этой основе он по-новому определяет предмет и метод политической экономии, превращает политическую экономию в историческую науку. Работа «Нищета философии» состоит из двух глав: 1. Научное открытие и 2. Метафизика политической экономии. В первой главе этого произведения Маркс критикует теорию стоимости Прудона, объявившего её научным открытием. Прудон утверждал, что основное экономическое противоречие заключается в стоимости, а именно в противоречии между потребительной и меновой стоимостью. Саму стоимость Прудон считал не объективной, материальной категорией, а вечной идеей. Эта вечная идея, по его мнению, раздваивается на две противоречащие друг другу идеи — меновую и потребительную стоимость. В результате борьбы этих двух идей, по Прудону, складывается цена товара. Реализуемую стоимость Прудон назвал конституированной, или синтетической, стоимостью. Критикуя Прудона, Маркс показывает, что противоречие между потребительной и меновой стоимостью было известно и другим экономистам: в частности, Сисмонди построил на этом своё учение. Далее Маркс обнаруживает подмену Прудоном категории меновой стоимости спросом, а потребительной стоимости — предложением. В свою очередь спрос и предложение у Прудона в дальнейшем были сведены к таким абстрактным понятиям, как редкость и изобилие, полезность и мнение. Маркс сравнивает рассуждения Прудона о конституированной стоимости с определением стоимости рабочим временем у Рикардо. При этом он убедительно доказывает, что Прудон не только не сделал никакого открытия и в этой области, но отступил назад по сравнению с Рикардо. «Теория стоимости Рикардо, — пишет Маркс, — есть научное истолкование современной экономической жизни; теория стоимости г-на Прудона есть утопическое истолкование теории Рикардо». Маркс особенно подробно останавливается на критике тех реакционных выводов, которые сделал Прудон на основе своего ошибочного толкования стоимости. Прудон мечтал наделить все товары «конституированной стоимостью», т. е. добиться того, чтобы все товары обладали такой же обмениваемостью, какой обладают деньги. Раскрывая действие закона стоимости, Маркс показывает утопичность идей Прудона, сеявшего иллюзии о возможности реорганизации обмена при сохранении товарного производства. Он отмечает, что подобные проекты также не являются изобретением Прудона — до него подобную идею выдвигали английские социалисты-утописты и мелкобуржуазные экономисты. Во второй главе Маркс критикует идеалистический, метафизический метод Прудона. Он начинает с разбора метода Гегеля, вскрывая его порочность с позиций диалектического материализма. Маркс делает ряд замечаний по методу, имеющих отношение не только к Прудону, но и ко всей буржуазной политической экономии. Вслед за методом Маркс опровергает прудоновскую трактовку разделения труда и машин, конкуренции и монополии, земельной собственности и земельной ренты. В заключительном параграфе Маркс останавливается на вопросе о стачках и коалициях рабочих. Прудон выступал против стачек и других форм борьбы рабочих, направленных на повышение заработной платы. Он утверждал, что повышение заработной платы обязательно приведёт к росту цен и ничего не даст рабочим. Маркс отвергает попытку Прудона теоретически обосновать враждебное отношение к стачкам. Маркс показывает, что «повышение и понижение прибыли и заработной платы выражают лишь ту пропорцию, в которой капиталисты и рабочие участвуют в продукте рабочего дня, вовсе не влияя в большинстве случаев на цену продукта»2. Он раскрывает необходимость повседневной экономической борьбы рабочих и последующего перерастания её в борьбу за завоевание власти. Значение произведения Маркса «Нищета философии» не только в критике утопических и реакционных идей Прудона. Огромное значение этого произведения состоит и в том, что в нем Маркс развил важнейшие положения марксистской политической экономии. В «Нищете философии» Маркс формулирует основные методологические принципы в области политической экономии. Критикуя Прудона, Маркс выдвинул положение о том, что экономические категории есть «лишь теоретические выражения, абстракции общественных отношений производства». Он показал, что производственные отношения зависят от развития производительных сил, изменяются вместе с изменением последних. Маркс открыл, что экономические категории, так же как и выражаемые ими производственные отношения, носят исторический преходящий характер. Все эти важнейшие принципы Маркс изложил вначале в письме к Анненкову от 26 декабря 1846 г., явившемся первым откликом на работу Прудона. Там Маркс подчеркнул, что «люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории...». Маркс дал также в этом письме характеристику производительных сил, производственных отношений и их диалектического взаимодействия, развивая тем самым идеи, высказанные в «Немецкой идеологии». Это была совершенно новая постановка вопроса. Буржуазная классическая политэкономия рассматривала капиталистический способ производства, а следовательно, и присущие ему законы как вечные и естественные. Поэтому она никогда не стремилась проследить историческое развитие экономических законов и категорий. Маркс впервые превратил политическую экономию в историческую науку, изучающую исторически определённый способ производства, определённые производственные отношения. Тем самым Маркс совершенно по-новому определил предмет политической экономии. Разоблачая Прудона, Маркс закладывает основы своего учения об определяющей роли производства по отношению к обращению и потреблению. В этом произведении Маркс положил начало своей теории трудовой стоимости, определив стоимость как кристаллизованный труд. Здесь Маркс ещё не исследовал двойственного характера труда, создающего товар, но в отличие от предшественников (Смит, Рикардо), считавших стоимость вечной и естественной, он характеризует её как историческую категорию, выражающую производственные отношения товарного производства. Критикуя теорию «рабочих денег» Прудона, Маркс противопоставляет ему теорию денег Рикардо. Однако и в этом вопросе в отличие от Рикардо Маркс указывает на исторический характер денег, на связь между товарами и деньгами. Деньги он рассматривает как меновую стоимость товара, подчёркивая этим невозможность товарного производства без денег. В «Нищете философии» Маркс закладывает основы теории прибавочной стоимости. В то время Маркс ещё считал, что рабочий продаёт свой труд. Но в отличие от Рикардо Маркс уже тогда отмечал, что труд стал товаром лишь при определённых общественно-исторических условиях. На труде-товаре, пишет Маркс, основано все современное общество1. Уже тогда Маркс открыл особое свойство этого товара — производить большую стоимость, чем та, которая уплачивается за труд. Он показал также, что этот излишек стоимости присваивает капиталист. В полемике с Прудоном Маркс останавливается и на рикардовской теории ренты. Маркс тогда ещё разделял некоторые положения этой теории. Выступая против Прудона, Маркс излагает теорию ренты Рикардо. Но в отличие от Рикардо Маркс показывает, что в буржуазном обществе рента выражает капиталистические производственные отношения. Он кладёт начало критике «закона убывающего плодородия почвы», с которым была связана теория ренты Рикардо. Маркс отмечает, что плодородие почвы не в такой степени является естественным качеством почвы, сколько зависит от современных общественных отношений. Здесь же Маркс рассматривает требования о национализации земли, выдвигаемые буржуазными экономистами, квалифицируя эти требования как буржуазную меру. В. И. Ленин, разрабатывая учение о национализации земли, неоднократно ссылался на это произведение Маркса. С позиций диалектического материализма Маркс анализирует исторический процесс разделения труда в обществе. Он показывает, что разделение труда вовсе не является вечной идеей, как полагал Прудон, что оно вовсе не вытекает из природы человека, как считал Смит, а обусловлено определённым состоянием производительных сил. В связи с этим Маркс анализирует разделение труда в мануфактуре и на фабрике. Он опровергает утверждение Прудона о том, что машина якобы противостоит разделению труда. Большой интерес представляют высказывания Маркса о взаимодействии монополии и конкуренции. Развивая положения, высказанные по этому вопросу в черновых рукописях 1844 г., Маркс показывает здесь противоположность монополии и конкуренции и их сочетание. Он пишет: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение». Прудон выступал против тех, кто намеревался заменить конкуренцию соревнованием. В связи с этим Маркс указывает на различие между конкуренцией и соревнованием. Конкуренция— это историческая категория, это соревнование ради прибыли. В других общественных условиях будет существовать промышленное соревнование, целью которого будет продукт, а не прибыль. Работа Маркса «Нищета философии» имела большое значение для формирования научного социализма. В ней Маркс по-новому определил предмет политической экономии и приступил к анализу её важнейших категорий: товара, стоимости, денег, ренты, конкуренции, монополии. Маркс здесь продолжил анализ разделения труда и стадий развития капитализма в промышленности, данный им ещё в «Немецкой идеологии». В «Нищете философии» Маркс положил начало исследованию прибавочной стоимости. «Нищета философии» имеет огромное значение для критики буржуазной политической экономии, которая рассматривает экономические законы капитализма как вечные и неизменные и выдвигает на первый план не материальное производство, а обмен. Критика Марксом Прудона полностью относится и к современным буржуазным и мелкобуржуазным теоретикам, которые стремятся внушить рабочему классу иллюзию о возможности улучшения его положения в условиях капитализма путём реформ в области обращения. Лекции К. Маркса «Наемный труд и капитал» Это произведение создано на основе лекций, читанных немецким рабочим в Брюсселе в 1847 г. В этой работе Маркс раскрыл экономическую основу классовой борьбы пролетариата. Здесь Маркс впервые исследовал основное производственное отношение капитализма — отношение между капиталистами и наёмными рабочими. Произведение «Наёмный труд и капитал» представляет собой важный этап в подготовке Марксом его главного труда — «Капитала». Основные положения этой работы — о сущности капитала и его накопления — впоследствии вошли в I том «Капитала». В первых двух статьях Маркс рассматривает проблему заработной платы. Как и в «Нищете философии», в этой работе Маркс ещё не проводит различия между трудом и рабочей силой. Но под продажей труда он понимает продажу жизнедеятельности рабочего, т. е. по существу рабочей силы. Уже в этом произведении Маркс указывает, что продукт этой жизнедеятельности не принадлежит рабочему, последний отчуждён от продукта своего труда. При этом Маркс рассматривает отчуждение труда как особую форму его порабощения, присущую только капитализму. Следовательно, здесь Маркс близко подходит к трактовке рабочей силы как товара. Рассматривая величину заработной платы, Маркс показал, что она колеблется вокруг стоимости труда, так же как и рыночные цены других товаров колеблются вокруг их стоимости. Открытие Маркса состоит здесь в том, что он рассматривал рыночные цены как форму проявления закона стоимости. Предшественники Маркса, такие, как Рикардо, видели отклонения цен от стоимости, но не понимали необходимости их. Социалисты-утописты считали колебания цен нарушением закона стоимости. В третьей статье Маркс анализирует капитал. Предшественники Маркса отождествляли капитал с вещами. Меркантилисты считали капиталом деньги, представители классической буржуазной политэкономии определяли капитал как накопленный труд, предназначенный для дальнейшего производства. Маркс показывает, что капитал — это «буржуазное производственное отношение». Он обязательно предполагает наёмный труд, а наёмный труд предполагает капитал. Капитал сохраняется и умножается благодаря обмену наживой труд. И в этой работе Маркс продолжал проводить различие между стоимостью труда и той стоимостью, которую создаёт труд. Он подчёркивал, что потребление труда, как и потребление любого купленного товара, принадлежит покупателю, в данном случае — капиталисту. Поэтому капиталист присваивает себе неоплаченный труд не в нарушение закона стоимости, а на его основе. Эти положения составляют ядро теории прибавочной стоимости. Рассматривая капитал и наёмный труд как две стороны одного общественного отношения, Маркс высмеивает буржуазные теории об общности интересов рабочих и капиталистов. Интересы этих классов прямо противоположны, так как одна сторона — буржуазия — эксплуататоры, а другая сторона – рабочие - эксплуатируемые. Маркс подчёркивает, что при капитализме наёмный рабочий всегда остаётся наёмным рабочим. Буржуазные экономисты утверждали, будто и капиталисты и рабочие заинтересованы в росте производительного капитала. Маркс обстоятельно исследует, что означает рост производительного капитала и как он отражается на положении рабочих. Этой проблеме посвящены четвертая и пятая статьи. Вывод Маркса таков, что рост производительного капитала есть в то же время возрастание власти накопленного труда над живым трудом, усиление господства буржуазии над рабочим классом. Анализируя действие факторов, сопровождающих накопление капитала (разделение труда, развитие техники, замена квалифицированного труда неквалифицированным, рост безработицы), Маркс делает вывод об обнищании рабочего класса. Маркс по существу открывает относительное и абсолютное обнищание рабочего класса по мере накопления капитала. В рукописи «Заработная плата», являющейся подготовительным наброском для последних лекций Маркса, прочитанных во второй половине декабря 1847 г., но не опубликованных в «Новой Рейнской газете», был рассмотрен также вопрос о структуре капитала и её изменении в связи с накоплением. Маркс делил тогда производительный капитал на три части: 1) сырье; 2) орудия труда и вспомогательные материалы; 3) капитал, предназначенный на содержание рабочих. Он уже в то время установил, что стоимость первых двух частей капитала не создаётся вновь и не меняет своей величины, а лишь переносится на новый 'продукт. Увеличение стоимости происходит только благодаря труду рабочих. Маркс показал, далее, что первые две части капитала возрастают неизмеримо быстрее, чем та часть, которая затрачивается на заработную плату. Отсюда Маркс делает вывод, что рабочим приходится делить между собой все уменьшающуюся по сравнению со всей массой производительного капитала часть этою капитала, следовательно, их конкуренция все усиливается. Таким образом, Маркс уже в то время разработал основные положения всеобщего закона капиталистического накопления. На этой основе Маркс опровергал теорию Мальтуса о народонаселении. Он показал относительный характер перенаселения при капитализме. Рабочее население в действительности возрастает быстрее не по отношению к жизненным средствам вообще, а по отношению к спросу капитала на труд. Маркс опровергает также буржуазные иллюзии о возможности коренного улучшения положения рабочих при капитализме путём организации сберегательных касс, просвещения и т. д. Сделав вывод об обнищании рабочих при капитализме, Маркс в то же время подчёркивает, что только при капитализме создаются необходимые материальные предпосылки для освобождения пролетариата и основания нового общества. Без этого и сам пролетариат, отмечает Маркс, «...не достиг бы такого объединения и такой ступени развития, когда он действительно становится способным совершить революцию в старом обществе и революционизировать самого себя». Лекции Маркса, прочитанные в Брюссельском рабочем союзе, нашли живой отклик в передовой печати. Отзыв на лекции был опубликован в «Немецкой Брюссельской газете» в январе 1848 г. Опубликование этих лекций в апреле 1849г. в виде передовых статей в «Новой Рейнской газете» сыграло большую роль в деле просвещения рабочих. Публикация «Наёмного труда и капитала» не была тогда закончена, так как газета была закрыта прусским правительством. Впоследствии это произведение неоднократно переиздавалось. Энгельс после смерти Маркса внёс в него поправку, поставив вместо термина «труд» термин «рабочая сила», учение о которой было изложено Марксом в «Капитале». «Наёмный труд и капитал» был переведён на русский язык группой «Освобождение труда» и издан в Женеве в 1883 г. Вопросы политической экономии в «Манифесте Коммунистической партии» «Манифест Коммунистической партии» является важнейшим программным документом марксизма. В. И. Ленин писал о нем: «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира». Основные положения «Манифеста» получили блестящее подтверждение в практике классовой борьбы и социалистического строительства. С точки зрения развития марксистской теории «Манифест» является завершением работ Маркса и Энгельса 40-х годов в области истории, философии, политической экономии и социализма. Первым наброском этого произведения являются «Принципы коммунизма», написанные Энгельсом. «Принципы коммунизма» изложены в форме вопросов и ответов. Там сжато сформулированы идеи о возникновении и развитии капитализма, о классовой борьбе и неизбежности социалистической революции. В «Принципах коммунизма» дана также краткая характеристика коммунизма. Основные положения «Принципов коммунизма» были освещены в письме Энгельса Марксу от 23 ноября 1847 г. В первой главе «Манифеста» под названием «Буржуа и пролетарии» Маркс и Энгельс рассматривают возникновение и развитие капиталистического способа производства, формирование классов буржуазного общества, их антагонизм. Глава заканчивается выводом о всемирно-исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазии. Во второй главе «Пролетарии и коммунисты» даётся характеристика коммунистической партии, её руководящей роли и задач по построению коммунизма. Там же излагаются важнейшие положения о коммунистическом обществе. Третья глава — «Социалистическая и коммунистическая литература» — посвящена анализу основных теорий домарксовского социализма. В четвертой главе рассматривается отношение коммунистов к другим партиям. Там отмечается, что коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего строя. В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс продолжают анализ капиталистического способа производства и высказывают ряд важнейших положений, характеризующих коммунистическое общество. В «Манифесте Коммунистической партии» исследуется вопрос о возникновении и развитии капиталистического способа производства. Эта проблема рассматривалась Марксом в его ранних произведениях. Уже в «Экономическо-философских рукописях» Маркс анализировал различие между феодальной и буржуазной собственностью. В «Манифесте» было показано, как происходило развитие капитализма на основе перехода от мелкого ремесла к мануфактуре и от мануфактуры — к фабрике. Важнейшим фактором развития производительных сил были буржуазные производственные отношения. «Буржуазия менее, чем за 100 лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые»,— отмечали Маркс и Энгельс. Но на определённом этапе буржуазные отношения становятся оковами развития производительных сил. Таким образом, в «Манифесте» уже раскрыта экономическая основа социалистической революции, заключающаяся в несоответствии капиталистических производственных отношений производительным силам буржуазного общества. Здесь же получила дальнейшее развитие характеристика Марксом и Энгельсом экономических кризисов, как результата господства частной капиталистической собственности. Кризисы Маркс и Энгельс характеризуют как возмущение производительных сил против капиталистической собственности. «Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями»1. Маркс и Энгельс указывают здесь на периодичность кризисов и предвидят их углубление по мере развития капитализма. Буржуазия преодолевает кризисы отчасти путём уничтожения массы производительных сил, а отчасти путём усиления эксплуатации рынков. Тем самым она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы, уменьшает средства противодействия им. В неразрывной связи с историей капиталистического производства в «Манифесте» исследуется возникновение и развитие буржуазии и пролетариата, даётся научное определение пролетариата как класса, лишённого средств производства и живущего продажей своего труда. Эти положения были высказаны Марксом и прежде, особенно в «Наёмном труде и капитале». Развивая свои взгляды на положение рабочего класса при капитализме, Маркс и Энгельс делают выводы об обнищании рабочего класса и о неизбежности борьбы рабочих против гнёта капитала. Они прослеживают развитие классовой борьбы пролетариата с самого начала его возникновения. Эта борьба неизбежно должна привести к социалистической революции. В «Манифесте» в развёрнутом виде даны коренные отличия пролетарской революции от революции буржуазной. Здесь Маркс и Энгельс раскрывают субъективные предпосылки социалистической революции. «Буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, — современных рабочих, пролетариев». Задача рабочего движения и, следовательно, задача коммунистов— уничтожение частной собственности, последней формой которой является капитал. В связи с этим в «Манифесте» получает дальнейшее развитие учение Маркса и Энгельса о капитале. Капитал в «Манифесте Коммунистической партии» характеризуется как собственность, эксплуатирующая наёмный труд. В «Манифесте» Маркс и Энгельс излагают основные принципы коммунистического общества. Главным условием его осуществления они считали превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат, завоевав власть, упраздняет старые производственные отношения и организует по-новому экономику. Предлагаемые в «Манифесте» конкретные мероприятия сводились к следующему: экспроприация земельной собственности, централизация кредита и транспорта в руках государства, рост государственной собственности, постепенное устранение противоположности между городом и деревней, обязательность труда для всех и др. Коммунизм означает уничтожение частной собственности, превращение её в общественную. Маркс и Энгельс разоблачают буржуазных экономистов, отождествляющих частную и личную собственность и утверждающих, что коммунисты будто бы хотят уничтожить лично приобретённую, добытую своим трудом собственность. В «Манифесте» Маркс и Энгельс подчёркивают, что «коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд». В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд — это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих. В этих положениях «Манифеста» выражено принципиальное отличие целей производства капиталистического и коммунистического общества. Там же коммунистическое общество характеризуется как бесклассовое, в котором политическая власть в собственном смысле слова отмирает. В «Манифесте» излагаются вопросы, имеющие непосредственное отношение к истории экономических учений. Там содержится критика всех видов домарксовского социализма. В зависимости от классового содержания Маркс и Энгельс делят этот социализм на три группы: реакционный, консервативный и критически-утопический. Реакционный социализм— это прежде всего феодальный социализм, отражающий стремление феодального дворянства опереться на народ, чтобы вернуть себе утерянные в борьбе с буржуазией позиции. К реакционному социализму Маркс и Энгельс относят и мелкобуржуазный социализм. Последний, хотя и содержал в себе критику капитализма, был, по существу, реакционен, так как ставил своей целью возвращение от крупного машинного к мелкому производству. В отличие от реакционного консервативный социализм стремится сохранить капиталистические отношения. По своему классовому содержанию он является буржуазным и представляет собой попытку буржуазии обмануть трудящихся путём обещаний мелких реформ. Критика Марксом и Энгельсом буржуазного социализма не утратила своего значения и в настоящее время. Современные правые социалисты, лейбористы и ревизионисты повторяют основные положения буржуазного социализма и также стремятся приклеить социалистический ярлык на фасаде капитализма, чтобы отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Критически-утопическим социализмом Маркс и Энгельс называли учения первых выразителей интересов пролетариата и всех трудящихся, эксплуатируемых капиталом. Критически-утопический социализм возник в период неразвитого капитализма и неразвитой классовой борьбы пролетариата. Эти обстоятельства обусловили его недостатки: непонимание исторической роли пролетариата, оторванность от рабочего движения, отсутствие глубокого анализа капитализма и научного обоснования неизбежности социализма. Вместе с тем Маркс и Энгельс показали заслуги великих социалистов-утопистов, заключавшиеся в критике капитализма и предвосхищении многих черт социалистического общества. Маркс и Энгельс подчеркнули, что по мере развития классовой борьбы пролетариата критически-утопический социализм с его упорным отрицанием классовой борьбы также вырождается в консервативный и реакционный. «Манифест Коммунистической партии» знаменовал новый шаг в революционном перевороте в политической экономии. В этом произведении Маркс и Энгельс подвели итоги своим ранним исследованиям и углубили учение о возникновении капитализма и развитии его противоречий, о капитале и наёмном труде, о социалистической революции. Вместе с тем в «Манифесте» ещё не был открыт основной экономический закон капитализма, не было исследовано действие других экономических законов капитализма. Вывод о неизбежности социалистической революции и диктатуры пролетариата нуждался, поэтому, в дальнейшем обосновании. В период до 1848 г. происходило формирование марксизма. Этот период знаменовался переходом Маркса и Энгельса с позиций революционного демократизма к коммунизму, разработкой диалектического и исторического материализма. На этом этапе на первый план выдвигались философские проблемы, осуществлялась разработка нового метода исследования. Однако уже в это время Маркс и Энгельс положили начало революционному перевороту в политической экономии, приступив к исследованию производственных отношений, экономических законов и категорий капитализма. По-новому был определён предмет политической экономии. Буржуазные экономисты считали предметом политэкономии богатство, Маркс и Энгельс — производственные отношения людей. Экономические категории и законы стали рассматриваться как проявления производственных отношений, следовательно, не как вечные, а как исторически преходящие. В этот период было дано марксистское определение капитала, положено начало учению о стоимости и прибавочной стоимости, сделан вывод об обнищании рабочего класса по мере накопления капитала, дана характеристика экономических кризисов и указана их основа — противоречие между производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, указаны стадии развития капитализма в промышленности, сформулированы некоторые черты коммунистического общества. Вместе с тем в то время Маркс ещё не исследовал характера труда, создающего товар. Поэтому анализ закона стоимости не был завершён. Ещё не был разрешён вопрос о природе особого товара — рабочей силы, не исследован процесс производства прибавочной стоимости и другие проблемы. «В сороковых годах, — отмечает Энгельс, — Маркс ещё не довёл до конца своей критики политической экономии. Это было сделано лишь к концу пятидесятых годов. Поэтому его работы, появившиеся до выхода первого выпуска «К критике политической экономии» (1859 г.), в отдельных пунктах отклоняются от работ, написанных после 1859 г., и содержат выражения и целые фразы, которые, с точки зрения позднейших работ, являются неудачными и даже неверными». В период формирования марксизма важное место в работах и рукописях Маркса и Энгельса занимало их отношение к предшествующим учениям, в частности критика немецкой философии, утопического социализма и буржуазной политической экономии. Но и в этот ранний период своей деятельности Маркс и Энгельс (не ограничивались только анализом теоретических источников. На основе обобщения опыта классовой борьбы пролетариата они сделали вывод о неизбежности социалистической революции и диктатуры пролетариата для построения социализма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |